Заметки бывшего учителя

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (8) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Аблакат
1.12.2018 - 13:40
Статус: Offline


Сам себе режиссер

Регистрация: 29.12.13
Сообщений: 2282
280
Я, Игорь Николаевич Гусев, служил в Рижской средней школе № 17 с 1986 по 1994 гг. Преподавал историю, а также обществоведение, психологию и логику (в те годы экспериментально практиковались и такие дисциплины). Был классным руководителем. Ушёл из школы вместе с моими выпускниками, так что совесть перед ними чиста. Минуло четверть века и в прошлом году меня попросили временно заменить в одной из школ захворавшего историка. Так, нежданно-негаданно для себя, я вновь погрузился в эту прекрасно-необыкновенную, чудовищно-непутёвую школьную жизнь, со всеми её плюсами и недостатками.

У меня появилась завидная возможность сравнить своих учеников – тех, прошлых и нынешних, современных. Это было особенно любопытно, тем более, что среди новых учеников обнаружились отпрыски моих былых воспитанников. Сравнение отцов и детей обещало быть интересным!

Считается, что у хорошего педагога любимчиков не бывает. Ему все дети одинаково противны. Я учитель плохой… Детей очень люблю и сам, будучи современным папой, искренне пытаюсь понять новое поколение, младое и малознакомое. Сами по себе дети прекрасны! Есть просто умнички и лапочки, со многими, как мне кажется, мы искренне подружились. Тронули до глубины души их слёзы на глазах, когда через полгода нашей совместной работы, настал срок мне покидать это гостеприимное школьное сообщество. Спасибо, милые мои, я вас помню и люблю… Так есть ли отличие между учениками прошлых лет и нынешним поколением славных оболтусов?

ПЕРВОЕ, что бросается в глаза в современной школе -- много тучных детей, особенно девочек. Виной тому, полагаю, не только нездоровое питание, но и те стрессы, в которые дети погружены с момента рождения. Нередко полный человек набирает лишний вес именно под воздействием постоянного нервного напряжения. Это своеобразная защитная реакция организма. Дети, если сравнивать с прежними поколениями, вообще очень мало развиты физически. Отсутствие подвижных игр. Я ни разу не видел на переменках, чтобы девочки играли в свои извечные девчачьи «скакалочки», «резиночки», а мальчики гоняли мячик. Никаких «казаков-разбойников» и «салочек»! В лучшем случае – бессмысленная возня и толкотня. Но чаще всего, Его Величество МОБИЛЬНИК! Забывая всё на свете, не видя никого и ничего, дети тычут пальчиком по экрану. Они «играют» на мобильнике по дороге в школу, на перемене, играют на уроке, в туалете, играют по дороге домой. Начало урока, для детей всегда мука – ведь зловредный учитель требует спрятать мобильник с недоигранной игрой! Дети злятся, они раздражены и мало думают об уроке…

ВТОРОЕ. Современные дети очень быстро устают, теряют внимание и концентрацию. Я ещё помню уроки по 45 минут. Но сегодня они длятся 40, и даже этого получается много! Современный ученик уже через 20 минут практически неработоспособен, он уже не в состоянии следить за речью учителя. Проявляется немотивированная гиперактивность: сам вертится, ёрзает, руки бегают по парте, ребёнок бессмысленно перекладывает карандаши-ручки-линейки с места на место. Вдруг в разгар урока поднимает сумку и начинает шумно копаться в ней, после чего снова ставит её на место. Интересуюсь: «Саша, что ты искал?». Смущённо улыбается, краснеет, пожимает плечами… Он и сам не знает. Таких «Саш» -- полкласса.

ТРЕТЬЕ. Современные дети с рождения усваивают массу информации, но вся эта информация, как правило, мало связана с обыденной жизнью и уж конечно не имеет отношения к истории. Рассказываю на уроке о крестьянском труде, о подсечно-огневом земледелии. Тут понимаю, что дети вообще не ориентируются, что такое плуг, зачем нужна борона, как сеют и выращивают хлеб! Недоумённо хлопают глазами. В старое время советские дети получали много информации из мультиков. Помните? Кошечки и собачки пекли хлеб, Фока на все руки дока ковал подковы в кузне, персонажи народных сказок из советских мультфильмов много и трудолюбиво работали. В современных мультиках разнообразные супергерои не работают вообще. Им работать некогда – они «мир спасают»!

ЧЕТВЁРТОЕ. Дети не читают, т.е. совершенно! Вообще!!! Успешное преподавание истории обязательно базируется на тех историко-приключенческих романах, которые подросток «проглотил» к средней школе. Помните, у Высоцкого: «Значит, нужные книги ты в детстве читал!» Сейчас не читают никаких книг… И вот стою я перед классом, весь такой красивый и самонадеянный, рассказываю об истории Франции XVII века и наивно вопрошаю: «Помните, как д'Артаньян приезжает в Париж?» И вижу огромные недоумённые глаза детей! Оказывается, из четырёх средних классов, роман «Три мушкетёра» читали лишь ТРИ человека!!! Но я такой старый, что ещё помню, как это произведение читали буквально ВСЕ, потому что не прочитать его считалось позорным и неприличным! Уже общее правило современной школы: если ученик хорошо и бойко отвечает, если учится успешно, значит – читающий ребёнок. Увы, но таких уникумов прискорбно мало…

ПЯТОЕ. Дети удручающе прагматичны, у них почти полностью отсутствуют романтические порывы. Они мало чем интересуются, кроме того, что относится к их «личному потреблению». У меня есть небольшая коллекция предметов, привезённых из археологических экспедиций. В былые годы, демонстрируя на уроках истории обломки древнегреческих амфор, орудия труда первобытного человека, многотысячелетнюю керамику со следами пальцев давно истлевшего гончара, я с удовольствием наблюдал горящие глаза детей, которые страстно разглядывали все эти археологические чудеса, вырывали их из рук, засыпали меня вопросами… Теперь же, попытка предъявить мою коллекцию ученикам, вызвала у них лишь вежливый интерес (у некоторых!). 25 лет назад это вызывало восторг... Сегодня это им НЕ ИНТЕРЕСНО! Переданное мною по рядам рубило каменного века, многие даже не рассматривая передавали дальше.

Я вообще был приучен к особому вниманию моих учеников, привык, что после урока возле учительского стола обязательно собирается стайка любознательных чудаков, засыпающих меня вопросами, доказывающих своё, особое мнение. Сегодня это невозможно. Сразу после звонка, все дружно хватают мобильники и играя на ходу, вылетают в коридор.


ШЕСТОЕ. В каждом классе всегда были диссиденты. Это, как правило, дети-личности, они особые, неординарные. Они могли портить нервы учителю, могли спорить и не соглашаться, отстаивая своё мнение. Таких учеников вечно ругали, «пытались поставить на место», их родителей нередко вызывали к директору. Но умные учителя, таких ребят в душе очень любили. Это были ЛИЧНОСТИ, имеющие своё собственное мнение. В современной школе такой диссидентствующий типаж также имеется. Только разница в том, что нынешний «диссидент» портит тебе нервы и умничает не потому, что «борется за справедливость». Он язвит ПРОСТО «ПО ПРИКОЛУ»! У него нет особого, своего мнения. Это изначально умный, неординарный ребёнок, с увы… крайне скудным багажом познаний, но с большими амбициями. Спорить ему хочется, только спорить не о чем, знаний не хватает. Поэтому – просто дерзит.

СЕДЬМОЕ. У современных детей крайне низкая мотивация к успешной учёбе. Они вообще НЕ ПОНИМАЮТ, зачем им нужно учиться хорошо? Звучит дико, но это так… Столкнувшись с этим удивительным явлением, я поставил эксперимент: выложил на парты учебники, задал несколько вопросов и велел ученикам просто НАЙТИ И ВЫПИСАТЬ из учебников готовые ответы! В прежние годы, мне подобная профанация учебного процесса и в страшном сне бы не приснилась… Эксперимент дал поразительные результаты. Многие ученики НЕ НАШЛИ ответов в указанном мною параграфе. Для них оказалось непосильной работой прочитать текст и выписать готовые ответы! Многие и не пытались этого делать. Их даже не соблазняла хорошая оценка. За десять минут до конца урока, мне сдавались листочки с несколькими случайно подобранными фразами, их же владельцы в ожидании звонка просто сидели, украдкой под партами играя на мобильных телефонах. Я пытался исследовать этот феномен. Складывается впечатление, что у многих детей прочно укоренился стереотип, что всё в жизни к ним как-то придёт и сложится само-собой. Может быть дело в этих стереотипах сознания?

Присматриваясь к мультяшкам и кинофильмам, которые смотрят наши дети, которые сегодня идут в кинотеатрах, можно заметить, что многие из них имеют некую общую канву. Живёт некий мальчик (девочка) – откровенный лузер и неудачник. Он (она) не обладает никакими особыми способностями, никакими особыми талантами. Он беден, некрасив и одинок. И вдруг неожиданно выясняется, что он (она) ИЗБРАННЫЙ! Он пришёл в это воплощение, чтобы СПАСТИ МИР! Невероятным волшебным образом наш вчерашний неудачник вдруг приобретает особые таланты, способности и становится СУПЕРГЕРОЕМ! Он обретает всё – славу, почёт, любовь, дружбу и успех! Заметим, это в старом «совковом кино», герой, чтобы обрести себя должен был много трудиться, учиться, преодолевать трудности и свою собственную лень. В советском мультфильме просто так никому ничего не доставалось. Только через ТРУД и преодоление лени, трусости, эгоизма обыденный персонаж становился Героем. Он не превращался чудом, он делал себя САМ! В современных мультфильмах герой как правило приобретает свои способности просто так, по волшебству, или на худой конец, скушав особую пилюлю (тогда это уже не фэнтези, а научная фантастика). Может быть в этом стереотипе, навязанном современным кинематографом и скрывается тот факт, что многие дети просто ждут подарка от судьбы, не желая прикладывать к этому никакого труда?

ВОСЬМОЕ. Современные дети очень любят «качать права», ведь их с первого класса старательно знакомят с «правами ребёнка». Если бы они также хорошо помнили о своих обязанностях…

ДЕВЯТОЕ. Я был потрясён практически полным отсутствием брезгливости у своих теперешних учеников. Они спокойно сидят и лежат прямо на полу в коридоре и на лестнице. Они кладут без особого пакета свои грязные кроссовки с урока физкультуры прямо в сумку, вперемежку с учебниками и тетрадями. Они роняют печенюшки на пол, а затем поднимают их и спокойно едят… Впрочем, возможно, это общеевропейские тенденции, а я – старый замшелый консерватор. В Европе я насмотрелся на приличного вида девушек, мирно отдыхающих на полу общественного туалета (туалет унисекс), на бодрых французов, спокойно кладущих свежекупленный багет на сиденье автомобиля или общественную скамейку. Видел щеголеватого немца, уронившего сигарету на мостовую, который поднял и невозмутимо прикурил её… Может, так и надо. Ну её, эту брезгливость…

И наконец, ДЕСЯТОЕ… Я всегда пытался пробудить у своих учеников стремление к Высокому духовному идеалу, воспитать уважение к духовным ценностям нашего несовершенного мира. Мне кажется, что у каждого нормального человека должна быть в жизни Высокая Мечта. Во время моей недавней школьной практики дети делились своими мыслями. Они были разными, но горько тронули меня слова одного мальчугана из 6-го класса, который печально сказал: «Я мечтаю учиться на родном языке…» Такая вот, Высокая Мечта.

В заключение, хочу заметить, что вовсе не критикую НАШИХ детей. Не их вина, но их беда, что вынуждены они вступать в жизнь в это непростое, недоброе время. И особая роль и особая задача родителей, всеми силами помогать им. Даже сейчас, дайте мне нормальный учебник, нормальную продуманную учебную программу и не мешайте работать, уверен, что с этими детьми можно творить чудеса! Да только, кто же даст…

СВЕТ И ЛЮБОВЬ ВСЕМ!

Публикуя заметку хорошо знакомого, хоть и заочно, Игоря Гусева, очень надеюсь на Ваши комментариями относительно ситуации в России и других регионах, в которых находятся мои читатели. (Сергей Васильев)

источник
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
CustomWing
1.12.2018 - 13:53
104
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.05.15
Сообщений: 2742
Женат второй раз, наблюдаю за ребёнком жены - сыну 12 лет.
С автором статьи полностью согласен - это реально пиздец.
Самое страшное то что я не знаю как вытащить песдюка из телефона и компьютера...
 
[^]
vektorJ
1.12.2018 - 13:54
67
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 30.12.14
Сообщений: 16
Верните советское образование! блять
 
[^]
Maestro22
1.12.2018 - 13:54
48
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 24.07.14
Сообщений: 9
Очень тонко подмечены многие реалии. Молодец, ТС! Вот никак дочь (6 лет) к чтению не приучу, хотя сам в ее возрасте в библиотеке был записан и читал "Ленин в шалаше" под одеялом))))
 
[^]
Staryigeolog
1.12.2018 - 13:55
34
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.06.15
Сообщений: 8882
Цитата
Дети, если сравнивать с прежними поколениями, вообще очень мало развиты физически. Отсутствие подвижных игр. Я ни разу не видел на переменках, чтобы девочки играли в свои извечные девчачьи «скакалочки», «резиночки», а мальчики гоняли мячик. Никаких «казаков-разбойников» и «салочек»! В лучшем случае – бессмысленная возня и толкотня. Но чаще всего, Его Величество МОБИЛЬНИК! Забывая всё на свете, не видя никого и ничего, дети тычут пальчиком по экрану.

А ведь всё так и есть

Заметки бывшего учителя
 
[^]
Staryigeolog
1.12.2018 - 13:57
48
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.06.15
Сообщений: 8882
Цитата
Только разница в том, что нынешний «диссидент» портит тебе нервы и умничает не потому, что «борется за справедливость». Он язвит ПРОСТО «ПО ПРИКОЛУ»! У него нет особого, своего мнения. Это изначально умный, неординарный ребёнок, с увы… крайне скудным багажом познаний, но с большими амбициями. Спорить ему хочется, только спорить не о чем, знаний не хватает. Поэтому – просто дерзит.

И мы знаем этих «диссидентов»

Заметки бывшего учителя
 
[^]
всезебэст
1.12.2018 - 14:00
27
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.12.15
Сообщений: 6406
мир стремительно деградирует под влиянием Запада.
 
[^]
ZaharZ
1.12.2018 - 14:01
99
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 29.11.18
Сообщений: 368
В СССР воспитывали созидателя (создателя) , сейчас быдловатого потребителя! Политика государства изменилась! Нынешним правителям не нужны думающие люди...

Это сообщение отредактировал ZaharZ - 1.12.2018 - 14:03
 
[^]
Taicho
1.12.2018 - 14:03 [ показать ]
-38
amized
1.12.2018 - 14:06
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.03.16
Сообщений: 1226
Цитата (CustomWing @ 1.12.2018 - 13:53)
Женат второй раз, наблюдаю за ребёнком жены - сыну 12 лет.
С автором статьи полностью согласен - это реально пиздец.
Самое страшное то что я не знаю как вытащить песдюка из телефона и компьютера...

песдюка - никак, вам с себя надо начинать, но поздно, наверное.
 
[^]
САМЫЙ
1.12.2018 - 14:06 [ показать ]
-24
ZaharZ
1.12.2018 - 14:06
14
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 29.11.18
Сообщений: 368
Цитата (CustomWing @ 1.12.2018 - 13:53)
Женат второй раз, наблюдаю за ребёнком жены - сыну 12 лет.
С автором статьи полностью согласен - это реально пиздец.
Самое страшное то что я не знаю как вытащить песдюка из телефона и компьютера...

Спорт, выезды за город на рыбалку в поход, огород .Постоянно его увлекать каким то делом.
 
[^]
Аластерко
1.12.2018 - 14:07
31
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.07.13
Сообщений: 1000
Всё очень мягко, тактично и вежливо сказано про современных детей.
 
[^]
Staryigeolog
1.12.2018 - 14:07
49
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.06.15
Сообщений: 8882
Цитата
У современных детей крайне низкая мотивация к успешной учёбе. Они вообще НЕ ПОНИМАЮТ, зачем им нужно учиться хорошо? Звучит дико, но это так… Столкнувшись с этим удивительным явлением, я поставил эксперимент: выложил на парты учебники, задал несколько вопросов и велел ученикам просто НАЙТИ И ВЫПИСАТЬ из учебников готовые ответы! В прежние годы, мне подобная профанация учебного процесса и в страшном сне бы не приснилась… Эксперимент дал поразительные результаты. Многие ученики НЕ НАШЛИ ответов в указанном мною параграфе. Для них оказалось непосильной работой прочитать текст и выписать готовые ответы! Многие и не пытались этого делать. Их даже не соблазняла хорошая оценка.

Всё просто: советская система образования воспитывала Человека, который стремился саморазвиваться, постигать науки, покорять природу, космос, быть защитником своей семьи и страны, помогать нуждающимся. Нынешняя система образования выращивает потребителей, в свою очередь рассматривая народ как обузу, как самовоспроизводящийся ресурс, как «нефть», с которого нужно собирать «урожай» - различного рода сборы и налоги множатся, превышая разумные и рациональные размеры.

Японцы когда-то были лучшими ученикам советской школы. Но сегодня пальму первенства у них перехватили китайцы. А мы отстали. Отстали так, что не догнать

Заметки бывшего учителя
 
[^]
Контактор
1.12.2018 - 14:09
20
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 5.12.15
Сообщений: 588
Цитата
В современных мультиках разнообразные супергерои не работают вообще. Им работать некогда – они «мир спасают»!

И в современных фильмах,деффочка ждёт прекрасного принца.И тоже,блять,нихуя не работают.Главные герои пиздоболят по телефону,живут в коттеджах и ездят на люксовых машинах.Начиная от кухарки и кончая бизнес-вуменами. dont.gif
 
[^]
Gorgona13
1.12.2018 - 14:09
14
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 8.03.17
Сообщений: 361
Тоже гляжу на своего, на детей знакомых и тихо офигеваю. У подруги сыну 11, еще ни одной книги не прочитал сам! Что нужно знать по школьной программе по литературе, ищет краткое изложение в интернете. И это ему кажется много - я столько читать не смогу! А мы с его матерью в детстве без книг вообще не могли представить свою жизнь. Главное, пацан-то не глупый - очень сообразительный и развитый товарищ.
Мой в первом классе. Школу обожает, летит туда, как на праздник. Там весело, там много друзей. Но уроки делать категорически отказывается - мне это не надо, мне это не интересно, никто не имеет права заставлять меня делать то, чего я не хочу! Ладно, в первом классе не ставят оценки, но со второго класса-то будут требовать домашнее задание и ставить двойки. Муж уже спрашивает: а во втором классе ты тоже не будешь уроки делать?
- Не буду.
- Будут двойки ставить.
- Ну и что.
 
[^]
cherepashka
1.12.2018 - 14:10
8
Статус: Online


Деревня

Регистрация: 14.10.13
Сообщений: 290
Сыну 11 лет, все друзья /подружки повально сидят в телефонах/планшетах.
На улице минус 20 , так им холодно гулять.
Скорее бы лето, летом хоть вместе на тракторе ездим, на рыбалку, да в деревне всегда есть чем заняться.
В городах наверно вообще ужас, если ребенок не ходит на какую нибудь секцию
 
[^]
Taicho
1.12.2018 - 14:13 [ показать ]
-43
AdventL
1.12.2018 - 14:14
53
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.08.18
Сообщений: 2197
"Умные нам не надобны. Надобны верные"
А.и Б. Стругацкие «Трудно быть Богом»

Прямо лозунг действующей российской власти......
 
[^]
барзучилло
1.12.2018 - 14:16
15
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 2.08.18
Сообщений: 749
Тема глобальная и болезненная, но кто, блядь , будет её решать? Министрам-депутатам глубоко пох***...За один только ЕГЭ внедряльщиков его в российское среднее образование давно надо было перевешать на площади!
 
[^]
Изюбрина
1.12.2018 - 14:18
13
Статус: Offline


Заразка

Регистрация: 29.05.12
Сообщений: 8036
Цитата (CustomWing @ 1.12.2018 - 13:53)
Женат второй раз, наблюдаю за ребёнком жены - сыну 12 лет.
С автором статьи полностью согласен - это реально пиздец.
Самое страшное то что я не знаю как вытащить песдюка из телефона и компьютера...

ХЗ. Моя то дочь большая, но у магазина стоит "коробка", так она пуста не бывает. Ребятня гоняет. Кто в футбол, матчи какие-то, то баскетбол, то девки резвятся. Зимой каток заливают, так там не протолкнуться. У соседей дочери 13, так она с визгом бежит со мной с собакой гулять, не в телефоне же сидеть. Вот я ее с собой беру.

Это сообщение отредактировал Изюбрина - 1.12.2018 - 14:19
 
[^]
всезебэст
1.12.2018 - 14:25
19
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.12.15
Сообщений: 6406
Цитата (Контактор @ 1.12.2018 - 14:09)
Цитата
В современных мультиках разнообразные супергерои не работают вообще. Им работать некогда – они «мир спасают»!

И в современных фильмах,деффочка ждёт прекрасного принца.И тоже,блять,нихуя не работают.Главные герои пиздоболят по телефону,живут в коттеджах и ездят на люксовых машинах.Начиная от кухарки и кончая бизнес-вуменами. dont.gif

кстати в свое время удивляло-в Сатабарбарах и тд-семья богатая,но где и как работают всегда скользом.Ну типа у них строительная фирма...где то за кадром.В кадре особняки,автомобили-откуда,ну фирма же у них lol.gif С этой жвачки все и начиналось.
 
[^]
kirakira
1.12.2018 - 14:25
11
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.01.15
Сообщений: 6855
Цитата (САМЫЙ @ 1.12.2018 - 14:06)
"Я, Игорь Николаевич Гусев, служил в Рижской средней школе № 17..."

Растолкуйте вот это пожалуйста...А то военные с полицией и мчс служат, артисты в театрах, ямщики на почте (песенное) - теперь и учителя?!
Не, я понимаю конечно, что шпал накидать не ответив на прямой вопрос - тут особая доблесть нужна, врождённая интиллигентность что ли...Пойду скажу дяде Васе что он в жку сантехником служит.)))

Все кто не работает-служит! Если ты не точишь гайку и не красишь дверь ты служишь.
 
[^]
ИванСамогон
1.12.2018 - 14:27
29
Статус: Offline


доцент НИИ "БЁТ"

Регистрация: 19.01.15
Сообщений: 7374
это не в детях дело. вы читали им сказки? они научившись читать часто вас видели с книгой в руках? и т.д. и т.п.
 
[^]
САМЫЙ
1.12.2018 - 14:30
-5
Статус: Offline


Ингибитор невъебучести

Регистрация: 13.06.15
Сообщений: 1186
kirakira
О как оно оказывается...
upset.gif
А раньше просто работали, да-да! работали учителями, докторами и т.д...Отстал я видимо от жизни, даа...
Служу-с Макаренко!!! (Гиппократу))).
-В каком полку лицее служили?! bud.gif

Это сообщение отредактировал САМЫЙ - 1.12.2018 - 14:40
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 31710
0 Пользователей:
Страницы: (8) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх