43


Крыса. Рассказ
1. Таня
Таня – молодая симпатичная женщина – работала на себя. Бизнес не был крупным. Он не был даже малым. Скорее, его можно было охарактеризовать как микро. Но – сама себе хозяйка, и всё что заработала – её. Красный диплом, упорство и ответственное отношение к делу дали результат – через десяток с небольшим лет сколотился капитал, на который можно было позволить себе личную квартиру.
- Могла ли я себе представить, что в тридцать лет у меня будет собственное жилье? – мечтала Таня. – Лоджию сделаю полностью стеклянной. Прихожая будет выложена плиткой в белых тонах. А в зале поставлю камин. Любименькая квартирка моей мечты!
К покупке подвигала и не совсем приятная ситуация. Бабушка, жившая в другом городе, всё больше нуждалась в уходе. И рано или поздно старушку надо было забирать к себе в Смоленск, хотя та и не хотела (таковы все старики).
2. Каролина
Пересмотрев множество вариантов предлагаемых в городе квартир и загородных домов, Таня остановилась на новостройке в ближнем пригороде. Удаленность от делового центра не смущала. А вокруг хвойный лес, несколько озер, чистейший в отличие от самого города воздух, есть инфраструктура: автобус, продуктовые магазины, аптека, пункты выдачи интернет-заказов… Одним словом, красота!
Если у вас квартира в кредит, вы будете ее ремонтировать и меблировать не исходя из того, чего хотите, а на что хватит средств. Но если финансы есть, вы можете себе позволить и качественную отделку, и ту обстановку, какую пожелаете. Правда, для этого вам понадобится дизайнер интерьера. Так в жизни Тани появилась Каролина.
Каролину посоветовал один из риэлторов, который предлагал Тане варианты «своих» квартир (ни одна из них не понравилась, но контакт остался). Девушка произвела самое приятное впечатление – с ходу поняла все желания клиента, дала несколько дельных советов, где-то подсказала, что-то не рекомендовала. За свою работу брала, правда, недешево, но ударили по рукам. Готовность технического проекта обещала через два месяца. И, как бы бонусом помимо всего, в общую стоимость входило сопровождение Тани по строительным магазинам (два раза).
3. Эйфория
Проект через два месяца готов не был (забегая вперед: не был он готов и через полгода – то болела, то училась, то сильно занята, то отдыхала за границей, то опять болела), но время покупок настало. Каролина проявляла чудеса усердия, не щадя своего времени и оказывая всю посильную помощь. Вместо двух консультативных сопровождений она побывала с Таней везде – здесь выбрали и купили сантехнику, там плитку, там ламинат, там краску и штукатурку (очень редкую и очень красивую), там электрику и осветительные приборы. Впереди маячила покупка мебели, но это после полного завершения ремонта, когда будут точно известны все размеры стен (при дизайнерском ремонте сбивается вся штукатурка застройщика и всё делается «с нуля»).
- Вот видите, - делилась Таня со знакомыми, - без дизайнера в таких делах не обойтись. Откуда я знаю, где и что продается именно под мой стиль? Их свойства, разновидности, характеристики, различные нюансы… Каролина – золото, а не человек. Она мне так помогает, что заплаченные 120 тысяч того стоят!
Да, выходило дорого, но ведь всё высшего качества. Кроме того, Каролина уверяла, что с таким ремонтом квартира и стоить будет соответственно, ее всегда можно без убытка продать. Это успокаивало.
4. Разочарование
Звоночек прозвенел внезапно. Увидев в магазине понравившийся камин, Таня выложила его фото в социальных сетях. Откликнулся Александер – человек из разряда «знакомые знакомых моих знакомых», у всех нас есть категория таких людей, которых вы в глаза не видели, но те почему-то числятся в друзьях. Камин Александеру очень понравился, он сам недавно прошел путь ремонта и достиг уровня «покупка мебели». Разговорились, узнал сколько стоит. Оказалось, что 130 тысяч. Спросил, что и по каким ценам она вообще покупала, Таня отправила фото чеков.
Александер заказал Тане этот же самый камин за 100 тысяч. Вернее, цена значилась, как и у нее, 130, но затем минусовалась скидка. То, что потом пояснил новый друг, - это уже был не звоночек, это бил набат.
- Ты понимаешь, что тебя водят по самым дорогим магазинам с самыми высокими ценами? – говорил он по телефону Тане. – Ты переплачиваешь просто нереальные деньги! Не худшего качества материалы, но другого производителя можно купить гораздо дешевле. Кроме того, если ты делаешь заказ на такие суммы, тебе положена скидка минимум 10%, так везде.
- Я везде спрашивала продавцов о скидке, и мне отвечали, что не предусмотрено, - сокрушалась Таня. – Везде, в каждом месте.
- Дизайнер в это время была с тобой?
- Да.
- Врут. Скидка есть всегда. И если ее не дают тебе, то получает она.
После такого разговора Таня не могла найти себе места. На следующий день обзвонила все те магазины, в которых побывала с Каролиной, и в каждом месте, не зная кто она такая, подтвердили скидку при покупке от 100 тысяч рублей. Это был шок. Шок и досада. Человек, которому она не только доверяла, но и платила деньги, чтобы тот действовал в ее интересах – этот человек в сговоре с менеджерами воровал ее деньги. Даже при том минимуме непредоставленной скидки в 10% счет переплат шел на сотни тысяч…
5. Вернуть своё
Решив, что ничего не теряет, если попытается вернуть положенную ей по справедливости скидку, Таня начала действовать. Первым стал магазин электрики. Аванс был внесен, но товар не получен, т.к. какие-то комплектующие еще не прибыли. Не без труда найдя заместителя директора (и, кажется, супругу владельца) в Инстаграм, Таня написала ей, что планирует сделать крупную покупку, но предыдущие условия (непредоставленная скидка), её не устраивают. Если магазин пересчитает цены по текущему заказу, то она станет покупать в нем и дальше. На той стороне поинтересовались, что это был за заказ, и… отказали. Но через несколько часов вдруг согласились, предложив встретиться в самом магазине.
Заместитель директора оказалась весьма приятным человеком, правда, больше нахваливала свой магазин, но по сути вопроса выяснилось следующее. Да, магазин заинтересован в таких дизайнерах и платит им премию. Потому что неприкормленный дизайнер поведет клиента к конкуренту, а не сюда. Но они, не предоставив Тане скидку, ничем ее не обманули, т.к. покупателем считается не она, а Каролина (счет действительно был на имя Каролины, хотя Таня расплачивалась своей картой), и Каролина сама решает, со скидкой ей покупать или же вообще без скидки. Но магазин также заинтересован и в таких крупных покупателях (вы же планируете приобрести у нас товар на еще более значительную сумму?) и поэтому за свой счет предоставляет Тане скидку в размере 12%.
Это была победа!
Следующим стал магазин сантехники. Товар был оплачен полностью, но всё ещё хранился на складе магазина. Выяснив по телефону, когда будет руководство, Таня приехала на встречу. Руководство в виде директора-мужчины быстро вникло в ситуацию, но долго мялось и не могло ничего решить. Однако поняв, что назревает скандал (Таня была решительна вплоть до отмены своей крупной покупки), вызвонило еще более высокое руководство (вероятно, учредителя), и когда тот приехал, Тане был дан ответ, что ситуация не простая, почему ей, как покупателю на внушительную сумму, менеджер не предоставил скидку, сейчас сказать сложно, но всё обязательно выяснят, разберутся и завтра обязательно перезвонят.
Перезвонили, извинились за менеджера и обещали скидку вернуть. Ура! Ура! Ура!
В магазине краски посчастливилось встретить директора. Женщина оказалась милой и доброжелательной. Узнав, на какую сумму был сделан заказ краски (весьма дорогой) и штукатурки (специальной и не менее дорогой) и что при этом не предоставлена скидка, тут же дала указание снизить цену на 15%. Более того, Таню внесли в базу вип-клиентов с предоставлением пожизненной скидки на те же 15%. Товар был Таней оплачен частично, поэтому доплата стала значительно меньше.
Тут же выяснился интересный факт. В присутствии Каролины менеджер божился, что такую штукатурку может правильно нанести (в три слоя) лишь их специально обученный мастер, за что, разумеется, следует доплатить еще 50 тысяч рублей. Сейчас оказалось, что с работой справится любой строитель, имеющий навык работы с штукатурками. Кроме того, в интернете существуют образовательные ролики, описывающие процесс нанесения этого материала со всеми возможными нюансами.
Сказать, что Таня была довольна – ничего не сказать. Она тут же для себя решила, что в этот магазин за покупками обязательно придет и в следующий раз, если того потребуют обстоятельства. Дорого – да. Но качественно. Плюс скидка на любую сумму покупки. Плюс очарование руководителем торговой точки. Приятное чувство осталось навсегда.
В магазине ламината прошло не всё так гладко, как ранее. Материалы были выкуплены полностью, но еще хранились в магазине. Ситуация была схожая с магазином сантехники, однако владелец в пересчете стоимости заупрямился, сославшись на то, что товар хотя и остаётся у них, но уже несколько месяцев как продан и принадлежит Тане, сделка состоялась, и ни о каком пересчете речи быть не может. Но Таня не сдавалась, начались переговоры.
Оказалось, что за это время ламинат подорожал, но скидка в размере 10% при покупке от 100 тысяч рублей действовала и тогда, и действует сейчас. Посчитали в текущих повышенных ценах с учетом скидки, сравнили в прежних ценах без скидки. Оказалось, что если Таня вернет свой купленный ламинат магазину и заново оформит покупку, то останется в выигрыше. Существенно небольшом, но выигрыше. Договорились о следующем:
- ИП (с ним велись переговоры) официально возвраты-покупки оформлять не станет (бюрократия с кассами-отчетами), но разницу просто вернет на карту (что вскоре и произошло);
- ламинат останется на складе магазина с бесплатным хранением еще на 3 месяца (в квартире шел ремонт, и завозить в нее всё и сразу резона не было никакого);
- продавец в качестве бонуса осуществит бесплатную доставку.
Это был компромиссный вариант. Искусство дипломатии. Ни одна из сторон не получила полностью своё, но сумели договориться и не расстаться врагами.
В магазин керамической плитки Таня не обращалась, с момента покупки прошло полгода, и шансов на успех не было никаких. Но, тем не менее, в итоге ей удалось вернуть 80% скидок, на которые ее изначально «нагрели». Неплохо с учетом того, что это были сотни тысяч рублей.
6. Крыса
Нет сомнений, что систему обмана, с которой столкнулась Таня, придумала не сама Каролина, а владельцы магазинов. Магазин заинтересован в продажах и привлекает такого рода каролин, выплачивая им «премию» за каждого клиента, но не из собственных денег, что было бы справедливо, а за счет покупателя. Того самого покупателя, который может никогда и не узнать, что стал жертвой мошенничества и обмана, и что его ведут в нужный дизайнеру магазин, простите за грубое сравнение, как овцу на заклание.
В одном из мебельных салонов, куда Таня позднее пришла одна, ей поведали интересную схему ценообразования, которая заключается в следующем. Если покупатель приходит сам, то ему будет одна цена. Если его приводит дизайнер, то на 10% выше. При этом дизайнер может вообще ничего не делать и сидеть на диване (вся мебель будет показываться, выбираться и проектироваться в специальной программе сотрудником салона), но получит 6% от суммы заказа.
Человек совести предложил бы Тане сопровождение в магазин как дополнительную услугу с дополнительной оплатой, действовал в интересах клиента, помог выбрать строительные материалы со скидкой и получил бы за 2-3 часа условные 5 тысяч честно заработанных рублей. Но наша Крыса действовала иначе. Зачем ей 5, если можно 50 или даже 100? Врать и при этом сочувственно вздыхать, когда другая мошенница-продавец сообщает, что скидки не предусмотрены – плёвое дело.
Как оказалось, равнодушие, безразличие, отсутствие моральных и этических ценностей давно и многими были замечены в характере Каролины. Некоторые продавцы тет-а-тет (после того, как правда со скидками открылась) поделились с Таней откровениями.
- Все дизайнеры у нас получают премию, - вздыхала Светлана, - но таких жадных нет нигде. Две девочки-дизайнеры (назвала по именам) сами придут, что надо по составленному списку закажут, и скромно своё получат. А этой же всё мало. Пока вы ходили по залу, она сидела возле меня и бубнила: «Никаких скидок не давать, никаких скидок не давать». А ведь это я для вас всё выбирала. Она – тупая, не знает даже, что и с чем стыкуется, просто со мной рядом сидела. Вы не представляете, сколько она получает. Её все ненавидят за то, как она обирает клиентов, два наших магазина уже отказались с ней работать, похоже, что и здесь она ненадолго…
Узнав, что Таня массово возвращает себе неполученные в магазинах скидки, Каролина встревожилась и начала ей звонить. Поначалу Тане было противно общаться с этой женщиной, но через несколько дней она немного успокоилась и разговор состоялся. Дизайнер в самых чистосердечных тонах уверила, что она ни при чём, магазины сами то дают скидки, то не дают. Главное, что материалы высокого качества. Осталась лишь кухонная и мягкая мебель, а она знает очень хорошее место, где сделают просто великолепно…
Мебельные салоны Таня обошла уже сама, выбрала самый достойный в сочетании цена-качество и поделилась своим неудачным опытом работы с дизайнером интерьера, не называя ее имени. В салоне сказали, что они имеют свой опыт работы с такими дизайнерами, от двух со временем уже отказались и, скорее всего, откажутся от третьей. Почему? Создается негативный имидж их фирмы как самой дорогой в городе.
Вот, например, пришла она к ним с проектом кухни, составили план, рассчитали стоимость, получилось 300 тысяч рублей. Изготовили, приехали на место устанавливать. «Хорошая у вас кухня, - говорит хозяин квартиры, - только уж 450 за такую – очень дорого».
Или другой случай. Кухонный гарнитур со встроенной техникой. Мебель салон делает сам, технику покупает у поставщика по акции. Например, плита, духовой шкаф и холодильник за деньги, микроволновка в подарок. Новосел рассчитывается с дизайнером, та с салоном, потом выясняется, что ни о какой акции человек не слышал и заплатил за микроволновую печь полную стоимость.
Таня спросила имя этого дизайнера, уже догадываясь о ком идет речь. Догадка подтвердилась – так «работала» наша Каролина.
7. Наставление
От дизайнера интерьера вам нужен только проект. Это всё. Иначе дизайнер вас разорит. Плитку, ламинат, краску, обои, светильники вам помогут подобрать и рассчитать нужное количество продавцы-консультанты магазинов. Пусть даже на это уйдет несколько часов – это их работа и зарплата.
Прежде чем строители начнут заниматься электрикой, посетите мебельный салон. Там мебелью занимаются свои дизайнеры, которые к дизайнерам интерьера зачастую относятся с пренебрежением. Последние – специалисты широкого профиля и не могут досконально знать всё, не всегда их задумки легко воплотить в жизнь. Бывали случаи, когда квартира уже готова и полностью отремонтирована, а потом оказывается, что или розетки надо переносить, или мебель получится очень дорогой.
И берегитесь Каролины из Смоленска. Это будет последний и самый главный совет.