вот что выдает гугл о том как бороться с доебками про экономический смысл движения денег на вашем счету:
1) В соответствии с п.3 ст. 845 ГК РФ Банк не вправе определять и контролировать сделки своих клиентов.
2) Письма ЦБ РФ косающиеся норм толкования 115-ФЗ носят рекомендательный характер, т.е. можно сходить с ними в туалет и использоватьпо не по назначению (или наоборот по назначению)
3) Толковать нормы 115-ФЗ может только Росфинмониторинг
4) 115-ФЗ не обязывает клиентов банка предъявлять договора и др. документы банкирам.
5) Худшее что может сделать банк это задержать на пару дней Ваше распоряжение на перевод денег.
Теперь предлагаю плавно перейти к то, каким образом отдел фин. мониторинга пытается давить на клиентов.
Начнём с краткого обзора ГК РФ
Во первых существует ст. 846 ГК РФ:
1. При заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами.
2. Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.
Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом, учредительными документами банка и выданным ему разрешением (лицензией), за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами.
При необоснованном уклонении банка от заключения договора банковского счета клиент вправе предъявить ему требования, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
Во вторых существует:
Статья 848. Операции по счету, выполняемые банком
Банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное.
В третьих в соответствии со ст. 859 ГК РФ
1.1. Если иное не предусмотрено договором, при отсутствии в течение двух лет денежных средств на счете клиента и операций по этому счету банк вправе отказаться от исполнения договора банковского счета, предупредив в письменной форме об этом клиента. Договор банковского счета считается расторгнутым по истечении двух месяцев со дня направления банком такого предупреждения, если на счет клиента в течение этого срока не поступили денежные средства.
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 18.07.2005 N 89-ФЗ)
2. По требованию банка договор банковского счета может быть расторгнут судом в следующих случаях:
когда сумма денежных средств, хранящихся на счете клиента, окажется ниже минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором, если такая сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения банка об этом;
при отсутствии операций по этому счету в течение года, если иное не предусмотрено договором.
Т.е. банк не в праве расторгнуть договор банковского счёта в одностороннем порядке, в случае если вы хоть раз в 2 года пользуетесь своим счётом.
А что же может тогда сделать банк?
Собственно всё что они могут, сводится к мелким пакостям с их стороны.
А могут они попробовать:
1. Психологическое давление и методичные переговоры и встречи с безопасниками
2. Прямые угрозы сообщить в контролирующие органы
3. Отключение банк клиента
4. Систематическое торможение платежей
5. Введение заградительных тарифов
6. Вынуждение клиента закрыть счет
Методы борьбы:
1. Комментировать не буду. Можете либо проигнорировать, либо послать их куда подальше. Если банк начинает показывать свое отвращение к клиенту, лучше сразу самому вызывать начальника службы безопасности (потому что операционисты и клиентские менеджеры оказываются некомпетентными), и разъяснять ему лично все последствия нарушений банком соответствующих норм закона.
2. Контролирующие органы это Росфинмониторинг. Если операции и и так подпадают под действие 115-ФЗ, то о Вас в любом случае сообщат. В прокуратуру же и милицию, банк не имеет право подавать. Если подаст, смело можете судиться с ними о разглашении банковской тайны.
3. В 99% случаев предложение о подключении интернет-банка является публичной офертой. И Вы её принимаете. Отказать Вам не имеют право в подключении услуги, так же как и отключить. Если отключили подавайте заявление в Роспотребнадзор, с требованием обязать банк подключить обратно Вам интернет-клиент, а так же возместить полученный ущерб...
4. Если тормозят больше чем на 2 дня, сообщайте об этом в ЦБ. Возьмите заявление от Вашего контрагента с требованием возместить причинённый ущерб в связи с невовремя исполненными сроками расплаты... (предварительно в договорах или доп. соглашениях обозначте ответственность за ненадлежащее исполнение договора скажем 1% в сутки), и пишите заявление в банк о возмещении ущерба, если добровольно не возместят подавайте в суд. Но как правило больше платёжки не задерживают.
5. Не забываем что у банка есть стандартные тарифы. Банк не вправе Вас пересаживать на "спец тариф" без Вашего согласия. Иначе Вы можете отказаться от их "супервыгодного" предложения и согласно их оферте принять общие для всех условия. А общие тарифы банки не изменят.
6. Собственно смело посылать руководствуясь нормами ГК РФ описанными выше.
Подведём итоги.
Для того что бы обязать банк работать добросовестно, и что самое главное по закону, с банком необходимо проводить разъяснительные работы.
1) дайте понять банку, что Вы человек юридически грамотный и подкованный, 115-ФЗ читали, так же как и комментарии к нему, ГК РФ знаете, и знаете чем для банка будет грозить неисполнение перевода.
2) Постарайтесь не конфликтовать, а войти в положение банка. Предложите банкирам написать заявление об эккономическом эффекте сделки (Вам не сложно а банку будет проще общаться с ЦБ). В случае если банк адекватный - постарайтесь найти компромисс (при этом не предоставляя документы)
3) В случае если банк неадекватный, берите его за жабры, постарайтесь объяснить чем для них будет грозить отказ в выполнении перевода. Если не помогает, требуйте с него письменного отказа в выполнении перевода, либо берите заверенную банком платёжку о принятии банком заявления на перевод.
4) Пишите письмо в Банк с требованием возместить полученный вами ущерб от потери деловой репутации, штрафных санкций за несвоевременной перевод, которые предварительно указываются в договоре (либо приложите письмо с требованием возместить ущерб вашим контрагентом), копию в ЦБ, прокуратуру и Роспотребнадзор. В письме укажите на нормы 152-ФЗ о защите персональных данных, и что банк вынуждает Вас нарушать закон.
5) Т.к. скорее всего в требовании о возмещении ущерба банк Вам откажет, ЦБ отпишется, то что бы наказать банк можете подать в суд.
Уверен, что после данной процедуры, банк будет общаться с Вами более вежливо, и будет впредь соблюдать требования закона.