Трагедия самолёта Ту-16 в 1968 году.

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Glenni
1.01.2021 - 21:19
Статус: Offline


Путник

Регистрация: 23.07.16
Сообщений: 2191
51
Вторая половина XX века прошла для Советского Союза в стремительной гонке вооружений, сопровождаемой военным противостоянием с США в различных частях света. Важную роль в этом борьбе сыграла советская авиация.

Не мирные учения

В наши дни сообщения прессы о протестах различных стран мира при проведении у границ этих государств военных учений НАТО не вызывают удивления. Хотя, казалось бы, что волноваться, учения-то мирные. Очевидно, многие уже позабыли историю холодной войны, когда военные учения одной из сверхдержав в любую минуту могли обернуться началом третьей мировой войны. Да и потери в технике и личном составе во время демонстрации военными двух сверхдержав своего военного превосходства порой имели невосполнимый характер.

Один из наиболее громких случаев, закончившийся страшной трагедией, произошёл в мае 1968 года. По данным советской разведки, группа боевых кораблей НАТО, включая военные суда ВМС США, вошла в Норвежское море. Среди участников учений внимание советского командования особенно привлекал американский противолодочный авианосец «Эссекс». По традиции тех лет все перемещения потенциального противника во время подобных учений контролировались советским военным командованием, при помощи технических средств радиолокации, а также самолётов-разведчиков.

В этом случае подобный контроль был особенно важен, поскольку самолёты, размещённые на американском авианосце, могли в короткий срок достичь территории Советского Союза и произвести бомбометание. Учитывая, что военный корабль потенциального противника несло на своём борту до 90 самолётов различного назначения и модификаций, угроза была очень серьёзной.
Для наблюдения в Норвежском море за кораблями НАТО были подняты самолёты-разведчики Балтийского флота, а также вышел в море эсминец «Сознательный», который должен был курсировать вблизи американского авианосца. Причём вывести на американский корабль советскую эскадру должны были самолёты-разведчики.

Всё шло по плану, до тех пор, пока авианосец неожиданно не пропал с советских радаров. Авиация обнаружить его также не могла.
Советские истребители без устали прочёсывали просторы Норвежского моря, но результаты были нулевыми. В то же время командование ВМФ СССР прекрасно понимало, что исчезнуть или уйти на дно авианосец не мог. Следовательно, американцы применили новейшие средства радиоэлектронной связи, из-за чего авианосец невозможно было обнаружить с помощью обычной радиолокации. Руководство Министерства обороны было в гневе, потребовав немедленно обнаружить американский авианосец.

Советские асы

В создавшейся ситуации на поиски американского авианосца было решено отправить экипаж Александра Плиева на реактивном самолёте-разведчике Ту-16 Р. Это был один из самых успешных образцов советской реактивной авиации, способный как нести атомные бомбы, так и проводить радиоэлектронную разведку на дальних расстояниях в зависимости от модификации воздушной машины.

При этом лишь экипаж под командованием Александра Плиева имел навыки пролёта на предельно низких высотах, практически у самой воды, где его не могли обнаружить радары противника. Лётчика в экстренном порядке отозвали из отпуска, отдав приказ немедленно отправляться на поиски американского авианосца. Утром 25 мая 1968 года два тяжёлых реактивных самолёта-разведчика Ty-16-P поднялись в воздух с аэродрома в Северодвинске и взяли курс в сторону Норвегии. Командиром экипажей двухту-16Р был назначен Александр Плиев. При этом необходимо отметить, что самолёт, которым управлял прославленный лётчик, мог не только проводить дальнюю разведку, но и уничтожать ракетами авианосные группы противника на расстоянии до 100 километров от них.

Обнаружение одним из экипажей самолётов американского авианосца означало его учебную гибель. В противном случае «по очкам» выигрывали американцы. О том, что в любой момент учения могли перерасти в реальные военные действия, военному командованию СССР даже думать не хотелось. При этом самолёты столь высокого класса и уникальных тактико-технических характеристик были только у Советского Союза. Спутниковая разведка в то время лишь зарождалась, и вся надежда в обнаружении авианосца противника на просторах Норвежского моря возлагалась на лётчиков.

И начальство в них не ошиблось. В одиннадцать утра радист экипажа Александра Плиева доложил, что американский авианосец «Эссекс» и сопровождающие его суда обнаружены. Далее следовали координаты, в какой район Норвежского моря необходимо выдвинуться советским военным судам для сопровождения кораблей НАТО. При этом Александру Плиеву и экипажу его самолёта была выражена благодарность, а также приказ возвращаться на свой аэродром.

Лихачество до добра не доведёт

К сожалению, лётчик не стал сразу выполнять приказ командования, решив покуражиться над американцами. Экипажу второго самолёта Александр Плиев приказал отвлечь на себя ПВО американской эскадры, в то время как он сам направил самолёт в сторону американского авианосца. Разумеется, команда корабля противника, веря в мощь систем радиолокационной борьбы корабля, была искренне уверена, что русские самолёты в данном квадрате появиться не могут. В свою очередь Александр Плиев доказал янки обратное. Лётчик снизил гигантскую реактивную воздушную машину до минимальной высоты и пронёсся со скоростью 500 км/ч чуть ли не над самой палубой авианосца, приведя его команду в состояние шока.

По военным меркам, лётчик своим виртуозным полётом давал понять команде американского корабля, что оно следует в сторону границ СССР, потребовав подобным необычным образом сменить курс. Однако то, что произошло дальше, никто не ожидал. Во время разворота на предельно низкой высоте над морем, реактивный самолёт задел крылом воду и разрушился. Экипаж погиб. Детали трагической кончины Александра Плиева и его экипажа стали известны со слов американского военного командования. Оказалось, что трагедия была запечатлена членами команды авианосца на кинокамеру. Съёмка всегда велась при приближении самолётов противника. На плёнке отчётливо было видно, как советский реактивный ракетоносец Ту-16 проносится прямо над палубой «Эссекса» и уходит на второй круг.

В этом месте изображение почему-то прерывалось, а когда возникало вновь, то на кадрах был виден лишь столб дыма на месте катастрофы. Именно этот факт позволил советскому командованию сделать предположение, что самолёт был сбит американцами. Возможно, выстрел произвели с испугу, что авианосец будут бомбить. Не исключался и вариант мести за обнаружение авианосца и провокационный пролёт над его палубой Ту-16 Р. Впрочем, американцы могли сказать и правду о том, что всему виной неосторожное касание лётчиком крылом самолёта воды.

Правда, в этом случае непонятно, почему съёмка прерывалась. Тем не менее установить истину не представлялось возможным, поскольку Ту-16 Р затонул на большой глубине. Тем не менее тела трёх из восьми членов погибшего экипажа советского самолёта были извлечены американцами из воды и переданы советским морякам с эсминца «Сознательный», подошедшего к месту трагедии.

Разведка дело опасное

Во время расследования гибели Ту-16 Р в Норвежском море советские военные эксперты обратили внимание на то, что в период с 1964 по 1980 год аналогичным таинственным образом пропали два самолёта-разведчика Ту-16 Р, которые были посланы на обнаружение американского авианосца в сопровождении эскадры противника в Японском море.

В этом случае также сразу после передачи координат местонахождения американских судов самолёты исчезли. Очевидно, они были сбиты. Определённый свет на эти трагедии был пролит в 1973 году, когда экипаж одного из Ту-16Р выявил расположение авианосца «Джон Кеннеди», но тут же был атакован истребителем F-4, взлетевшим с американского корабля. При этом советский лётчик, несмотря на повреждения самолёта, сумел оторваться от противника и, вернувшись на свой аэродром, доложить о происшествии командованию.

