133


Имею я давнее хобби - реставрирую советскую мототехнику. Стараюсь восстанавливать как можно ближе к аутентичному виду. Соответственно, вся местная школота и прочие подонки общества в курсе, где можно разжиться наличкой, притащив ржавое крыло от Днепра, или ведёрко валов и шестерёнок "от какого-то мотоцикла"... Иногда, бывает, предлагают и мотоциклы в сборе. Если модель интересная ( Не задроченный Иж-Ю-4, а, например, Ява- чекушка, Паннония, Ковровец или там Иж-49) и цена адекватная - бывает, сторговываемся. Один нюанс - документы. Если их нет - только в разобранном виде и по цене металлолома. Ибо чревато. Обжигался.
Вот и сегодня - звонок.(голос подростковый) Здрасьте, Вас Ява-старушка интересует? - Состояние, год выпуска, цена? - Да мы ( мы!) не знаем. Документов нет, аккумулятора нет... - Ясно. От дедушки досталась? - Ну,эээ, да... - А куда подъехать глянуть можно? - Да не надо ехать, мы Вам на ватцап скинем фотку, или в телегу... - Покеда, крадуны...
Отключаюсь ( не сильно мне та Ява и нужна, если честно - щас Планету-3 восстанавливаю - ИМХО, самый красивый советский мотоцикл)... Посмеялся, налил чайку, закурил - и вот навеяло... ( Дальше пойдёт текст, который высокоморальным личностям, наверное, не нужно читать)
Вторая половина 80-х. Варёнки, гамнитофоны Скиф, и, конечно - предел мечт - Ява! У кого из пацанов был этот набор - тот в те годы был круче нынешних молодых понторезов на кредитопомойках на три головы. Впрочем, текст не об этом... В нашем зажиточном шахтёрском городке в те годы Явы и Чезы были у многих. На 16 лет подарить мотоцикл сыну - для отца - шахтёра, заколачивающего по 700-800 и больше в месяц - было вообще не напряжно. Сыновья радостно гоняли по улицам ( кто и разбивался в хлам) - а их чехословацких красавцев периодически нужно было ремонтировать.
Прямые руки, как водится, были не у всех - и здесь на выручку приходили мы с моим будущим кумом. Ремонтировать мотоциклы мы начали лет с 12-ти. Как обычно - вначале дырчики, потом - мопеды, Мински, Восходы ( гореть им в аду!) итд... Вобщем, лет в 17- мы уже имели солидную клиентуру и хорошую репутацию. Не дёрни меня чёрт в ХЗВИ...)) Огорчало одно - олдфаги в курсе - запчасти! Их не было. Практически. И если, например, генератор можно было перемотать, колено - перепрессовать, перо вилки выпрямить, а подшипники найти на ближайшей автобазе - то, например, разбитую фару, продранный до мяса цилиндр или скрученную пропеллером раму - нужно было заменять новыми. А их не было! От слова вообще.
Бились мы над этой бедой долго. Выхода не было. Кроме одного. Да, именно. Кражи донора. Собственно, сами по себе кражи мотоциклов редкостью в СССР отнюдь не были. Зачастую, хранились они если не под навесом у флигеля - то в деревянном сарайке с ржавым замком на петлях из гвоздей. Гвоздём они и запускались.)) Но это касалось отечественных Ижей и прочих Минчаков. Чешский мотопром хранился надёжно. В капитальных гаражах, а иногда - и в квартирах счастливых владельцев. Для хищений Яв нами была разработана целая система.
Основа операции - не воровать в своём городе! Только в соседних, а ещё лучше - в окрестных сёлах. Садились мы на неприметный 6-ти-вольтовый Минск ближе к вечеру, одетые в серую униформу местных ПТУ-шников ( кум из бурсы её и приволок) - и не спеша начинали охоту. Одним из лучших вариантов был такой - сумерки, кафе, возле него - объект. Вообще прекрасно - если хозяин объекта на наших глазах зашёл внутрь. Тогда - прогулочным шагом, со шлемом на сгибе руки лениво подхожу к Яве ( типа хозяин), и небрежно сую в замок зажигания любовно выпиленный из металлического стерженька ключик - такой, с шариком на конце ( Явисты в курсе) - аллилуйя! - загорелись красная лампочка на панели между спидометром и тахометром ( а часто - ещё и зелёная нейтраль). Теперь быстро трогаю руль - не замкнут - ну штош, пронеси Господи! - краник на запуск - и по кику! - замкнут - это хуже, но тоже решаемо - быстро смотрим по сторонам - никого. Прыг на сиденье, ближе к заду, задираю ноги - и бац!-бац! ногами по рулю. Слева-справа! Кряк! Замок сломан. Краник - на подачу - и опять же по кику! Мотор, как правило, запускался сразу... Дальше - дело техники. Шлем на бошку. Газ - до отсечки - и переулками - переулками - в пампасы! Подальше! И побыстрее. Кум на Минске ( а он страховал с кастетом во время операции метрах в 20-ти, а как же!) - степенно уже рулит по главным улицам с оркестром в старый дедов гараж на окраине - там у нас место потрошения добычи.
Помытарившись по посадкам и полям, где-то через час приезжал и я... Знаком, что всё в порядке, был стоящий на подножке Минск у гаража. Если он, вдруг, оказался бы прислонённым к груше у ворот - я летел бы в другую сторону... Ибо это означало бы шухер!.. И тут же мы накидывались на несчастную чешку с ключами и отвёртками - обычно, разборка на мелкие части занимала около 3-х часов. Рама с шильдиком, правая крышка картера - перетаскивались в посадку и там ныкались в яме, госномер топился в реке... Всё. Здравствуйте, запчасти...
Это я описал самый простой способ из того нехорошего промысла... А ведь были слежки за нужным мотом по несколько дней, и взломы гаражей фомкой и домкратом... Потом - неделями грызли страхи, шугались от каждого мента, не рады были затее. Пока не заканчивались запчасти.
Как-то фортуна нам улыбнулась - менты нами не заинтересовались. Легенды о банде мотоворов, оснащённых по последнему слову, ходили по региону до середины 90-х точно. Украли мы всего 4 Явы и одного ПСа... Потом я поступил в институт, кум нырнул в шахту, армия, семьи, дети, работа... Короче, сейчас это всё вспоминается с улыбкой и со стыдом... Да, кстати, у меня ведь тоже Яву спиздили в 93-м.)) Так что карма есть...
Не воруйте, пацаны...