А теперь расспросила штурмана Апарицкого. Оказывается, что с Узина они стартовали, чтобы перелететь на аэродром Оленье. И на сьемку авианосца взлетали уже оттуда.
«1963 год (22 февраля 22.00) – 2 самолёта Ту-95м (бомбардировщик) и Ту-95к (ракетоносец) вылетели с аэродрома Оленье (Кольский полуостров) на поиск и фотографирование авианосца США.
На борту самолёта ТУ-95м имелась аппаратура для планового фотографирования АФА-39 ФЭД и киноаппарат.
До цели летели 9 часов 30 минут, маневр для повторного захода - 4 мин. Общее время полёта составило 18 часов 10 минут.»
Апарицкий Г.И. - штурман 1-го полёта на разведку авианосца
(Рассказ семье 10 марта 2019 года)
«Ходить за угол» - термин лётчиков-североморцев. Угол - это Норд-Кап - самая северная точка Норвегии. Надо было обойти ее, чтобы не попасть в зону действия локаторов.
Два предыдущих вылета на поиск авианосца закончились неудачами - помешала погода да и скрытые психологические причины - разгон Хрущёвым всей фронтовой авиации - тоже не поднимали боевой дух.
Спасая престиж дивизии третий выход возглавил сам командир — полковник Иван Шиханов. Экипаж состоял из второго пилота - Васильева, штурмана Апарицкого и ещё 6 членов экипажа: второй штурман, бортинженер, радист, офицер помех, второй радист, командир огневых установок.
Штурману Апарицкому было тогда меньше 32 лет. Дома оставались жена и 4-х летний сын.
В это время американские авианосцы сменили друг друга: «Enterprise» заступил на службу в Неаполе, а «Forrestal» возвращался в Америку.
От Гибралтара до Азорских островов корабли шли в боевом порядке: 16 корветов, «Forrestal» и подводная лодка в надводном положении.
Именно такую засветку и увидел на локаторе штурман Апарицкий: «Forrestal», по бокам 5 корветов с локаторами и ракетами, остальные корабли и подлодка шли на расстоянии 15 км.
Ту-95 пронзил облака, вошёл под нижнюю кромку и с рёвом вывалился над лётной палубой.
Два матроса были на палубе, они подняли головы на шум авианосца. Все самолёты зачехлены.
Заходили под углом, поэтому фотографии могли плохо получиться, тогда штурман Апарицкий попросил разрешения сделать 2 заход...
«Сынок, куда ты меня ведёшь?! Я и в войну второго захода над цель не делал.»-ответил Шиханов, но просьбу выполнил.
За 4 минуты разворота ситуация поменялась: подлодка быстро погрузилась, уже заработала катапульта и стоял наготове 1 самолет.
Закончив фотографировать «железный утюг», штурман Апарицкий предложил увести самолёт на малой высоте в облаках в сторону Америки. Это было верное решение. Их искали на высоте и в сторону севера.
На обратном пути в районе Исландии Ту-95 встретили истребители. Летчики жали руки в воздухе: «Молодцы, ребята!».
В Америке предложили наградить штурмана, который нашёл их авианосец: «Такого можно и к нам на службу взять!». BBC сообщало, что в музее Kitty Hawk хранятся фотографии командира ТУ-95 Шиханова и штурмана Апарицкого.
Штурман вспомнил ещё один диалог:
«Я спросил начальника разведки: «Мы можем проходить над этими кораблями?».
Он начал туда-сюда крутить..
Я говорю: «Спасибо, что предупредил...»
А когда мы уже прилетели: «А ведь ты знаешь что - ЗАПРЕЩЕНО! Это территория государства Америка. И могли бы хлопнуть!».