96


«Два кусочека колбаски» — песня, выпущенная группой «Комбинация» в 1992 году. В качестве заглавного трека вошла в очередной альбом коллектива, вышедший на следующий год. Композиция стала первым хитом ансамбля после ухода Алёны Апиной. Вокальные партии исполнены дуэтом Татьяны Ивановой и Светланы Кашиной. Сюжет песни обыгрывает тему дефицита продуктов в перестроечном СССР и постсоветской России начала 1990-х. В «Звуковой дорожке МК» трек достиг строчки № 1 ежемесячного чарта лучших песен, попав также в Топ-20 лучших и Топ-5 худших по итогам 1992 года.
Песни «Комбинации» традиционно отражали происходящее в советском и российском обществе на рубеже 1980-х и 1990-х годов, и новинка не стала исключением. В 1991 году люди проводили время в многочасовых очередях: за хлебом, молоком, мясом или просто стараясь приобрести хоть что-то из продуктов.
Прилавки основной массы гастрономов пустовали, в стране наблюдался острый дефицит продовольствия. Редким товаром стала и всегда пользовавшаяся спросом колбаса, исчезновение которой шло параллельно с падением доходов населения — теперь её покупали уже не батонами, а граммами.
Так у «Комбинации» появился шлягер с не очень грамотным, но броским припевом про «два кусочека колбаски». Песня стала своеобразным музыкальным памфлетом на тему «голодной перестройки».
При этом трудная ситуация с продовольствием в стране едва не придала произведению эротический оттенок. Так, по словам Окорокова, сначала два кусочека колбаски лежали у героя песни на спине. «И тут мы поняли — что-то не то. Нас куда-то не туда увела дорожка. „Девять с половиной недель“. И решили, все-таки, по бытовому: „Два кусочека колбаски у тебя лежали на столе“», — объяснял Окороков.
Кроме того, по его словам, композиция в принципе написана о докторской колбасе, но к ней не удалось подобрать подходящую рифму, поэтому в куплете возник сервелат. Для вступления к песне Окороков придумал «еврейскую» мелодию, пригласив для её исполнения виолончелиста из Большого театра; также он процитировал в композиции музыкальную тему из фильма Федерико Феллини «Дорога».
Вместе с тем, даже с учётом обычного иронического отношения к материалу группы, исходный текст новой песни не понравился Ивановой, особенно коверканьем русского языка. «Мне говорят: „Ты ничего не понимаешь, это такая фишка, весь народ ляжет“», — вспоминала солистка.
Несколько раз она пыталась переписать припев про «два кусочека», но ничего так и не вышло. В итоге певица ограничилась переделыванием «бредятины» в куплетах.
Схожие негативные впечатления от текста вспоминает и Кашина — поэтому обе вокалистки сперва записывать песню отказались. Однако продюсер и сооснователь «Комбинации» Александр Шишинин, по словам артисток, в конце концов заманил их в студию хитростью (после посещения буфета и распития на троих больше литра коньяка), заверив, что композицию они споют исключительно для него и достоянием публики она не станет. «Естественно, первым номером вошла в альбом», — подытоживает Иванова.
Между тем Иванова, которая осталась в «Комбинации» единственной вокалисткой, композицию по-прежнему недолюбливает: «Это моя боль, моя печаль всей моей жизни! Каждый концерт я пытаюсь её не петь. С первого дня, как я увидела этот „шедевр“, мне плохо!». Однако не исполнять её не получается — даже 30 лет спустя история про колбасу востребована на выступлениях коллектива.
В этом свете музыкальный критик Сергей Соседов в 2020 году констатировал, что «Два кусочека колбаски» принадлежат к числу песен 1990-х, которые выдержали испытание временем и слушаются публикой до сих пор (наряду с такими хитами как «Музыка нас связала» группы «Мираж» или «Тучи» ансамбля Иванушки International).
Как атрибут своей эпохи шлягер также дважды звучит в рок-опере Андрея Кончаловского «Преступление и наказание» (2016), в которой действие классического романа Федора Достоевского перенесено как раз в последнее десятилетие XX века.
via