Хорошо... много буков... читайте... кто-то может что-то и возьмет для себя...
http://stavroskrest.ru/content/%D0%B4%D0%B...%82%D0%BE%D0%BC1. НАЧАЛО ДИСПУТА
Перерыв кончился, все расселись по местам. Директор Дома культуры Альтшулер пригласил желающих выступить, но никто не отозвался. Он повторил приглашение, и тогда в первом ряду не спеша поднялся Демьян Лукич. Альтшулер пристально посмотрел на него. – Вы желаете? Пожалуйста. Демьян Лукич откашлялся.
– Много ты, милый человек, – обратился он к докладчику, – нам тут всякого наговорил. Сравнил даже религию с прялкой – мол, ее тоже скоро в музей сдадут... Да разве может такое быть? Религия – ведь не предмет какой-то, взял да выбросил, это жизнь народа, а к серьезным вещам надо относиться серьезно. И насчет того, что Бога дикари выдумали от страха, тоже скажу: это не так! Дикари выдумали не Бога, а богов, идолов, потому что – ты сам говорил – обожествляли природу, поклонялись солнцу, деревьям, камням. Это были языческие боги, а мы в таких не верим. Мы верим в единого Бога, Творца неба и земли, и нам нечего Его выдумывать, потому что Он есть, был и всегда будет. – Демьян Лукич немного помолчал. – Говоришь, Бога нет. Не ты первый, не ты последний! Тут как-то выступал один, бывший священник, отрекся от Бога. "Я, говорит, вас раньше обманывал, внушал, что Бог есть, а на самом деле Его нет". Я, конечно, не вытерпел, спросил: "Если ты раньше нас обманывал, кто же тебе теперь поверит?" Ну а ты, милый мой, можешь доказать нам, что Бога нет?
– А что тут доказывать? Я только что говорил, что об этом ясно свидетельствуют величайшие достижения науки. 20-й век – век науки и техники, век космических полетов. Религия уже отжила, – убежденно повторил Матюхин.
– Ошибаешься дорогой, – возразил Демьян Лукич. – Наука Бога не ищет, у нее задачи совсем другие. Наука изучает природу, ее законы, открывает их, и ты, конечно знаешь, что очень много знаменитых ученых были верующими. Например: Ломоносов, Пирогов, Павлов, Филатов, Циолковский... Вера в Бога не мешала и не мешает им делать открытия, напротив, помогает: Бог вразумляет их, чтобы они, видя в природе премудрость Его, прославляли Творца. Вера в Бога была, есть и всегда будет. Почему? Да потому, что человеческая душа стремится к небу, как птица, тоскует по нему, такой она создана Богом. Даже наши писатели это признают. Читал я недавно книгу Владимира Солоухина – может знаешь? – так он там интересно сравнивает. Жили, мол, в пруду караси, жили – не тужили, и вдруг одному, вроде бы карасиному космонавту, пришло в голову выпрыгнуть и посмотреть, что за жизнь там, наверху. Выпрыгнул – и задохнулся, и давай быстрее на дно! "Ну, что там?" – спрашивают его сородичи. "Да ничего. Ничего там нет!" Вот так и люди: слетали в космос, на вершок от земли подпрыгнули и уже кричат: "Мы летали, а Бога не видели! Бога нет!" Да разве Бога из ракеты увидишь! Он живет в Свете неприступном... А как мы можем узнать о Нем? Через Его творение. Оглянись – и увидишь, всюду Его следы... Зал внимательно, напряженно слушал.
2. ПЧЕЛЫ
– Есть у меня на пасеке пчелы, – продолжал Демьян Лукич. – Сколько я наблюдаю за ними и все удивляюсь: как мудро они работают! Как дивно строят соты – такие правильные и красивые ячейки мастерят, нам таких ни за что не сделать. А как собирают и откладывают мед! Я читал, что даже ученые удивляются пчелиной мудрости. Вот и хочу спросить тебя: откуда у них эта мудрость? Кто научил их?
– Никто их не учил, – тут же ответил докладчик, – и эта, как вы выражаетесь, мудрость ничто иное, как инстинкт, или интуиция. Инстинкт свойствен и человеку, и животным, и насекомым, короче, всем живым существам. Действует он всегда бессознательно, но целесообразно, т. е. достигает нужной цели. Вот и пчелы: они не сознают, что делают, хотя действия их полезные, целесообразные. Поняли вы теперь?
– Понять-то понял, да не о том я спрашивал. Я спрашивал: откуда у них эта мудрость, или инстинкт этот?
– Откуда? – переспросил Матюхин. – От привычки. Привычка – это тоже свойство человека и животных. Например, мы привыкли ходить, привыкли писать и делаем это бессознательно, механически. Подобные привычки есть и у животных. Приобретаются они не сразу, а вырабатываются сотнями, даже тысячами лет...
– Смотри-ка, – удивился Демьян Лукич. – Что же получается – получается, что пчелы тысячи лет назад были умнее нынешних архитекторов?
– Как так? – не понял Матюхин.
– Да так. Если они давным-давно привыкли делать такую работу, какую ученые и поныне не осилят! Ведь ученым мед с цветочков ни за что не собрать, а пчелы справляются с этим быстро и легко. Да еще, я читал, прибавляют к меду 25 процентов воды и какого-то противогнилостного вещества, чтобы предохранить мед от брожения. Кто научил их? Мы, люди, и то сами не можем научиться читать и писать, даже ходить нас учат, а тут пчелы, насекомые – неужто они сами научились?
Матюхин ответил не сразу: видно было, что он немного растерялся. Альтшулер попробовал его выручить.
– Выступайте по докладу! – сказал он. – Как произошла вера в Бога? – Вот тема доклада. Прошу не уклоняться.
– А он и не уклоняется! – бросил кто-то из зала. – Он дело говорит. – Нечего увиливать. Пусть докладчик отвечает!
3. ДАРВИНИЗМ
– В науке существует особая теория, называемая дарвинизмом, – снова заговорил Матюхин. – Как известно, она названа так по имени английского ученого Дарвина. Этот ученый доказал, что в мире все постепенно развивается и совершенствуется. Происходит с природой так называемая эволюция, т. е. постепенное развитие. Миллионы лет назад животный и растительный мир был совсем не такой, как сейчас. В природе постоянно идет борьба за существование, в процессе которой слабое, неприспособленное гибнет, а здоровое, сильное выживает, укрепляется и развивается. Этот процесс по научному называется естественным отбором. Помимо него существует отбор искусственный, с помощью человека. Скотоводы, к примеру, скрещивают разные породы животных, улучшают их, то же делают садоводы с растениями путем прививок. Новые приобретенные качества передаются по наследству, закрепляются в последующих поколениях, и таким образом происходит усовершенствование отдельных видов.
– Ну, ладно, – внимательно выслушав все это, согласился Демьян Лукич, – пусть будет эволюция, но даже если она есть – это ведь только следствие! А я тебя спрашиваю о причине, о начале начал, т. е. о Боге, от Которого и эволюция, и интуиция, и все прочее.
Матюхин снова замолчал, и Альтшулер воспользовался паузой.
– Вопрос исчерпан, – сказал он.
Но Демьян Лукич и не думал отступать.
– Какое там исчерпан, – смиренно заметил он, – у меня, ты уж меня прости, вопросы только начались... Я вот тоже хочу сказать о садовнике, есть у меня знакомый в городе. Какие он цветы выращивает – настоящее чудо! Как-то спросил я его: "А можешь ты вырастить какой-нибудь цветок, ну, скажем, из крапивы?" – "Нет, конечно! " – удивился он моему вопросу. – "Ну а из дерева сделать железную скамейку?" – "Это уж совсем чепуха!" Почему? Да потому, что в природе есть законы, и их не переступишь. Попробуй привить что-нибудь к засохшему дереву – хоть всех садовников собери, ничего не получится, потому что в нем нет жизни... И с пчелами не так-то просто. Не садовник же и не скотовод, и даже не пчеловод научили их строить соты и собирать мед, и ни с кем их не скрещивали, не прививали. Откуда же известны им такие хитрости? Вот на этот вопрос я никак не добьюсь у тебя ответа! Не скрой же, почтенный, пчелиного учителя, скажи, кто научил пчелу мудрости?
Матюхин все молчал. Демьян Лукич хотел, чтобы ему ответили конкретно! Бог научил пчелу или природа? И чтобы добиться ответа, привел пример.
– Давайте возьмем самолет и птицу, – ответил он. В полете и по своему строению они похожи, ведь самолет создавали по подобию птицы. Но вот какое интересное дело: птицу можно убить, разобрать по косточкам, и самолет можно разобрать на части. А что легче собрать – самолет или птицу? Ясно, что самолет собрать можно, а птицу никому не удастся, потому что она – живое существо. Теперь ответь: кто сделал самолет? – Разумеется, человек. Конструктор. – А птицу? Ее кто сотворил?
Матюхин молчал, и за него тут же ответил Альтшулер:
– Разумеется, природа!
4. 0 ПРИРОДЕ
– Значит, и пчелиный учитель, и конструктор птицы – природа, так я тебя понял? – переспросил Демьян Лукич.
– А кто же еще? Природа, никто иной, – сказал Матюхин. – Она есть великий учитель и конструктор. Она производит, она делает отбор, она создала птицу. Все она делает.
– Смотри-ка, – снова удивился Демьян Лукич. – Тогда ответь мне: что такое природа?
– Природа – это все, что нас окружает, – принялся объяснять Матюхин. – Все, что мы видим, и все, что существует. Небо и звезды, моря и земля, и растения, и весь животный мир – все это природа.
– Стало быть, – начал вслед за Матюхиным рассуждать Демьян Лукич, – природа состоит из одушевленных существ и неодушевленной материи, так ведь? Теперь давай возьмем одушевленных: человека, животных, птиц и мысленно уберем их из природы и спросим: "Земля, воздух, вода и прочее будет одушевленно, если все живое убрать?" Нам скажут: "Нет, это неодушевленная материя". А имеет она разум? – Нет, неодушевленная материя не мыслит. – Значит, есть природа одушевленная и неодушевленная, мыслящая и немыслящая, – заключил Демьян Лукич. – Мы отделили одушевленную природу от неодушевленной и теперь поразмыслим: кто же из нее создал птицу? Человек? Нет. Животные? Нет. Сама себя птица создать не может... Или земля создала? Или вода, воздух? Или они все вместе сели за стол и общими силами все продумали? Опять же нет! А почему? Да потому, что если уж разумный человек не может создать живое существо, то что говорить о неодушевленной природе! Неодушевленная природа никогда не создаст одушевленное существо, как яблоня не уродит вместо яблока морского ежа. Из мертвой материи, не имеющей разума, может ли сам собой получиться разумно устроенный мир и разумный человек? Или по-другому сказать: мертвая женщина, имеющая во чреве плод, может родить живого ребенка? Как ты думаешь?
– Нет, конечно.
– Вот и разъясни, – попросил Демьян Лукич, – кто же из природы, одушевленной или неодушевленной, создал птицу и научил пчелку такой великой мудрости? Известно ведь, что сто дураков одного не сумеют сделать умным, а умный один может сто дураков уму-разуму научить. Какое же такое существо создало птицу и научило пчелок уму-разуму?
– Ведь я уже разъяснил, что пчелы делают все не по разуму, а по инстинкту, – с оттенком раздражения ответил Матюхин. – У них нет своего сознания и воли.
– Это-то еще дивнее, – заметил Демьян Лукич. – Легко научить человека, у которого есть разум и язык, а вот попробуй корову или лошадь научи читать и писать! Это было бы настоящее чудо. А еще большее чудо – научить маленьких пчелок делать дивные дела, на какие не способны самые ученые люди. Скажи, наконец, кто же это чудо совершил. Кто?!
Молчание. И в зале было тихо. Спор всех захватил.
– Читал я, что в далекие времена, – продолжал Демьян Лукич, – многие языческие народы – египтяне, финикийцы, греки – представляли себе происхождение мира так: раньше был вечный хаос, первобытный океан, из этого темного бессмысленного скопления стихий возник наш разумно устроенный мир. Это древнее языческое учение воскресили современные атеисты. Они тоже объявили, что вселенная возникла из бессмысленной неразумной материи, и науку они используют в своих интересах: что им подходит, признают, а что не подходит, отбрасывают...
Альтшулер недовольно поморщился.
– Я запрещаю обсуждение посторонних вопросов!
– Тут надо серьезно подумать и рассудить, – не обращая внимания на окрик, говорил Демьян Лукич, – проверить надо, правильно ли это учение? Для примера давайте возьмем книгу "Война и мир" Льва Толстого. Прочитаем ее, потом разрежем на отдельные буквы и всю эту огромнейшую кучу букв рассыпем по земле. Получится у нас книга "Война и мир"? Нет, получится хаос. А чтобы из этого хаоса снова создать книгу, что надо?
– Ясно, что, – усмехнулся Альтшулер, – голова нужна.
– Э, милый, голова и у обезьяны есть, а она тебе даже из готовых слов книгу не составит. К голове-то что надо? Разум. Чей? Писателя Льва Толстого. Так ведь?
Матюхин неохотно кивнул.
– А чтобы из первобытного океана, из хаоса получился наш разумный, прекрасный мир – для этого что надо? – не отставал Демьян Лукич.
– Тоже разум нужен, – пробормотал Матюхин.
– Чей, человеческий? – Нет... – Чей же?
– Надо полагать... высший какой-то.
– Да! И этот высший Разум есть Бог!
Последние слова Демьян Лукич произнес громко, радостно. В душе его зазвучал торжественный призыв Псалмопевца: "Научу беззаконный путем Твоим и нечестивии к Тебе обратятся". Матюхин же чувствовал себя скверно, точно в западне. Что отвечать этому старику? Смешно же утверждать, что солнце или звезды, растения или животные создали птиц и научили пчел. Все они не имеют разума. И... Неужели, подумал он вдруг, весь этот разумный мир сам собой образовался из мертвой, неорганизованной материи? Как возник мир? Вот вопрос вопросов! Случайно? Из стечения обстоятельств? Но тогда вокруг был бы беспорядок, хаос... Откуда же такая дивная гармония в природе, такая точность во всем, такой глубокий смысл?
Матюхина бросило в пот, и он жадно пил воду. Альтшулер опять пришел ему на помощь: объявил перерыв.