222. Безусловно, самой известной сценой является изображение Рамсеса II на колеснице. В огромном количестве источников сказано что это сцена битвы при Кадеше (например в статье русской википедии о данной битве). Когда я фотографировал — я был уверен что это она и есть. Но готовя данный фотоотчет и изучая источники я стал сомневаться она ли это…
В большинстве статей и фильмов сказано что это она, но в некоторых других источниках сказано что битва при Кадеше изображена на северной стене, а это южная стена. Пусть эти другие источники в меньшинстве, но они мне показались внушающими доверие так как описывают все изображения в храме существенно более подробно. Увы, в скучных статьях обычно нет иллюстраций, а только текстовые описания, но у меня всё-таки сложилось впечатление что это не битва при Кадеше (хотя и 100% уверенности нет, может я что-то всё-таки путаю). На северной стене тоже есть изображение Рамсеса II в колеснице, возможно это и вызвало ошибку которая с тех пор копируется из статьи в статью. К сожалению сцену с колесницей на северной стене я в результате так и не снял так как был уверен что битва при Кадеше тут, а отфотографировать все стены у меня просто не хватило времени :(
Если я правильно понял описания, то согласно другим источникам эта сцена изображает нападение Рамсеса II на сирийскую крепость без упоминания названия.
В результате я решил попробовать проконсультироваться со специалистами и написал в соц сетях и на почту некоторым египтологам, а так же разместил вопрос в одной профильной группе в вк посвященной переводу иероглифических текстов с просьбой рассказать что написано рядом с данным изображением. К вопросам приложил эту и следующую фотографии. К сожалению от египтологов я ответа пока не получил, а в вк мне ответили дословно следующее: