72


В продолжении темы "Зэки, понятия и АУЕ–культура"
Сижу тут давненько. Очень много тем про АУЕ. Честно говоря, надоело, что взрослые (и казалось бы умные) люди постоянно постят и пиарят эту тему.
Особо отмечу (как культуролог) - не существует понятия АУЕ-культура. А зачем нам каждый раз навязывают это понятие - тоже большой вопрос. Очень похоже на окно Овертона. Поэтому, все кто постит и массово внедряет, все что связано с АУЕ - считаю преследуют определенные и подлые цели!!!
Я не работаю в органах. Здесь просто объективный анализ ситуации в Забайкалье.
Мое исследование криминальной субкультуры в Забайкалье
В Забайкальском крае сложилась критическая ситуация, когда СМИ, используя современные технологии НЛП, раздули проблемы криминальной субкультуры в регионе. В последнее время в интернете и в других средствах массовой информации было опубликовано множество статей о том, что якобы Забайкалье чуть ли не источник формирования криминальной субкультуры в России, а так называемую аббревиатуру «АУЕ» некоторые журналисты преподносят как движение. Не будем вдаваться в истоки появления криминальной субкультуры в России (она существует с давних времен и в России, и в Китае, и в Италии, и в США, и в других странах), не будем исследовать этимологию «АУЕ». В данной работе будет представлен анализ реального отношения забайкальских подростков и молодежи к криминальной субкультуре.
С начала 2016 г. для выявления отношения подростков и молодежи к криминальной субкультуре было опрошено 339 человек от 12 до 30 лет в различных районах Забайкальского края (из них: подростки от 12 до 17 лет – 77%, молодежь от 18 до 30 лет – 33 %; женщин – 40,6%, мужчин 59,4%): в г. Чите – 38 чел., в г. Петровск-Забайкальском – 25 чел., в п.г.т. Хилок – 25 человек, в с. Улеты – 43 чел., в с. Красный Чикой – 73 чел., в с. Малета – 56 чел., в с. Бада – 41 чел., в п. Новопавловка – 38 чел.
Подростки и молодежь Забайкалья отвечали на следующие вопросы:
1. Если вы смотрите сериал, где герои полицейские, обычные граждане, бандиты, то кому вы сочувствуете?
2. Хотели бы вы, чтобы ваша муж (жена) были связаны с криминальным миром?
3. Если бы у вас была возможность, вы бы вступили в организованную преступную группу?
4. Как вы относитесь к людям, смотря на которых вы понимаете, что этот человек преступник?
5. Если вы явились свидетелем преступления, что вы сделаете?
6. Используете ли вы в своей речи жаргонные слова?
7. Хотели бы вы, чтобы ваши дети являлись представителями криминального мира?
8. Как вы думаете, возможно ли будучи представителем организованной преступной группировки быть счастливым и успешным?
9. Какую музыку вы предпочитаете слушать?
10. Хотели бы вы жить в обществе, полностью подчиняющемся законам криминального мира?
Вопросы данной анкеты были разработаны с учетом того, что отношение к языку, музыке, киноискусству, планирование своей семейной жизни, возможные сценарии судьбы отражают сознание опрашиваемого человека.
Ответы распределились следующим образом.
На вопрос о том, кому вы посочувствуете в случае просмотра сериала, где герои полицейские, обычные граждане, бандиты, подавляющее большинство опрошенных ответило, что посочувствуют обычным гражданам – 70,3%. У 22,1% опрошенных сочувствие вызовут полицейские. И только 7,6% посочувствуют бандитам.
Представления о будущей семье, о спутнике жизни дают возможность проследить сценарии, заложенные в семье. Так, на вопрос хотели бы вы, чтобы ваша муж (жена) были связаны с криминальным миром, также подавляющее большинство ответило отрицательно – 94,4 % опрошенных. Однако 5,6% подростков и представителей молодежи выбрали бы в супруги представителя криминального мира.
Общеизвестна одна из особенностей психического развития подростков – строить коммуникации в группе, в связи с чем был задан третий вопрос о возможности вступления в организованную преступную группу. С учетом того, что группа в подростковом возрасте дает юношам и девушкам психологическую защиту, финансовую поддержку, возможность реализации и общения, показатель в 10% представляется низким. Как показывает опрос – 90% забайкальских подростков и представителей молодежи отказались бы вступить в организованную преступную группу.
В подростковом возрасте и в возрасте ранней юности одной из значимых особенностей психики является желание подражать какому-либо авторитету. Отношение забайкальцев к преступным авторитетам свидетельствует о том, что данные персонажи практически не пользуются уважением среди подростков и молодежи: уважительно к ним отнесется только 4,4%, походить на преступных авторитетов хотят всего лишь 0,9% опрошенных. В основном, криминальные авторитеты у забайкальских подростков и молодежи вызывают неприязнь – 28,9%, вызывают отвращение – 24,2%, вызывают страх – 17,1%. Нейтрально относятся к представителям криминального мира – 24,5% опрошенных.
Выбранный сценарий поведения свидетеля преступления наглядно отражает восприятие человеком криминального мира. Так, заявят в полицию – 43,4% опрошенных, сделают вид, что ничего не заметили – 13%, помогут потерпевшему – 41,1%, помогут правонарушителю – 2,5%.
Речь является одной из доминант отражения сознания человека. Поэтому вопрос об использовании в речи жаргонных слов (арго) был необходим в данном исследовании. Так, слова из арго используют часто всего 8,2%, иногда – 40%, редко – 25,9%, никогда – 25,9%.
Одним из основных показателей отношения к преступному миру является планирование будущего своих детей в данной среде. На вопрос о том, желали бы вы видеть своего ребенка в криминальной субкультуре, подавляющее большинство подростков и представителей молодежи ответили отрицательнот – 96,8%. Только 3,2 % опрошенных хотели бы видеть своих детей в криминальном мир.
Представление о счастье и успехе играет важную роль в планировании жизни и судьбе каждого человека. Поэтому, вопрос о связи счастливой и успешной жизни с участием в организованных преступных группировках также вошел в анализ. Результаты опроса показали, что в основном подростки и представители молодежи в регионе считают, что невозможно быть счастливым, будучи участником организованной преступной группировки – 75,9%. 24,1 опрошенных считают, что возможно быть счастливым и успешным, ведя криминальный образ жизни.
Музыкальные предпочтения наглядно отражают сознание человека. Русский шансон всегда являлся неотъемлемой часть криминальной субкультуры. Как оказалось, среди опрошенных шансон слушают всего 5,7%. Рок предпочитают 17,7% подростков и представителей молодежи, рэп – 25%, популярную музыку – 31,1%, другую музыку – 20,5%.
Устройство общества, которое выбирает для себя и своей семьи каждый человек напрямую отзеркаливает ту ситуацию, в которой бы он желал видеть свое будущее. Так, среди опрошенных 94% не хотят жить в обществе, устроенном по законам криминального мира. Только 6% выразили желание жить в таком обществе.
Таким образом, говорить о криминализации населения Забайкалья не приходится. Такие основные показатели, как использование арго в речи (8,2%), предпочтение шансона (5,7%), уважение к криминальным авторитетам (4,4%), выбор супруга из криминального мира (5,6%), помощь правонарушителю (2,5%), желание вступить в организованную преступную группировку – 10%, желание жить в обществе, подчиняющемуся законам криминального мира (6%), желание, чтобы дети были представителями криминального мира (3,2%) оказались низкими, что свидетельствует об отсутствии в общественном сознании забайкальских подростков и представителей молодежи установок, связанных с криминальной субкультурой. Однако данные показатели также демонстрирует и то, что среди, хотя и небольшого количества опрошенных, присутствуют сценарии и установки, связанные с положительным восприятием криминального мира, что обусловлено рядом причин:
- исторически сложилось, что Забайкалье воспринимается как каторжный край;
- часть населения в регионе – это потомки поселенцев, остававшихся здесь после освобождения из тюрем (семейные сценарии передаются из поколения в поколение);
- после разпада СССР в Забайкалье была разрушена сеть культурно-досуговых учреждений;
- менталитет забайкальцев, который заключается в восприятии Забайкалья как ущербного региона (другие регионы для них представляются более высокими по уровню качества жизни), и, соответственно, планирование свое жизни «где-нибудь там» и безответственного отношения к карю.
Если же проводить сравнения ответов подростков и молодежи, то на вопрос о желании жить в мире, устроенном по криминальным законам, среди подростков утвердительно ответили 8,4%, а из молодежи согласны жить в подобном мире только 1,4%, иметь супруга (супругу) из криминального мира хотели бы 4,2% подростков, а из молодежи 1,2%. У 5,5% подростков вызывают уважение представители криминального мира, среди молодежи подобного мнения придерживаются 1,5% опрошенных. Подобные результаты свидетельствуют о том, что с возрастом ценностные ориентации меняются, молодежь начинает задумываться о своем будущем, будущем своей семьи и детей, о государстве, в котором они живут.
Так же заметно различаются ответы по гендерному признаку. Например, будучи свидетелем преступлений 54,4% женщин и только 30% мужчин заявят в полицию. Ни одна женщина не хочет, чтобы ее ребенок являлся представителем криминального мира. 9,7% мужчин и только 1,9% женщин хотели бы жить в обществе по криминальным законам. Данные различия свидетельствуют об особенностях мужской и женской психики. Естественно, что женщины больше беспокоятся о счастье своих детей и хотят жить в благополучном обществе, в отличие от мужчин.
Особо отметим тот факт, что ответы и представления опрошенных носят противоречивый характер, что свойственно подростковому возрасту (подростков в данном исследовании 77%) . Так, 24 % опрошенных считают, что можно быть счастливым, ведя криминальный образ жизни, при этом только 10 % желают вступить в ОПГ, и только 6% хотят жить по законам криминального мира. Подобной судьбы своим супругам желают только 5,6 %, а детям всего 3,2%. Налицо противоречие: если вы считаете, что можно быть счастливым, ведя подобный образ жизни – то почему не желаете такой жизни себе, своим близким и детям? А уж если вы хотите вступить в ОПГ, то почему при этом не желаете жить по криминальным представлениям. Таким образом, романтизация и реклама в СМИ, кино и фольклоре приносит свои плоды: подросткам и молодежи кажется, что можно быть успешным и счастливым, ведя криминальную жизнь, но в то же время свою личную судьбу и судьбы своих детей практически ни кто не связывает с криминалитетом, и более того – они не хотят жить по криминальным законам.
Обратим внимание еще на один факт: забайкальцы положительно относятся к представителям правоохранительных органов (в частности к полиции). Так, при просмотре сериалов у 22,1% опрошенных сочувствие вызовут именно полицейские, а при виде совершения преступления в полицию обратятся 43,4% опрошенных. Это свидетельствует о положительном имидже полиции, созданном в Забайкальском крае и о доверии граждан сотрудникам полиции.
Итак, говорить о том, что в Забайкальском крае существует какая-то особая криминальная субкультура не приходится. Нет никаких достоверных фактов о том, что Забайкалье выделяется на фоне остальных регионов России. Наоборот, проведенное исследование свидетельствует о том, что подавляющее большинство подростков и представителей молодежи в Забайкалье выбирают жизнь без криминала, не видят себя в организованных преступных группировках (90%), не представляют своих детей в криминальном мире (96,8%), не связывают счастье и успех с преступным миром (75,9%) и хотят жить в здоровом гражданском обществе (94%).