Похожий случай произошёл водах Атлантического океана в 1980 году, когда советский самолёт-разведчик был атакован с обнаруженного им американского авианосца сразу двумя F-18. Учитывая подобную грустную статистику, вывод о том, что самолёт Александра Плиева был сбит американцами, напрашивается сам собой.
Однако сослуживцы советского лётчика отмечали, что во время боевых и учебных вылетов он любил не только производить полёты на предельно малых высотах, но и совершать развороты прямо над водой, не поднимаясь предварительно на безопасную высоту, как предписывала инструкция. До своей гибели Александр Плиев и раньше неоднократно бывал близок к тому, чтобы зацепить крылом воду и разбиться. Причём американцы знать этих подробностей, разумеется, не могли.

Однако при описании гибели советского самолёта-разведчика они описали именно такую опасную ситуацию, в которой Александр Плиев неоднократно бывал раньше. Сопоставив все обстоятельства гибели Ту-16Р 25 мая 1968 года, советская сторона пришла к выводу, что в этом конкретном случае виновником является не команда американского авианосца, а неуместная лихость советского лётчика во время выполнения боевого задания. Особенно важно надо быть предельно внимательными в наши дни, когда соперничество России и США вновь вышло на уровень отношений времён холодной войны.

Ту-16

Советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт. Выпускался в различных модификациях, включая ракетоносный вариант, самолёт-заправщик, самолёт РЭБ и другие. Серийно выпускался с 1953 по 1963 год. За время производства было изготовлено более полутора тысяч самолётов Ту-16. По неофициальным данным, за период эксплуатации в Вооружённых Силах СССР в результате лётных происшествий было потеряно 145 самолётов Ту-16, в результате чего погибло 709 человек.

Журнал: Неизвестный СССР №12(12), декабрь 2020 года

Трагедия самолёта Ту-16 в 1968 году.
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Вертолетчик
1.01.2021 - 21:28
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.12.16
Сообщений: 2194
Тушку так сразу сбить,чтобы в одну секунду в воду - очень сложно!
Версий несколько было,одна очень правдоподобная-пендосы подняли вертолет(беспилотный?) и самолёт в процессе разворота столкнулся с ним,уворачиваясь зацепил воду.Поэтому и записи нет.
 
[^]
Zoneson
1.01.2021 - 21:30
2
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 25.04.20
Сообщений: 444
Нам бы тот отрезок видео посмотреть, эксперты ЯПа сразу дадут ответ

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Человечина
1.01.2021 - 21:30
13
Статус: Offline


Просто консервы

Регистрация: 2.05.17
Сообщений: 10576

кадры с 1:15

Это сообщение отредактировал Человечина - 1.01.2021 - 21:30
 
[^]
Бокин
1.01.2021 - 21:30
33
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 5909
Как летавший в Северную Атлантику (помощник командира корабля Ту-95к) наравне со всем лётным составом изучал и сдавал зачёты по различным случаям в нейтральных водах.

Плакат с катастрофой Плиева был во всех полках, выполнявших такие задачи.

Вывод по материалам расследования - убил экипаж и убился сам.

Какой тактический смысл разведчику летать на предельно-малых высотах, тем более, что над морем (любой водной поверхностью) минимальная высота - 200 метров.
 
[^]
Бокин
1.01.2021 - 21:32
22
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 5909
Цитата
Советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт


Вообще-то - по авиационной классификации - двухдвигательный.
Успел и на нём полетать - Прилуки, Ту-16к26п (бомбардировщик ракетоносец ракет КСР-2,11,5 всех модификаций.
 
[^]
вася360
1.01.2021 - 21:33
6
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 5.01.20
Сообщений: 65
Блядство всегда ведет к пиздецу.
Расскажу на примере строительства.
В основном на стройке бывает два вида блядства : нарушение т.б. и нарушение технологии строительства . Оба вида ведут к пиздецу , только нарушение т.б. ведет к быстрому - травмы , жмуры , а нарушения технологии строительства ведут к отложенному - обрушения зданий , жмуры .
В любой отрасли блядство = пиздец.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Человечина
1.01.2021 - 21:33
5
Статус: Offline


Просто консервы

Регистрация: 2.05.17
Сообщений: 10576
Цитата (Вертолетчик @ 1.01.2021 - 21:28)
Тушку так сразу сбить,чтобы в одну секунду в воду - очень сложно!
Версий несколько было,одна очень правдоподобная-пендосы подняли вертолет(беспилотный?) и самолёт в процессе разворота столкнулся с ним,уворачиваясь зацепил воду.Поэтому и записи нет.

Кто о чём, а вертолётчик о вертолётах... По моему, беспилотных вертолётов и сейчас то нет, а в 1968-м? Или там был специально обученный пендос-камикадзе? И вообще, зачем поднимать вертолёт?
 
[^]
Daimond1984
1.01.2021 - 21:35
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.07.14
Сообщений: 36820
 
[^]
adder38
1.01.2021 - 21:35
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.10.16
Сообщений: 7281
Цитата (Бокин @ 1.01.2021 - 21:30)
Плакат с катастрофой Плиева был во всех полках, выполнявших такие задачи.
Вывод по материалам расследования - убил экипаж и убился сам.

Плиев — это же осетинская фамилия? Горячий кавказский парень... sad.gif
 
[^]
ArcturusOmm
1.01.2021 - 21:37
0
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 28.06.20
Сообщений: 650
Познавательно

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Бокин
1.01.2021 - 21:38
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 5909
Цитата (Человечина @ 1.01.2021 - 21:33)
Цитата (Вертолетчик @ 1.01.2021 - 21:28)
Тушку так сразу сбить,чтобы в одну секунду в воду - очень сложно!
Версий несколько было,одна очень правдоподобная-пендосы подняли вертолет(беспилотный?) и самолёт в процессе разворота столкнулся с ним,уворачиваясь зацепил воду.Поэтому и записи нет.

Кто о чём, а вертолётчик о вертолётах... По моему, беспилотных вертолётов и сейчас то нет, а в 1968-м? Или там был специально обученный пендос-камикадзе? И вообще, зачем поднимать вертолёт?

При выполнении вылетов с авианосца на наши разведчики помимо боевых в воздухе находились Е-2 (ДРЛО) вертолёт ПСС, заправщик (не всегда), ещё команда находилась на палубе в готовности -4-6 боевых, и такая-же тройка обеспечения.


Есть беспилотные вертолёты, есть и вертолёты-дроны.

Это сообщение отредактировал Бокин - 1.01.2021 - 21:39
 
[^]
Бокин
1.01.2021 - 21:38
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 5909
Цитата (adder38 @ 1.01.2021 - 21:35)
Цитата (Бокин @ 1.01.2021 - 21:30)
Плакат с катастрофой Плиева был во всех полках, выполнявших такие задачи.
Вывод по материалам расследования - убил экипаж и убился сам.

Плиев — это же осетинская фамилия? Горячий кавказский парень... sad.gif

Уроженец южной Осетии.
 
[^]
Daimond1984
1.01.2021 - 21:41
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.07.14
Сообщений: 36820
Цитата (Человечина @ 1.01.2021 - 21:33)
По моему, беспилотных вертолётов и сейчас то нет

полно!


Трагедия самолёта Ту-16 в 1968 году.
 
[^]
uran237
1.01.2021 - 21:41
2
Статус: Online


Нестабильный

Регистрация: 4.10.14
Сообщений: 2302
Фильм был хитовый, в моей советской юности - "Случай в квадрате 36/80". Там как раз ТУ-16 и заправщик и спасательный его вариант с катером главные герои фильма.
 
[^]
Daimond1984
1.01.2021 - 21:43
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.07.14
Сообщений: 36820
Цитата (Бокин @ 1.01.2021 - 21:38)

Уроженец южной Осетии.

...

Трагедия самолёта Ту-16 в 1968 году.
 
[^]
Бокин
1.01.2021 - 21:54
10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 5909
Знание вот этих "страшных случаев" (это уже жаргон такой) у нас проверяли регулярно, могли и внезапно, часто это делали большие начальники.

И, вспоминая этот случай, нам в голову вдалбливали:
- На такой высоте разведчику делать абсолютно нефуй!!!

А, по большому счёту - и боевому тоже. Нет оружия для применения с такой высоты. А с самолётами ДРЛО подлёт на ПМВ к цели тоже теряет смысл.
 
[^]
Бокин
1.01.2021 - 21:59
12
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 5909
uran237
Цитата
ТУ-16 и заправщик и спасательный его вариант с катером главные герои фильма.


Спасательный - Ту-16с, на подвеске катер "Фрегат" (частично утоплен в грузоотсек), никакого экипажа катера на борту нет, как нет и прохода в кабину экипажа.
Катер радиоуправляемый, самоходный (электро), после сброса и приводнения штурман, управляя по радио подводил катер к терпящим бедствие.
На самолёте дополнительно устанавливалась аппаратура "Лодка" и "Штырь" - какая для чего уже не помню.
 
[^]
HEVOD
1.01.2021 - 23:06
0
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 3.03.12
Сообщений: 269
не совсем понял: самолета было два? куда делся второй?
 
[^]
Бокин
1.01.2021 - 23:41
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 5909
Цитата (HEVOD @ 1.01.2021 - 23:06)
не совсем понял: самолета было два? куда делся второй?

Обычно при выполнении разведки один остаётся на большой высоте, второй снижается для фотографирования, обычно не ниже 600 м.
 
[^]
Куйсгоры
1.01.2021 - 23:59
5
Статус: Offline


Чукча не писатель - Чукча - читатель

Регистрация: 28.08.14
Сообщений: 473
За Ту 16- зелень ТСу, 50 внутрь, 219 ОДРАП пламенный новогодний привет!

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
петрович1304
2.01.2021 - 00:06
0
Статус: Offline


)

Регистрация: 19.07.14
Сообщений: 2768
Трагичная история.....лихачество всегда выходит боком...
 
[^]
Бокин
2.01.2021 - 00:14
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 5909
Цитата (Куйсгоры @ 1.01.2021 - 23:59)
За Ту 16- зелень ТСу, 50 внутрь, 219 ОДРАП пламенный новогодний привет!

В Хвалынке когда служили? неделю назад с вашими ветеранами на печальном мероприятии был.

Это сообщение отредактировал Бокин - 2.01.2021 - 00:15
 
[^]
fox4249
2.01.2021 - 00:17
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.04.14
Сообщений: 3523
А американцы потом ,массово увольняться побежали..?
Ну типа испугавшись, что русские такие бесстрашные, что готовы ради понтов разъебать самолет об воду..?
 
[^]
skomoroh58
2.01.2021 - 01:55
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.04.13
Сообщений: 19599
Цитата (Glenni @ 2.01.2021 - 01:19)
1. По традиции тех лет все перемещения потенциального противника во время подобных учений контролировались советским военным командованием, при помощи технических средств радиолокации, а также самолётов-разведчиков.

2. до тех пор, пока авианосец неожиданно не пропал с советских радаров.
... Следовательно, американцы применили новейшие средства радиоэлектронной связи


3. По военным меркам, лётчик своим виртуозным полётом давал понять команде американского корабля, что оно следует в сторону границ СССР, потребовав подобным необычным образом сменить курс.


Ту-16

4. Советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт.

5. Журнал: Неизвестный СССР №12(12), декабрь 2020 года

1. Традиция это за погибших не чокаясь.
а отслеживание перемещений сил вероятного противника это исполнение задач разведки.

2. а при чём здесь связь?

3. какие такие военные мерки?
существуют приказы о подаваемых сигналах нарушителям. следование в сторону границы не является нарушением.
и кто там "оно"?

4. как-то к нам на аэродром прибыли сухопутные начальники для отработки взаимодействия.
показали как занимается готовность №1.
большой военный начальник с петлицами пехоты попросил - пусть заведут моторы.
долго в полку ржали над моторами у МиГ-25.

5. очередная бездумная перепечатка статьи из помоечного журнала от долбоёбов журнашлюх.

Это сообщение отредактировал skomoroh58 - 2.01.2021 - 01:57
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 9249
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх