447


Это была первая зима когда взял машину.
Хотя иногда до сих пор вижу ночной кошмар: ночная трасса, зима, мороз, лишь километровые столбы и никого на встречу, и тут... глохнет мотор, ни в какую не заводится. Здорово когда просыпаешь в своей теплой постельке и завариваешь кофе.
Звонки поступают обычно внезапно, когда к этому готов меньше всего. Тем более после нового года, когда работы практически нет до весны, поэтому готов взяться за что угодно лишь бы не сидень дома, и когда на головой взнесен домоков мечь кредитного платежа... Звонит диспечер и предлагает рейс до Будюмкана. Не возьмешь ты, значит возьмет кто-то другой и подешевле ( "подешевше" как говорятЬ у нас), а когда работы нет перевозчики готовы грызть друг друга. Кто последний - тот голодный, а голодный - мертвый. Да и отказ может быть воспринят так "зачем ему звонить, если он отказывается". Перспектива заработать чистыми 60 т.р за пару дней ( т.е как среднемесячная зп в регионе), не смотря на сорокоградусные крещенские морозы как-то перевесила, поэтому говорю да, хотя где-то в глубине души сомнения. Поскольку еще до нового года накопился огромный список неприятных моментов по машине, которыми я планировал заняться, естественно, как станет более или менее тепло.
Погрузка была с обеда, поэтому, включив в розетку котел, аккумы поставил на прикрурку, лампу под поддон уже через час завел машину. Еще через час из печки пошел более или менее теплый воздух и начали отогреваться стекла. Стрелка едва оторвалась от первого деления. Все организационные моменты как обычный - умеренный нервяк с погрузкой, но все решаемо. Принять посчитать и тд, естественно на складах все не готово. Естественно выслушал о себе какой же я зажравшийся мудак и денег брать не стесняюсь. По итогу перегруз был почти на полторы тонны. Хотя я думал что рессоры так прогнулись из-за мороза. Зато двигатель стал давать более или менее тепла.
Поужинал дома, выпел кофейка, взял энергетика в дорогу, поскольку ехать предстояло всю ночь что бы на следующий день выгрузиться. Вышел за пост на трассу Амур, а у самого в месте ниже спины жим-жим. Только стемнело, а уже за бортом -35С. Затяжной 15-ти километровый подъем беру с натягом на третье передачи, израсходовова топлива как на 50 км ровного пути. Включил свою любимую флжшку, там песни Мираж, Миша Круг, но что бы привычная атмосфера в кабине. Стекла по краям начинают покрываться изморозью. Машин не много 2-3 за час попадаются. Фуры молотят в карманах на перевалах. А ведь почему-то все думают, ну подумаешь, крутить баранку и нажимать педали - романтика. Только говорят это те кто привык ездить из дома до офиса на своей киа-рио. Груз дорогостоящий, от чего в двойне подгорает. Мысль одна - доехать бы поскорей да здать. Танха, Урульга, Талача, остаются позади. Сворачиваю с федералки на регионалку в сторону Шилки и повел груженную машину в сопку. Страх вроде подотпустил, уже 200 км пройдено, полет продолжается. Но мороз о себе дает знать. Что-то загудело, может подшипники, может коробка. Что-то трещит, щелкает. Сцепление как-то то отжимается, то нет. Мороз доходит через рулевую колонку. Что-то задергалась машина, особенно после продолжительной езды на оборотах. Поэтому в спуск пускаю на нейтралке, подхватываю и втыкаю передачу перед подъемом. Но все равно подергиваюсь. А самого начинает сковывать тревога. А что если... Нет, вроде топливо нормальное зимнее. Соляра как керосин прозрачная. На всякий яки после Шилки на заправке доливаю литров 25 бензина в бак, что бы растопил парафины, если есть такие. Пока заправлялся - мороз аж пробрал так хорошенько. Градусов под 40, сухой воздух, жесть просто. Проехал. Вроде едет машина, но что-то как-то не так. Думаю, может мост замерз. Передачи очень туго стали включаться. Температура выше 70 не поднимается. Хотя радиатор закрыт, двигатель тоже. Прошел Нерчу, взял курс в сторону Газимурского Завода. Пропала связь, закончился асфальт и началась гребенка. Это наверное было часа два ночи. Не знаю почему, но в такие моменты время тянется вечность. Лишь теплый свет приборов и музыка в кабине как-то гонят прочь тревогу. Но что-то как-то все хуже и хуже, машина задергалась, а километров через пять вообще заглохла. Минут 5 постояла, завелась, поработала. Попытка тронуться с места проехал сотню метров и заглох. Вот тогда я почувствовал чувство тотальной безнадеги и паники. Дешевый градусник из фикс-прайса показывал -48.
Поднимаю кабину, покачал лягушкой туды-сюды. Завелась. Поехал дальше. Проехал пару километров - все повторилось. Е.... Кабина успела уже подвыстыть. Отцепляю фильтр грубой очистки, меняю фильтр тонкой очистки. Благо, валялся в спальнике запасной. Прокачиваю, машина завелась, поехала. В кабине дубак, пар изо рта идет. Я сам весь трясусь толи так замерз, толи а пережитого ужаса. Передачи включаются плохо, руль тугой. Еду на четвертой, это километров 40 в час. Время не идет вообще. Машин ни одной за ночь. Где-то километров через 60, после того как я прошел затяжной подъем все повторилось. Больше запасных фильтров у меня нет. Солярка жидкая, учитывая сколько антигеля туды вылил и жидкости И. Но машина поработает минутку и глохнет. Матерюсь, пытаясь открыть рундук, что бы достать паяльную лампу. Прежде чем сломал замом и разжег лампу, прошло полчаса. Пальцев я не чувствовал уже, даже в перчатках. Ставлю под бак, грею минут десять. Если честно, доведенный до такого состояния уже как-то и не переживаешь, что одно неосторожное движение и может быть пожар. Машина завелась, молотит, вроде не глохнет. Трогаюсь.
Кое-как включаю скорость. Колеса вообще как будто квадратные. Воздух плотный настолько, что клубы дыма не растворяются, а стоят раздавленные. Поехал я настолько, насколько было возможно... километров 50 час. Впереди показались огни Шелопугино на спуске, а тут взрыв на мина взорволась. Бабахнуло колесо справа на спарке. Внутреннее. Внешнее нормально так сплюснуло. Захлюпала педель тормоза ( если что, они здесь пневмогидравлические). От отчаяния уже не мог принять адекватного решения, поэтому ничего лучше чем ехать на второй передаче со скоростью пешехода я не придумал. Уже когда доковылял до заправки и остановился на ручнике, спустило внешнее колесо. А запаска-то у меня одна. На заправке есть шиномонтаж, но откроется он утром. Мотор опять задергался и заклох. Я поднял кабину, покачал ручным насосом, достал лампу погрел бак. Завелась. Залез в кабину и меня отрубило на короткий сон. На холостых дизель почти не греется. Может было градусов 5 тепла. Проснулся, выпил энергетика, всего трясло как собаку. Купил тормозной жидкости. Заглушил шланг на заднем колесе. Долил в бачок до краев. Вроде появились тормоза. Но теперь воздух где-то перемез. Педаль стала очень тугая. Телефон, надо сказать разрядлся в хлам, а от прикуривателя почему-то зарядка не шла. Все самое худшее что могло случиться, оно случилось. Время часов пять утра. Перед рассветом. Мороз давит. На удивление пришел сюда шиномонтажник, который по совместительству был кочегаром на этой заправке. Помог поставить запаску, накачать спущенное колесо. Пожаловался я ему на свою нелегкую судьбинушку, что мотор-то глохнет. Мужик ради любопытства стал дергать шланги, и шланг, что шел от бака до фильтр - оставлся у него в руках. Он от мозоза задубел до состояния пластмассы и хомут не мог его нормально прижать. Был подсос воздуха. Из старых шлангов, мы смогли насадить и обжать, машина затарахтела. Я пополнил запасы топлива, заполнил лампу и канистру. А у самого желание толкьо как можно скорее доехать, что бы эта кошмарная ночь закончилась поскорей. За вершинами хребтов забрезжил рассвет. Ну наконец-то. Сейчас самый холод начнется. Дорога просто жуть. Давят кипящие ручьи, пар стоит клубами. Затяжные труднопреодолимые перевалы. До сих пор на встречу попалось лишь пару машин вахтовок. Я голодный, со вчерашнего ужина не ел ничего. Тут негде. Близжайшее в Газимурском заводе только. Но до него еще почти 100 км. А от туда еще почти 250 км до цели. Вышло солнце. Значит будем жить. До этого еще ни разу не был так рад солнцу. Измотанный от бессонной ночи в тревоге и на нервах. Скорость 30-40. Проблемы со сцепление и переключением никуда не делись. Рычаг приходилось выдергивать двумя руками. Хотя с места трогалась машина нормально. Кафе так и не оказалось в Газзаводе. Поэтому купил продуктов в близжайшем магазине с газировкой, по цене московского аэропорта. Перекусил на скорую руку в кабине, пошел в сторону Батакана. Здесь окончально закончились следы цивилизации. Даже дорожные столбы раз в 10 км в лучшем случае. Теперь, я пожалел что в Газзаводе не заправил до полного бак, до самой крышки, поскольку на обратном пути топлива может не хватить. Но уже день. Мороз отпустил. А с ним отпустило тревогу. Но все равно как-то не ахти ехать, помня что у тебя нет больше запаски. Доехал только под конец дня. Выгрузили быстро, подписали бумаги. На фоне этого облегчение, но снова тревога - надо от сёдова выбираться. Переночевать местные предлагали дома. Если заглушусь - могу тупо не завестись, будет стоять молотить, то до заправки не дотяну. Что бы в понимали до Газзавода нет ни одной заправки. Топлива в деревнях не добыть. Местные запасаються зараннее. Зимней солярки нет. Выбор так себе. все равно что пики точенные и эти неприятные штуки... Выбираю второй вариант.... Потому что хотелось уже как можно скорее выбраться в цивилизацию. И принимаю решение ехать. Вторые сутки за рулем. Снова мороз начинает давить сковывать. Темная проселочная дорога и никого вокруг. До Газзавода две с половиной сотни километров. Лишь две маленькие деревни Курлея и Батакан. Еду час, два, три. Рубит с сон. Останавливаюсь. Может минут 15 отрубило. В кабине дубак. Поехал, тепло пошло немножко. Но слышу, играет где-то Наговицын со стороны спальника про свет прожекторов. Магнитофон здох давно. Толи от тряски, толи еще почему-то. Это уже в голове играет. Допиваю третью, последнюю банку энергетика, подышав морозным воздухом. Мое состояние было чудовщным в тот момент. Это пограничное состояние между сном и явью. Машина снова задергалась. Черт. Да что такое!!! Выкручиваю топливный фильтр, прополаскиваю бензином, и прогреваю бак. Естественно успев замерзнуть сам. Поехал. Снова, час, два, три... Каждые полчаса останавливаясь что бы размяться. Просто отрубало... Километровых столбов не было, поэтому я в уме прикидывал по одометру сколько еще до Газимурского Завода. Когда по мои прикидкам оставалось километров 40, загорелась красная лампочка, а стрелка лежала на боку. Сердце ушло в пятки. Очень кстати на ум пришла фраза Не очко обычно губит... Но судьба была ко мне милостива, и я немного ошибся в расчетах, огни Газзавода показались через 15 км...
А мне хоть камни с неба... И начался торг с самим собой. Что во что бы то ни стало надо продолжать путь домой. Заправившись до самой пробки бака я понял, что все, это финишь на сегодня. Отъехал от колонки, остановился и задремал. Желание спать было сильней всего. Учитывая, что последний раз ел почти сутки назад. Когда проснулся был рассвет. Я дрожжал от холода, печка выстудила мотор. Но хоть взбодрился. Раз выглянуло солнце значит ехать попроще. Вышел, осмотрел машину. Под одним из аккумуляторов лужа. Жесть. Точно, глушиться больше нельзя. Пока работает-напряжение есть. Поехал. Я уже прикидывал сколько денег отложить на ремонт с этой поездки. Хорошо что день, фары не нужны. Из потребителей только печка. Уже показалось Шелопугино, как раздался жутки треск и хруст под кабиной. Глушусь. От тяски на гравийке отлетел дифузор от радиатора, пластмасса оторвалась и упала на вентилятор, отломило лопасть, и пробило радиатор. Все, это конец... . Поворачиваю ключ, а напряги не хватает стартер крутануть. Отпускаю ручник, включаю заднюю передачу, отпускаю сцепление... ух, завелась. И тупо тяну до Шелопугино. Видя мое отчаяние и беспомощность. Деревенские мужики кто из любопытства кинулись мне помогать. У кого-то нашелся кусок полипропиленовой трубы, таким образом закольцевали верхний и нижний патрубок. Я долил антифриза, проверил что бы не бежало. Учитывая сильный мороз на улице, не думаю, что был риск вскипятить мотор. На всякий случай снял одеяло с него. На подъемы, скидывал передачу на пониженную, что бы не в натяг и не грелся. Уже было все равно. Лишь бы добраться до дома. Словно злой рок, решил что я расслабился решил мне подкинуть еще один сюрприз. Здохла печка. Основная. Пробвал подцепить провода напрямую. Не подает признаков жизни. Хотя на улице "потеплело" и было всего-то -25, и ехал против солнца, стекла стали затягивать. Нижняя дула в ноги и давала тепла чуть больше чем на улице. Смочил тряпочку в антифризе и стал натирать стекла. Кстати пропали проблемы со сцеплением и включением передач. Или я перестал этому придавать значение.
В город въехал я уже с сумерками, почувствовав наконец-то облегчение. Машину бросил у дома, заглушив. Что будет завтра то будет потом. Наконец-то трехдневный кошмар закончился. Блаженное облегчение испытал, когда влил в себя коньячка сразу 0,25 отогреться из нутри и унул. А проспал я где-то сутки. Если не больше. Потом еще недели две болел простудой. А когда прошла простуда, морозы приотпустили, и жизнь вернулась в привычное русло. Много уроков вынес, но первую настоящую зимнюю поездку запомнил на долго. Мое волевое решение учесть ошибки и не бросать свое дело.