Состоялся первый успешный испытательный полет многоразовой китайской ракеты-носителя «Тяньсин-2»

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (8) « Первая ... 2 3 [4] 5 6 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
asdf007
5.09.2021 - 21:54
-5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 17.08.15
Сообщений: 3476
Цитата (Botya666 @ 5.09.2021 - 17:16)
Как видите точка запуска имеет значение....

Да безусловно имеет, просто не надо вот на это все наши неуспехи списывать, типа если бы у нас космодром был на широте Канаверала был, то мы бы всех порвали бы в космосе.
По идее не Восточный надо было строить, а где-нибудь на экваторе лет на 100 арендовать кусок земли под космодром. Дешевле и эффективнее было бы.
 
[^]
Veliar331
5.09.2021 - 22:13
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 18.11.14
Сообщений: 11270
Цитата (asdf007 @ 6.09.2021 - 01:54)
Цитата (Botya666 @ 5.09.2021 - 17:16)
Как видите точка запуска имеет значение....

Да безусловно имеет, просто не надо вот на это все наши неуспехи списывать, типа если бы у нас космодром был на широте Канаверала был, то мы бы всех порвали бы в космосе.
По идее не Восточный надо было строить, а где-нибудь на экваторе лет на 100 арендовать кусок земли под космодром. Дешевле и эффективнее было бы.

Ага. Космодром Куру, например. Так и делают. Но если бы туда перенесли все российские запуски, то ты бы первый же ныл, что всю космонавтику просрали и даже Гвинея делает больше космических запусков, чем РФ.

Это сообщение отредактировал Veliar331 - 5.09.2021 - 22:14
 
[^]
VBulochkin
5.09.2021 - 22:17
0
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 12.10.15
Сообщений: 131
Ракетаноситель. 26 км. Это ведь немного выше потолка истребителя. МиГ с разгона и выше могёт. Баловство.

Это сообщение отредактировал VBulochkin - 5.09.2021 - 22:37
 
[^]
Daimond1984
5.09.2021 - 22:39
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.07.14
Сообщений: 36820
Цитата (VBulochkin @ 5.09.2021 - 22:17)
Ракетаноситель. 26 км. Это ведь немного выше потолка истребителя. МиГ с разгона и выше могёт. Баловство.

так это только пробы, дальше-больше и выше.
 
[^]
Человечина
5.09.2021 - 23:13
6
Статус: Offline


Просто консервы

Регистрация: 2.05.17
Сообщений: 10576
Цитата (Veliar331 @ 5.09.2021 - 19:09)
Цитата (Человечина @ 5.09.2021 - 20:28)
Цитата (drzerg @ 5.09.2021 - 15:29)
Цитата (Walter08 @ 05.09.2021 - 15:10)
тем более. Шаттл хоть сам летал, а Буран выводился Энергией. Своих маршевых движков у него не было

Ну как сам )) посмотри видео стартов внимательно если не застал в реальном времени посмотреть

Сам, сам. Не надо сравнивать ракету стартовой массой 2400 т, выводящей 100 тонн на НОО, и пару твёрдотопливных ускорителей, которые помогают добраться Шаттлу до 45 км.

А про топливный бак весом около 2000 тонн ты тактично промолчал?

Нет. Понятно что топлива надо столько же. Я просто не стал сравнивать, условно говоря, топливный бак с автомобилем. Это разные изделия, разной сложности, стоимости и назначения.

Буран - прицеп на автомобиле. Шаттл - автомобиль с топливным баком на прицепе. Вот и вся разница.

Это сообщение отредактировал Человечина - 5.09.2021 - 23:14
 
[^]
Dok73
5.09.2021 - 23:18
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 31.03.12
Сообщений: 6257
Цитата (exex123 @ 5.09.2021 - 16:23)
Цитата (VicBeard @ 5.09.2021 - 14:52)
А теперь и Китаем ...

Это летало один раз, потому что здоровенная, жутко дорогая и нахрен никому не нужная хреновина.

По большому счету вот это безо всяких ракет при оснащении бурана маршевым двигателем и достаточного запаса горючки должно безо всяких ракет сработать. Вирджин Галактик и орбит это реализовали

Это сообщение отредактировал Dok73 - 5.09.2021 - 23:18
 
[^]
Botya666
6.09.2021 - 06:50
5
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 12.01.20
Сообщений: 4881
Цитата (asdf007 @ 5.09.2021 - 21:54)
Цитата (Botya666 @ 5.09.2021 - 17:16)
Как видите точка запуска имеет значение....

Да безусловно имеет, просто не надо вот на это все наши неуспехи списывать, типа если бы у нас космодром был на широте Канаверала был, то мы бы всех порвали бы в космосе.
По идее не Восточный надо было строить, а где-нибудь на экваторе лет на 100 арендовать кусок земли под космодром. Дешевле и эффективнее было бы.

Я разве писал про "все неуспехи"? Там выше спорили про Буран и Шаттл, что типо первый выводили более мощным носителем, и это якобы фейл. А это не фэил - это физика.
Отказ же от программы Буран разумен - он просто нафиг не уперся при наличии Мира. Равно как и Шаттлы при наличии МКС.
Поясню это по пунктам:
1. Человек посылается в Космос ради исследований.
Есть 2 варианта - запускать лабораторию 1 раз и надолго (космическая станция) либо гонять лабораторию на орбиту и обратно (Шаттл). Первый дороже по начальным капитальным вложениям, но дешевле в поддержке. Второй наоборот. А вот попытка их комбинировать полный бред. Дешевое такси системы Союз или Крю Драгон подходит для доставки человеческих тушек в лабораторию намного лучше, чем тяжеленная и дорогая лаборатория. Миссии Шаттлов на Мир и МКС это как кататься на фуре на работу. Довезти то довезет, но в 100 раз дороже убера/яндекса.
Мне кажется, что катастрофа Колумбии лежит целиком не тех людях, которые не пожелали вовремя закрыть программу Шаттл. Я как-то искал и находил цифры. Пуск Союза (3 койко-места) примерно 80 мегабаксов. Последние пуски Шаттлов (7 койко-мест) переваливали за 1.2 гигабакса. В таких условиях любой разумный бизнесмен либо вложит деньги в разработку своего дешевого такси, либо попробует купить блюпринт у конкурента/партнера. Я уверен на 99%, что за 3 лярда баксов (3 пуска Шаттлов) программу Союза продали бы вместе с сотрудниками. Но кому-то очень не хотелось хоронить Шаттл.
 
[^]
Branos
6.09.2021 - 07:03
-1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.08.17
Сообщений: 2733
Цитата (Swamperr @ 05.09.2021 - 14:46)
Тем временем где то на Восточном что то опять копали, а Рогозин переводил на личный счет очередные несколько лямов баксов

И приговаривал, : Не себе, в монастырь пожертвую, окоянные:.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Shesnok
6.09.2021 - 07:06
-1
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 28.11.17
Сообщений: 923
Так, с английским у меня порядок. Теперь время думаю за китайский взяться.
 
[^]
vilati4
6.09.2021 - 07:10
5
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 4.12.17
Сообщений: 565
корреспондент "РГ" беседует с одним из его создателей, в прошлом - начальником отдела НПО "Энергия", а ныне - профессором МАИ, доктором технических наук Валерием Бурдаковым.
Валерий Павлович, говорят, что космический корабль "Буран" стал самой сложной машиной, когда-либо созданной человечеством.

Валерий Бурдаков: Безусловно. До него лидером был американский "Спейс Шаттл".

Правда, что "Буран" мог бы подлетать к спутнику в космосе, захватить его манипулятором и отправить к себе в "чрево"?

Валерий Бурдаков: Да, как и американский "Спейс Шаттл". Но возможности "Бурана" были значительно шире: и по массе доставляемых на Землю грузов (20-30 тонн вместо 14,5), и по диапазонам их центровок. Мы могли бы станцию "Мир" спустить с орбиты и превратить в музейный экспонат!

Американцы испугались?

Валерий Бурдаков: Вахтанг Вачнадзе, одно время руководивший НПО "Энергия", рассказывал: по программе СОИ США хотели отправить в космос 460 военных аппаратов, на первом этапе - около 30. Узнав про успешный полет "Бурана", они отказались от этой затеи.

"Буран" стал нашим ответом американцам. Почему они были убеждены, что мы не сможем создать ничего подобного шаттлу?

Валерий Бурдаков: Да, американцы всерьез делали подобные заявления. Дело в том, что в середине 1970-х годов наше отставание от США оценивалось в 15 лет. У нас не хватало опыта работы с большими массами жидкого водорода, не было многоразовых жидкостных ракетных двигателей, крылатых космических аппаратов. Не говоря уж об отсутствии такого аналога, как Х-15 в США, а также самолетов класса "Боинг-747".

И тем не менее "Буран" оказался буквально напичкан, как сегодня говорят, инновациями?

Полет корабля "Буран" стал мировой сенсацией 1988 года. Фото: Игорь Курашов/ РГ.

Валерий Бурдаков: Совершенно верно. Беспилотная посадка, отсутствие токсичного топлива, горизонтальные летные испытания, авиатранспортировка баков ракеты на спине специально созданного самолета... Все было супер.

Многие помнят потрясающее фото: космический корабль "оседлал" самолет "Мрия". Крылатый гигант родился именно под "Буран"?

Валерий Бурдаков: И не только "Мрия". Ведь огромные 8-метровые в диаметре баки ракеты "Энергия" надо было доставлять на Байконур. Как? Рассматривали несколько вариантов, и даже такой: прорыть канал от Волги до Байконура! Но все они тянули на 10 миллиардов рублей, или 17 миллиардов долларов. Что делать? Денег таких нет. Нет и времени на такое строительство - более 10 лет.

Наш отдел подготовил отчет: транспортировка должна быть по воздуху, т.е. самолетами. Что тут началось!.. Меня обвинили в фантазерстве. Но и самолет Мясищева 3М-Т (названный впоследствии его именем ВМ-Т), и самолет "Руслан", и самолет "Мрия", на которые мы вдвоем с представителем ВВС составляли техзадания, взлетели.
"Союз" с факелом "Сочи-2014" приземлился в Казахстане

А почему даже среди конструкторов оказалось так много противников "Бурана"? Феоктистов прямо говорил: многоразовость - это очередной блеф, а академик Мишин даже называл "Буран" не иначе как "Бурьяном".

Валерий Бурдаков: Их незаслуженно обидели, отстранив от многоразовой тематики.

Кто первым задумался над проектом орбитального корабля самолетной схемы и самолетных возможностей посадки на взлетно-посадочную полосу?

Валерий Бурдаков: Королев! Вот что я слышал от самого Сергея Павловича. В 1929 году ему 23 года, и он уже известный планерист-паритель. Королев вынашивал идею: поднять планер на 6 км, а потом, с герметичной кабиной, в стратосферу. Он решил поехать в Калугу к Циолковскому, чтобы подписать письмо о целесообразности такого высотного полета.

Циолковский подписал?

Валерий Бурдаков: Нет. Он раскритиковал идею. Сказал, что без жидкостного ракетного двигателя планер на большой высоте будет неуправляем и, разогнавшись при падении, сломается. Подарил книжечку "Космические ракетные поезда" и посоветовал подумать о применении ЖРД для полетов не в стратосферу, а еще выше, в "эфирное пространство".

Интересно, как отреагировал Королев?
Расходы госбюджета РФ на космос сократят

Валерий Бурдаков: Он не скрывал досады. И даже отказался от автографа! Хотя книжечку прочитал. Друг Королева, авиаконструктор Олег Антонов рассказывал мне, как на планерных слетах в Коктебеле после 1929 года многие шептались: а не пошатнулся ли в уме их Серега? Мол, летает на планере-бесхвостке и говорит, что он лучше всех подходит для установки на нем ЖРД. Подбил летчика Анохина специально сломать планер в воздухе во время "испытания на флаттер"...

Королев и сам спроектировал какой-то сверхпрочный планер?

Валерий Бурдаков: Да, "Красная звезда". Летчик Степанченок впервые в мире на этом планере сделал несколько "мертвых петель". И планер не сломался! Любопытный факт. Когда первая пятерка космонавтов поступила в академию Жуковского, им решили предложить темы диплома по кораблю "Восток". Но Королев категорически возразил: "Только орбитальный корабль самолетной схемы! Это наше будущее! Пусть на примере маленького космического кораблика с крыльями поймут, что к чему".

А что за казус случился тогда с Германом Титовым?

Валерий Бурдаков: Тот по наивности посчитал, что действительно все понял, и попросил Королева принять его. "Мы, - говорит, - летаем на плохих кораблях. Большие перегрузки, при спуске как на булыжной мостовой трясет. Нужен корабль самолетной схемы, и мы его уже спроектировали!". Королев улыбнулся: "А инженерный диплом ты уже получил?". "Нет еще" - ответил Герман. "Вот когда получишь, тогда и приходи - поговорим на равных".

Когда вы начали заниматься "Бураном"?

Валерий Бурдаков: Еще в 1962 году, при поддержке Сергея Павловича, я получил свое первое авторское свидетельство на многоразовый космический носитель. Когда поднялась шумиха вокруг американского шаттла, вопрос о том, надо или не надо делать такой же у нас, еще не был решен. Однако так называемая "служба N 16" в НПО "Энергия" под руководством Игоря Садовского в 1974 году была сформирована. Проектных отделов в ней было два - мой по самолетным делам и Ефрема Дубинского - по носителю.

Сборка макета корабля "Буран" для авиасалона МАКС-2011 в Жуковском. Фото: РИА Новости www.ria.ru

Мы занимались переводами, научным анализом, редактированием и изданием "букварей" по шаттлу. И сами, без лишнего шума, разрабатывали свой вариант корабля и носителя для него.

Но ведь Глушко, который после снятия Мишина возглавил "Энергию", тоже не поддерживал многоразовую тематику?

Валерий Бурдаков: Он всюду твердил, что заниматься челноком не будет. Поэтому, когда Глушко однажды вызвали в ЦК к Устинову, сам не поехал. Отправил меня. Там обрушился шквал вопросов: зачем нужна многоразовая космическая система, какой она может быть, и т.д. После этого визита я подписал у Глушко Техническую справку - основные положения по теме "Буран". Устинов в кратчайший срок подготовил решение, которое утвердил Брежнев. Но понадобились еще десятки совещаний с руганью и обвинениями в некомпетентности, пока не выработали единое мнение.

А какую позицию занимал ваш основной авиационный смежник - главный конструктор НПО "Молния" Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский?

Валерий Бурдаков: В отличие от авиационного министра Дементьева, Лозино-Лозинский всегда был на нашей стороне, хоть вначале и предлагал свои варианты. Мудрый был человек. Вот, например, как он положил конец разговорам о невозможности беспилотной посадки. Он сказал управленцам, что больше к ним обращаться не станет, а попросит сделать систему автоматической посадки... пионеров с Тушинского аэродрома, поскольку неоднократно наблюдал, с какой точностью приземляются их радиоуправляемые модели. И инцидент был исчерпан к неудовольствию его начальства.
Российские ученые исследуют неизвестные стороны Марса

Космонавты тоже были недовольны. Думали, что верх возьмет позиция Дементьева. Письмо в ЦК написали: им автоматическая посадка не нужна, они хотят сами управлять "Бураном".

Говорят, что свое имя "Буран" получил перед самым стартом?

Валерий Бурдаков: Да. Глушко предлагал назвать корабль "Энергией", Лозино-Лозинский - "Молнией". Появился консенсус - "Байкал". А "Буран" предложил генерал Керимов. Надпись еле-еле отскребли уже перед стартом и нанесли новую.

Точность приземления "Бурана" сразила всех наповал...

Валерий Бурдаков: Когда корабль уже показался из-за облаков, один из начальников, как в бреду, повторял: "Щас разобьется, щас разобьется!". Правда, он употреблял другое слово. Все ахнули, когда "Буран" стал разворачиваться поперек ВПП. А на самом деле этот маневр был заложен в программу. Но тот начальник этого нюанса, по-видимому, не знал или позабыл. Корабль вышел точно на полосу. Боковое отклонение от осевой линии - всего 3 метра! Это высочайшая точность. 205 минут полета "Бурана", как и все полеты самолетов со сверхгабаритными грузами, прошли без единого замечания к проектантам.

Что вы почувствовали после такого триумфа?

Валерий Бурдаков: Это словами не передать. Но впереди нас ждала другая "сенсация": успешный инновационный проект закрыли. 15 миллиардов рублей - оказались потраченными зря.

Будет ли когда-нибудь использован научный и технический задел "Бурана"?

Валерий Бурдаков: "Буран", как и шаттл, применять было нерентабельно из-за дорогой и неуклюжей системы выведения. Но уникальные технические решения могут быть развиты в "Буране-М". Новый, модифицированный с учетом последних достижений, корабль может стать очень быстрым, надежным и удобным средством для межконтинентальной авиакосмической перевозки грузов, просто пассажиров и туристов. Но для этого надо создать многоразовый одноступенчатый всеазимутальный экологичный носитель МОВЭН. Он придет на смену ракете "Союз". Причем для него не нужно будет такого громоздкого старта, поэтому он сможет запускаться и с космодрома "Восточный".

Заделы по "Бурану" не пропали. Автоматическая самолетная посадка дала жизнь истребителям пятого поколения и многочисленным беспилотникам. Просто мы, как это было и с искусственным спутником Земли, оказались первыми.

У Королева вы работали в 3-м отделе, определяющем перспективы развития космонавтики. Какая перспектива у космонавтики нынешней?

Валерий Бурдаков: На смену углеводородной грядет эра атомной и солнечной энергетики, немыслимой без широкого использования самых разных космических средств. Для создания космических солнечных электростанций, подающих энергию земным потребителям, потребуются носители на полезный груз в 250 тонн. Они будут созданы на базе МОВЭН. А если говорить о космонавтике в целом, то она будет обеспечивать все потребности человечества, а не только информационную, как сейчас.

Кстати

Всего было построено пять летных экземпляров корабля "Буран".

Корабль 1.01 "Буран" - совершил единственный полет. Хранился в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре. В мае 2002 года уничтожен при обрушении крыши.

Корабль 1.02 - должен был совершить второй полет и стыковаться с орбитальной станцией "Мир". Сейчас экспонат музея космодрома Байконур.

Корабль 2.01 - был готов на 30 - 50 %. Находился на Тушинском машзаводе, потом - на причале Химкинского водохранилища. В 2011 году перевезен для реставрации в ЛИИ г. Жуковский.

Корабль 2.02 - был готов на 10 - 20 %. Разобран на стапелях завода.

Корабль 2.03 - задел уничтожен и вывезен на свалку.
 
[^]
AleksKasov
6.09.2021 - 07:14
-3
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 13.11.18
Сообщений: 75
Цитата (Walter08 @ 05.09.2021 - 15:10)
тем более. Шаттл хоть сам летал, а Буран выводился Энергией. Своих маршевых движков у него не было

Так и шатл "атласом" на орбиту выводился!

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Дерри
6.09.2021 - 07:22
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.02.15
Сообщений: 1998
Цитата (Walter08 @ 5.09.2021 - 15:10)

тем более. Шаттл хоть сам летал, а Буран выводился Энергией. Своих маршевых движков у него не было

Пан космонавт, а вы из вирусологов будете, или востоковедов?

В теме хорошо разбираетесь.
 
[^]
tech3030
6.09.2021 - 07:25
3
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 12.03.18
Сообщений: 397
Цитата (antonov64 @ 5.09.2021 - 15:01)
Цитата (VicBeard @ 5.09.2021 - 14:52)
А теперь и Китаем ...

Бурана скопировали с американских челноков , которые при Леониде Ильиче в космос запускали .

Первым космическим челноком, побывавшем в космосе, стал «Колумбия». Его начали собирать еще в 1975 году, а запустили в 1981 году. К сожалению, 1 февраля 2003 года при входе в атмосферу Земли перед посадкой «Колумбия» потерпел катастрофу.

Бурана запустили в 1988 . Из всех понтов только то , что сам садился . Лавров жипег . gigi.gif

Для того что бы что то скопировать надо иметь на руках оригинал - догоняешь?
 
[^]
PaParus
6.09.2021 - 07:30
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 26.08.14
Сообщений: 6227
Цитата (Swamperr @ 5.09.2021 - 14:46)
Тем временем где то на Восточном что то опять копали, а Рогозин переводил на личный счет очередные несколько лямов баксов

На Восточном будут копать еще десятки лет -
это будет крупнейший космодром в России cool.gif
Первый старт выкопали,
работает по полной программе -
чуть ли не каждый месяц старты, благодаря Рогозину .
Сегодня копают новый старт для тяжелых ракет cool.gif
 
[^]
Pashtettula
6.09.2021 - 07:31
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.05.14
Сообщений: 1899
Цитата (mnr1 @ 5.09.2021 - 14:55)
Цитата (VicBeard @ 5.09.2021 - 18:52)
А теперь и Китаем ...

мы еще и рогозиным восхищаемся

И в СССР делали только калоши.© Каспийский монстр повторить можете ?
 
[^]
mikelangelo
6.09.2021 - 07:43
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 12.08.11
Сообщений: 1348
пиздец знатоков подтянулось, ага.. твердотопливные ускорители американцы прямо к крыльям шатла подвешивали, и вообще он педальный был, поэтому там восемь человек экипажа и надо было..

бля, ну ребята, ну хоть бы один старт посмотрели что ли, зачем вот так позориться-то
 
[^]
AleksKasov
6.09.2021 - 07:46
-1
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 13.11.18
Сообщений: 75
Цитата (vilati4 @ 06.09.2021 - 07:10)
корреспондент "РГ" беседует с одним из его создателей, в прошлом - начальником отдела НПО "Энергия", а ныне - профессором МАИ, доктором технических наук Валерием Бурдаковым.
Валерий Павлович, говорят, что космический корабль "Буран" стал самой сложной машиной, когда-либо созданной человечеством.

Валерий Бурдаков: Безусловно. До него лидером был американский "Спейс Шаттл".

Правда, что "Буран" мог бы подлетать к спутнику в космосе, захватить его манипулятором и отправить к себе в "чрево"?

Валерий Бурдаков: Да, как и американский "Спейс Шаттл". Но возможности "Бурана" были значительно шире: и по массе доставляемых на Землю грузов (20-30 тонн вместо 14,5), и по диапазонам их центровок. Мы могли бы станцию "Мир" спустить с орбиты и превратить в музейный экспонат!

Американцы испугались?

Валерий Бурдаков: Вахтанг Вачнадзе, одно время руководивший НПО "Энергия", рассказывал: по программе СОИ США хотели отправить в космос 460 военных аппаратов, на первом этапе - около 30. Узнав про успешный полет "Бурана", они отказались от этой затеи.

"Буран" стал нашим ответом американцам. Почему они были убеждены, что мы не сможем создать ничего подобного шаттлу?

Валерий Бурдаков: Да, американцы всерьез делали подобные заявления. Дело в том, что в середине 1970-х годов наше отставание от США оценивалось в 15 лет. У нас не хватало опыта работы с большими массами жидкого водорода, не было многоразовых жидкостных ракетных двигателей, крылатых космических аппаратов. Не говоря уж об отсутствии такого аналога, как Х-15 в США, а также самолетов класса "Боинг-747".

И тем не менее "Буран" оказался буквально напичкан, как сегодня говорят, инновациями?

Полет корабля "Буран" стал мировой сенсацией 1988 года. Фото: Игорь Курашов/ РГ.

Валерий Бурдаков: Совершенно верно. Беспилотная посадка, отсутствие токсичного топлива, горизонтальные летные испытания, авиатранспортировка баков ракеты на спине специально созданного самолета... Все было супер.

Многие помнят потрясающее фото: космический корабль "оседлал" самолет "Мрия". Крылатый гигант родился именно под "Буран"?

Валерий Бурдаков: И не только "Мрия". Ведь огромные 8-метровые в диаметре баки ракеты "Энергия" надо было доставлять на Байконур. Как? Рассматривали несколько вариантов, и даже такой: прорыть канал от Волги до Байконура! Но все они тянули на 10 миллиардов рублей, или 17 миллиардов долларов. Что делать? Денег таких нет. Нет и времени на такое строительство - более 10 лет.

Наш отдел подготовил отчет: транспортировка должна быть по воздуху, т.е. самолетами. Что тут началось!.. Меня обвинили в фантазерстве. Но и самолет Мясищева 3М-Т (названный впоследствии его именем ВМ-Т), и самолет "Руслан", и самолет "Мрия", на которые мы вдвоем с представителем ВВС составляли техзадания, взлетели.
"Союз" с факелом "Сочи-2014" приземлился в Казахстане

А почему даже среди конструкторов оказалось так много противников "Бурана"? Феоктистов прямо говорил: многоразовость - это очередной блеф, а академик Мишин даже называл "Буран" не иначе как "Бурьяном".

Валерий Бурдаков: Их незаслуженно обидели, отстранив от многоразовой тематики.

Кто первым задумался над проектом орбитального корабля самолетной схемы и самолетных возможностей посадки на взлетно-посадочную полосу?

Валерий Бурдаков: Королев! Вот что я слышал от самого Сергея Павловича. В 1929 году ему 23 года, и он уже известный планерист-паритель. Королев вынашивал идею: поднять планер на 6 км, а потом, с герметичной кабиной, в стратосферу. Он решил поехать в Калугу к Циолковскому, чтобы подписать письмо о целесообразности такого высотного полета.

Циолковский подписал?

Валерий Бурдаков: Нет. Он раскритиковал идею. Сказал, что без жидкостного ракетного двигателя планер на большой высоте будет неуправляем и, разогнавшись при падении, сломается. Подарил книжечку "Космические ракетные поезда" и посоветовал подумать о применении ЖРД для полетов не в стратосферу, а еще выше, в "эфирное пространство".

Интересно, как отреагировал Королев?
Расходы госбюджета РФ на космос сократят

Валерий Бурдаков: Он не скрывал досады. И даже отказался от автографа! Хотя книжечку прочитал. Друг Королева, авиаконструктор Олег Антонов рассказывал мне, как на планерных слетах в Коктебеле после 1929 года многие шептались: а не пошатнулся ли в уме их Серега? Мол, летает на планере-бесхвостке и говорит, что он лучше всех подходит для установки на нем ЖРД. Подбил летчика Анохина специально сломать планер в воздухе во время "испытания на флаттер"...

Королев и сам спроектировал какой-то сверхпрочный планер?

Валерий Бурдаков: Да, "Красная звезда". Летчик Степанченок впервые в мире на этом планере сделал несколько "мертвых петель". И планер не сломался! Любопытный факт. Когда первая пятерка космонавтов поступила в академию Жуковского, им решили предложить темы диплома по кораблю "Восток". Но Королев категорически возразил: "Только орбитальный корабль самолетной схемы! Это наше будущее! Пусть на примере маленького космического кораблика с крыльями поймут, что к чему".

А что за казус случился тогда с Германом Титовым?

Валерий Бурдаков: Тот по наивности посчитал, что действительно все понял, и попросил Королева принять его. "Мы, - говорит, - летаем на плохих кораблях. Большие перегрузки, при спуске как на булыжной мостовой трясет. Нужен корабль самолетной схемы, и мы его уже спроектировали!". Королев улыбнулся: "А инженерный диплом ты уже получил?". "Нет еще" - ответил Герман. "Вот когда получишь, тогда и приходи - поговорим на равных".

Когда вы начали заниматься "Бураном"?

Валерий Бурдаков: Еще в 1962 году, при поддержке Сергея Павловича, я получил свое первое авторское свидетельство на многоразовый космический носитель. Когда поднялась шумиха вокруг американского шаттла, вопрос о том, надо или не надо делать такой же у нас, еще не был решен. Однако так называемая "служба N 16" в НПО "Энергия" под руководством Игоря Садовского в 1974 году была сформирована. Проектных отделов в ней было два - мой по самолетным делам и Ефрема Дубинского - по носителю.

Сборка макета корабля "Буран" для авиасалона МАКС-2011 в Жуковском. Фото: РИА Новости www.ria.ru

Мы занимались переводами, научным анализом, редактированием и изданием "букварей" по шаттлу. И сами, без лишнего шума, разрабатывали свой вариант корабля и носителя для него.

Но ведь Глушко, который после снятия Мишина возглавил "Энергию", тоже не поддерживал многоразовую тематику?

Валерий Бурдаков: Он всюду твердил, что заниматься челноком не будет. Поэтому, когда Глушко однажды вызвали в ЦК к Устинову, сам не поехал. Отправил меня. Там обрушился шквал вопросов: зачем нужна многоразовая космическая система, какой она может быть, и т.д. После этого визита я подписал у Глушко Техническую справку - основные положения по теме "Буран". Устинов в кратчайший срок подготовил решение, которое утвердил Брежнев. Но понадобились еще десятки совещаний с руганью и обвинениями в некомпетентности, пока не выработали единое мнение.

А какую позицию занимал ваш основной авиационный смежник - главный конструктор НПО "Молния" Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский?

Валерий Бурдаков: В отличие от авиационного министра Дементьева, Лозино-Лозинский всегда был на нашей стороне, хоть вначале и предлагал свои варианты. Мудрый был человек. Вот, например, как он положил конец разговорам о невозможности беспилотной посадки. Он сказал управленцам, что больше к ним обращаться не станет, а попросит сделать систему автоматической посадки... пионеров с Тушинского аэродрома, поскольку неоднократно наблюдал, с какой точностью приземляются их радиоуправляемые модели. И инцидент был исчерпан к неудовольствию его начальства.
Российские ученые исследуют неизвестные стороны Марса

Космонавты тоже были недовольны. Думали, что верх возьмет позиция Дементьева. Письмо в ЦК написали: им автоматическая посадка не нужна, они хотят сами управлять "Бураном".

Говорят, что свое имя "Буран" получил перед самым стартом?

Валерий Бурдаков: Да. Глушко предлагал назвать корабль "Энергией", Лозино-Лозинский - "Молнией". Появился консенсус - "Байкал". А "Буран" предложил генерал Керимов. Надпись еле-еле отскребли уже перед стартом и нанесли новую.

Точность приземления "Бурана" сразила всех наповал...

Валерий Бурдаков: Когда корабль уже показался из-за облаков, один из начальников, как в бреду, повторял: "Щас разобьется, щас разобьется!". Правда, он употреблял другое слово. Все ахнули, когда "Буран" стал разворачиваться поперек ВПП. А на самом деле этот маневр был заложен в программу. Но тот начальник этого нюанса, по-видимому, не знал или позабыл. Корабль вышел точно на полосу. Боковое отклонение от осевой линии - всего 3 метра! Это высочайшая точность. 205 минут полета "Бурана", как и все полеты самолетов со сверхгабаритными грузами, прошли без единого замечания к проектантам.

Что вы почувствовали после такого триумфа?

Валерий Бурдаков: Это словами не передать. Но впереди нас ждала другая "сенсация": успешный инновационный проект закрыли. 15 миллиардов рублей - оказались потраченными зря.

Будет ли когда-нибудь использован научный и технический задел "Бурана"?

Валерий Бурдаков: "Буран", как и шаттл, применять было нерентабельно из-за дорогой и неуклюжей системы выведения. Но уникальные технические решения могут быть развиты в "Буране-М". Новый, модифицированный с учетом последних достижений, корабль может стать очень быстрым, надежным и удобным средством для межконтинентальной авиакосмической перевозки грузов, просто пассажиров и туристов. Но для этого надо создать многоразовый одноступенчатый всеазимутальный экологичный носитель МОВЭН. Он придет на смену ракете "Союз". Причем для него не нужно будет такого громоздкого старта, поэтому он сможет запускаться и с космодрома "Восточный".

Заделы по "Бурану" не пропали. Автоматическая самолетная посадка дала жизнь истребителям пятого поколения и многочисленным беспилотникам. Просто мы, как это было и с искусственным спутником Земли, оказались первыми.

У Королева вы работали в 3-м отделе, определяющем перспективы развития космонавтики. Какая перспектива у космонавтики нынешней?

Валерий Бурдаков: На смену углеводородной грядет эра атомной и солнечной энергетики, немыслимой без широкого использования самых разных космических средств. Для создания космических солнечных электростанций, подающих энергию земным потребителям, потребуются носители на полезный груз в 250 тонн. Они будут созданы на базе МОВЭН. А если говорить о космонавтике в целом, то она будет обеспечивать все потребности человечества, а не только информационную, как сейчас.

Кстати

Всего было построено пять летных экземпляров корабля "Буран".

Корабль 1.01 "Буран" - совершил единственный полет. Хранился в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре. В мае 2002 года уничтожен при обрушении крыши.

Корабль 1.02 - должен был совершить второй полет и стыковаться с орбитальной станцией "Мир". Сейчас экспонат музея космодрома Байконур.

Корабль 2.01 - был готов на 30 - 50 %. Находился на Тушинском машзаводе, потом - на причале Химкинского водохранилища. В 2011 году перевезен для реставрации в ЛИИ г. Жуковский.

Корабль 2.02 - был готов на 10 - 20 %. Разобран на стапелях завода.

Корабль 2.03 - задел уничтожен и вывезен на свалку.

А на Байконуре их сейчас четыре недостроино-разграбленных. На Ютюбе есть видео, ребята по ним лазают.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Vahmurka
6.09.2021 - 07:47
-1
Статус: Offline


Сердцу очень жаль Что случилось так

Регистрация: 18.11.09
Сообщений: 1217
А специалисты по ракетным технологиям, которые молятся на шатл могут объяснить преимущества того, что движки прикрутили к шатлу уменьшив полезное пространство корабля, которое можно было использовать для оборудования и грузов как на буране?
 
[^]
Falstaff69
6.09.2021 - 07:47
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.01.18
Сообщений: 6531
Цитата (KotoSobak @ 5.09.2021 - 16:03)
Цитата (Veliar331 @ 5.09.2021 - 15:46)
Цитата (asdf007 @ 5.09.2021 - 19:40)
Цитата (Veliar331 @ 5.09.2021 - 15:32)
Взлетал сам, а вот садился шаттл уже как планер без двигателей, для этого пришлось делать несколько посадочных площадок в разных местах страны.

А Буран как садился? Силой коммунистического духа? Точно так же как Шаттл.

Буран садился как самолёт, то есть с работающими двигателями и поэтому мог, в отличие от шаттла, зайти на второй круг и имел больше возможностей для выбора места посадки.

Не мог он заходить "по самолетному". Посадка такая же как у Space Shuttle.
Читайте матчасть.
https://www.buran.ru/htm/landing.htm

Чел путает Буран с летающим тренажером. Вот у того действительно были реактивные дижки, только вот летать в космос он не мог и служил единственно для отработки посадки.
 
[^]
Кайсар
6.09.2021 - 07:49
-5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.11.19
Сообщений: 1740
Цитата (asdf007 @ 05.09.2021 - 15:20)
Ну давай поделись отличием в концепции. У Шаттла на борту был маршевый двигатель, наши не смогли повторить. Ещё отличия концептуальные будут?
З.Ы. Совкодрочеры с минусами подтянулись. Уже скоро как 40 лет прошло, а все еще гордятся космолетом, который ни одного практического полета не выполнил.

Маршевый двигатель? На Буране также стояли, только в отличии от Шатлов, Буран мог уходить на второй круг при посадке, что он и сделал. Шаттл же садился как утюг, малейшая ошибка и хана астронавтам, на Шаттлах даже САС не было, а на Буране он был

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Falstaff69
6.09.2021 - 07:49
-1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.01.18
Сообщений: 6531
Цитата (Vahmurka @ 6.09.2021 - 07:47)
А специалисты по ракетным технологиям, которые молятся на шатл могут объяснить преимущества того, что движки прикрутили к шатлу уменьшив полезное пространство корабля, которое можно было использовать для оборудования и грузов как на буране?

Там и так было достаточно полезного пространства. МКС строили Шаттлами (не знали?), Хаббл выводили. И не теряли на каждый пуск дорогующую РН Энергию, а только топлиный бак.
 
[^]
oldhoha
6.09.2021 - 07:50
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.12.14
Сообщений: 6422
Беда россии в том , что на руководящих постах ленивые бездарности.
 
[^]
AleksKasov
6.09.2021 - 07:55
6
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 13.11.18
Сообщений: 75
Цитата
Тем временем где то на Восточном что то опять копали, а Рогозин переводил на личный счет очередные несколько лямов баксов

Тем временем на Восточном появился город "Циолковский", аэропорт для посадки тяжёлых самолётов, и стартовый стол (для пуска ракеты " Ангара" с полезной нагрузкой около 40 тонн) единственный такого класса в мире.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
BoyFM
6.09.2021 - 08:01
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.04.14
Сообщений: 1754
Рогозин поднял с колен!
 
[^]
Vahmurka
6.09.2021 - 08:04
2
Статус: Offline


Сердцу очень жаль Что случилось так

Регистрация: 18.11.09
Сообщений: 1217
Цитата (Falstaff69 @ 6.09.2021 - 07:49)
Цитата (Vahmurka @ 6.09.2021 - 07:47)
А специалисты по ракетным технологиям, которые молятся на шатл могут объяснить преимущества того, что движки прикрутили к шатлу уменьшив полезное пространство корабля, которое можно было использовать для оборудования и грузов как на буране?

Там и так было достаточно полезного пространства. МКС строили Шаттлами (не знали?), Хаббл выводили. И не теряли на каждый пуск дорогующую РН Энергию, а только топлиный бак.

Не только шатлами. А экипажи летали союзами)
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 26894
0 Пользователей:
Страницы: (8) « Первая ... 2 3 [4] 5 6 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх