15


Cогласно официальным данным Минздрава, почти четверть (24,8%) медицинского оборудования в государственных клиниках России изношена. Изначально запланированная на 2024 год модернизация продлена до 2030 года, однако темпы замены устаревшей техники вызывают серьезные опасения. С 2022 года заменено лишь 25–30% оборудования, что связывают с нехваткой отечественных аналогов. Несмотря на появление нового импортного оборудования, такого как рентгеновские и УЗИ-аппараты, фундаментальная проблема износа остается нерешенной.
Поинтересовались у профильных экспертов, что делать и где взять для госклиник России новое, качественное и эффективное медоборудование.
«Надеяться можно на китайский высокотехнологичный импорт»
Президент «Лиги защиты врачей» Семен Гальперин считает, что проблема износа медоборудования не такая критическая, как кажется на первый взгляд, зато вполне вполне решаемая. В первую очередь за счет федеральных проектов и программ (то есть за счет государства, конечно).
«Да, у нас есть проблемы с недофинансированием здравоохранения. Но, поймите, оборудование изнашивается постоянно. А процент износа даже снизился за последние годы. Постоянно, каждый день невозможно заменять все аппараты. Это делается постепенно. Особенно в Москве, в крупных городах», — говорит эксперт.
Гальперин считает, что в ближайшие годы проблема будет решаться не только за счет запуска отечественных заводов, но и за счет поставок из стран-партнеров. В первую очередь из Китая.
«Еще ведь 15–20 лет назад невозможно было говорить о китайском медоборудовании, а сегодня это вполне реально, — отмечает эксперт, проводя параллели с успехами других китайских высокотехнологичных отраслей.
«У нас в России те же самые тенденции, мы наращиваем постепенно. Разработка новой отечественной аппаратуры, ее испытания, вложения в строительство заводов — это длительная задача, которая займет годы», — уверен врач.
Привлечение частного бизнеса иногда скрывает серые схемы
«Я бы не приветствовал расширение каких-то концессионных схем с частным бизнесом, — говорит сопредседатель профсоюза медработников „Действие“ Андрей Коновал. — Единственный выход, в общем, должное государственное финансирование здравоохранения, федеральные проекты, потому что регионы сейчас испытывают серьезные бюджетные сложности».
Коновал акцентирует внимание на том, что расходы по программам обязательного медстрахования (ОМС) покрывают лишь текущие расходы, оставляя закупку нового медоборудования полностью на откуп бюджетов. А крупные федеральные программы закупок, которые могли бы сгладить ситуацию, с 2024 года приостановлены, что усиливает нагрузку на региональные казны.
Особое беспокойство профсоюза вызывает подход к обновлению парка автомобилей скорой помощи. Вместо системных централизованных закупок власти ряда регионов (как, например, в Калининградской области) рассматривают привлечение частных компаний через аутсорсинг. Частные компании приобретают автомобили (часто в лизинг) и оказывают услуги по их эксплуатации.
«Вопрос: а что они [компании] с этого имеют, за счет чего живут, — размышляет Коновал, указывая на то, что могут существовать некие скрытые схемы».
По мнению Коновала, лизинговые схемы, при которых компания получает прибыль, могут маскировать практику ухода от налогов. Коновал отмечает, что такие компании нередко переводят водителей в статус индивидуальных предпринимателей или оформляют их по договорам гражданско-правового характера, что лишает их статуса работников скорой помощи и, как следствие, ряда прав.
«При этом значительная часть зарплаты переведена в статус суточных за разъездной характер работы», — говорит профсоюзный лидер.
«То есть это не зарплата уже получается, а некая расходная часть. Это приводит к тому, что выплаты не идут в расчет больничных, отпускных и пенсий, но позволяют компании-аутсорсеру избежать уплаты налогов и страховых взносов», — говорит Коновал.
«Кроме того, эти автомобили тоже, как правило, не являются собственностью скорой помощи, да и у самого аутсорсера, как правило, не являются собственностью», — резюмирует Коновал, ссылаясь на позицию федерального Минздрава.
А это создает риск единовременной потери всего парка автомобилей в случае проблем у компании-исполнителя. Коновал говорит, что его профсоюз уже много лет борется против таких серых схем, которые, судя по позиции Минздрава, наконец-то могут быть пересмотрены.
тыц