Как обезьяна с «Грантой»В принципе, я не гонюсь ни за мощностью, ни за комфортом, поэтому готов сесть хоть за руль Lada Granta, но даже Granta стоит сегодня минимум 992 тысячи рублей, если брать реальные версии с кондиционером, а не маркетинговые обманки, которые АВТОВАЗ сохраняет в прайс-листах, чтобы создать иллюзию стабильности цен. А 992 тысячи — это вдвое больше, чем изначальная стоимость моего «Ситра» (ну, о'кей, с тех пор всё подорожало).
Допустим, я сдам свой автомобиль в трейд-ин или продам за 400 тысяч, а остаток суммы — 592 тысячи — возьму в кредит на три года под 21,4% годовых (такие параметры дает официальный сайт Lada.ru). Ежемесячный платеж составит 24 тысячи рублей — у меня ипотека была меньше. В общей сложности «Гранта» обойдется почти в 1,3 миллиона, плюс нужно будет оформлять каско. Не то чтобы это непосильно, но в моральном плане тяжело отдавать такую сумму за довольно примитивный автомобиль с 8-клапанным мотором, без подогрева сидений, аудиосистемы, на стальных колесах. Я прикидываю, что поломки «Ситроена» обходятся где-то в 15–20 тысяч, только пока случаются не каждый месяц (хотя тут сложно загадывать). В общем, страстного порыва перепрыгивать в «Гранту» и отстегивать банкам каждый месяц пока не возникает.
Vesta — так себе невестаЕсли посмотреть выше, то даже Lada Vesta — это уже другая ценовая вселенная. Базовые версии стоят в районе 1,6 миллиона, то есть при указанных выше условиях ежемесячная выплата подскакивает до 48 тысяч. Мне всегда нравилась Vesta, и в момент выхода она была сильным конкурентом для бюджетных иномарок: одно время даже Renault изучала возможность создания нового Logan на российской платформе. Но всё меняется: когда-то «Веста» стоила в районе полумиллиона рублей и при тогдашней ценовой сетке была здравым вариантом.
Сейчас же Vesta NG, помимо высокой цены, нашпигована китайскими деталями. Как я понимаю, сделано это в огромной спешке, с минимальными испытаниями. Конвейер АВТОВАЗа неоднократно останавливался из-за нехватки компонентов, одни на другие меняли, вероятно, впопыхах, так что если Vesta и изменила наше представление о качестве «вазиков», то это относилось к дорестайлинговой модели. Я не удивлюсь, если новые Vesta начнут сыпаться примерно с окончанием гарантийного срока: конфузы с вариатором уже намекают на это. И получается, за некислые деньги предлагается мало того что бюджетный автомобиль, так еще и с лотерейной надежностью.
Что не так с «Москвичом»Вместо Lada Vesta можно посмотреть кроссовер «Москвич-3», на который серьезно скинули цены. Но стоимость в любом случае будет не менее 1,6 миллиона рублей, то есть, грубо, полтинник в месяц, а сама модель не то что бы неудачная... С точки зрения настроек подвески, компоновки салона, динамики «Москвич-3» мне даже нравится, но проблема «Москвича» — для России у него адаптировано только название. Например, лишенный оцинковки кузов может цвести уже в первую зиму, а еще обнаружились проблемы с протеканием масла в морозы (прямо как на «Ситроене», только сразу, а не через 10 лет ежедневной езды).
А что же «китайцы»?Сомнения касаются не только «Москвича», но и почти всех китайских лоукостеров. Я сказал лоукостеры? Я имел в виду машины с ценником в районе 2 миллионов рублей. Эта сумма кажется ядреной, но по факту вы покупаете машину, которая в самом Китае относится к классу бюджетников и в каком-то смысле является одноразовой. В КНР вообще нет культа длительного использования автомобилей. И среди этих китайских бюджетников просто нет железобетонного варианта, за который не жалко отдавать в кредит по 50, 70 или 100 тысяч в месяц.
Да, китайские машины стали лучше, да, салоны уже не воняют клеем, а двери закрываются с нормальным причмокиванием. Но мы по-прежнему ничего не знаем об их надежности, а сомнения здесь большие. Типичный китайский автомобиль — это 1,5-литровый мотор ядреной форсировки в паре с вариатором или роботизированной коробкой передач. Предположу, что года через три, с окончанием гарантии, весь этот набор потребует внимания, так что готовьте кошельки. Например, китайские вариаторы WLY (те, что ставят на Chery, Omoda и Lada Vesta) не ремонтируют: их меняют в сборе. Пока по гарантии, а что потом? Часть машин, лишенных оцинковки, начнет цвести, так что даже сбагрить такую машину будет проблематично.
Не китайская винаЯ не говорю «чайнакарам» «нет»: когда-нибудь, может быть... Просто пока они не стоят тех денег, что за них просят. И это не проблема китайских автомобилей, ведь по факту они вдвое дешевле: при ввозе в Россию импортеры оставляют на таможне сумму, которая сравнима со стоимостью автомобиля в Китае. То есть, покупая «чайнакар», вы сначала платите миллион китайцам, а еще около того — в бюджет РФ, который расходуют, нас не спросив. И на этом фоне новости о рекордном повышении утильсбора воспринимаются как откровенное вредительство. Если АВТОВАЗ продавит эту историю (а всё идет к тому), с октября иномарки подорожают примерно на четверть миллиона, с января — еще на 100 тысяч. И главное, что, по опыту прошлого года, подорожают и «Лады». И хотя утильсборы вводят вроде бы с благой целью — заставить китайских инвесторов вкладываться в росавтопром, — пока единственным следствием является непрерывный рост цен.
Подержанные машины я не то что не рассматриваю. Просто стагнация рынка привела к вымыванию хороших экземпляров, взвинтила цены и ограничила выбор, поэтому этот вариант я оставляю на случай, если совсем припрет.
Проскочит ли «Искра»?Неплохим вариантом выглядит будущая Lada Iskra: построенная на оставшейся от французов платформе CMF-B LS, она займет промежуточное место между Granta и Vesta. Допускаю, что сам по себе автомобиль получится удачным, в меру современным, в меру простым. Но проблема опять же в цене: развязанная АВТОВАЗом кампания сместит планки вверх, и если при нынешних раскладах Iskra стоила бы в районе 1,2–1,6 миллиона рублей, то через год, в момент ее полноценного дебюта, думаю, будет в районе 1,5 миллиона.
А потому мой план пока таков: поднимать тосты за здоровье «Ситроена» и всех настоящих иномарок, что еще колесят по дорогам России. А если не поможет, то и «Гранта» покажется за счастье. Такое нынче счастье.