Месяц назад на новостном портале
Lenta.ru читатели задавали вопросы главному конструктору ё-мобиля Андрею Гинзбургу. Пару дней назад были опубликованы ответы, их очень много, и я выбрал наиболее интересные. Полная версия – по ссылке выше.
Двигатель
1.
Роторнолпастной двигатель реально работает? Или вместо него первое время будет использоваться обычный поршневой двигатель? Роторно-лопастной двигатель находится в процессе разработки, на первых машинах будет устанавливаться четырехтактный двухтопливный ДВС от известного производителя. О ходе работ по доводке роторно-лопастного двигателя мы будем сообщать дополнительно.
2.
Полный привод будет с 2 или с 4 электродвигателями? Полный привод будет с двумя электродвигателями, по одному на каждую ось. Межосевой дифференциал реализован при помощи управляющей электроники.
3.
Будет ли глушиться ДВС в пробках или будет работать всё время? Двигатель будет глушиться в определенные моменты по заданному алгоритму работы, например, в городских пробках.
Трансмиссия
1.
На сайте ни слова про КПП (не нашел), а будет ли "палка"? В ё-мобиле электромеханическая трансмиссия, поэтому рычага переключения передач не может быть.
2.
Меня очень интересует принцип работы полноприводной трансмиссии. Предполагается ля полная блокировка всех колес? Будет ли ё-мобиль бояться диагонального вывешивания? Есть ли возможность или некая пародия на понижающую передачу, чтобы при большом моменте от электродвигателя колеса не начинали буксовать? Перед нами не стояла задача построить внедорожный автомобиль. Мы проектируем вполне дорожное транспортное средство и полный привод в нем необходим для преодоления легкого бездорожья как слякоть, снег и улучшения управляемости. Соответственно никаких дополнительных "примочек" ё-мобиль не имеет.
Электроника
1.
Достаточно ли надёжны и, главное, долговечны применяемые суперконденсаторы? Какое количество циклов зарядка-разрядка они выдерживают до деградации? Суперконденсатор - абсолютно надежный элемент накопления энергии, способный выдержать до 1 миллиона циклов заряда/разряда. Пик его мощности может достигать 80 кВт, при одном важном нюансе – мы не используем в ё-мобиле весь потенциал мощности суперконденсатора. Для обеспечения заданных технических характеристик нам достаточно 25-30 процентов от его максимально возможных мощностных показателей, поэтому даже уменьшение со временем мощности суперконденсаторов не приведет к ухудшению потребительских качеств.
2.
Саморазряд ионисторов, сколько ё сможет простоять под окном чтобы потом сам завелся? Ё-мобиль сможет простоять без запуска двигателя до 3-х месяцев. После этого, если владелец так и не начнет эксплуатацию ё-мобиля, произойдет автоматический запуск двигателя на очень короткое время (10-15 секунд), чтобы зарядить накопитель электроэнергии до рабочего уровня.
3.
Согласно информации "Википедии", блок ионисторов весит 100кг, а это 15% снаряженной массы. Не проще было бы обойтись без него, удешевив, упростив и облегчив конструкцию. Думаю экономия на рекуперации энергии торможения вполне сопоставима с увеличением расхода топлива на таскание лишнего центнера. Сделанные нами расчеты и практические исследования говорят об обратном. Рекуперация позволяет добиться очень большой экономии топлива, особенно в городском цикле. При этом мы сократили массу таскаемых за собой накопителей как раз за счет применения суперконденсаторов, масса которых, кстати, значительно меньше 100 килограмм.
4.
Электрический генератор 20 кВт. Для чего он и какого качества электроэнергию будет выдавать (будет ли нормальная синусоида, чтоб питать, скажем электродвигатели электроинструмента)? Нормальная синусоида будет обеспечена, а напряжение на выходе аналогично напряжению стандартной электрической сети в вашей квартире – 220 Вольт.
5.
Как вы думаете, почему другие производители не используют в своих автомобилях суперконденсаторы, а пользуются литий-ионными аккумуляторами, которые гораздо дороже? Причина достаточно проста – автопроизводителям жалко избавиться от технологий, в которые вложены миллиарды. Кроме того, это выгодно производителям аккумуляторов и энергетическому лобби, которое их поддерживает.
6.
Какова оценка выхода из строя суперконденсаторов, скажем через год у "сферического в вакууме" ё-мобиля со средней для города автомобильной активностью. Насчет оценки срока выхода из строя – сопоставим со сроком службы ё-мобиля.
7.
На показанных Вами прототипах я не обнаружил гнезда прикуривателя, курить конечно вредно, но через это гнездо включаются компрессоры, зарядные устройства и т.д. в серийных машинах оно будет?Розетка под прикуриватель в ё-мобиле предусмотрена.
Кузов
1.
Как кузов будет переносить ПОСТОЯННЫЕ вибрации, легкие деформации от наших "дорог"? На сколько его хватит до первых скрипов и развала? Прочность кузова и его стойкость рассчитываются исходя из срока службы автомобиля, поэтому они будут соответствовать расчетам и требованиям сертификации.
2.
Какова ремонтопригодность кузова, как осуществляется ремонт при повреждениях в ДТП? При повреждении силовой структуры кузова, он полностью подлежит замене. При повреждении внешних панелей, они срезаются и заменяются на аналогичные в сервисном центре.
Динамика и ходовые качества
1.
При каких значениях скорости будет работать полный привод: на всём диапазоне скоростей или 0-40км/ч (как на хороших иномарках)? На хороших иномарках, как и на нашем ё-мобиле, привод как раз работает во всем диапазоне скоростей.
2.
Как отличается показатель ускорения моно- и полно-привода? отличается ли расход топлива? Ускорение практически не отличается, расход топлива для полного привода будет на 2-5 процентов выше в загородном цикле движения, и ниже в городском из-за более эффективной рекуперации.
3.
Чем, кроме законодательства регламентировано ограничение скорости в 120км\ч? Здравым смыслом и нежеланием заставлять потребителя платить за ненужные ему характеристики. Для тех, кому нужна скорость, существуют спортивные автомобили, например, Marussia

4.
Предельная скорость автомобиля будет ограничиваться конструктивно или программно? Будет ли возможность "перепрошить" автомобиль? Конструктивно, возможности "перепрошить" не будет.
5.
На сайте указан расход топлива в 3.5 литра на сотню. Также указан запас хода при полных баках в 700км. Получается, емкость обоих баков вместе (газ/бензин) чуть более 20 литров? Так как основным топливом для ё-мобиля является природный газ, по правилам сертификации бензиновый бак такого автомобиля должен иметь объем не более 15 литров. Что касается запаса хода, мы рассчитываем запас хода при дальних поездках, а в этом случае расход будет несколько больше чем 3,5 литра, так как рекуперация для экономии топлива в этом режиме не помогает.
Комфорт
1.
Каков предполагается уровень качества отделки и шумоизоляции? С кем из автопроизводителей можно сравнить, навскидку? Уровень качества отделки и шумоизоляции – приемлемый для размерного класса, в котором представлен ё-мобиль. А сравнивать можно с автомобилями среднего класса, выпускаемыми в России.
Прочее
1.
Какой гарантийный срок эксплуатации гибридного "ё-мобиля"? Мы планируем гарантию в 3 года или 100 тысяч километров, в зависимости от того, что наступит раньше.
2.
Смогут ли уже существующие газовые заправочные станции заправлять ё-мобиль, или для этого им придется устанавливать дополнительное оборудование? Смогут.
3.
Скажите, как себя ведет машина при низких температурах. Будет ли заводится и ехать скажем при -25, а при -30 - 35? В Сибири такие температуры зимой постоянно. А пластиковый кузов выдержит ли такие температуры? Суперконденсаторы не чувствительны к отрицательным температурам, в нашей конструкции они будут стабильно работать без потери физических и химических свойств в температурном диапазоне от -50 С до +60 С, соответственно в этом диапазоне будет заводиться и двигатель. Специальные добавки для полипропилена позволят эксплуатировать кузов в этом же диапазоне температур.
4.
Насколько устойчивыми к повреждениям будут узлы конструкции? Не окажется ли так, что при ДТП средней и малой тяжести придется менять основные агрегаты, составляющие львиную долю стоимости машины?Что касается необходимости замены кузова при серьезных повреждениях. Во-первых, так как кузов пластиковый, он не будет стоить так дорого как металлический кузов, и работы по замене будут обходиться дешевле в силу модульной конструкции. Во-вторых, мы считаем, что это наоборот благо, так как Вы сами пишете, что каждый второй автомобиль, который сейчас ездит по России, отрихтован после аварии. Таким образом, владелец такого автомобиля подвергает риску свою жизнь и жизнь пассажиров, мы же хотим это исключить. Вообще мы предлагаем цивилизованный подход к обслуживанию и ремонту автомобилей: на сервисных станциях квалифицированным персоналом. Мы разрабатываем ё-мобили таким способом, чтобы конструкция практически не поддавались кустарному ремонту, и это нормальное цивилизованное решение. Если Вас такой подход не устраивает, можете продолжать ездить на сваренных посередине "пятерках" – у каждого есть свобода выбора.
5.
Как будет осуществляться контроль качества сборки в условиях, когда авто будет собираться на разных небольших заводах, а так же в цехах различных автосервисов? Не приведет ли это к тому, что качество автомобилей будет очень разным? Во-первых, качество будет контролироваться головной компанией, а во-вторых, подсобранные модули и трансмиссии будут поставляться с одного или нескольких централизованных производств.
6.
Где и как будут утилизироваться отслужившие срок ё-мобили? На сколько утилитарны кузов и суперконденсатор? Не получиться ли так, что в итоге ё-авто будет вразы вредоноснее для окружающей среды, чем традиционный автомобиль? Полипропилен – это хорошо поддающийся утилизации материал, до 30 процентов отслужившего свой срок дробленого полипропилена от предыдущих машин может добавляться в процессе производства в кузов новой машины, технология это позволяет. Суперконденсатор – это органические вещества и углеродные структуры, которые без проблем утилизируются более чем на 90 процентов.
7.
Что насчет противоугонной системы? Сама идея ё-мобиля не предусматривает того, что его имеет смысл угонять, так как все агрегаты имеют уникальные идентификационные номера, которые забиты в общую базу. При ремонте эта база обновляется, поэтому на сервисном центре совершенно точно можно установить откуда этот агрегат и что с ним произошло ранее, что делает бессмысленным какой-либо угон.
8.
Насколько велика доля комплектующих исключительно российского производства? Доля комплектующих российского производства составит не менее 80 процентов.
9.
Как Вы думаете, почему не было сопоставимых по цене аналогов ни в Европе, ни в Китае, ни в Индии? Ну может же Россия хоть в чем-то быть первой.
10.
Вы сами будете ездить на Ё-мобиле? Да.