Kommandogerät, или воздушная автоматическая коробка

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
amv32
11.09.2024 - 11:33
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9959
182
Сумрачный немецкий гений изобретал совершенно адовые конструкции. Схема усреднённая, потому что вариаций масса. Берётся поршневой двигатель, он не управляется напрямую, примитивно - это не про немцев. Берутся часы с кукушкой и вешаются позади двигателя.

© Cat_Cat via

Kommandogerät, или воздушная автоматическая коробка
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
amv32
11.09.2024 - 11:33
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9959
К ним подключают управление газом, оборотами, углом лопастей пропеллера, топливной смесью, углом зажигания, скоростью вращения нагнетателя, заливают моторным маслом для смазки и охлаждения. Всё это впихивается в одномоторный истребитель.

Из получившейся шайтан-коробочки в кабину выводится одинокая ручка газа, которой пилоты тут же начинают шкрябать взад-назад, приговаривая полушёпотом "SEHR GUT!". При этом у полевых авиамехаников на лбу аж пот выступает. Немцы из BMW любезно предлагали свою вундервафлю (в основном в виде трофеев), но все отказались, включая других немцев.

Но зачем?
 
[^]
amv32
11.09.2024 - 11:33
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9959
Kommandogerat в металле

Kommandogerät, или воздушная автоматическая коробка
 
[^]
amv32
11.09.2024 - 11:33
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9959
Для начала разберёмся, как вообще управлять поршневым авиационным двигателем периода Второй Мировой. Представьте, что вам нужно совершить обгон на трассе с максимально возможным для машины ускорением.

Если у вас коробка-автомат, то всё просто: педаль в пол, и коробко-двигательные мозги сами понизят передачу (а то и две), откроют воздушную заслонку и начнут вёдрами лить топливо в двигатель.

Тот же манёвр с ручной коробкой потребует от водителя уже небольшой, но чёткой последовательности действий. Если дело происходит в воздухе, то для максимальной мощности нужно ещё следить за топливной смесью, потому что с высотой воздуха становится меньше. Для этого можно уменьшить подачу топлива и/или надуть из атмосферы больше воздуха (нагнетатель).

А если в процессе надо ещё и крутить головой и рулём, чтобы увернуться от быстро приближающейся машины сзади? А если из этой машины по тебе стреляют?

Типичный набор органов управления двигателем выглядит примерно так:

- рычаг наддува (газ)
- рычаг шага винта (аналог коробки передач)
- рычаг смеси (высотный корректор)
- рычаг скорости нагнетателя (если полез совсем высоко)
- створки охлаждения двигателя
- створки охлаждения масла
 
[^]
amv32
11.09.2024 - 11:34
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9959
Типичная кабина истребителя второй мировой

Kommandogerät, или воздушная автоматическая коробка
 
[^]
amv32
11.09.2024 - 11:34
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9959
Мало? Держите больше. Американский тяжёлый двухмоторный ночной истребитель P-61 "Black Widow" - в ранних модификациях 13 органов управления двигателем:

- 2 рычага наддува
- 2 рычага шага
- 2 рычага смеси
- 2 рычага нагнетателя
- 3 рычага положения створок охлаждения двигателя
- 2 рычага положения створок интеркулера (охлаждает нагнетаемый в двигатель воздух)
 
[^]
amv32
11.09.2024 - 11:34
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9959
Схема кабины P-61. Шесть рычагов слева под рукой, пять за правым коленом и ещё два справа сзади (не влезли в кадр)

Kommandogerät, или воздушная автоматическая коробка
 
[^]
amv32
11.09.2024 - 11:34
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9959
Лицо пилота представили? Справедливости ради, американцы тоже поняли что это перебор и на поздних модификациях заменили рычаги створок на переключатели "открыть/закрыть/авто".

И далеко не всегда эти органы управления расположены удобным образом. К примеру, на Як-1 управление створками охлаждения масла и двигателя находятся справа от пилота. Для управления ими нужно использовать правую руку, которой пилот управляет самолётом, оставив управление двигателем.

Всем этим хозяйством управляет один человек, которому вообще-то и кроме двигателя есть чем заняться. Особенно лётчику-истребителю. Наша аналогия с обгоном на пальцах показывает как лётчик переходит из режима максимальной экономии в режим максимальной мощности. Для этого ему нужно довольно быстро и ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО:

1) сделать топливную смесь (М) пожирнее (была придушена ради экономии)
2) поставить пропеллер (Р) на малый угол (большой угол - экономия, малый угол - двигателю легче крутиться)
3) дать газу (большой рычаг)
3.1) открыть всё охлаждение (не обязательно сразу)
 
[^]
amv32
11.09.2024 - 11:35
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9959
Лицо пилота в процессе управления

Kommandogerät, или воздушная автоматическая коробка
 
[^]
amv32
11.09.2024 - 11:35
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9959
Под атакой, в спешке и вслепую можно перепутать и сломать двигатель. Забыл про смесь - мало мощности, перегрев, помер. Cунул рычаг оборотов вперёд слишком быстро - превышение допустимых оборотов, клин, помер. Забыл про створки охлаждения - перегрев, помер.

Любая исправно работающая автоматика давала преимущество пилоту во времени реакции и оптимальных характеристиках, которые можно было выжать из мотора.

К примеру, ранние "спитфаеры" времён битвы за Британию на бумаге были быстрее 109-го "мессера", но для достижения действительно предельной скорости нужно было вручную подбирать оптимальную смесь для каждой конкретной высоты, для чего в реальном воздушном бою не всегда есть время.

То же касалось большинства советских самолётов. Впрочем, ранние 109-е тоже отличились ручной установкой шага винта (угла лопастей пропеллера), что является куда большей головной болью, чем отсутствие автомата смеси.
 
[^]
amv32
11.09.2024 - 11:35
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9959
Минимально возможные органы управления двигателем. Смесь (М) - шаг винта (Р) - газ. Не перепутай, иначе помер

Kommandogerät, или воздушная автоматическая коробка
 
[^]
amv32
11.09.2024 - 11:35
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9959
Немцы из BMW пошли дальше и сделали kommandogerät (командное устройство), дедушку современных электронных мозгов для двигателей. Этот механический вычислитель считывал угол положения ручки газа в кабине, обороты двигателя, давление и температуру воздуха на входе в двигатель и на основе этих данных автоматически выставлял топливную смесь, угол установки лопастей винта, давление наддува, угол зажигания и скорость вращения нагнетателя в зависимости от высоты полёта.

Вместо того, чтобы заниматься постоянными вычислениями и корректировками, пилот мог полностью сосредоточиться на пилотировании, не жертвуя лошадиными силами. В случае повреждения блока управления был предусмотрен аварийный режим, позволяющий дотянуть до аэродрома.

Если всё так здорово, то почему никто больше его не использовал?
 
[^]
amv32
11.09.2024 - 11:36
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9959
Кабина FW-190. Количество рычагов управления двигателем - один штука

Kommandogerät, или воздушная автоматическая коробка
 
[^]
amv32
11.09.2024 - 11:36
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9959
Объективно, это дорогое и технически сложное устройство. Судя по отсутствию у пилотов и техников массовых жалоб, устройство было достаточно надёжным. Однако это всё ещё металлические шайтан-часы с кукушкой (рис. ниже) размером с половину двигателя и соответствующей массой.

Руководство для полевых механиков в общем и целом объясняло как его снять, поставить, подключить к системам самолёта и как исправлять мелкие неисправности. В случае немецких блок управления снимали и отправляли на завод целиком. Напомню, сами двигатели можно было ремонтировать в полевых мастерских в разумных пределах.
 
[^]
amv32
11.09.2024 - 11:36
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9959
Kommandogerat собственной персоной и схема его работы

Kommandogerät, или воздушная автоматическая коробка
 
[^]
amv32
11.09.2024 - 11:37
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9959
“Дешёвым” аналогом выступают холодная голова и быстрые руки лётчика (ещё и без лишней массы). На одноместных самолётах после приведения двигателя в режим боя (максимальной мощности) kommandogerät не давал ощутимых преимуществ: требуемая мощность в бою регулируется только рычагом газа (у советов ещё смесью, но не так много).

На самолетах с числом пилотов больше одного тонкой настройкой режимов работы двигателей и связанных с ним систем занимался один из пилотов, либо вообще отдельный член экипажа - бортинженер. Тем не менее, kommandogerat оказался весьма полезен немцам, когда общий уровень подготовки немецких лётчиков начал проседать, и быстро дёргать за кучу ручек в кабине умели уже не только лишь все.

После войны началась реактивная эра, которая в плане управления двигателем для пилота была намного проще. Реактивный двигатель грубо говоря представляет собой открытую трубу с вставленным в неё топливным шлангом, которым пилот и управляет единственным рычагом газа.

Тем не менее, с развитием электроники принцип управления пришёл в автомобильную промышленность в виде ЭБУ (электронный блок управления) и теперь каждый современный автомобиль везёт в себе свой маленький, но очень уверенный в себе KOMMANDOGERÄT.
 
[^]
amv32
11.09.2024 - 11:37
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9959
Всё, спасибо за внимание! agree.gif beer.gif
 
[^]
ничего
11.09.2024 - 11:41
12
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 12.02.16
Сообщений: 8518
Троюродный дед летал на ЯКе, рассказывал что много действий нужно было сделать.
Три победы одержал, да и задачи другие были.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
mernoff
11.09.2024 - 11:41
12
Статус: Online


Юморист

Регистрация: 9.02.15
Сообщений: 403
сумрачный тевтонский гений создавал вундерваффе пачками, в свое время
 
[^]
телеграфист
11.09.2024 - 11:47
10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.12.14
Сообщений: 1087
У FW-190 масса залпа была почти 5 кг. в секунду.
 
[^]
ФэтФрумос
11.09.2024 - 11:48
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.01.15
Сообщений: 4397
у них на лаптёжниках тоже весьма интересная автоматика была. там для пилота ещё сложнее управление, да плюсом сознание на выходе из пике потерять можно.
на наших всё вручную.
 
[^]
GarriL
11.09.2024 - 11:48
49
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.10.14
Сообщений: 5847
В гражданской авиации было то-же самое.....

Kommandogerät, или воздушная автоматическая коробка
 
[^]
barsuk11
11.09.2024 - 11:52
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.11.18
Сообщений: 4795
было сравнение, что советскому пилоту надо было сделать 12 движений рукой, чтобы управлять мотором, а немецкому 1.
 
[^]
Boojum
11.09.2024 - 12:16
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.04.14
Сообщений: 2057
Хрен его знает. Я вот установил себе на комп полётный симулятор - так и не научился нифига. Не, ну выполняю типо задания, а при посадке - один хрен, разбиваюсь нахрен.

Видимо, Мне больше Red Alert катит.

Это сообщение отредактировал Boojum - 11.09.2024 - 12:18
 
[^]
MaxTaranOFF
11.09.2024 - 12:18
12
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 18.02.15
Сообщений: 3109
Цитата (Boojum @ 11.09.2024 - 12:16)
Хрен его знает. Я вот установил себе на комп полётный симулятор - так и не научился нифига. Не, ну выполняю типо задания, а при посадке - один хрен, разбиваюсь нахрен.

ясно, на 11 сентября тебя не возьмут...
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 21689
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх