"Их даже на кладбище нельзя было везти": калининградский подводник — об атомной аварии на К-431

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
gizphone
26.04.2023 - 16:03
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
271
26 апреля отмечается День ликвидатора, когда вспоминают тех, кто устранял последствия радиационных катастроф, и тех, кто стал жертвой таких ЧП. Моряк-подводник Дмитрий Ивченко рассказал "Клопс" об атомной аварии на подводной лодке К-431, в ликвидации которой он принимал участие.

via

"Их даже на кладбище нельзя было везти": калининградский подводник — об атомной аварии на К-431
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
gizphone
26.04.2023 - 16:03
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
26 апреля отмечается День ликвидатора, когда вспоминают тех, кто устранял последствия радиационных катастроф, и тех, кто стал жертвой таких ЧП. Моряк-подводник Дмитрий Ивченко рассказал "Клопс" об атомной аварии на подводной лодке К-431, в ликвидации которой он принимал участие.

В 1985-м, за 11 месяцев до Чернобыля, я, тогда капитан-лейтенант, служил на Тихоокеанском флоте, командовал гидроакустической группой на атомной подводной лодке.

В августе мы были на базе, стояли в бухте Чажма. Наша лодка стояла на одном пирсе с К-431, только с другой стороны. Собственно, сама бухта — это судоремонтный завод №30. Подводная лодка — очень сложный механизм. Его непросто эксплуатировать, много агрегатов, которые можно ремонтировать только в условиях завода, поэтому чуть ли не половину своей службы лодки проводят на ремонте.
 
[^]
gizphone
26.04.2023 - 16:03
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Дмитрий Ивченко

"Их даже на кладбище нельзя было везти": калининградский подводник — об атомной аварии на К-431
 
[^]
gizphone
26.04.2023 - 16:03
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Две минуты до пирса

Я на всю жизнь запомнил десятое августа 1985 года. Каждый офицер на лодке имеет кучу внештатных обязанностей. Одной из моих стало проведение политзанятий с личным составом. Они проходили в плавказарме, где жил экипаж, пока наша лодка стояла на ремонте. Плавказармы — гражданские суда, купленные в своё время у финнов. Они думали, что мы их покупаем для лесорубов.

Занятие я проводил в кубрике личного состава. В 12:04 раздался глухой хлопок. Нас приподняло и опустило на волне. Я сразу дежурного по команде отправил: иди посмотри, что там случилось. Плавказарма стояла в ста метрах от пирса, где стояла К-431, а с другой стороны — наша лодка. На одной воде, что называется. Там ещё и катер был пришвартован.

Дежурный прибегает: вроде катер взорвался, там дым… Я сразу свернул занятия, повёл своих матросов тушить пожар.

Две минуты до пирса. Как только мы его увидели, поняли, что это не катер. Горела лодка. А ещё мы увидели мясо. Человеческое мясо. Оно было на пирсе везде. Я когда на пирс забежал, чуть не наступил на нос и верхнюю губу человека. Может быть, офицера с лодки. Может быть, я его даже знал. Три минуты назад это был живой человек…

"Их даже на кладбище нельзя было везти": калининградский подводник — об атомной аварии на К-431
 
[^]
gizphone
26.04.2023 - 16:04
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Трудно, но попробую

До этого во время испытаний К-431 выяснилось, что в активной зоне есть течь. Лодку поставили на завод. Для ремонта надо было снять крышку реактора, чтобы посмотреть, что же туда попало и вызвало течь. А там достаточно песчинки. Температура в реакторе — 300 градусов, давление — 300 атмосфер. Как в стволе у пистолета в момент выстрела. Поэтому там никаких песчинок быть не должно.

Это технически сложно незнающему человеку объяснить. Но попробую. К крышке реактора приделаны компенсирующая решётка и поглотители — 90 вертикальных стержней. Так они опускаются в реактор, так оттуда и достаются. Снять крышку можно с помощью специального механизма. Но нужного съёмника на заводе не было, его отправили в Совгавань для ремонта другой лодки. К-431 нужно было срочно ввести в строй. Ну и морякам отдали приказ: "Срочно поднять крышку. Как? Что вы, не инженеры? Не придумаете как?".

Вот они и придумали.

Рядом стояла плавмастерская, на ней — маленький кран. Вес крышки — всего-то пять тонн. Что там эти пять тонн? Приподнять да опустить.

И вот они поднимают, а крышка не идёт. Увеличивают подъёмную силу. А крышка не идёт. Видимо, металл к металлу присосался. Плавмастерская начинает клониться. И стропы тянут эту крышку уже не вертикально, а под углом.

По официальной версии, в этот момент мимо лодки, несмотря на предупреждение об ограничении скорости движения, шёл на высокой скорости катер. Дал волну и запустил реакцию. Вода в реакторе испарилась за долю секунды. Это и дало тот самый глухой хлопок, который мы услышали в кубрике. Мощность при этом выделилась бешеная. И получили мы тепловой взрыв. Пятитонная крышка улетела метров за 150. Воткнулась в дно, как крышка консервной банки. Торчала потом из воды на мели.

Это сообщение отредактировал gizphone - 26.04.2023 - 16:04

"Их даже на кладбище нельзя было везти": калининградский подводник — об атомной аварии на К-431
 
[^]
gizphone
26.04.2023 - 16:04
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Их на кладбище нельзя…

Когда на К-431 начался пожар, то первыми с завода сбежали сотрудники 22-й службы, отвечающие за радиоактивную безопасность. Они нас проверяли, когда мы с лодки выходили, чтобы радиоактивную грязь не выносили.

После взрыва у них все приборы вышли из строя. Завод быстро опустел. Каждый знал, что "на лодке реактор взорвался". Народ бежал, раздеваясь на ходу и бросая одежду, потому что она явно активна была после ЧП. Завод стоял пустой часа четыре после взрыва. Все двери — настежь. Заходи, делай всё что хочешь.

Погибли 11 человек. Их останки захоронили в зоне, где утилизировали радиоактивные отходы. В могильнике на мысе Сысоева. Их на кладбище нельзя было везти. Из-за радиоактивности. Даже близкие на могилу прийти не могли попрощаться.

После ЧП лодку десять дней готовили к эвакуации, а потом на понтонах уволокли на базу приписки.

Разный калибр

Тех, кто там работал, и несколько подошедших зевак просто разнесло взрывной волной. Их собирали в течение недели. Часть фрагментов тел выбросило в море. Потом "особый" отдел подсчитывал, сколько голов, сколько ног, рук… "Особисты" должны были определить, все ли пропавшие погибли "или же кто-то же…" Такое же тоже могло быть.

На место катастрофы пришёл мой экипаж, прибежали команды с других лодок. На лодке горело электрооборудование. Вскоре приехали пожарные. Но тушили сами подводники: у пожарных оказались короткие шланги, а корабельные не подошли. Разные ведомства — разный калибр шлангов, разъёмы разных диаметров.

От взрыва лопнул корпус лодки. Отсек начал заполняться водой. Её начали откачивать. Вода, понятное дело, радиоактивная. Там всё было радиоактивное. Стержни с крышки реактора раскидало во все стороны. Какие-то в море упали. Их потом вручную собрали. А как ещё?

Когда пожар затушили, я свою команду привёл в казарму и приказал всю одежду снять и сложить в кучу. И бельё тоже. И отправил всех мыться. Часть матросов сбрила на телах всё, что только можно. Понятно, что мы схватили немного — воздухом-то дышали.

Погода была плохая. Моросил дождь. Повезло. За счёт этого радиоактивность далеко не ушла, облака утащили всё в сопки, а не на посёлок.

Секрет, о котором знали все

Историю сразу засекретили. Официальная версия — взрыв аккумуляторной батареи. Но все всё знали. Наш посёлок в двадцати километрах от ближайшего населённого пункта располагался. После аварии водители автобусов отказывались здесь останавливаться. Пролетали на высокой скорости: "Ну вас к чёрту, подводники!".

Виновных не нашли. Точнее, виноваты были исполнители. А им уже ничего предъявить нельзя было, от людей один фарш остался.

Завод мыли два месяца специальным средством. Гражданским оно известно как стиральный порошок "Новость". Его привозили грузовики-пятитонки. Одна машина в день.

Конечно, это не чернобыльская катастрофа. Никаких зон отчуждения и так далее.

Недавно в интернете прочитал, что всего в результате аварии пострадало 290 человек. 11 погибли, у десятерых — лучевая болезнь, у 39 — лучевая реакция. И что сегодня на месте аварии поставили памятник погибшим.
 
[^]
gizphone
26.04.2023 - 16:04
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Всё, спасибо за внимание! agree.gif beer.gif
 
[^]
ChaosKnight
26.04.2023 - 16:11
44
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.05.17
Сообщений: 6762
русское авось.
к слову рассказывали случай как на американской нефтедобывающей вышке где-то в Сибири сломался какой-то механизм, американцы ее заказали и по идее с Америки она должна была придти за два месяца. И на это время работы на вышке проводится не должны. на что наши буровики дают совет - "вот здесь долбануть, да здесь", на что американцы ответили, "а если из-за этого наебентся что-то еще, кто будет платить?". вот так и ждали 2 месяца. вот такие дела, ребята.

Это сообщение отредактировал ChaosKnight - 26.04.2023 - 16:12
 
[^]
DimonJr
26.04.2023 - 16:12
21
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 27.08.12
Сообщений: 913
как обычно... спешка и похуизм
 
[^]
Очкую
26.04.2023 - 16:14
29
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.02.20
Сообщений: 1087
Цитата (gizphone @ 26.04.2023 - 16:04)
По официальной версии, в этот момент мимо лодки, несмотря на предупреждение об ограничении скорости движения, шёл на высокой скорости катер. Дал волну и запустил реакцию.

Читал - комсостав с рыбалки возвращался и красиво так ...Но так как не было "сигнала о работах с атомными материалами, атомная опасность" , так как самодеятельность полная была , то никто не знал,что там делали. По идеи там всё получилось бы, не будь пресловутого катера...

PS вообще с атомом у нас как-то неосмотрительно обращались...Вон там многие дачи имеют ,а знают ли историю ?

"Гло́бус-1 или «Ивановская Хиросима» — проект из мирных подземных ядерных взрывов, произошедших на территории СССР с 1965 по 1988 год. Объект «Глобус-1» является одним из четырёх пунктов на геофизическом профиле Москва-Воркута. Был проведён на ядерном полигоне 19 сентября 1971 года на берегу реки Шачи, в 4 км от деревни Галкино Кинешемского района Ивановской области. Во время взрыва мощностью 2,3 килотонны из-за некачественного цементирования ствола скважины произошёл аварийный выброс радиоактивных веществ на поверхность. На местности присутствовало очаговое радиоактивное заражение. На данный момент объект закрыт, радиационный фон в норме.

Проект был единственным в Центральной России и ближайшим к Москве ядерным взрывом. Расстояние по прямой от Красной площади до места испытания равно 363 км. Деревня Галкино была самой населённой в области - 300 человек. Время существования - с середины XVII века. Сейчас эта деревня на картах субъекта отсутствует. От села осталось 2 домика."

На самом деле и дамбу построили от размыва, но русло меняется и негерметичный оголовок размывает и фонит...

Это сообщение отредактировал Очкую - 26.04.2023 - 16:19
 
[^]
Raam
26.04.2023 - 16:22
70
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 1.05.14
Сообщений: 7498
Цитата (DimonJr @ 26.04.2023 - 16:12)
как обычно... спешка и похуизм

Тупое начальство.
Дает указание выполнить, если не выполнишь- уволят.
Людей в России никогда не берегли. За забором много стоит.
Сегодня не так?
 
[^]
AlHighlander
26.04.2023 - 16:22
13
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.01.13
Сообщений: 30463
Цитата
Так они опускаются в реактор, так оттуда и достаются. Снять крышку можно с помощью специального механизма. Но нужного съёмника на заводе не было, его отправили в Совгавань для ремонта другой лодки. К-431 нужно было срочно ввести в строй. Ну и морякам отдали приказ: "Срочно поднять крышку.


Кто отдал? Где итоговый список "героев"? А ведь он наверняка был, как и список погибших.
 
[^]
kistanov
26.04.2023 - 16:23
23
Статус: Offline


оптихуист

Регистрация: 11.09.08
Сообщений: 7380
Читал. Только сейчас из описания не понял - крышка не поддавалась. Кран тянул под углом. Его качнуло. И что? Если крышка не поддавалась?
Если мне не изменяет - как раз было что он начал поднимать и когда качнуло волной - выдернул окончательно. Это и было причиной. Но могу ошибаться.
 
[^]
Дитилин
26.04.2023 - 16:29
32
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.12.16
Сообщений: 2681
Делай, похуй как, нештатно, делай
Один хуй потом тебя виноватым признают
А не долбоëба в погонах, который отдал приказ "делай"

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Ficher12
26.04.2023 - 16:29
47
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 20.10.14
Сообщений: 388
фишка в том, что надо было ПРИподнять крышку и посмотреть что попало под нее, при этом регулирующие стержни остались бы в зоне. А при волне стержни вышли из зоны, и мощность реактора моментально поднялась, вода испарилась и пар выкинул крышку и содержимое реактора.
 
[^]
DUnlim
26.04.2023 - 16:29
0
Статус: Offline


Командир самоходного дивана

Регистрация: 7.06.18
Сообщений: 12285
Цитата (kistanov @ 26.04.2023 - 16:23)
Читал. Только сейчас из описания не понял - крышка не поддавалась. Кран тянул под углом. Его качнуло. И что? Если крышка не поддавалась?
Если мне не изменяет - как раз было что он начал поднимать и когда качнуло волной - выдернул окончательно. Это и было причиной. Но могу ошибаться.

Так а произошло то что?
крышку и так собирались поднять, тогда взрыв был неминуем?
Или туда воды плеснуло волной?
 
[^]
John775963
26.04.2023 - 16:32
13
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.07.12
Сообщений: 2796
Цитата (kistanov @ 26.04.2023 - 16:23)
Читал. Только сейчас из описания не понял - крышка не поддавалась. Кран тянул под углом. Его качнуло. И что? Если крышка не поддавалась?
Если мне не изменяет - как раз было что он начал поднимать и когда качнуло волной - выдернул окончательно. Это и было причиной. Но могу ошибаться.

.
Да, я тоже читал, что вроде кран крышку сдернул, графитовые стержни оставались в активной зоне, но, из-за волны, кран поднял крышку выше и стержни вышли из реактора. В следствие чего, произошла неконтролируемая ядерная реакция.

.
 
[^]
Сергунок69
26.04.2023 - 16:38
33
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.06.21
Сообщений: 1017
Эдак лет через 35 мы, возможно, узнаем правду, что на самом деле произошло в Нёноксе Архангельской области 8 августа 2019 года...

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Хунху3
26.04.2023 - 16:49
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 17.03.22
Сообщений: 4252
Цитата (Сергунок69 @ 26.04.2023 - 16:38)
Эдак лет через 35 мы, возможно, узнаем правду, что на самом деле произошло в Нёноксе Архангельской области 8 августа 2019 года...

хз, всё ли узнаем...
я сам в 6-й клинике на Щукинской в самом начале 90-х два раза лежал на медкомиссии- так там из Чернобыля не так много было, как из других областей

Это сообщение отредактировал Хунху3 - 26.04.2023 - 16:50
 
[^]
diag
26.04.2023 - 16:58
32
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.08.10
Сообщений: 2754
Сама технология подъёма уже вызывает массу вопросов. Лодка на воде. Плавкран на воде. Что, нахер, может пойти не так? Командованию было влом договариваться с заводом, где вполне могли сделать приспособу-ограничитель, которая не дала-бы поднять крышку выше необходимой высоты. Исполнители тоже, видимо, умом не отличались. В итоге- трагедия.

Это сообщение отредактировал diag - 26.04.2023 - 16:58
 
[^]
Karhu21
26.04.2023 - 17:01
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 23.05.21
Сообщений: 4790
Цитата (Raam @ 26.04.2023 - 16:22)
Цитата (DimonJr @ 26.04.2023 - 16:12)
как обычно... спешка и похуизм

Тупое начальство.
Дает указание выполнить, если не выполнишь- уволят.
Людей в России никогда не берегли. За забором много стоит.
Сегодня не так?

Лучше скажи, а где не так?
 
[^]
ялучшезнаю
26.04.2023 - 17:12
3
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 7.03.23
Сообщений: 276
спасибо,как всегда интересно
 
[^]
gluk35
26.04.2023 - 17:17
40
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.03.17
Сообщений: 8953
Цитата (gizphone @ 26.04.2023 - 16:04)
Всё, спасибо за внимание! agree.gif beer.gif

Статья явное вранье. Лодка была поставлена на замену активной зоны, и ее заменили. Но косякнули при установке крышки. Для того чтоб не получить люлей, решили по тихому быстро поднять и убрать попавши под крышку остаток электрода.
 
[^]
Trespasser65
26.04.2023 - 17:17
6
Статус: Offline


ГраммарНаци

Регистрация: 25.10.18
Сообщений: 8017
Цитата (diag @ 26.04.2023 - 16:58)
Сама технология подъёма уже вызывает массу вопросов. Лодка на воде. Плавкран на воде. Что, нахер, может пойти не так? Командованию было влом договариваться с заводом, где вполне могли сделать приспособу-ограничитель, которая не дала-бы поднять крышку выше необходимой высоты. Исполнители тоже, видимо, умом не отличались. В итоге- трагедия.

Логичнее всего быдо сварить, условно, треногу, и на ней, лебёдкой поднять. Сварить на судоремонтном заводе- вообще не вопрос. Там сварка- как в других местах- мытьё полов. Процесс привычный, повседневный. Блин, да сухой док корабль ставят- весь косынками обваривают. Почему решили без стапеля обойтись -непонятно.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Dmitro87
26.04.2023 - 17:17
27
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.04.13
Сообщений: 2240
Свалили ответственность на погибших, хотя отвечать должен был тот кто отдал приказ проводить работы без спец оборудования.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 39978
0 Пользователей:
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх