8


«Откуда вы знаете, что вы реальны?»
Родился Немо Нободи в фантазии бельгийского режиссера Жако ван Дормеля в 2009 году и вышел на парижские экраны в январе 2010 года. Главного героя (34-летнего Немо, а также 120-летнего Немо) играет Джаред Лето. Загримированный до неузнаваемости, Лето умудряется создать самого настоящего старика, и его голос в оригинале, дрожащий, потрескавшийся голос, не один раз заставил меня усомниться в том, что этого персонажа играет тот же человек, что и юношу с растрепанными волосами опустившегося хиппи, спящего на скамейке возле причала в ожидании своей вечной возлюбленной Анны, которая придет, если осенний листок, выпущенный в воздух девятилетним мальчишкой, упадет в очерченный мелом круг.
Весь фильм крутится вокруг трех главных возможностей развития жизни героя, каждая из которых в свою очередь имеет несколько вариантов, зависящих от Его Величества Случая, а также от выбора самого Немо. Первая возможность — это женитьба на Анне, которая кажется его «родственной душой»: они созданы друг для друга, с детства любят друг друга и понимают друг друга на интуитивном уровне. Вот только по злой насмешке судьбы их брак изначально обречен на несчастье, поскольку ее мужу, кто бы он ни был, суждено закончить свои дни на дне озера. Как ни странно, оптимальным вариантом для их истории оказывается тот, где им приходится расстаться на 15 лет и безуспешно искать друг друга без малейшей надежды на воссоединение.
Второй вариант — это женитьба на горячо любимой женщине Эллис, которая, однако, всегда отличалась неуверенностью в себе и истеричностью, и это постепенно разрушает их брак, который держится только на безграничной преданности Немо. С детства Эллис любит какого-то брутального парня в кожаной куртке и выходит замуж за другого только потому, что эта любовь невзаимна, а Немо умудряется несколькими важными и простыми словами уверить ее в том, что хочет втайне услышать каждая уставшая женщина: что он — тот человек, который решит все ее проблемы. Впрочем, именно это ему и приходится решать в процессе их супружеской жизни. История Эллис — это яркий пример неспособности примириться с жизнью и оценить то прекрасное, что ей дано судьбой: у нее есть любящий муж, дети, но ей кажется, что где-то в другом месте она была бы счастлива, и в результате она скатывается в истерики и депрессии, разрушающие ее саму и ее семью.
В истории отношений Немо и Эллис также есть множество вариантов развития событий. Первый — несчастный брак, который заканчивается полнейшим крахом. Второй — больничная койка, к которой оказывается прикован подросток Немо в результате неудачного признания в любви к Эллис (не нашел нужные слова, пришел не в тот момент), в итоге он разбивается на мотоцикле. Или же третий вариант этой истории, в которой Немо из чувства мести женится на другой, нелюбимой женщине, с которой у него будут дети, роскошный дом и вечная тоска по несбывшемуся.
В браке с Эллис есть также несколько возможных исходов: ее уход из дома спустя много лет супружеской жизни, или же гибель в аварии сразу же после свадьбы.
Таким образом, все эти альтернативные жизни старого Немо, так похожие на игры памяти, вспоминаются им, словно они действительно произошли. Эти взаимоисключающие пути оказываются реальнее, чем сам старик, который, в свою очередь кажется выдуманным (вернее, свершенным) будущим в голове девятилетнего мальчика, поставленного его родителями перед необходимостью сделать невозможный выбор. С этого, собственно, все и началось.
Жизнь маленького Немо изменилась в тот миг, когда его родители решили развестись, и он должен был принять важнейшее в его жизни решение: остаться с отцом, или же уехать с матерью. Неспособность выбрать, а также случайности вроде слетевшего во время бега башмака, помешавшие ему забраться в поезд, сделали его жизнь до момента выбора похожей на железнодорожные пути, разлетающиеся на три ветви.
Когда вы стоите перед выбором, то ваше будущее зависит от того, что вы выберете. Но если вы не сделали конечный шаг, все остается возможным. И будущее, и дряхлеющий мистер Нободи существуют в сознании ребенка, который стоит на вокзале, не в силах решить, в каком направлении ему двигаться. Монетка зависла в воздухе. Над плечом его отца висит символичная надпись: «Выход». Однако, когда выход оказывается входом, все переворачивается с ног на голову, и альтернативные реальности, в которых ты потеряешь жену Эллис в аварии, слетишь на полной скорости с обрыва и останешься навсегда погребенным в толще воды, женишься, чтобы отомстить той, которой ты любишь, на другой, и в и
тоге окажешься в роскошном доме с бассейном, который ты сам себе придумал в детстве, и с нелюбимой женой, — все эти реальности оказываются возможными и, что самое главное, правильными. Потому что они — это жизнь, это рельсы, которые взяли верное и единственное направление среди множества возможных, они — это твой путь, а ты — путник.
«Все возможно», — утверждает фильм, и это та истина, в которую хочется верить. Не существует дурного варианта. «Каждая жизнь, каждый вариант развития событий ценен сам по себе», — объявляет нам режиссер устами героя.
Наша жизнь похожа на написанную книгу — какими бы ни были ее варианты, это человеческая история, вписавшаяся в историю человечества. Это свершившийся выбор, это будущее, ставшее наконец прошлым. В отличие от Немо, мы не знаем, чем закончится наша история, и это делает ее увлекательным и непредсказуемым приключением.
Размещено через приложение ЯПлакалъ