К сожалению, в большинстве школ именно так.
Причем апологеты этого подхода, как раз чаще всего те самые учителя "советской закалки", "старая гвардия", которыми тут восторгаются.
Причем наглядно разницу видел в звисимости от уровня школы, что в мое время, что сейчас.
Сам до старших классов учился в обычной школе, в старших ушел в гимназию (из топ-3 в регионе). И старшая дочь училась сначала в обычной, потом ушла в ту же гимназию, которую заканчивал я (переехали на ее территорию).
Так вот, что в мое время, что сейчас в обычной школе ну попробуй на уроке литературы отклониться в сочинении от мнения учителя или от того, что у нее в учебнике было написано. Или "свободную тему" взять какую-нибудь непривычную для учителя. Тебе обеспечена в лучшем случае тройка. А в худшем - разбор твоего творения на уроке с учничижительными комментариями/визгами и двойка.
В гимназии с точностью до наоборот. Считаешь Ларису Огудалову проституткой, Карандышева - рогоносцем, а маманю Ларисы - сводницей? Ну имеешь право, давай обсудим и поспорим (в нормальном тоне, без превосходства). И да, за сочинение пятерка. Хочешь в "свободной теме" написать сочинение по текстам Майка Науменко, Виктора Цоя или даже Пинк Флойд? Ну давай, а чего бы нет!
И потом итоги выпуска четко видно. Обычная школа потому и числится обычной, что результаты у нее средние. А в гимназии не поступившие с первого раза в ВУЗ - исключение.