Этот дядя глупый и не в теме. Кому он нужен вообще? Кто ему что то указывает?
Третья модель Расскажи мне о Боге, попросил я его. Где он живет и как выглядит?
Бог живет за хрустальным сводом небес, как раз в зените, отвечал он.
Там рай, всегда отличная погода, добрые отношения, там окажутся праведники.
Бог - это седой старик с большой белой бородой и добрыми зелеными глазами.
Хорошо праведникам, сказал я, а для нас, грешных, есть что-нибудь,
кроме адских сковородок? Позволь поставить тебе три вопроса. Нужен ли нам
Бог? Нужны ли мы Богу? Есть ли Бог?
Как я отвечу на такие вопросы? Неужто мой костюм дает мне право на
ответ? Он не дает мне никаких особых прав, но лишь обязывает.
Вот он и обязывает тебя не уходить в кусты от таких вопросов. Ты должен
хотя бы пытаться.
Ну что ж, давай попробую. Я думаю, что мы всей своей жизнью, всем своим
поиском говорим, что нам нужен Бог, и верующим, и так называемым атеистам. У
нас всегда под рукой две модели для сравнения: вещь или идея как первая
модель, а потом вещь или идея для сравнения. Это вторая модель, она может
быть лучше или хуже первой. Но мы ищем только третью модель, мы мучительно и
пока безрезультатно пытаемся создать третью модель и сквозь нее увидеть лицо
Бога.
Что ж тут хитрого? Третья модель будет просто еще лучше или еще хуже,
чем вторая?
О нет, еще хуже или еще лучше - это все та же вторая модель, только с
увеличенными качествами. Однако в мире существует и третья модель для
сравнения, она не лучше и не хуже, она- совсем иная! К этому иногда
приближается человек в своем творчестве, в музыке, в поэзии, в математике,
но только лишь приближается, только чувствует ее присутствие. Ты не
понимаешь? Понять этого нельзя. Однако ты чувствуешь это? Необъяснимое - это
и есть третья модель. Вот, например, странные, необъяснимые с биологической
точки зрения свойства человеческой натуры: сострадание к ближнему,
милосердие, тяга к справедливости. Это верхние необъяснимые чувства. Другое,
например трусость, гнев, даже смелость, - это понятные физиологические
свойства, и все, даже самые сложные их комбинации, объясняет Фрейд. Однако
верхние чувства необъяснимы, фантастичны, и именно к ним обращаются заповеди
христианства.
Христианство подобно прорыву в космос, это самый отважный и самый
дальний бросок к третьей модели. Христианство фантастично и опирается на
фантастические чувства и доказывает существование фантастического. Впрочем,
и сама ведь биологическая жизнь - явление фантастическое, не так ли? Есть и другие религии. Они тоже ищут то, что ты называешь сейчас
"третьей моделью".
Я не отрицаю высоты других религий, но
христианство, с его примером
самопожертвования, с его Нагорным кодексом, с его верой в воскресение, это
самая фантастическая, самая эмоциональная и самая смелая религия. Кроме
того, это самая демократическая религия, она убеждает и неизощренные души.
Оно, христианство, возглавляет великий поиск человека.
Великий, ты говоришь?
Тебе, конечно, он не кажется великим?
Чаще всего нет. Особенно с похмелья. Тогда я думаю о том, что вся наша
история лишь муравьиная возня, что мы сами себе бесконечно врем, что мы
бесконечно преувеличиваем свое значение в мироздании, все наши идеи и дела,
что мы бесконечно малы перед лицом мира, бесконечно ничтожны на нашем плевом
шарике...
Мы так же бесконечно малы, как и бесконечно громадны. Ох уж эти мне
переносные смыслы!
Погоди, я говорю сейчас без всяких переносных, я говорю просто о
размерах, о наших масштабах. Элементарная частица, по мнению иных ученых,
может вмещать в себе Вселенную. Сколько вселенных в нашем теле, в нашем
плевом шарике?
Фу, об этом просто страшно думать, мы касаемся чего-то жуткого...
Ничуть не страшно. Думай об этом почаще, и ты увидишь, что это малая
щелочка света в "камере обскура".
Позволь, но тогда, стало быть, и муравей так же бесконечно велик, как и
бесконечно мал? Какая же разница тогда?
Разница? Опять мы крутимся между двумя нашими привычными моделями.
Зачем тебе разница? Разве не ясно тебе, что наши понятия о размерах, наши
масштабы, наши понятия о разнице не существуют в реальном мире?
Кажется, я понимаю, куда ты клонишь. Если мы не можем унизить себя
мыслью о своем ничтожестве, о своей малости, значит, все наши поступки и
деяния действительно важны и значительны?
Верно, но это только половина моей идеи. Вторая в том, что, если наши
понятия о масштабах начисто условны, мы не можем себя вообразить и
гигантами, что "по полюсу гордо шагают, меняют движение рек", а стало быть,
важны и значительны не столько наши дела - пусть шагаем, пусть меняем - они
не малы и не велики, - сколько духовный смысл наших дел, то есть то, что
уходит в фантастическую область, прорывается к третьей модели, в истинно
реальный мир.
Я вижу, ты хочешь сказать, что Богу интересны и важны наши дела, то
есть их духовный смысл?
Вот именно. Мне кажется, что Всевышний больше интересуется этим, чем
вращением небесных магм и каменных глыб.
Значит, Бог есть?
А как же! Он живет за хрустальным сводом небес, в райском саду. Ангелы
Его бьются с силами зла и иногда прилетают на побывку и ложатся у Его ног на
шелковистой траве. Он играет им на лютне и ободряет для новых боев. Там у
Него очень мило, идеальный климат, нет автомобилей и смога, как в нашей
святой Роме...©