«Основание»: сериал VS книга - сова, натянутая на глобус Терминуса

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
KirillYurich
6.10.2021 - 01:56
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 4.10.21
Сообщений: 12
59
Текст мой, написан после просмотра трех серий. Читать интереснее, если вы тоже их посмотрели. Пост первый, «буков много», отчасти было тут. Понравится ЯПу – продолжу. © KirillYurich

Осторожно, спойлеры!
Кто не читал книги Азимова, тому сериал скорее понравится, снято красиво, тут претензий нет, все деньги на экране. От прочтения моих мыслей мало что изменится, так как тут много спойлеров скорее не сериала, а книг Азимова. Отдельные события сериала, конечно, я не смогу обойти. Кто читал – думайте сами, смотреть или нет. От себя скажу, что сериал точно не про вселенную Азимова.

За перевод не пинайте сильно – какой подвернулся в инете, тот и использовал. Думаю, можно пережить Гэри/Хари, Райч/Рейч, Хьюго/Юго, Дахл/Даль, Хардин/Гардин, Микоген/Майкоген и т.д. Цитаты из книг постараюсь приводить в необходимом минимуме и выделю курсивом.

Интрига для нетерпеливых и тех, кому «ниасилить»
Сериал начинается сразу с третьей книги («Основание») и прыгает по времени. Персонажи перевраны в угоду мелодраматичности и толерантности, а их судьбы перемешаны. События нелогичны и всплывают в случайном порядке. Много чего не было в книгах вообще, ключевые идеи в сериале упрощены или адаптированы «для кассы».

У Азимова императора не клонировали, он был в единственном числе. Ко времени ссылки энциклопедистов на Терминус император вообще не имел фактической власти, как и Демерзел: в Империи правила кучка аристократов из богатых кланов при императоре-марионетке, а Демерзел давно не был премьер-министром (в третьей книге он вообще не упоминается).

Психоисторию придумал не Селдон, но развил и довел до практического применения, при этом действовал не совсем по своей воле. Селдон имел нормальные отношения с императорами, более того, он 10 лет нормально себе так работал премьер-министром после Демерзела, на Терминус он не улетал, его не убивали. Райч, его сын, к тому моменту был женат на Манелле – бывшей проститутке и офицере (офицерке?) имперской службы безопасности, у них была дочь Ванда, которой предстояла одна из ключевых ролей в Основании. Космического моста и его подрыва не было, как и Хранилища с нулевым полем. Гаал Дорник, Сальвор Хардин были мужчинами, а не женщинами. Главный радиант был не один и многие умели им пользоваться. На Терминус переселились в 50 раз больше человек, чем в сериале, и жили они там вполне прилично и так далее…)

Толерантность тут и там
Я нормально отношусь ко всем расам и социальным группам, если они не меня не трогают и не выносят мозг. Плохие люди – не национальность, а приобретенная вредная привычка. Понятно, что в сериале «Тыблока» не могло быть иначе – образы персонажей «толерантно выравнены», что бьет по глазам и мозгам. Видимо, очень хочется Оскара, где установлены обязательные требования к наличию в кино представителей всяко-разных социальных групп, которые считают, что их кто-то где-то угнетает.

Азимов в книгах расизмом и другими «…-измами» не страдал: у него много персонажей-людей с разных планет и разных цветов, хороших и плохих, много важнейших персонажей (и решающих персонажей!) – женщины и даже дети. Есть мутанты, калеки, телепаты, человекообразные роботы, роботы-телепаты и даже внеполовой, вневидовый разум – планета с коллективным разумом как живых существ (женщин, мужчин, растений, животных), так и природы в целом (по сути, все вещество планеты). Да-да, Юнити из Рика и Морти придумана давно…))

Подробно винегрет сюжета сериала и стройную логику Азимова сравнивать не вижу смысла, тем более в сериале все прыгает по времени. Начну с персонажей, а события и фактуру вселенной Азимова и сериала затрону по ходу изложения.
Поехали!

Гаал Дорник («суперафросиннаксианка») и Юго Амариль («добрый белый support»)
Гаал Дорник был у Азимова мужчиной. Сценаристы сериала так назвали вымышленную «суперафросиннаксианку», которая на родной дремучей религиозной планете мучилась одиночеством, потому что ее все ненавидят и не понимают, так как она такая вся особенная и уникальная, да еще и одаренная математичка-самоучка.

Юной «суперафросиннаксианке» подарили частично историю и заслуги сразу двух мужчин из книги: непосредственно Гаала Дорника и Юго Амариля. Оба персонажа есть в сериале, но странно смешаны. Начнем с Юго, который появляется аж в третьей серии, так как книжная фабула жизни в юности была нагло сперта у него сценаристами и отдана сериальной «афросиннаксианке».

«Амариль, Юго – ...математик, второй после Хари Селдона, внесший значительный вклад в детальную разработку психоистории.... Однако условия, в которых прошла его молодость, еще более драматичны, чем его судьба как ученого. Рожденный в семье низшего сословия, в одном из секторов древнего Трантора – Дахле, он был обречен на прозябание. Счастливый случай, познакомивший двух математиков, позволил ему...
Галактическая энциклопедия»

Ура! В сериале Юго Амариль – белый мужчина! Вроде даже неплохой – посмотрим дальше, что будет с ним. Но он не математик – куда уж ему такие высокие материи. Он «странствующий торговец» – летает по галактике, возит товары туда-сюда. Между рейсами потрахивает Сальвор Хардин и варит клей для сапог на Терминусе. Сальвор Хардин в книгах был мужчиной, в сериале – еще одна «афроизбранная», но об этом позже.

При этом у Азимова «странствующим торговцем» был Хобер Мэллоу, это также ключевой персонаж для преодоления Кризисов – кем же он будет в сериале (будет ли?), если вместо него тут – Юго Амариль?

У Азимова Юго – один из ключевых психоисториков (второй после Селдона), с непростой судьбой восхождения к вершинам знаний и положения. Хари Селдон, искавший на Транторе крупицы сгинувшей в веках информации о роботах и «мифической Земле» – колыбели человечества, отправился в паровые штольни Дахла, где в очень тяжелых условиях работали самые низы общества («Прелюдия к Основанию»). Даже в самом Дахле в приличных домах штольников не пускали на порог («это отвратительно!»).

Там к Хари Сэлдону пробился один из молодых штольников, который заинтриговал Сэлдона тем, что знает его, интересуется математикой и хочет это обсудить – Юго Амариль. Юго передал ему папку с расчетами и рассказал, что интересуется математикой и занимается самообучением в библиотеке, куда его пускает тайком знакомая библиотекарша, когда никого нет. Над тягой к знаниям в штольнях смеялись и не понимали Юго. Он в разговоре с Селдоном описывает реакцию на его математические выкладки так: «Ребята-то наши смеются надо мной, умником называют... Однажды девчонке знакомой показал, не поверите – странным меня назвала и видеть больше не хочет... с тех самых пор». В расчетах Юго оказалось, что он, не будучи знаком с научными трудами по теме, самостоятельно и необычным способом пришел к выводами по теории множеств, которые не делали раньше большие ученые.

Ничего не напоминает из первой серии? Кого там не понимали и кто в сериале без фундаментального образования решил загадочный «Абраксос» с помощью некого «девятого доказательства складывания», которое никто не использовал более 500 лет? Правильно, «суперафросиннаксианка». Историю одаренного Юго до встречи с Селдоном толерантно «передали» уникальной девочке, которую назвали Гаал Дорник.

Кто же был Гаал Дорник у Азимова? А история Гаала в книге более логична и не обусловлена соображениями толерантности.

«…Лучшей и наиболее полной биографией ученого является труд Гаала Дорника, который, будучи еще совсем молодым человеком, встретил Сэлдона за два года до его смерти. Рассказ об их встрече…
Галактическая Энциклопедия»

Действительно: настоящий Гаал Дорник, как и «суперафросиннаксианка» в сериале, прибыл с Синнакса к Селдону на Трантор незадолго перед арестом и ссылкой энциклопедистов на Терминус. Но при этом Синнакс не был, как рисует сериал, убогим религиозным рыбачьим миром с водорослевыми фермами, где «трудно достать книги» и «любопытство – это преступление», а Гаал не был талантливым юнцом, выигравшим математический конкурс.

Для Синнакса и религии Видящих, видимо, сценаристы решили позаимствовать описание Майкогена из «Прелюдии к основанию». Майкоген был консервативным жестко патерналистским обществом, где рулят Старейшины и «братья», все носят мешковатые хитоны и наголовники, женщинам очень непросто, а за малейшие проступки карают смертью.

Майкогенцы считали себя хранителями уникальной двенадцати тысячелетней истории, которую скрывали от «немайкогенцев». История базировалась на Книге, экземпляр которой каждый майкогенец и майкогенка хранили как зеницу ока. В Книге, как удалось выяснить Селдону, было много упоминаний о человекообразных роботах.

Однако, жесткие законы и нерушимое правило бездоказательно принимать на веру утверждения Старейшин как истину, даже «не видя и не зная почему», на Майкогене не называли религией. Из диалога Селдона с майкогенкой: «Но, если на Майкогене нет религии, тогда... – Я говорю тебе – у нас есть история! … Она уходит на двенадцать тысячелетий назад…» («Прелюдия к Основанию»). Вот там быть любопытным и дружить с книгами действительно было смертельно опасно. Однако это была не провинциальная планета, а один из семисот секторов Трантора, то есть столицы Империи.

Вернемся к Гаалу. В книге он на самом деле провинциал, не был ранее на Транторе, «видел его только в гипервизионных фильмах и передачах», однако, «…прожив всю жизнь на Синнаксе, маленькой планетке, обращавшейся вокруг звезды на окраине Голубого Потока, он не был нецивилизованным изгоем. В те времена оторванных от цивилизации мест уже не существовало».

Синнакс был вполне развитым, хоть и провинциальным миром, где были в наличии все достижения цивилизации, включая, например, экскурсии в космос и систему высшего образования. Гаал учился, потом работал себе спокойно математиком непосредственно на Синнаксе и «…посетил единственный спутник Синнакса с целью сбора данных о метеорном потоке, необходимых ему в работе над диссертацией». И не просто работал над диссертацией – он ее защитил именно на Синнаксе, получил степень доктора математики и только после этого получил приглашение от Хари Селдона прибыть на Трантор для участия в разработке проекта.

То есть Гаал Дорник к началу работы с Селдоном уже был состоявшимся математиком с научной степенью, а не талантливым самоучкой. Также у него не было конфликтов с религией, никаких "храмов Видящих» он не посещал по прилету на Трантор, а пошел на обзорную экскурсию над поверхностью.

Даже если принять эту подмену и смешение персонажей, простая перемена мест слагаемых тут не работает. Гаал позиционируется сериалом как второй человек после Селдона, он даже ее вместо себя на совещание посылает (вторая серия, уже на корабле). В книгах же именно Юго Амариль стал «вторым после Селдона», его заместителем. И к этому он долго шел, а не прыгнул в дамки, как «суперафросиннаксианка».

К началу книги «Основание» Юго Амариль и Хари Селдон были знакомы уже десяток лет. Юго Амариля, «одаренного молодого человека с низов», именно «Хари Селдон вытянул наверх, сделал его математиком, интеллектуалом, более того – он сделал его психоисториком».

Юго, даже будучи одаренным, тяжко пахал много лет, не вылезая из университета месяцами, и подорвал здоровье пока разбирался в психоистории и сопутствующих отраслях знаний, чтобы впоследствии стать преемником Хари Селдона. То есть трудился и добился своего.

В книгах психоистория подается как сложнейшая наука, для средненького освоения только отдельных элементов которой требуются годы работы и литры пота даже для очень интеллектуально развитого человека. Для создания и развития психоистории прилагались многолетние усилия десятков первоклассных ученых.

Когда Селдона судили, над проектом Селдона уже трудились только математиков более 50 человек, а еще историки, психологи, инженеры и т.д., которых собирали по всей галактике, например, пригласили того же Гаала Дорника. Сложности работы над психоисторией уделяется много внимания в книгах: «…дело продвигалось крайне медленно, с колоссальными трудностями».

В сериале же у нас «наука о предсказании» практически с религиозным ореолом, магически доступная только для нескольких избранных (за три серии всего несколько кадров, где над ней работает Селдон), и юная «суперафросиннаксианка», за полчаса втыкающая почти во все тонкости.

Про ее первое участие в совещании на корабле вместо Селдона (вторая серия) вообще трудно что-то сказать, кроме как: «херня!». Люди собрались решить важную практическую задачу по выделению денег в определенном объеме на конкретную цель, а получили тонну наукообразных мыслей без решения. Таких болтунов с совещания надо гнать взашей! Невозможно в тяжелых условиях так разбазаривать время – похожие текущие вопросы надо десятками решать каждый день. Деньги, как я понял, так и не решили, как выделять, потому что толком не обсудили.

Вот какая разница, в какой системе считать: двенадцатиричной или десятичной? Не пробовали просто переводить, при необходимости, из одной в другую? Зато, какая умница, сколько красивых слов… И она не могла пойти на совещание вместо Селдона, которого по книге на корабле в принципе быть не могло.

Селдон никуда не улетал, никогда не был на Терминусе, его никто не убивал, тем более сын, и он спокойно умер на Транторе, до последнего вздоха продолжая работать над психоисторией.

Райч («метросексуал-афротранторианец»)
«... По воспоминаниям Хари Селдона, встреча с Райчем была совершенно случайной. В то время он был бездомным уличным бродягой, у которого Селдон спросил дорогу. С этого момента его жизнь резко переменилась. Он сопровождал великого математика до тех пор, пока...»
Галактическая энциклопедия».

Райч еще в «Прелюдии к Основанию» случайно встретился и прибился к Селдону в трущобах Биллиботтона – самом опасном месте транторианского сектора Дахл, о котором я уже упоминал выше. Он действительно был принят Селдоном как сын и таковым фактически являлся до самой смерти. Однако, к сериалу остаются вопросы.

В Биллиботтоне выживали только те, кто всегда ходил с ножом, не изучал науки и «культур-мультур», а был наглым, агрессивным и следовал низменным инстинктам, что накладывало неизгладимый отпечаток на всех выходцев оттуда. До встречи с Селдоном Райч и читать-то не умел. Все время жизни, отведенной ему Азимовым, Райч, как не старался иначе, сохранял в поведении признаки «парня из трущоб»: в грубоватых манерах, в импульсивности действий и прямоте изложения мыслей, включая использование жаргона, и в акценте, и во внешнем виде. Он, например, носил пышные густые усы (только усы!), которые в Дахле были предметом гордости у мужчин, как борода у мусульман или у русских до петровских реформ, а вовсе не сериальную фигурную «барбершопскую» небритость моды эры просвещенной толерастии. «Даже бродяги с Биллиботтона, и те тщательно выбривали щеки и подбородок» («Прелюдия к Основанию»).

Райч у Азимова очень сочный и своенравный персонаж. Где это все? Другими словами, даже какой-нибудь «афро-гангста-рэпер» с присущими манерами подходит гораздо лучше к образу, чем «метросексуал-афротранторианец». Кроме того, к моменту начала сериала у Райча уже была жена Манелла, кстати, офицер имперской службы безопасности, и дочь-подросток Ванда, которая должна (будет ли?) играть одну из ключевых ролей в Основании. Он встретил Манеллу еще задолго до отлета на Терминус («На пути к Основанию»).

Где жена и дочь Райча? Что за бл#дство с женской версией Гаала Дорника? Без амурной истории «суперафросиннаксианки» и «метросексуала-афротранторианца» неинтересно смотреть и потеряем зрителей? Думаю, Ванда будет их дочкой…)) Будем пристально посмотреть.

Сижу, вспоминаю персонажей Азимова и… Фу…) Сначала потрахушки Гаал (мужчина)-Рейч (мужчина), потом Сальвор (мужчина)-Юго (мужчина) – кто следующий? Ну, как можно было так сделать? Я натурал, при этом не гомофоб. Однако это что, новая кинематографическая техника психотолерастии или жирный троллинг сценаристов? Они перевирают персонажи, а у тебя, если читал книги и пытаешься сопоставить с оригиналом, даже ассоциации при просмотре сериала должны возникать толерантные, чтоб помнил про таких и чтил?

Эдо Демерзел ("робот - премьер-министр")
Демерзел в книге тоже мужчина, если так можно сказать про робота. По крайней мере, в человеческом обличье он был всегда мужчиной. В сериале Эдо – белая женщина. Ну, ок. Робот – он и в Африке робот… Но зачем сливать во второй серии одну из главных интриг – что это робот?! Поверхностная подача в сериале этого ключевого персонажа выхолащивает все главные идеи книг Азимова в сериале. Почему? Давайте вспомним, кто же это, и почему он не должен быть в такой роли.

Эдо вообще в любом обличье не могло быть в сериале на данном этапе. Он у Азимова к началу сериала («Основание») уже давно не был премьер-министром и ушел в тень («На пути к Основанию»). Более того, – вот же сюрприз! – после его ухода 10 лет премьер-министром Галактической Империи был сам Хари Селдон.

Эдо Демерзел, он же Р.Даниэл Оливо, – единственный персонаж, который сквозь десятки тысяч лет связывает историю серий книг Азимова про роботов и Основание. Его история происхождения и развития в течение многих тысяч лет на фоне метаний, падений и взлетов человечества, одна из ключевых задумок книг Азимова. Его «премьерство» у императоров – только миг в истории, далеко не основной мимолетный сюжет его богатой жизни.

Р.Дэниел Оливо обладал способностью улавливать эмоции людей и оказывать на них психическое воздействие. Эту способность ему передал его друг и робот-телепат Р.Жискар Ривентлов. В отличие от Дениэла, Жискар не был человекообразным роботом и увлекался историей человечества. По итогам их совместных рассуждений о судьбах человечества Жискар сформулировал нулевой закон робототехники («Роботы и Империя»), которого Дениэл старался по возможности последовательно придерживаться тысячелетиями, благодаря чему человечество выживало все это время.

Демерзел в конце «Прелюдии к Основанию» говорит Селдону о Жискаре: «Его нельзя было спутать с человеком, но именно он умел оказывать психическое воздействие и передал свое умение мне... Ему казалось, что в добавление к существующим трем Законам, необходим еще один – обобщающий. Он называл его Нулевым Законом, а, следовательно, стоящим перед Первым. Вот он: Робот не может причинить вред человечеству или, своим бездействием, способствовать этому. Тогда Первый Закон следует читать следующим образом: Робот не может причинить вред человеческому существу или, своим бездействием, способствовать этому, кроме тех случаев, когда это противоречит Нулевому Закону. Таким же образом следует трактовать и последние два».

Оба они понимали, что человеческие страсти приведут человечество к гибели, и хотели этого избежать. Однако, не знали, как помочь, искали возможности и инструменты. Ключевой проблемой для них, как для роботов, была формулировка что есть «добро» и «зло» для человечества в данный момент истории.

На это в споре обращает внимание Жискара аврорианка-робототехник Василия, которая его создала («Роботы и Империя): «Три Закона Роботехники относятся к отдельным людям и отдельным роботам. Ты можешь указать на индивидуального человека или индивидуального робота. Но что такое твое «человечество», как не абстракция? Можешь ты указать на человечество? Ты можешь повредить или не повредить определенному человеку и понять, был или не был причинен ущерб. А можешь ты повредить человечеству? Можешь ты понять этот вред?»

Другими словами, Первый закон робототехники имеет дело с индивидуумом, когда все определено, а Нулевой – с неопределенной группой людей и вероятностями, что затрудняет или делает невозможным выбор роботом необходимых действий в рамках Нулевого закона.

Для решения этой проблемы Жискар придумал психоисторию, основанную на вероятностях, примерно за двенадцать тысяч лет до Селдона. В книге «Роботы и Империя», Дэниел говорит Жискару: «Но ты надеешься, что твое изучение человеческой истории поможет тебе установить законы, управляющие человеческим поведением, что ты научишься предсказывать и управлять человеческой историей или, по-крайней мере, положить начало, так чтобы когда-нибудь кто-то тоже научился предсказывать и направлять ее. Ты даже назвал эту технику «психоисторией».

При этом Жискар готовил заранее Дениэла и после смерти, наряду со способностями психического воздействия, передал ему бремя заботы о человечестве («Роботы и Империя»). В одном из диалогов Жискар говорит: «До этого дня собирался действовать по Нулевому Закону, чтобы спасти мир и человечество, но, наверное, не смогу. В этом случае ты должен быть в состоянии сделать работу. Я постепенно готовлю тебя, так что в нужный момент я передам тебе последние инструкции, и все встанет на место».

А в конце «Прелюдии к Основанию» Демерзел говорит Селдону: «Робот, который провозгласил Нулевой Закон, умер – стал бездействующим – потому, что был втянут в действия, которые, как он предполагал, спасут человечество... Однако, все завершилось иначе... Он потерял уверенность в своей правоте. Перед уходом он передал заботу о Галактике – мне! С тех пор я делаю, что могу. Как можно реже вмешиваюсь, предоставляю людям самим решать: что для них зло, а что – добро! Они могут рисковать, я – нет!»

Для решения «сомнения Жискара» Дениэлу был нужен человек, который доведет идею с психоисторией до ума, чтобы определять приоритеты человечества в ходе его истории. Это введет в силу Нулевой закон и позволит ему – роботу – в полной мере использовать Нулевой закон без сомнений для того, чтоб помочь человечеству выжить.

Это было концептуально важно в книгах Азимова: состояние неоднозначного выбора в действиях (человеческое сомнение) для роботов было смертельно опасно, так как позитронный мозг «замерзал» в тяжелый ситуациях выбора. Робот или «зависал», или умирал, то есть безвозвратно деактивировался с разрушением позитронного мозга, если в рамках законов робототехники не было однозначного решения или его действия приводили к их нарушению. Искусные робототехники во вселенной Азимова могли «выключить» или убить робота просто противоречивыми командами и диалогами.

Селдон не верил в психоисторию, в ее практическое применение. Еще на первой (не сериальной) встрече с императором Клеоном в «Прелюдии к Основанию» он вполне искренне, хоть и с сожалением, объяснял невозможность применения психоистории: «… – А как же тогда ваш труд?.. Ваши бумаги?.. Какая в них польза? – Это просто математические выкладки, Сир. Это представляет интерес только с точки зрения чистой науки. У меня и в мыслях не было, что это может принести практическую пользу».

Демерзел понимал, что Селдон интеллектуально был способен «поднять» титаническими усилиями труд по развитию психоистории, которая так была ему нужна, чтобы хранить человечество. Он и организовал, не раскрывая Селдону плана, весь его путь, который привел к практическому применению психоистории и созданию Основания.

Когда Селдон догадался, что Демерзел – робот, он раскрывает ему вмененность всех действий на Транторе («Прелюдия к Основанию»): «Когда ты сделал доклад на Симпозиуме, я тотчас же осознал, что психоистория может дать ответ на волнующий меня вопрос: что для человечества благо, а что – нет... – С помощью этой теории удастся избежать ошибок. Я готов доверить людям самим принимать решения и оставить за собой право подключиться в случае опасности... Только! Именно поэтому я и устроил вашу с Клеоном встречу, и когда ты сам оценил свою теорию как неприменимую на практике – я начал искать пути, чтобы заставить тебя пересмотреть свои позиции. Ты понимаешь меня, Хари»?

Демерзел не просто убедил Селдона, что психоистория – «труд ему по плечу». Чтобы Хари не сомневался, Демерзел принял все меры, чтобы создать ему лучшие возможности для работы, используя свой ресурс премьер-министра: «Ты будешь работать над психоисторией. В твое распоряжение поступит штат сотрудников, необходимые компьютеры и материалы. Я постараюсь вмешиваться как можно реже... Ты сам будешь решать все проблемы, исключая те ситуации, когда встретишься с явным противодействием и непониманием» («Прелюдия к Основанию»).

А после того, как во второй книге ему потребовалось уйти в тень, предложил императору сделать премьер-министром Селдона, что и было сделано. Это позволило Селдону успешно работать над психоисторией.

Что Демерзел – робот Р.Дениэл Оливо, Селдон догадался в самом конце «Прелюдии к Основанию». При этом ни император, и никто другой не знал об этом, кроме Хари Селдона и Дорс Венабили. Это незнание очень важно для сюжета, так как это было использовано для ключевого события – предотвращения бунта на Транторе, возглавляемого Джоранумом, после чего Селдон стал премьер-министром («На пути к Основанию»).

Проблемы на Транторе в ходе правления военной хунты уже начались – Империя рушилась, а низы были недовольны. Джоранум метил в премьер-министры и поднимал массовое недовольство. Селдону и Райчу удалось передать бунтовщику Джорануму «дезинформацию», что Демерзел – робот. Такой факт и обвинение, что во всех бедах виноват «механический человечек», могли привести к краху императора, психоистории и Селдона лично, потому что к человекообразным роботам относились в то время резко негативно.

Джоранум об этом, конечно, заявил, но никто не поверил, включая императора, потому что никто не знал об этом достоверно, тем более что Демерзел выступил по «головидению» и ржал над этим аки конь – его эмоции невозможно было признать нечеловеческими. Джоранума подняли на смех, так как уже много тысяч лет никто не видел человекообразных роботов, а информация о них утратилась (остались крохи в Майкогене). Бунт сошел на нет, а Селдона назначили премьер-министром.

Вернемся к Дорс Венабили. Она была ученым-историком с Синны, работала с Хари Селдоном в первых двух книгах. Дорс выручала его и спасала не раз от неминуемой смерти во многих ситуациях. По сути, была супругой и телохранителем, так как отменно дралась и владела оружием. И да, она тоже была человекообразным роботом, как и Демерзел. Погибла она, спасая Селдона и психоисторию от заговора, который совместно с правящей тогда хунтой задумал ученый Тамвиль Элар, претендующий на место Селдона («На пути к Основанию»). Дорс в сериале, видимо не будет, что жалко. Но фантазия сценаристов не знает границ – будем пристально посмотреть!

Вот такой персонаж Азимова, как Демерзел, в сериале принудительно «каммингаутается» для зрителя во второй серии тупой случайностью в виде упавшего камня и пока выводится на второй план. Назвать первым планом материнскую заботу и сюсюканье с императорами, зная азимовскую историю Демерзеля, язык не поворачивается. Да он один из главнейших персонажей книг Азимова! По мне – так самый главный.

Сальвор Хардин («афроизбранная»)
«…Когда выросло новое поколение – потомки первых переселенцев с Трентора, Терминус приобрел значение гораздо большее, чем убежище психоисториков. С начала Анакреонского бунта и прихода к власти Сальвора Хардина…
Галактическая энциклопедия».

Сальвор Хардин в книге был "высоким грузным мужчиной" – решительным, практичным, разбирающимся в политике и трезво мыслящим. Он один из руководителей Терминуса, которым стал после совершенного им же государственного переворота, отстранив от власти на Терминусе потерявших ощущение реальности энциклопедистов.

До переворота он был «мэром без полномочий», так как занимался только муниципальным хозяйством (типа, завхоз), а вся административная власть принадлежала «Попечительскому Совету Комиссии по изданию Энциклопедии» и его руководителю Льюису Пирену. Никакими «сверхскиллами», как в сериале, включая «игнор нулевого поля», Сальвор Хардин в книге не обладал.

После ослабления и фактического развала Империи именно благодаря Хардину Терминус выжил и сохранил независимость в ходе двух первых Кризисов Основания, когда ему угрожало вторжение Анакреона – самого сильного из четырех ближайших «варварских» королевств.

В сериале же – еще одна юная уникальная, такая вся особенная «афроизбранная». Это нам сразу показывают, когда в первой серии она подходит к Хранилищу, игнорируя нулевое поле, чего «неизбранные» не могут. И рассказывают открытым текстом (видимо, для тех, кто в танках и на бронепоездах) как персонажи: «Учителя говорят, что с ней сложно. Она сама по себе… Она мыслитель… Она не простой ребенок, она изгой. Она мечтатель… Ты особенная, Сальвор. Всегда такой была…», так и она сама: «Меня всегда считали «не такой». Им со мной не по себе».

Она – страж… Страж чего и почему не стражница? Ужас! Перевод, что я смотрю – нетолерантный! А кто же может в сериале, гад такой, поставить под сомнение исключительную исключительность «афроизбранной»? Кто может с издевкой и кривой ухмылкой неверия с пренебрежением спросить у нее: «Хранилище посылает сигналы тебе, потому что ты какая-то … особенная?! Сальвор – изгой!» Конечно же, только «белий фасисьтьський усёный собак-есиклопедисть» Льюис Пирен! Теперь понятно, что она точно его свергнет – это так кошерно…)

Опять же скажу: можно принять эту подмену, я не против женщин-лидеров, но простой подменой сценаристам тут не обойтись. Трудно представить юную «афроизбранную», совершающую государственный переворот, а позже плетущую политические интриги на межпланетном высшем уровне для предотвращения двух кризисов Основания, не имея ни секунды политического опыта, да и просто нормального опыта общения с людьми - она же все время тусовалась на отшибе, пялясь на Хранилище. В это поверят поклонники известного сериала про дивергентов, но это же смутит миллионы других потенциальных зрителей…)))

События сериала пока не ушли так далеко, и я предполагаю, что для большей убедительности персонажа ей и придали необычные способности, которые и помогут в других сериях спасти Терминус. Будем мельком посмотреть.

Главный радиант ("мощное колдунство китайских дискотек")
Теперь про волшебную новогоднюю детскую игрушку в виде голограммы фейерверка, которую в сериале называют Главный Радиант. К моменту, когда Гаал Дорник («суперафросиннаксианка») стал ассистентом Селдона, еще задолго до суда над Селдоном Главных Радиантов было уже несколько: у Селдона, Амариля, позже у Тамвиля Элара. Доступ к работе с ним имели все математики, хоть им и не давали возможности видеть и работать со всеми уравнениями. Это следовало только из основного ограничения психоистории – если многие будут видеть картину целиком, то психоистория не сработает.

Из беседы Амариля с Дорс Венабили: «А сколько сотрудников имеют доступ к Главному Радианту? – В принципе, все математики, занятые в Проекте, но не по собственному желанию. Оформляется запрос, причем заблаговременно, и Главный Радиант настраивается так, чтобы математик получил именно ту часть уравнений, с которой он хочет поработать» («На пути к Основанию»).

То есть Главный Радиант не был таинственным артефактом. Сотрудники Селдона не просто умели его открывать и смотреть, а постоянно работали с ним, правили и проверяли уравнения, которые радиант визуализировал. Это было своеобразное техническое устройство для удобства работы со множеством уравнений, а не магическая непонятная хрень, доступная единицам избранных.

Более того, сотрудники Селдона постоянно совершенствовали его устройство. Например, один из ученых, Тамвиль Элар, придумал «электрофокусировщик» Главного Радианта, на который не мог нарадоваться Селдон «насколько он облегчает работу». Это все произошло еще до начала сериала («На пути к основанию»).

Хранилище/Свод («нулевой артефакт»)
Я так и не понял в сериале, СВОД это или ХРАНИЛИЩЕ – его называют и так, и так. Или перевод такой, или я глухой. Появляется в первой серии, а в третьей «закадр» нам рассказывает фантазии сценаристов, окутывающие его загадками: «Его стали называть Хранилищем, и за десятилетие вокруг него выросли сотни мифов. Это был древний артефакт инопланетян. Наблюдательный пост, отправленный Клеонами. Колонисты знали лишь то, что он создает поле, которое не подпускает людей, поэтому они и не лезли».

Думаю, что сценаристы будут так или иначе использовать его вместо азимовского «Склепа Селдона». Склеп был построен колонистами по инструкциям Селдона, чтобы после его смерти сохранить в неприкосновенности голографические сообщения о Кризисах Основания, в которых он сообщал информацию, как преодолеть Кризисы.

Тут лучше всего подходят слова Селдона из «На пути к Основанию»: «Последний месяц я занимался подготовкой голограмм для Кризисов. Мой ассистент, Гааль Дорник, увез их на Терминус и проследит там за их размещением в Склепе Селдона. Он проследит также за тем, чтобы Склеп был запечатан, и оставит там соответствующие инструкции относительно вскрытия Склепа во времена грядущих Кризисов».

При этом Склеп открывался в строго назначенное время, которое было всем известно, войти туда, чтобы выслушать пророчества Селдона, мог любой, ограничение было административным и по политическим причинам. Вот так это описывается в диалоге Сальвора Хардина и Льюиса Пирена («Основание»): «Через три месяца сработает механизм радиевых часов и откроется Склеп Селдона. По-моему, это грандиозное событие. А вы так не считаете? – В любом случае это не повод для идиотских спектаклей. Открытие Склепа – дело исключительно Совета Попечителей. То, что нужно будет сообщить народу, будет сообщено…»

Также в пользу версии про Хранилище/Склеп то, что «афроизбранная» в третьей серии предполагает, что расширение Нулевого поля перед прибытием кораблей Анакреона говорит колонистам о наступлении Кризиса – тоже вроде как про Кризисы, но все тааааак таинственно и не для всех.


Спасибо всем, кто доковылял до конца поста!
Уже много на первый раз, да и спать очень хочется, пожалуй, прервусь)))
Впереди еще сам Хари Селдон, император, другие персонажи, подготовка, переселение и жизнь на Терминусе, начало разрушения Империи, хунта, Комитет общественного спасения и другое…

Хари Кришна! Хари Селдон! )))
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
каратау
6.10.2021 - 02:08
13
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 3.04.19
Сообщений: 953
Прочитал уже кто ?
Просто времени нет, в соседней теме диван в окне застрял

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
alex555boris
6.10.2021 - 02:11
10
Статус: Online


Балагур

Регистрация: 30.11.13
Сообщений: 966
ну давай про Дюну еще портянку забабахай
 
[^]
Фафнир
6.10.2021 - 02:14
5
Статус: Offline


травлю хомяков

Регистрация: 8.06.12
Сообщений: 4627
KirillYurich
ругаться не буду и шпалы метать тоже, но упражняйся в рецензиях где-то на профильных сайтах, на кинопоиск .ру вас таких овердохуя, правда вы друг друга не читаете)))))))
 
[^]
Фафнир
6.10.2021 - 02:15
5
Статус: Offline


травлю хомяков

Регистрация: 8.06.12
Сообщений: 4627
Цитата (alex555boris @ 6.10.2021 - 02:11)
ну давай про Дюну еще портянку забабахай

накаркаешь, таким только волю дай)))))))) dont.gif
 
[^]
Gtlfyn
6.10.2021 - 02:20
12
Статус: Offline


всех убью, один останусь

Регистрация: 1.04.16
Сообщений: 2541
да чего ещё было ожидать от эппловских пидарасов, присосавшихсях к великому творению...

Это сообщение отредактировал Gtlfyn - 6.10.2021 - 02:21
 
[^]
Фафнир
6.10.2021 - 02:23
10
Статус: Offline


травлю хомяков

Регистрация: 8.06.12
Сообщений: 4627
KirillYurich
и так, чисто в добивочку. книга "Основание" (и иже с ней) абсолютно не кинематографичны, как сценарист говорю с более чем пятнадцатилетним опытом. cool.gif
 
[^]
Gtlfyn
6.10.2021 - 02:23
8
Статус: Offline


всех убью, один останусь

Регистрация: 1.04.16
Сообщений: 2541
Цитата (каратау @ 6.10.2021 - 02:08)
Прочитал уже кто ?
Просто времени нет, в соседней теме диван в окне застрял

я прочитал. и вполне согласен с автором. и мне похуй на на твой сарказм, для меня Азимов куда важнее графомана Лёвы босолапого.
 
[^]
Ariel81
6.10.2021 - 02:24
3
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 9.04.15
Сообщений: 772
Прямо с языка снял. Такого разочарования от сериала давно не было. Так испохабить Азимова - надо было постараться. Стыд и позор. moderator.gif
 
[^]
Freelancerov
6.10.2021 - 02:25
5
Статус: Online


Приколист

Регистрация: 20.05.13
Сообщений: 276
Посмотрел две серии,и, пожалуй больше не стану.Каша слипшаяся,по сравнению с книгой.Только из за картинки,нет,для этого надо было не читать книгу.Мое ИМХО,даже в рамки сериала можно было вложить идею книги.То,что там сейчас,моему разумению не поддается Это не Азимов и не Основание.Так,некий трешачок по мотивам.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
vkazak88
6.10.2021 - 02:28
1
Статус: Offline


Атаман

Регистрация: 17.01.12
Сообщений: 267
Ещё в школе читал, тяжело заходило, сейчас спустя 20+ лет, думаю легко на расслабоне под пиво зайдет, как только все серии выйдут.))

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
пластырь
6.10.2021 - 02:29
-1
Статус: Online


 

Регистрация: 8.05.11
Сообщений: 5816
Третью серию что ли посмотреть, там вроде появилась. Книги не читал.
Да вроде нормальные первые две серии были.
 
[^]
nyarlathoten
6.10.2021 - 02:29
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.09.20
Сообщений: 1647
Секрет душевного спокойствия, несмотри сериалы снятые по книгам которые тебе нравятся, не читай книг написанных по твоим любимым фильмам.
Сильно сэкономишь на прожженых креслах, и сломанных клавиатурах.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Фафнир
6.10.2021 - 02:31
2
Статус: Offline


травлю хомяков

Регистрация: 8.06.12
Сообщений: 4627
Цитата (Ariel81 @ 6.10.2021 - 02:24)
Прямо с языка снял. Такого разочарования от сериала давно не было. Так испохабить Азимова - надо было постараться. Стыд и позор. moderator.gif

я с тебя удивляюсь, по коментам производишь впечатление разумного дядьки. но признайся честно, ты ждать будешь экранизации "Критики чистого разума"? gigi.gif
 
[^]
KirillYurich
6.10.2021 - 02:32
12
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 4.10.21
Сообщений: 12
Цитата (Фафнир @ 6.10.2021 - 02:14)
KirillYurich
ругаться не буду и шпалы метать тоже, но упражняйся в рецензиях где-то на профильных сайтах, на кинопоиск .ру вас таких овердохуя, правда вы друг друга не читаете)))))))

Мысль понял, буду аккуратнее, не знал про такие обычаи на ЯПе. Видел тут "Кинематограф", подумал нормально. Написал только потому, что люблю Азимова. Рецензий не пишу в принципе, это первая, хотя сайты упомянутые иногда почитываю. Выкинете туда - ну, значит судьба. Туда не хочу, сюда принес, т.к. читаю много лет, тема актуальная, думал народу понравится.
 
[^]
dimkey
6.10.2021 - 02:35
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.03.12
Сообщений: 1163
Цитата (KirillYurich @ 06.10.2021 - 02:32)
Мысль понял, буду аккуратнее, не знал про такие обычаи на ЯПе. Видел тут "Кинематограф", подумал нормально. Написал только потому, что люблю Азимова. Рецензий не пишу в принципе, это первая, хотя сайты упомянутые иногда почитываю. Выкинете туда - ну, значит судьба. Туда не хочу, сюда принес, т.к. читаю много лет, тема актуальная, думал народу понравится.

Лично мне понравилось,пиши ещё

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
KirillYurich
6.10.2021 - 02:36
3
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 4.10.21
Сообщений: 12
Цитата (Фафнир @ 6.10.2021 - 02:23)
KirillYurich
и так, чисто в добивочку. книга "Основание" (и иже с ней) абсолютно не кинематографичны, как сценарист говорю с более чем пятнадцатилетним опытом. cool.gif

Согласен, очень сложно, особенно если пытаться впихнуть все и сразу. Я думаю, что это все равно не повод паразитировать на классике фантастики и рубить бабло, выхолащивая смысл книг - многие люди об Азимове по этой поделке судить будут.
 
[^]
Фафнир
6.10.2021 - 02:38
-1
Статус: Offline


травлю хомяков

Регистрация: 8.06.12
Сообщений: 4627
Цитата (KirillYurich @ 6.10.2021 - 02:32)
Цитата (Фафнир @ 6.10.2021 - 02:14)
KirillYurich
ругаться не буду и шпалы метать тоже, но упражняйся в рецензиях где-то на профильных сайтах, на кинопоиск .ру вас таких овердохуя, правда вы друг друга не читаете)))))))

Мысль понял, буду аккуратнее, не знал про такие обычаи на ЯПе. Видел тут "Кинематограф", подумал нормально. Написал только потому, что люблю Азимова. Рецензий не пишу в принципе, это первая, хотя сайты упомянутые иногда почитываю. Выкинете туда - ну, значит судьба. Туда не хочу, сюда принес, т.к. читаю много лет, тема актуальная, думал народу понравится.

ну я тут не последняя инстанция)))))) сам смотри, но опирайся на совет бывалого)))) сам неформата gigi.gif постил много по-началу)))))))
 
[^]
alex555boris
6.10.2021 - 02:43
1
Статус: Online


Балагур

Регистрация: 30.11.13
Сообщений: 966
Цитата (KirillYurich @ 6.10.2021 - 04:36)
Цитата (Фафнир @ 6.10.2021 - 02:23)
KirillYurich
и так, чисто в добивочку. книга "Основание" (и иже с ней) абсолютно не кинематографичны, как сценарист говорю с более чем пятнадцатилетним опытом. cool.gif

Согласен, очень сложно, особенно если пытаться впихнуть все и сразу. Я думаю, что это все равно не повод паразитировать на классике фантастики и рубить бабло, выхолащивая смысл книг - многие люди об Азимове по этой поделке судить будут.

да и пусть их, не читающих не жалко
 
[^]
Фафнир
6.10.2021 - 02:44
0
Статус: Offline


травлю хомяков

Регистрация: 8.06.12
Сообщений: 4627
Цитата (nyarlathoten @ 6.10.2021 - 02:29)
Секрет душевного спокойствия, несмотри сериалы снятые по книгам которые тебе нравятся, не читай книг написанных по твоим любимым фильмам.
Сильно сэкономишь на прожженых креслах, и сломанных клавиатурах.

с первым утверждением не соглашусь, пример по Киру Булычёву , со вторым просто не сталкивался, просвети dont.gif
 
[^]
Фафнир
6.10.2021 - 02:49
0
Статус: Offline


травлю хомяков

Регистрация: 8.06.12
Сообщений: 4627
Цитата (alex555boris @ 6.10.2021 - 02:43)
Цитата (KirillYurich @ 6.10.2021 - 04:36)
Цитата (Фафнир @ 6.10.2021 - 02:23)
KirillYurich
и так, чисто в добивочку. книга "Основание" (и иже с ней) абсолютно не кинематографичны, как сценарист говорю с более чем пятнадцатилетним опытом. cool.gif

Согласен, очень сложно, особенно если пытаться впихнуть все и сразу. Я думаю, что это все равно не повод паразитировать на классике фантастики и рубить бабло, выхолащивая смысл книг - многие люди об Азимове по этой поделке судить будут.

да и пусть их, не читающих не жалко

а вот тут с тобой не согласен. хотя.....хотя......да похуй gigi.gif

Это сообщение отредактировал Фафнир - 6.10.2021 - 02:49
 
[^]
alex555boris
6.10.2021 - 02:49
1
Статус: Online


Балагур

Регистрация: 30.11.13
Сообщений: 966
Цитата (Фафнир @ 6.10.2021 - 04:44)
Цитата (nyarlathoten @ 6.10.2021 - 02:29)
Секрет душевного спокойствия, несмотри сериалы снятые по книгам которые тебе нравятся, не читай книг написанных по твоим любимым  фильмам.
Сильно сэкономишь на прожженых креслах, и сломанных клавиатурах.

с первым утверждением не соглашусь, пример по Киру Булычёву , со вторым просто не сталкивался, просвети dont.gif

я собачье сердце не читал и не буду уже наверное
 
[^]
nyarlathoten
6.10.2021 - 02:54
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.09.20
Сообщений: 1647
Цитата (Фафнир @ 06.10.2021 - 02:44)
с первым утверждением не соглашусь, пример по Киру Булычёву , со вторым просто не сталкивался, просвети

Пример посредственный, но хоть сталкер, книга-фильм-игра-книги, полыхало по очереди.
Во что превратили гг в фильме, что сделали с зоной в игре и во что вылились все это в современных книгах.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Фафнир
6.10.2021 - 02:54
0
Статус: Offline


травлю хомяков

Регистрация: 8.06.12
Сообщений: 4627
Цитата (alex555boris @ 6.10.2021 - 02:49)
Цитата (Фафнир @ 6.10.2021 - 04:44)
Цитата (nyarlathoten @ 6.10.2021 - 02:29)
Секрет душевного спокойствия, несмотри сериалы снятые по книгам которые тебе нравятся, не читай книг написанных по твоим любимым  фильмам.
Сильно сэкономишь на прожженых креслах, и сломанных клавиатурах.

с первым утверждением не соглашусь, пример по Киру Булычёву , со вторым просто не сталкивался, просвети dont.gif

я собачье сердце не читал и не буду уже наверное

и не буду тебя обвинять, Бортко не фильм снял, а цитатник....
но если бы ты это произведение прочитал лет так в четырнадцать (а мы с тобой практически ровесники)то отношение к Шарикову было бы малость другое, особенно если в комсомол надо было поступать cool.gif
 
[^]
Фафнир
6.10.2021 - 02:56
0
Статус: Offline


травлю хомяков

Регистрация: 8.06.12
Сообщений: 4627
Цитата (nyarlathoten @ 6.10.2021 - 02:54)
Цитата (Фафнир @ 06.10.2021 - 02:44)
с первым утверждением не соглашусь, пример по Киру Булычёву , со вторым просто не сталкивался, просвети

Пример посредственный, но хоть сталкер, книга-фильм-игра-книги, полыхало по очереди.
Во что превратили гг в фильме, что сделали с зоной в игре и во что вылились все это в современных книгах.

не сыпь мне соль на рану)
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 17068
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх