Сдача адмирала Небогатова и четырех броненосцев

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (8) « Первая ... 3 4 [5] 6 7 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Navigobear
9.07.2016 - 17:42
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.10.09
Сообщений: 3188
Цитата (Дементор @ 9.07.2016 - 18:24)
Кстати, если мне не изменяет память "Орёл" после ряда разрушений и потери боеспособности позиционировался как плавучий госпиталь и имел флаг соответствующий.

Что-то такое пытались лепить. Но...
Ну не может боевой корабль в какой-то момент сказать: Ой, всё! Я в домике! По мне не стрелять.
 
[^]
АбрекЪ
9.07.2016 - 17:53
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 13.07.14
Сообщений: 10731
Цитата (Navigobear @ 9.07.2016 - 17:41)
Цитата (АбрекЪ @ 9.07.2016 - 18:18)
К Небогатову ещё есть такого рода претензиия.

Да можно много понаписать.
Не был он готов командовать соединением на практике. Тем более в бою, и тем более в таких нетривиальных условиях.

Он по своей сути не боевой адмирал и даже не служака, а учитель. И как начальник учебных отрядов вполне неплохо себя показал.

И роли-то ему особой не придавали. Нужно довести 3ТОЭ до встречи с 2ТОЭ. С этим он тоже неплохо справился.
И замом-то у Рожественского тоже, по идее, не он был, а Фелькерзам. Но вот так случилось, что он оказался во главе. В РЯВ вообще много случайностей такого рода.

Есть офицеры для мирного времени, есть для войны. У нас в городе, когда на первую Чечню команду отправляли, куча офицеров отказалась ехать: у одного тёща заболела, у другого язва открылась, у третьего жена на сносях и т.д.

Короче, один взвод поехал на войну вовсе без офицера. Командовал сержант-срочник. И вместо старшины-прапорщика тоже срочника-сержанта отправили.


А ведь сегодня те офицеры небось на пенсии все, Газманова "Ваши сердца под прицелом" на 23 февраля горланят.

Это сообщение отредактировал АбрекЪ - 9.07.2016 - 17:53
 
[^]
АбрекЪ
9.07.2016 - 17:55
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 13.07.14
Сообщений: 10731
Цитата (Navigobear @ 9.07.2016 - 17:42)
Цитата (Дементор @ 9.07.2016 - 18:24)
Кстати, если мне не изменяет память "Орёл" после ряда разрушений и потери боеспособности позиционировался как плавучий госпиталь и имел флаг соответствующий.

Что-то такое пытались лепить. Но...
Ну не может боевой корабль в какой-то момент сказать: Ой, всё! Я в домике! По мне не стрелять.

Раненые были на всех броненосцах обоих сторон.
На таком основании и любой японский броненосец в разгар боя мог поднять флаг с крестом - по мне, мол, не стреляйте.
 
[^]
Lelik72RUS
9.07.2016 - 18:11
3
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 23.11.12
Сообщений: 1199
Цитата
Кстати, если мне не изменяет память "Орёл" после ряда разрушений и потери боеспособности позиционировался как плавучий госпиталь и имел флаг соответствующий.

Есть некоторое заблуждение, отвечу в картинках.
1. «Орёл» — российский эскадренный броненосец, один из пяти кораблей типа «Бородино».
Фото: броненосец "Орёл".

Сдача адмирала Небогатова и четырех броненосцев
 
[^]
Lelik72RUS
9.07.2016 - 18:12
3
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 23.11.12
Сообщений: 1199
2. «Орёл» — госпитальное судно Российского общества Красного Креста, сопровождавшее 2-ю Тихоокеанскую эскадру в походе вокруг Африки и во время Цусимского сражения.
Фото: госпитальное судо "Орёл", или как его называли "Белый Орёл".

Сдача адмирала Небогатова и четырех броненосцев
 
[^]
MaxxOltt
9.07.2016 - 18:26
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.12.15
Сообщений: 3888
Цитата
Чем больше "Ретвизан" сближается с японской эскадрой, тем менее действенной становится стрельба со второго и последующих за "Микасой" кораблей. Причины: достаточно высокая скорость сближения, в связи с этим стрельба из орудии средней и кормовой части японцев снижается-ведь есть же предел горизонтальной наводки орудий. Чтобы повысить плотность огня и задействовать кормовые орудия японцам пришлось бы ломать строй, однако на виду русской эскадры это не совсем правильное занятие.


Цитата
Чем больше "Ретвизан" сближается с японской эскадрой, тем менее действенной становится стрельба со второго и последующих за "Микасой" кораблей. Причины: достаточно высокая скорость сближения, в связи с этим стрельба из орудии средней и кормовой части японцев снижается-ведь есть же предел горизонтальной наводки орудий.


Не могу полностью согласиться...
1)Казематно-спонсонное расположение орудий СК на японских броненосцах позволяло 152-мм орудиям в носовом каземате вести огонь практически при нуле градусов - т.е практически строго по носу, проблемы возникали у орудий среднего и кормового казематов.
2)Я не моряк и может быть могу сказать х-ню, но парировать таран "Ретвизана" можно было:
а) разворотом "все вдруг" - не очень удачное решение имхо
б)Последовательно просто отвернув от или к "Ретвизану" и ставя его под огонь всего борта

С уменьшением дистанции - артиллеристам проще осуществлять наводку, плюс идущему на высокой скорости кораблю достаточно одного попадания снарядом крупного калибра в скулу, чтобы получить подводную пробоину, после которой автоматом нужно будет сбрасывать скорость ибо набегающим потоком воды снесёт переборки, ну и за счёт утяжеления носа скорость всё равно упадёт... Сразу "Ослябя" приходит на ум...
А оказаться вблизи вражеской эскадры с малой скоростью и ограниченями по манёвру грустно...
-------------
В общем "Ретвизан" тогда сделал что мог...
P/S Мину выпустить из штевневого ТА тоже не возможно было из-за высокой скорости.. увы..

Сдача адмирала Небогатова и четырех броненосцев
 
[^]
valern
9.07.2016 - 18:33
3
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 10.10.15
Сообщений: 141
Читал "Цусиму" еще в школе, до сих под впечатлением.
Рожественский "отжигал" по полной.

 
[^]
Smirnoff1812
9.07.2016 - 18:50
1
Статус: Offline


огурец

Регистрация: 26.05.13
Сообщений: 4753
Когда российский флот менял Красное знамя на российский флаг, как бы напоминали, что российский флаг капитулировал, а Красный - нет. Но вы решили иначе.
 
[^]
LexDivina
9.07.2016 - 18:53
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.12.14
Сообщений: 1553
Большинству исход похода был ясен еще в Петербурге.
Это все, что вам нужно знать об этом сражении.

Небогатов сохранил жизни людей. Он не дал двум с лишним тысячам жизней оборваться. Его ответственность и его выбор.
На его месте я провел бы совет и большинством голосов принял решение.
А он решил вот так.
Мне кажется, что у него был очень сложный выбор чисто с человеческой точки зрения. Потому как сдаваться вообще не в нашей культуре
 
[^]
Lelik72RUS
9.07.2016 - 19:17
1
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 23.11.12
Сообщений: 1199
MaxxOltt, приятно подискутировать со умным человеком. agree.gif
Весьма удивлён, как скурпулёзно Вы подошли к предмету обсуждения (да-да, я о схеме).
Но есть моё предположение, что вариант №2, поворот "все вдруг" в сторону "Ретвизана" мог бы закончиться плачевно для японцев.
При наличии в составе русской эскадры крейсеров "Аскольд" (скорость 24 узла), "Новик" (скорость 25 узлов) и 8 миноносцев, при грамотном командовании и согласованности действий можно было бы атаковать выполняющие манёвр японские корабли. Тем более дистанция огня во второй фазе боя, которую мы рассматриваем, постепенно сокращалась с 40 до 23 кабельтовых.
Если в среднем прикинуть, что дистанция 30 кабельтовых, а скорость крейсеров и миноносцев равна максимальной скорости самого медленного, а именно "Аскольда", 24 узла, то сократить дистанцию до маневрирующих японцев с целью торпедной атаки можно было бы за (грубо) 5-6 минут.
И тогда с одной стороны японцам нужно было обстреливать "Ретвизан", а с другой стороны отбиваться от торпедных атак, при этом как-то маневрируя-либо завершать поворот "все вдруг", либо выполнять противоторпедный манёвр.
Причём, пришлось бы докладывать на флагман о том, что русские начали торпедную атаку, флагману пришлось бы сигналить на лёгкие крейсера и миноносцы об оказании помощи атакованным кораблям. А это время, а время в условиях боя-непозволительная роскошь.
Могло бы получиться, могло...

Ну это так, модель.
История, как мы знаем, не терпит сослагательного наклонения.

Это сообщение отредактировал Lelik72RUS - 9.07.2016 - 19:18
 
[^]
Navigobear
9.07.2016 - 19:25
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.10.09
Сообщений: 3188
Цитата (valern @ 9.07.2016 - 19:33)
Читал "Цусиму" еще в школе, до сих под впечатлением.
Рожественский "отжигал" по полной.

Есть у "Цусимы" Новикова как неоспоримые достоинства так и некоторые недочёты, большой частью связанные со временем когда писалась книга, ну и местом автора в эскадре.

Но было бы огромной ошибкой судить о Рожественском по этой книге. Там не просто неправильно о нём написано, там вообще как о другом человеке.
В общем-то это хорошо видно, если оценивать его действия и результаты, ну или почитать воспоминания людей которые его знали и видели (в отличии от Новикова).

Но подгадила эта книга Рожественскому здорово. 99% людей хоть что-то знают о Рожественском только из неё.

Это сообщение отредактировал Navigobear - 9.07.2016 - 19:41
 
[^]
Navigobear
9.07.2016 - 19:29
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.10.09
Сообщений: 3188
Цитата (LexDivina @ 9.07.2016 - 19:53)
Большинству исход похода был ясен еще в Петербурге.

Ну ещё бы. Всегда потом находится куча людей с воплями: я знал, я говорил...

Цитата (LexDivina @ 9.07.2016 - 19:53)
А он решил вот так.
Мне кажется, что у него был очень сложный выбор чисто с человеческой точки зрения. Потому как сдаваться вообще не в нашей культуре


Решить-то решил. Решение может и не самое героическое, но его. И иногда для такого решения мужества надо побольше, чем просто стоять до конца.
Вот только потом на суде он всячески пытался отвертеться от ответа за это решение. Сваливал все на обстоятельства, но Рожественского, на других офицеров и т.п. Вместо того, чтобы просто сказать: да я так решил и отдал такой приказ. И теперь готов ответить за этот приказ.

Это сообщение отредактировал Navigobear - 9.07.2016 - 19:39
 
[^]
Navigobear
9.07.2016 - 19:35
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.10.09
Сообщений: 3188
Цитата (Smirnoff1812 @ 9.07.2016 - 19:50)
Когда российский флот менял Красное знамя на российский флаг, как бы напоминали, что российский флаг капитулировал, а Красный - нет. Но вы решили иначе.

Российский флаг в данном случае имеется ввиду Андреевский или какой?
И когда это у российского (или, как я понимаю, имелось ввиду советского) флота было Красное знамя? Разве что, с некоторой натяжкой, можно считать таковым флаг ВМФ до 1935г.
Но с 1935г флаг ВМФ СССР был таким:

Это сообщение отредактировал Navigobear - 9.07.2016 - 19:40

Сдача адмирала Небогатова и четырех броненосцев
 
[^]
BigCap
9.07.2016 - 20:09
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
не в тему но хотелось бы остановиться на общей ситуации в российском флоте...немного из воспоминаний Редигера который принимал участие в комиссии морского министрества в 1910 году

Цитата

Изложу теперь же суть выводов, к которым мы пришли:
1. Суда у нас строятся крайне медленно, а потому вступают в строй уже устарелыми: корабли «Андрей», «Павел», «Евстафий» и «Иоанн Златоуст» были в постройке по 75-86 месяцев, тогда как в Англии такие суда строились в 20-30 месяцев, и в Германии — в 36-42 месяца. Медленность постройки не только удорожала постройку, но приводила еще к тому, что новые наши суда по своей конструкции всегда отставали на три-четыре года от иностранных. О значении этого факта можно судить по тому, что, ввиду быстрого развития техники за границей, в состав боевого флота [319] включаются только суда, оконченные постройкой в течение последних десяти лет; более старые суда зачисляются на десять лет в резерв, а через двадцать лет службы вовсе исключаются из списков, как совершенно устарелые и для боя негодные. При постройке судов они, в виде общего правила, оказывались перегруженными против утвержденного для них задания. Стоимость постройки судов у нас оказалась почти вдвое выше против Англии*.
Главнейшие причины столь неудовлетворительного и дорогого судостроения заключалась в том, что у нас не было твердо установленной программы судостроения, поэтому заводы, не зная получат ли они в будущем заказы и какие именно, не решались заводить у себя нужное оборудование для более успешного хода работ. Затем, к постройке судов приступали, не имея еще в готовности полного проекта, поэтому уже во время самой постройки приходилось разрабатывать отдельные части сооружения, согласовывать их между собою, переделывать уже произведенные работы, а кроме того, Морское министерство старалось вводить на строившихся судах всякие новые усовершенствования, предполагаемые техникой во время многолетней их постройки. Все это приводило к многократным переделкам, замедлению работы, большим расходам, несогласованности отдельных частей и перегрузке судов.
2. Сама постройка судов производилась преимущественно на казенных заводах столь оригинальным порядком, что заводы были заинтересованы в том, чтобы их изделия обходились казне возможно дороже**. Обуховский орудийный завод, ставивший пушки и для военного ведомства, работал так дорого и так запаздывал в исполнении дававшихся ему заказов, что еще при мне он перестал получать заказы от Военного министерства. Оборудование заводов было крайне несовершенно, так что, ввиду намечавшегося приступа К постройке новых больших судов, на это оборудование испрашивалось двадцать четыре с половиной миллиона рублей. [320]
Военные порты тоже были плохо оборудованы; в них было много мастерских, из коих некоторым не хватало работы, но все эти мастерские были бедны станками и проч., а пароходный завод в Кронштадте приводился в движение паровой машиной, поставленной пятьдесят лет тому назад, совершенно устаревшей и неэкономной в эксплуатации. Ремонт судов, производимый распоряжением портов, обходился крайне дорого и выполнялся медленно*, без надлежащей последовательности и без соблюдения правил, установленных законом для ограждения интересов казны.
3. В отношении хозяйственной деятельности Морского министерства в заключении доклада было сказано:
«Морское министерство, вопреки сметным правилам, употребляло кредиты не на тот предмет, на который они были ассигнованы: при рассмотрении смет оно отстаивало необходимость внесенных в них расходов, а затем само от них отказывалось, и полученные средства тратились на другие предметы. Такой образ действий является незаконным, разногласие же между словом и делом совершенно подорвало доверие к заявлениям и ходатайствам Министерства.
Не довольствуясь произвольным передвижением сметных кредитов, Морское министерство для увеличения своих средств прибегло еще к другому, совершенно незаконному способу: оно предоставило своим заводам кредитоваться у своих поставщиков, то есть заключать займы за счет государства.
Счетоводство в морском ведомстве настолько несовершенно и запутано, что почти невозможно выяснить размеры расходов на тот или иной предмет, и над выяснением размера долгов Морского министерства Особая междуведомственная комиссия работала несколько месяцев».
В докладе, обнимавшем 71 печатную страницу, все эти обвинения были подробно обоснованы. Морское министерство произвольно употребило 16 миллионов рублей на другие [321] потребности против тех, на которые они были ассигнованы, и задолжало 16 миллионов, так что произвело неправильных затрат на 32 миллиона рублей.
Приводя в докладе много фактов незакономерных и нехозяйственных распоряжений Морского министерства, мы сочли долгом оговорить, что «обозрение делопроизводства Главного управления кораблестроения и снабжений не обнаружило злоупотреблений, но мы не можем не высказать, что существующий ныне порядок выполнения хозяйственных операций открывает простор для их возникновения».
Таково было единодушное заключение Рерберга, Дмитриева и мое.


Это сообщение отредактировал BigCap - 9.07.2016 - 20:09
 
[^]
докторвандан
9.07.2016 - 20:13
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 12.09.15
Сообщений: 1510
Куропаткина ёбаного так мочить как крейсер Орёл надо было!!!
Из всей цусимской трагедии больше всего жалко адмирала Макарова. Степан Осипович и на устаревших посудинах япошек потопил бы...
 
[^]
BigCap
9.07.2016 - 20:31
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
в продолжение
Цитата
При этом исследовании выяснилось, что громадность текущих расходов объясняется, главным образом, тем, что Морское [322] министерство сохраняет до сих пор в прежнем размере те вспомогательные учреждения и средства, которые были заведены до войны, при наличии у нас большого флота, несмотря на то, что при нынешнем слабом флоте в них уже нет надобности. В виде примера необходимо указать на сохранение в составе флота большого числа судов, не имеющих боевого значения, на ежегодное назначение в плавание крупных учебных отрядов и на сохранение портовых учреждений в прежнем их виде.
По отношению к общему тоннажу всего флота тоннаж судов, не имеющих боевого значения, то есть старых судов, утративших уже это значение, а равно учебных судов, транспортов и вспомогательных судов у нас определяется в 42,91%, тогда как в Англии эти суда составляют всего 1,04%, в Японии — 11,11%, в Германии — 13,24%, во Франции — 5,79%. Содержание этих судов обходится весьма дорого, ремонт же старых судов с каждым годом поглощает все большие суммы.

 
[^]
BigCap
9.07.2016 - 20:37
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
по результатам деятельности комиссии Редигера был составлен секретный доклад который как я полагаю доступен в архивах, в инете найти его я не смог...доклад без сомнения очень интересен...
 
[^]
BigCap
9.07.2016 - 20:38
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
Цитата (докторвандан @ 9.07.2016 - 20:13)
Куропаткина ёбаного так мочить как крейсер Орёл надо было!!!
Из всей цусимской трагедии больше всего жалко адмирала Макарова. Степан Осипович и на устаревших посудинах япошек потопил бы...

а мне жалко всех погибших, светлая им память.
 
[^]
Mod107
9.07.2016 - 20:45
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 17.10.13
Сообщений: 1346
Цитата (nokoleHo @ 9.07.2016 - 11:10)
Перечитывал "Цусиму" раз 10 и всегда со слезами на глазах, надо больше придавать огласки и наши поражения ( местами предательство ).

На ютубе смотрел одного историка про Цусиму. Он пришел к выводу - вся эта трагедия флота есть результат сговора верхушки адмиралтейства с целью на волне народного гнева потребовать отставки царя. Один из аргументов - командующий эскадрой имел прекрасное образование и боевой опыт, но все делал вопреки здравому смыслу или все для гибели эскадры.
 
[^]
BigCap
9.07.2016 - 20:52
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
Цитата (Mod107 @ 9.07.2016 - 20:45)
Цитата (nokoleHo @ 9.07.2016 - 11:10)
Перечитывал "Цусиму" раз 10 и всегда со слезами на глазах, надо больше придавать огласки и наши поражения ( местами предательство ).

На ютубе смотрел одного историка про Цусиму. Он пришел к выводу - вся эта трагедия флота есть результат сговора верхушки адмиралтейства с целью на волне народного гнева потребовать отставки царя. Один из аргументов - командующий эскадрой имел прекрасное образование и боевой опыт, но все делал вопреки здравому смыслу или все для гибели эскадры.

а то что во всём виноваты англо-саксы он не сказал?
а если серьёзно....у этого истоика не было грамотного оппонента он бы его поставил на места, поверь....
 
[^]
ШефВиггам
9.07.2016 - 20:55
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.11.15
Сообщений: 2469
Цитата (LondoM @ 9.07.2016 - 11:08)
Цитата (DenAlien @ 9.07.2016 - 10:55)
Да правильно он все сделал, спас жизни. К чему была очередная бойня? Японцы просто бы добили эти 4 корабля. Да и как единицы они были малодееспособны: разбитый Орел, 2 броненосца береговой линии и устаревший Николай I, спущенный в 1889.

Согласен. Вся эта война была детищем царя-долбоеба, его родственничка-казнокрада в морском ведомстве и тупой элиты, кот. для внутренней стабильности нужна была победоносная война. А в итоге погибли десятки тысяч простых людей.

Сколько вас умных тут. Николашка тут совсем не причём. Японцы уже тогда имели виды на гораздо большее чем половину Сахалина, который бездарно проиграли в дипломатическом поединке под руководством графа Полусахалинского-Витте. В независимости от того, кто был у власти в РИ, война была неизбежна.

Это сообщение отредактировал ШефВиггам - 9.07.2016 - 21:12
 
[^]
Образумыч
9.07.2016 - 20:55
2
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 21.06.16
Сообщений: 298
Цитата (Den318 @ 9.07.2016 - 11:17)
Почитайте "Порт-Артур".... Я читал лет 15 назад. Книга очень впечатлила.

Я В Роман-Газете читал, понимаю, Пикуль он такой во все времена..душевный
 
[^]
Urgat
9.07.2016 - 20:59
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.06.11
Сообщений: 5968
царь-тряпку и его вороватых прихлебателей надо было расстрелять раньше.
 
[^]
АбрекЪ
9.07.2016 - 21:00
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 13.07.14
Сообщений: 10731
Цитата (Mod107 @ 9.07.2016 - 20:45)
Цитата (nokoleHo @ 9.07.2016 - 11:10)
Перечитывал "Цусиму" раз 10 и всегда со слезами на глазах, надо больше придавать огласки и наши поражения ( местами предательство ).

На ютубе смотрел одного историка про Цусиму. Он пришел к выводу - вся эта трагедия флота есть результат сговора верхушки адмиралтейства с целью на волне народного гнева потребовать отставки царя. Один из аргументов - командующий эскадрой имел прекрасное образование и боевой опыт, но все делал вопреки здравому смыслу или все для гибели эскадры.

Что-то вы сильно накрутили. После Цусимы многие офицеры стыдились в форме ходить: народ чуть в морду не плевал. Какой руководитель хочет предстать в глазах всей нации идиотом??

Просрали из-за царизма, косной системы подготовки и кадров, управления, бардака в снабжении и пр. и пр.
 
[^]
BigCap
9.07.2016 - 21:03
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
Доклад собранию офицеров об итогах Цусимского боя и тактических ошибках, приведших к цусимскому поражению
подробно в книге Костенко - На «Орле» в Цусиме: Воспоминания участника русско-японской войны на море в 1904 -1905 гг.
Цитата
Так как все надежды на возможный успех операции прорыва через Цусимский пролив основывались на тактических элементах наших четырех новых кораблей типа «Суворов», «Бородино», поэтому я подчеркнул, что вопрос о правильном использовании в бою этих кораблей являлся решающим моментом для возможности нашего успеха.
эти корабли не дали того эффекта, какой мог быть достигнут при иной тактике в бою. Корабли были поставлены в совершенно ненормальные условия, которые парализовали их основные боевые качества. Не была проведена боевая подготовка перед боем, не использована повышенная скорость и выгодное расположение артиллерии 6-дюймового калибра в башнях с большими углами обстрела, не удалено дерево из верхних частей корабля, не проведена перед боем разгрузка от лишних грузов для увеличения остойчивости и пловучести. Но основным моментом, погубившим лучшие корабли, было неудачное маневрирование командующего в момент завязки боя, которое сразу поставило корабли первого отряда под сосредоточенный удар всей колонны противника, тогда как более половины кораблей нашей колонны фактически оказалось вне линии боя. Вся тяжесть боя была принята на себя пятью передними кораблями против 12 кораблей противника, а через полчаса в бою с нашей стороны принимали активное участие только три современных корабля.
Как вывод из фактической обстановки боя я пришел к заключению, что гибель трех лучших кораблей типа «Бородино» явилась не причиной поражения эскадры, как пытаются утверждать некоторые чины штаба командующего, а, наоборот, явилась следствием допущенных командованием ошибок, приведших эскадру к разгрому.
«Суворов», «Александр» и «Бородино» погибли около 7 часов вечера, выдержав ужасающий концентрированный огонь двенадцати кораблей противника в течение всего дневного боя 14 мая, продолжавшегося более пяти часов. В момент гибели эти корабли уже лишились своей боевой наступательной силы и представляли собой лишь пловучие остовы, объятые сплошными пожарами, лишенные почти всей артиллерии, израсходовавшие боезапас и с разрушенным всем надводным бортом выше поясной брони. Они потеряли способность нанести чувствительные удары противнику и превратились в низкобортные мониторы с надводным броневым бортом в 5 футов высотою. Им грозило опрокидывание при крене, сопровождавшемся погружением главной поясной брони. В таком отчаянном положении эти корабли оказались в результате полученных ими повреждений.
Момент завязки боя открывал перед Рожественским полную возможность захватить инициативу в свои руки и атаковать японскую колонну во время поворота адмирала Того последовательно на обратный курс, когда его боевая колонна оказалась сдвоенной и была «завязана в узел». Если бы Рожественский бросился в атаку на противника в этот решительный период перед открытием огня с четырьмя однотипными новыми броненосцами, идя полным ходом в 16 узлов, то он имел бы возможность сблизиться с японской колонной на самую близкую дистанцию и спутать строй противника. Тогда перед ним открылись бы широкие возможности превратить дальнейший бой в беспорядочную свалку, подтянуть тихоходные корабли хвостовой части нашей колонны и связать свободное маневрирование японцев, подбив или выведя из строя некоторые из их кораблей.
Этот момент не только был упущен, но, наоборот, Рожественский своим первым перестроением в одну кильватерную колонну спутал весь строй своей эскадры и с самого начала боя предоставил противнику возможность проводить план охвата нашей головы, используя огромное преимущество хода. Именно эта пассивность и ошибки Рожественского при завязке боя предрешили быструю гибель «Осляби», выход из строя «Суворова» и изоляцию в артиллерийской дуэли трех оставшихся броненосцев первого отряда от хвостовых семи броненосцев. А в морском бою успех первого удара предрешает исход сражения. Понеся непоправимые потери за первые полчаса боя, русская эскадра была обречена на уничтожение. Не входя в подробный анализ тактических ошибок русского командования, надо особо выделить значение следующих моментов, предопределивших гибель лучших русских кораблей.
Рожественский считал свои силы недостаточными для боя со всем флотом, но, подчиняясь верховному руководству, он решил идти во Владивосток соединенной эскадрой с транспортами по кратчайшему пути, прорываясь через Цусимский пролив. Решение было принято им единолично, без совещания с младшими флагманами, командирами кораблей и специалистами. Однако принятое командующим упрощенное и прямолинейное решение прорыва всей эскадрой через Цусимский пролив являлось наиболее трудным для его разнотипных кораблей и предоставляло все преимущества, зависящие от стратегической обстановки района, его противнику. Поэтому эскадра должна была стремиться достигнуть своей тихоокеанской базы, сохранив ударные силы для последующих сложных операций.

 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 32929
0 Пользователей:
Страницы: (8) « Первая ... 3 4 [5] 6 7 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх