Чему на самом деле учит школьная литература

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (8) « Первая ... 3 4 [5] 6 7 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
RM17
29.10.2018 - 17:47
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.09.17
Сообщений: 36798
Цитата (Бурламанище @ 29.10.2018 - 11:29)
Про трех мушкетеров я уже в курсах, ждем про Винни-Пуха, Колобка и Карлсона...

Про Карлсона всё просто: его прототипом был Геринг. Да, тот самый. Начальник Люфтваффе.
 
[^]
saladin80
29.10.2018 - 17:55
1
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 9.03.16
Сообщений: 722
Раскольников прописал мне в мозг "запрет на убийство".
Маленький принц научил смотреть на шляпу под другим углом и на остальное тоже.
А Мертвые души учат искать во всем способ заработать.
 
[^]
a19991
29.10.2018 - 17:55
-1
Статус: Offline


Юкка дрочер

Регистрация: 22.02.13
Сообщений: 1114
Цитата (Одинец @ 29.10.2018 - 11:38)
"Как закалялась сталь" Островского - вполне себе антисоветская книга.
Сначала о строительстве узкоколейки для вывоза дров в город.А потом и события позже...

Як запиздрючилась жестянка, ни о чем lol.gif Так сие произведение запомнилось
 
[^]
Poligrafist
29.10.2018 - 18:01
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.12.11
Сообщений: 2891
Цитата (Boojum @ 29.10.2018 - 18:25)
А как-же, спросите вы, я писал сочинения на тему? Очень просто. К толстой хрестоматии прилагалась ещё книжка с рецензиями произведений. Прочитав об одном произведении одно-и тоже, но с разных ракурсов, сопоставив, можно было написать любое сочинение. Причём, совпадающее на 100% с мнением социалистических критиков.

Да. Этот классический лайфхак использовали все вменяемые при компиляции сочинения. А за счёт цитирования первоисточника можно было неограниченно раскачать объем сочинения.

Еще, бывало лень компилировать все рецензии, тогда достаточно было переписать фрагменты небольшой рецензии от составителя (находившейся в самой книжке-первоисточнике).

Upd: всегда недоумевал, почему в нашей школьной программе не было классической американской литературы. Подрос и понял - видать в силу того, что мы с ними враги.

Это сообщение отредактировал Poligrafist - 29.10.2018 - 18:01
 
[^]
Japansgod
29.10.2018 - 18:07
5
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 19.06.14
Сообщений: 6187
Цитата (Юджи @ 29.10.2018 - 11:43)
Цитата
это задача учителя литературы, а не самой литературы.

это задача в том числе учителя литературы, но сам материал тоже должен быть интересным. Когда ребенку в списке литературы на лето дают пару томиков Толстого и Достоевского, то каким вообще образом на интересность чтения повлияет учитель, если это проходит без его участия?

А я вот не соглашусь. Задача школы (и предметов ее составляющих) не только "научить" и "привить интерес", но и подготовить к тому, что жизнь - нихуя не игра. Из вашей логики вытекает, что какую-нибудь математику тоже нужно заменить, ибо она неинтересна 90% учащихся. Когда детишкам даешь только то, что им интересно, после школы их поджидает не хилый разрыв шаблона: оказывается надо работать (а местами тяжко вкалывать), люди нихуя не пляшут вокруг тебя и всем на тебя похуй, а жизнь полна скучной, однообразной рутины, которую ни на кого не спихнуть и ничем не заменить. Вот чтение какого-нибудь Достоевского на летних каникулах - лайтовая версия того, что ожидает в будущем. И если ребенок по итогу его осилит, запомнит, сможет с этой информацией работать (отвечать на вопросы, пересказывать, писать сочинения, пытаться разгадать смысл и т.д.), он будет мало-мальски готов к другим задачам с похожей сутью. И спустя лет 10, когда окажется, что для новой должности нужно осилить и понять многостраничную ТБ или еще какой тугомент, он скажет "спасибо", если его в школе нормально выучат. И не получится изт него личинка дровосека или ТП, которая нихуя не умеет, сидит в свои 25 лет на родительской шее и ноет насчет того, что ему такому распиздатому никто не хочет платить 100500 денег на основании одной распиздатости.
 
[^]
Танкред
29.10.2018 - 18:08
1
Статус: Offline


Огненный Змей

Регистрация: 16.01.15
Сообщений: 9014
Цитата (Бурламанище @ 29.10.2018 - 11:29)
Про трех мушкетеров я уже в курсах, ждем про Винни-Пуха, Колобка и Карлсона...

Смешариков посмотри, а потом про Колобка спрашивай... gigi.gif brake.gif
 
[^]
RM17
29.10.2018 - 18:08
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.09.17
Сообщений: 36798
Цитата (ыф100 @ 29.10.2018 - 12:35)
Татьяне было 15
Ольге - 13

два еврея-педофила безнаказанно развлекаются
но, потом один еврей убивает другого

Шурик знал - о чём писал

Откуда евреи-то нарисовались? Первая половина девятнадцатого века, евреям в столице показываться было нельзя без специального разрешения. А уж про выход в свет им и думать было нельзя.
 
[^]
RM17
29.10.2018 - 18:17
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.09.17
Сообщений: 36798
Цитата (syshell @ 29.10.2018 - 12:41)
"Героя нашего времени" Лермонтов тупо писал с себя. Он же отмороженный на всю голову был. Одно из любимых развлечений - проникнуть ночью в чеченский аул, вырезать там всех часовых и вообще кто под руку подвернётся.
Печорина-то он сделал помягче...

Ну дык мало кто из современных читателей, увидев в книжке портрет Лермонтова - хрупкого юношу с огромными глазами, догадается, что тот был лучшим фехтовальщиком своего полка. А фехтовали у нас тогда на саблях.
Потому-то Мартынов и выбрал пистолеты.
 
[^]
Poligrafist
29.10.2018 - 18:17
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.12.11
Сообщений: 2891
Цитата (Japansgod @ 30.10.2018 - 00:07)
Цитата (Юджи @ 29.10.2018 - 11:43)
Цитата
это задача учителя литературы, а не самой литературы.

это задача в том числе учителя литературы, но сам материал тоже должен быть интересным. Когда ребенку в списке литературы на лето дают пару томиков Толстого и Достоевского, то каким вообще образом на интересность чтения повлияет учитель, если это проходит без его участия?

А я вот не соглашусь. Задача школы (и предметов ее составляющих) не только "научить" и "привить интерес", но и подготовить к тому, что жизнь - нихуя не игра. Из вашей логики вытекает, что какую-нибудь математику тоже нужно заменить, ибо она неинтересна 90% учащихся. Когда детишкам даешь только то, что им интересно, после школы их поджидает не хилый разрыв шаблона: оказывается надо работать (а местами тяжко вкалывать), люди нихуя не пляшут вокруг тебя и всем на тебя похуй, а жизнь полна скучной, однообразной рутины, которую ни на кого не спихнуть и ничем не заменить. Вот чтение какого-нибудь Достоевского на летних каникулах - лайтовая версия того, что ожидает в будущем. И если ребенок по итогу его осилит, запомнит, сможет с этой информацией работать (отвечать на вопросы, пересказывать, писать сочинения, пытаться разгадать смысл и т.д.), он будет мало-мальски готов к другим задачам с похожей сутью. И спустя лет 10, когда окажется, что для новой должности нужно осилить и понять многостраничную ТБ или еще какой тугомент, он скажет "спасибо", если его в школе нормально выучат. И не получится изт него личинка дровосека или ТП, которая нихуя не умеет, сидит в свои 25 лет на родительской шее и ноет насчет того, что ему такому распиздатому никто не хочет платить 100500 денег на основании одной распиздатости.

В университете прозреет, что надо дохрена ненужного зубрить, учить и делать. Либо уметь договариваться и всё равно зубрить и делать.
 
[^]
Japansgod
29.10.2018 - 18:23
6
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 19.06.14
Сообщений: 6187
Цитата (shakiroff @ 29.10.2018 - 11:51)
Цитата (Юджи @ 29.10.2018 - 11:43)
Цитата
это задача учителя литературы, а не самой литературы.

Когда ребенку в списке литературы на лето дают пару томиков Толстого и Достоевского, то каким вообще образом на интересность чтения повлияет учитель, если это проходит без его участия?

Это ваще не детские произведения. В школе их не понять. Только потом, пожив, пречитывая. Я, чесслово, не понимаю - Том Сойер заебись произведение, нахрена тяжелого Достоевского детям, чтобы знали, что такой афтар был? И Онегин про "бабу обыкновенную"...

Ну ребенок не сможет осуществить каталитический крекинг, зачем ему органическая химия? И атомный реактор в ближайшей перспективе не увидит, значит нужно выкинуть соответствующую главу из учебника по физике. И маловероятно, что он попадет в сборную страны по футболу/лыжам и пр. - геть и их из физкультуры...

"Тяжелые" книги дают потому что с ними (внезапно!) тяжелее работать. Что подстегивает детский мозг к труду и совершенствованию.

Кстати, в мое время Том Сойер и прочие гекельберрифинны вполне были в школьной программе в младших классах, а Достоевские и иже с ними проходились в старших классах. То есть, "тяжесть" литературы была сообразна возрасту. А то как-то интересно получается, что для бедных деточек Достоевский - "очень сложно" и им не достает интереса для его освоения, а сразу со школьной скамьи брать автомат в руки и защищать Родину (и потенциально сдохнуть с говне и грязи в окопах) - не сложно и похвально.

Ну и как я выше писал. Вы в школу ребенка зачем отдаете? Что бы он приятно и интересно провел 10 лет жизни или для того, что бы после школы он был самостоятельным полноценным человеком?
 
[^]
ziiz
29.10.2018 - 18:26
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.09.14
Сообщений: 3282
В свое время у меня случился подобный "разрыв мозга". Все начиналось так же: Чацкий, Печорин и иже с ними, потом зашел на внеклассном чтении Солженицын, учитель литературы Лариса Валентиновна (она же директор школы) притворив очи с размером и в красках рассказывала про инакомыслие, про одиночество творческого человека в системе и ты пы, зачитывала особо "смачные" отрывки (на дворе начинались 90-е).

И вот очередное сочинение про человека-гения своего времени. Ну я возьми да и накрапай на пяти листах о человеке, личности, злом, но все же гении своего времени, который смог так воодушевить, сплотить вокруг себя народ, создать/завоевать целую Империю... Ну то бишь о Наполеоне нашем, о Бонапарте...

Что началось.... Меня вызывали в учительскую на под.совет, где Лариса Валентиновна трясла перед моим носом тетрадью, живописуя публике (вучительшам) как низко я пала, как я могу восхищаться таким никчемным (кхе-кхе) человечишком, зачем-то припоминая его рост. Таскали в школу маму, та для проформы конечно пожурила меня, но так, чтобы я поняла, что ничего такого похабного я не написала.

Одним словом, щелкнули по носу типа "нефиг умничать и выпендриваться, не положено". Да ну их. Хотя... на всю жизнь урок: самые моралисты они такие... моралисты. Любое слово сказанное вами, может быть использовано против вас. Хе-хе. Годы идут, ничего не меняется.
 
[^]
ЯКассандра
29.10.2018 - 18:30
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.07.18
Сообщений: 6665
Цитата
Poligrafist
29.10.2018 - 18:01 [ 911 ] [ цитировать ]
Еще, бывало лень компилировать все рецензии, тогда достаточно было переписать фрагменты небольшой рецензии от составителя (находившейся в самой книжке-первоисточнике).

Upd: всегда недоумевал, почему в нашей школьной программе не было классической американской литературы. Подрос и понял - видать в силу того, что мы с ними враги.

Очевидно, я была невменяемой, потому что всегда писала сочинения строго сама, а не компилировала чужие рецензии.
Кстати, в мое время за такие компиляции можно было схлопотать трояк, если учитель ловил, откуда взята рецензия. А на трояк я для подружек такие компиляции лепила по любой теме с листа. Пробежалась, подчеркнула нужные места, поставила цифры что после чего писать и где цитату вставлять - и всех устраивало, тем более если использовался школьный учебник.

Что же касается классической зарубежной литературы, то так и захотелось спросить: вы что, не у нас в нашей стране в школу ходили? Потому что на каждое лето регулярно давался список литературы для домашнего чтения, где было все то самое классическое и приключенческое, что вы считаете почему-то идеологически чуждым советской системе образования.
Не изучалось же по двум причинам:
1. Нехватка учебного времени
2. Принудительное изучение у большинства отбивает охоту читать даже самые захватывающие шедевры. Зачем же было таким принуждением аппетит к литературе полностью отбивать? Во времена моего детства нормы домашних заданий строго соблюдались, и лишнего ничего не навязывалось.

Это сообщение отредактировал ЯКассандра - 29.10.2018 - 18:30
 
[^]
Japansgod
29.10.2018 - 18:38
1
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 19.06.14
Сообщений: 6187
Цитата (Poligrafist @ 29.10.2018 - 18:17)
Цитата (Japansgod @ 30.10.2018 - 00:07)
Цитата (Юджи @ 29.10.2018 - 11:43)
Цитата
это задача учителя литературы, а не самой литературы.

это задача в том числе учителя литературы, но сам материал тоже должен быть интересным. Когда ребенку в списке литературы на лето дают пару томиков Толстого и Достоевского, то каким вообще образом на интересность чтения повлияет учитель, если это проходит без его участия?

А я вот не соглашусь. Задача школы (и предметов ее составляющих) не только "научить" и "привить интерес", но и подготовить к тому, что жизнь - нихуя не игра. Из вашей логики вытекает, что какую-нибудь математику тоже нужно заменить, ибо она неинтересна 90% учащихся. Когда детишкам даешь только то, что им интересно, после школы их поджидает не хилый разрыв шаблона: оказывается надо работать (а местами тяжко вкалывать), люди нихуя не пляшут вокруг тебя и всем на тебя похуй, а жизнь полна скучной, однообразной рутины, которую ни на кого не спихнуть и ничем не заменить. Вот чтение какого-нибудь Достоевского на летних каникулах - лайтовая версия того, что ожидает в будущем. И если ребенок по итогу его осилит, запомнит, сможет с этой информацией работать (отвечать на вопросы, пересказывать, писать сочинения, пытаться разгадать смысл и т.д.), он будет мало-мальски готов к другим задачам с похожей сутью. И спустя лет 10, когда окажется, что для новой должности нужно осилить и понять многостраничную ТБ или еще какой тугомент, он скажет "спасибо", если его в школе нормально выучат. И не получится изт него личинка дровосека или ТП, которая нихуя не умеет, сидит в свои 25 лет на родительской шее и ноет насчет того, что ему такому распиздатому никто не хочет платить 100500 денег на основании одной распиздатости.

В университете прозреет, что надо дохрена ненужного зубрить, учить и делать. Либо уметь договариваться и всё равно зубрить и делать.

Да уж конечно... Практика показывает, что такие или вылетают, дабы прозреть уже в армии, либо продолжают сидеть на родительской шее, исправно оплачивая взятки, плату за обучение, доп. услуги, покупку курсовых/РГР/лаб...

Ну и можно рассуждать индивидуально, мол каждый человек - сам пиздец своему счастью. А можно с общественных позиций, ибо образование - общественный институт, и как любой общественный институт живет по закону больших чисел. Для страны не важно, как индивидуальный Вася выстроит/угробит свою жизнь. Для страны важно что бы из миллионов Вась вырастали миллионы работящих и мыслящих граждан. Которые будут идти к своим станкам, кульманам, компьютерам, прилавкам, грядкам, пулеметам и пр. с четким пониманием зачем и для чего. Иначе это будет не страна, а пиздец. А все эти "полезные навыки" в школе заместо "бесполезных" предметов из "устаревшей" советской системы образования, "интересы ребенка" и прочая хрень - удобная идеология под ресурсоориентированную экономику, для которой не нужен работяга (инженер, чиновник, педагог и т.п.) Василий, который готов пахать ради страны и будущего своих потомков, а нужен хипстер Вася для кредитного тягла за новый айфон, который безропотно будет принимать любые инициативы сверху.

Школа, как часть системы образования будет поважнее чем университет, потому что именно в школе выковывают Человека, пока тот еще гибок и податлив. А в университете его просто допиливают до Специалиста. Так-то в университет идет 18+ летний половозрелый мужик (или баба), которого уже кардинально не перекуешь...
 
[^]
KlinKeMe
29.10.2018 - 18:53
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.03.15
Сообщений: 1034
По Толстому, Льву Николаевичу, задача искусства - заставить человека задуматься: "Кто я? Для чего я? Почему всё так?" Что и происходит, задумываются. И это есть очень хорошо и правильно.

Это сообщение отредактировал KlinKeMe - 29.10.2018 - 19:32
 
[^]
motya
29.10.2018 - 19:05
4
Статус: Offline


почётный сруль

Регистрация: 17.03.06
Сообщений: 51867
я, конечно, дико извиняюсь, может, уже спрашивали... но таки вы не в курсе, кем именно должна была пойти работать Татьяна по мнению автора?
я бы даже лучше спросила - куда
 
[^]
62tve
29.10.2018 - 19:08
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.12.08
Сообщений: 7758
Цитата (RM17 @ 29.10.2018 - 21:17)
Цитата (syshell @ 29.10.2018 - 12:41)
"Героя нашего времени" Лермонтов тупо писал с себя. Он же отмороженный на всю голову был. Одно из любимых развлечений - проникнуть ночью в чеченский аул,  вырезать там всех часовых и вообще кто под руку подвернётся.
Печорина-то он сделал помягче...

Ну дык мало кто из современных читателей, увидев в книжке портрет Лермонтова - хрупкого юношу с огромными глазами, догадается, что тот был лучшим фехтовальщиком своего полка. А фехтовали у нас тогда на саблях.
Потому-то Мартынов и выбрал пистолеты.

Справедливости ради, Лермонтов сам долго и упорно напрашивался.
 
[^]
KlinKeMe
29.10.2018 - 19:08
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.03.15
Сообщений: 1034
Цитата (motya @ 29.10.2018 - 19:05)
я, конечно, дико извиняюсь, может, уже спрашивали... но таки вы не в курсе, кем именно должна была пойти работать Татьяна по мнению автора?
я бы даже лучше спросила - куда

Дык, хлев рядом, пастбище, поля опять же, много полей,. Почему нет? Всё лучше, чем паразиткой на теле трудового народа жизнь в тоске и праздности прожигать. Серп ей в руку! И роман в стихах по этому сюжету!

Это сообщение отредактировал KlinKeMe - 29.10.2018 - 19:17
 
[^]
62tve
29.10.2018 - 19:14
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.12.08
Сообщений: 7758
Цитата (motya @ 29.10.2018 - 22:05)
я, конечно, дико извиняюсь, может, уже спрашивали... но таки вы не в курсе, кем именно должна была пойти работать Татьяна по мнению автора?
я бы даже лучше спросила - куда

Дочь генерала могла пойти работать только модным блогером. Под псевдонимом естественно.
 
[^]
whynot7
29.10.2018 - 19:14
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.03.17
Сообщений: 3815
почитайте сказки братьев гримм
это пздц. такое детям читать? что они там курили?
 
[^]
Смертвич
29.10.2018 - 19:14
1
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 6.03.14
Сообщений: 885
Цитата (Бурламанище @ 29.10.2018 - 11:44)
А вот Печорин то реально нехорошо поступил, спокойно застрелил Грушницкого...
Ну ясно, что они хотели посмеяться над ним, но Грушницкий все таки изначально не собирался его убивать...Вот если бы Грушницкий действительно в него целился, но скажем промахнулся, тогда бы Печорин мог потребовать перезарядить свой пистолет и тоже стрелять прицельно....А так получается просто пристрелил безоружного..Как считаете?

Ну,здрасьте вам! Любезнейший, Вам пора перечитывать произведение. Вся фишка в том, что пистолет Грушницкого был заряжен. А Печорин до последнего пытался воззвать к его совести. Даже под реальный выстрел подставился. Пуля по колену чиркнула. Но, не судьба! Так и пришлось пристрелить поросенка.

Это сообщение отредактировал Смертвич - 29.10.2018 - 19:17
 
[^]
Смертвич
29.10.2018 - 19:23
2
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 6.03.14
Сообщений: 885
Тургенев "Отцы и Дети". Для меня Базаров всегда был быдлом неотесанным, а Николай Петрович Кирсанов- интеллигентнейшим человеком. Аркадий- просто нормальный пацан, который коллекционирует всяких моральных уродов. Правда, над отцом он зря такой эксперимент поставил, когда этого баклана домой привез.

Это сообщение отредактировал Смертвич - 29.10.2018 - 19:25
 
[^]
ЯКассандра
29.10.2018 - 19:44
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.07.18
Сообщений: 6665
Цитата
KlinKeMe
29.10.2018 - 19:08 [ 911 ] [ цитировать ]

Дык, хлев рядом, пастбище, поля опять же, много полей,. Почему нет? Всё лучше, чем паразиткой на теле трудового народа жизнь в тоске и праздности прожигать. Серп ей в руку! И роман в стихах по этому сюжету!

Я тоже дико извиняюсь, потому как собираюсь открыть огроменный секрет: мама Татьяны вкалывала - будь здоров. "Потом хозяйством занялась, привыкла и довольна стала" А это - я вам скажу, не хухры-мухры. Это управленческая должность. Приходилось держать в голове все "сколько, почем и как". Вплоть до отправки рекрутов в армию. В тексте есть упоминания, например, о сборе ягод в саду силами дворовых девушек, солении грибов.
И вряд ли свою старшую дочь она ни к чему такому не готовила. А вы - паразиткой ее обозвали. "Серп в руку" - это, извиняюсь, понижение в должности.
В Петербурге она должна была заниматься вовсе не паразитизмом, а управлять слугами большого дома, организовывать в нем светские мероприятия для приема гостей. Конечно, она вряд ли крутилась как заведенная круглые сутки, но ведь и в селах "страда" не 12 месяцев в году была.
 
[^]
manuil
29.10.2018 - 21:03
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.07.18
Сообщений: 1122
Цитата (WarmanLV @ 29.10.2018 - 11:34)
Цитата (Бурламанище @ 29.10.2018 - 11:29)
Про трех мушкетеров я уже в курсах, ждем про Винни-Пуха, Колобка и Карлсона...

Про Винни:
Нужно быть свиньей, но сильной. Будешь свиньей - будешь со стволом, а будешь слабый, каждый медведь тебе рот заткнет и ты без порции мёда останешься.
Если хочешь вкусно жрать, навязывайся дружаням, будь нагл как Пух.
Колобок:
Посылай всех нахуй, но знай, найдется кто-то хитрее тебя, кто тебя сам пошлет глубоко и на долго.
Карлосн:
Нужно просто найти доверчивого дурачка и с него тянуть ресурсы. Будь то варенье, торты, но это прямой намек на баблишко.
Иногда выгодно притворится пездатым друганом и прогнать воришек, дабы повысить уровень доверия до максимального.
Плюс не забывай, что даже старой карге слово приятное может растопить сердце, и она сама тебе будет помогать, даже если была против тебя.

Карлсон, между прочим, платил за плюшки по 5 эре за штуку. Возмущался, "Деньги дерёшь, а корицу жалеешь!", но платил!

Отправлено с мобильного клиента YAPik+
 
[^]
manuil
29.10.2018 - 21:17
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.07.18
Сообщений: 1122
Цитата (MrShelter @ 29.10.2018 - 14:00)
Ладно, школьная литература, она и правда не для детей. Но даже детские мультики поднимают совсем не детские вопросы.

Неувядающая советская классика - "Трое из Простоквашино".

Начинается история незатейливо – некий мальчик, спускается по лестнице и жует бутерброд с колбасой. Прямо на лестнице мальчик знакомится с котом, "живущим на чердаке", "который ремонтируют". Запомним эти ключевые слова, они очень важны для понимания сути происходящего, мы вернемся к ним позже.

Разговор мальчика с котом сам по себе не является чем-то необычным для мультфильмов, хотя, как правило, звери разговаривают в них друг с другом, а не с людьми. Но исключений полно – например, русские народные сказки, в которых орудуют говорящие лягушки, зайцы и медведи. Но этот мультфильм совсем не сказка, в чем мы скоро убедимся.

Из диалога с котом выясняется забавная вещь – мальчика зовут "дядя Федор", что заставляет зрителя задуматься над вопросом – почему маленького с виду мальчика зовут так по-взрослому –"дядя"? И если он дядя, то где его племянник? Что такого яркого произошло в прошлом, что за Федором крепко закрепилась приставка "дядя"? Раньше я тоже задумывался над этим вопросом, но не был готов узнать ответ. А ведь он тут, перед глазами. Но не будем забегать вперед.

Дядя Федор живет с мамой и с папой, никаких упоминаний о других родственниках, в особенности о племяннике. Похоже, эта тема болезненна для этой семьи и ее просто обходят молчанием.

Дядя Федор приводит нового друга – кота с "ремонтирующегося чердака" домой. Родители не одобряют поведения сына, и дядя Федор немедленно пускается в бега. Таких мальчиков-беспризорников в Советском Союзе умело разыскивали правоохранительные органы и немедленно ставили на учет, иногда психиатрический. Странно, но родители дяди Федора не торопятся обращаться в милицию, что ставит перед нами новую загадку, почему они этого не делают?

Тем временем дядя Федор с новым другом котом Матроскиным прибывают в деревню Простоквашино. Почему мальчик выбрал именно этот населенный пункт? Случайность ли это или осознанный шаг? Мы скоро получим ответ на этот вопрос, но сначала разберемся, что представляет из себя эта деревня.

Простоквашино является странным и, я бы сказал, пугающим местом. В деревне никто не живет – не слышно рева коров, кукарекания петухов и прочих присущих советским деревням звуков. Все ее жители внезапно покинули деревню, перебравшись "за реку". Оставив теплые дома с печками "в пол-кухни", огороды, хозяйство, они собрались и в спешке покинули деревню, предпочтя частным домам сомнительное удовольствие проживания в типовых многоэтажках на островке на самой середине реки.

Видно, что кроме многоэтажек на острове нет ни магазинов, ни дорог, ни намека на развитую инфраструктуру. Нет даже моста или паромной переправы, соединяющей их новое жилье с материком. Но жители Простоквашина, похоже, пошли на этот шаг не задумываясь. Что могло согнать их с привычной земли?

Ответ очевиден – страх. Только страх мог вынудить людей, бросив все, перебраться в панельное жилье, уповая на то, что река сможет спасти их от того, от чего они бегут. Пребывая в шоке и ужасе от того, что вынудило их бросить дома, люди оставили их годными для проживания. Дома в отличном состоянии и их можно попробовать сдать в аренду дачникам из Москвы, но эта мысль почему-то не приходит простоквашинцам в голову.

Более того, один дом снабжен приветливой надписью "живите кто хотите". Люди, сделавшие эту надпись, отлично знают, от чего они спасаются. И что хуже всего, они знают, что это "нечто", столь напугавшее их, может вернуться. Эта надпись – робкая и наивная попытка не разозлить то, что обязательно вернется назад, задобрить его, постараться сделать так, чтобы оно не пожелало перебраться через реку, которая едва ли представляется бывшим жителям Простоквашина надежной защитой. Сдать жилье в аренду ничего не знающим о зловещих тайнах Простоквашина – значит поставить их жизни под угрозу. На это простоквашинцы не могут пойти. Может быть рынок сдачи жилья в аренду не развит в этом регионе? Ответ на этот вопрос мы получим позже.

Такие деревни и городки широко описаны в литературе, особенно в произведениях Стивена Кинга и Лавкрафта. Почему Простоквашино никогда не ставили в один ряд с жуткими американскими городками, в которых вершилось зло? Я полагаю, что речь идет о советской цензуре, из-за которой пришлось рассказывать эту историю так, как она рассказана.

В деревне Дядя Федор обретает нового друга – пса Шарика, вот теперь их "Трое из Простоквашина". Шарик тоже разговаривает на русском языке и дядя Федор отлично его понимает. По-прежнему зритель не получает ответа – так сказка это или нет? Нормально ли животным разговаривать с людьми?

В этот момент зритель узнает, что деревня не совсем пуста. Один человек в ней все-таки живет. Это – сотрудник "Почты России", организации, которую и сейчас многие наши сограждане считают сосредоточием зла, во многом, я думаю, подсознательно, именно из-за просмотра в детстве этого мультфильма - почтальон Печкин. Стивен Кинг может быть и удивился бы, но советский и впоследствии российский зритель видит в этом глубокий скрытый смысл. В полностью безлюдной деревне, в которой свершилось какое-то большое зло, напугавшее жителей, полностью отсутствуют органы советской власти. Нет сельсовета, нет участкового. Есть только Печкин, работающий на почте в деревне, где почту разносить просто некому. В деревне нет подписчиков журналов и получателей писем, не осталось в ней и пенсионеров, которые могли бы прийти за пенсией.

Возникает резонный вопрос – на самом ли деле Печкин почтальон. Может быть, это скрывающийся от возмездия военный преступник или беглый уголовник, выбравший своим местом жительства этот забытый богом угол, в который и не вздумает сунуться сотрудник милиции. А может быть Печкин – сексуальный извращенец? Не об этом ли говорит автор фильма, надевая на Печкина характерный плащ? Или же именно то Зло, которое многие ассоциируют с "Почтой России", выгнало жителей из деревни? Дальнейший анализ покажет, что все намного сложнее.

Печкин здоровается с дядей Федором. Вся "троица" здоровается с ним, но артикуляция губ в этом моменте показывает, что говорят все трое разные вещи, а уж никак не "спасибо". Что именно они говорят, любой интересующийся может легко узнать сам, пересмотрев этот момент несколько раз.

Но Печкин, похоже, не видит никого, кроме дяди Федора, не правда ли странно? Это еще один маленький штришок, приближающий нас к пониманию происходящего.

Первый вопрос от вновь прибывших в адрес Печкина очень характерен:

- Вы не из милиции случайно?

Вновь прибывшая компания взволнована исключительно этим, очевидно интерес со стороны правоохранительных органов им совсем ни к чему, хотя, казалось бы, чего опасаться коту или псу. Это очень многозначительный факт, дополняющий нежелание родителей дяди Федора обращаться в милицию с заявлением о пропаже ребенка.

Успокоившийся фактом принадлежности Печкина к почте, дядя Федор сообщает о своем желании выписывать журнал "Мурзилка", очевидно пренебрегая перспективой получить свежий номер через несколько лет или не получить его никогда, что еще более вероятно. Дядя Федор делает то, что сделал бы любой маленький мальчик его возраста, но искренен ли он? Не пытается ли он запутать Печкина?

И тут мы возвращаемся к волнующему нас вопросу – почему дядя Федор, пустившись в бега, направился именно в Простоквашино. Доводилось ли ему тут бывать раньше? Конечно же, ответ – да. Именно его деятельность в Простоквашине в прошлый приезд возможно и послужила причиной того, что жители деревни предпочли покинуть привычную среду обитания. Но всем ли удалось спастись?

Несмотря на то, что кроме Печкина в деревне никто не живет, дядя Федор дожидается ночи. Вот его истинная цель, и зритель, конечно же, не остается разочарован.

Безошибочно ориентируясь в полной темноте, дядя Федор отправляется в чащу леса, и там, руководствуясь только ему приметными ориентирами и звериным чутьем, в считанные минуты откапывает здоровенный сундук. Дядя Федор придумывает этому нелепые объяснения – коту и псу он говорит, что это "клад", попавшемуся на обратном пути Печкину он заявляет, что в сундуке грибы. Даже школьнику младших классов, читавшему Тома Сойера и "Остров сокровищ" Стивенсона, известно, что клады ищут совсем не так, как это сделал дядя Федор. Дядя Федор знал, что делал и руководствовался четким и ясным расчетом.

Что же в сундуке на самом деле? Ценности, отнятые у жителей Простоквашина под угрозой оружия в его прошлый приезд в деревню? Или же там труп его незадачливого племянника, пошедшего с Федором в ночной лес и там встретившего свою судьбу? Уж не поэтому ли Федора стали называть "дядей"? Возможно, но это только лишь одна часть отгадки.

Как оказался Печкин ночью в лесу? Он гоняется за маленьким галчонком. Судя по разговору, галчонок серьезно болен, и Печкин предполагает его сдать в поликлинику, для опытов. Эта фраза ничего кроме улыбки вызвать не может. Никакой поликлиники рядом нет и быть не может, хорошо, если заброшенный морг для тех, чьи тела нашли, и они не оказались закопанными в сундуках.

Дядя Федор при слове "поликлиника" не удивляется и заявляет, что вылечит галчонка и научит разговаривать. Никаких сомнений в болезни галчонка у дяди Федора нет. И в этот самый момент мы получаем неожиданный ответ на вопрос – сказка ли то, что разворачивается перед нашими глазами или нет? Конечно же, нет. Будучи в сказке, галчонок уже умел бы разговаривать, как Тотошка и ворона Кагги-Карр в Волшебной стране. Но галчонок не умеет.

Неважно, что сам Печкин делал в лесу ночью. Важно, что он после беседы с дядей Федором крутит пальцем у виска. Печкин понимает, что мальчик психически нездоров.

И мы понимаем, что, подобно галчонку, не умеют разговаривать и кот Матроскин и пес Шарик. Их голоса просто звучат в голове у дяди Федора, с ними он общается как с реальными друзьями. И вот тут становится по-настоящему страшно. Дядя Федор серьезно и возможно неизлечимо болен. Период ремиссии его психического заболевания завершился в самом начале фильма, когда появился кот, живущий на "чердаке". "С чердаком не в порядке", и появляется вторая личность – кот Матроскин. То ли в тот день дядя Федор забыл принять таблетки, то ли сделать укол, но он пошел в разнос. "Чердаку" требуется серьезный "ремонт", но дядя Федор в тот момент не понимает этого и бежит, бежит подальше от дома. Дядя Федор хочет обезопасить тем самым маму и папу и избавить их от судьбы племянника, а возможно и тети с дядей, которым тоже, скорее всего, не выпал шанс спастись на острове в панельной многоэтажке.

Дядя Федор написал в прощальной записке "я вас очень люблю". "Но и животных я очень люблю, – приписал он тогда, давая понять, что он уже не один. Писать прямо дядя Федор не хочет, хотя прекрасно знает, что в милицию родители обращаться не станут.

А родители дяди Федора, не скрываясь, обсуждают его наклонности, и пазл понемногу обретает законченность. Папа говорит, что дядя Федор хотел бы, чтобы "приятелей дома целый мешок". Вот в чем истинные наклонности дяди Федора – прятать детей в "мешок" или скажем в сундук. Догадки о судьбе "племянника" – уже не просто догадки. Мама Федора не считает, что надо махнуть рукой на психическое заболевание сына. Она опасается за свою жизнь и горько говорит "тогда родители пропадать начнут". И мы понимаем, что дядя и тетя Федора – уроженцы Простоквашина, не добрались до нового панельного жилья, а пропали без вести, подобно племяннику.

Мама Федора в истерике, она убеждает мужа, что мальчика надо найти, пока он не натворил дел.

Папа соглашается. Естественно, обращение в милицию не вариант, в этом случае можно сесть надолго, поэтому родители Федора решают опубликовать заметку в газете. И ее текст рассказывает нам о многом. В заметке мы видим фотографию и рост – метр двадцать. Возраст не указан, и тут мы понимаем, что это неслучайно. Дядя Федор просто выглядит как маленький мальчик и, выписывая журнал "Мурзилка", просто маскирует свой истинный возраст. Ему минимум 18 и он вполне может нести ответственность за свои поступки, если, конечно, психиатрическая экспертиза не признает его невменяемым.

Обратите внимание – папа, публикуя заметку, сделал все, чтобы мальчика не нашли. Ни имени с фамилией, ни возраста, ни веса. Нет и контактного телефона. Тут же мы видим ответ на уже поднимавшийся вопрос – могли ли простоквашинцы сдать свои дома дачникам? Конечно да, рубрика "Сниму" показана в газете не случайно. Предложений о съеме немало, а вот желающих сдать жилье нет.

Маленький рост и карликовость Федора – симптом целого букета неприятных заболеваний. Тут и генетические нарушения (взгляните на подбородок дяди Федора в профиль), и гормональные, из которых недостаток гормона роста –меньшая из проблем. Его сложно винить за совершенные им преступления. Осознав всю боль заточения взрослого мужика в стодвадцатисантиметровом тельце, начинаешь сопереживать дяде Федору, понимая какой груз он несет на своих плечах.

Заметка о розыске не проходит незамеченной и попадается на глаза Печкину, который, естественно, просматривает во всех газетах криминальные разделы и милицейские ориентировки, поскольку сам, очевидно, в розыске. Увидев в газете фото, Печкин понимает, что надо сдать пацана. Прекрасно понимая, что в сундуке дяди Федора были не грибы, а ценности, а возможно и ужасный компромат, Печкин здраво рассуждает, что Федор слишком опасен, чтобы его шантажировать. И лучше взять велосипед, чем оказаться в мешке, а затем в сундуке.

А болезнь дяди Федора тем временем прогрессирует. Чего стоит письмо, которое он пишет своим родителям от имени всех персонажей своей тройственной личности. Начинает он трогательное письмо сам, но довольно быстро его рукой овладевает вторая личность – кот, затем пес. Начав письмо с позитива, Федор вдруг подсознательно пишет правду – "а здоровье мое…не очень". С этого момента звериное начало его мозга уже не отпускает Федора, все, что ему удается написать это "ваш сын", и все-таки концовка смазана – "дядя Шарик".

Родители Федора в шоке.

Они прекрасно понимают, чем грозит им обострение сына. Поочередно они теряют сознание от ужаса, а затем мама с надеждой спрашивает: "Может быть мы с ума сошли?". Папа не поддерживает ее, сухо отвечая, что "с ума поодиночке сходят". И в этот момент оба прекрасно знают, о ком идет речь. Теперь знаете и вы.

А Федор уже в кровати с градусником подмышкой.

Визуально кажется, что у него что-то простенькое, типа менингита, осложненного полученным от больного галчонка птичьим гриппом, но, конечно же, вопрос серьезней. Еще немного, и жизнь мирных жителей центральной полосы Советского Союза оказалась бы под угрозой, и их пришлось бы массово вывозить на остров Русский, если бы то немногое человеческое, что осталось в мозгу дяди Федора полностью уступило бы звериному. Но угроза миновала – родители все-таки решают забрать дядю Федора домой, хотя изначально не собирались этого делать – какие еще объяснения дать тому факту, что они не указали в заметке свой домашний телефон?

Печкин получает свой велосипед, а две звериные личности сознания дяди Федора остаются в деревне и не едут с ним, отчего зритель пребывает в робкой надежде, что болезнь отступила под натиском мощных медикаментов. Вопрос – надолго ли?

Мультфильм, по праву занявший место в "Золотом фонде мультипликации", к сожалению, открыл пока не все тайны. Но для этого, безусловно, требуется специальное психиатрическое образование и глубокие медицинские познания. И кто знает, какие правки внесла в сценарий советская цензура, а о чём просто запретили рассказать создателям фильма. Возможно, мы не узнаем об этом никогда.

Вот тебя торкнуло! Это я с восхищением.

Отправлено с мобильного клиента YAPik+
 
[^]
kazyava25
29.10.2018 - 21:21
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 5.04.18
Сообщений: 5904
Я всегда любила читать. Чтиво не выбиралось - что под руку попадалось, то и читала. Классику читала, все понимала на уровне развития, как оказалось потом - неправильно или не до конца. Осознала что классику надо читать с жизненным опытом, а какой опыт у пятнадцатилетних детинушек, которые думают что продукты в холодильнике растут? В общем с детьми своими я не свирепствую - пусть читают то, что нравится. А летнее чтиво от школы - пусть пишут свои читательские дневники по кратким изложениям, учителя прекрасно это понимают. А вообще литература у нас оторвана от истории, ведь классика она ж происходила в другое время, для того чтоб ее понимать нужно знать чем дышал тот век, как жили, нравы и много нюансов, вплоть до внешнеполитических событий. Этого же в нашем образовании нет(

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 31790
0 Пользователей:
Страницы: (8) « Первая ... 3 4 [5] 6 7 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх