14


Политическая обстановка накануне проишествия.
Начало 1850 г, проблема Святых мест становится главной темой франко-турецких и франко-русских отношений. Все это приведет к Крымской войне, но пока конфликт только назревает. В мае 1850 г. французский посол в Константинополе Ж. Опик вручил турецкому правительству официальную ноту. Россию не устраивали французские притязания и возможное франко-турецкое соглашение, религиозный спор выходит на политический уровень.
23 октября 1850 года, в порту Константинополя стоит на рейде 120 пушечный флагманский трехпалубный линейный корабль «Нейри Шевкет». На борту судна находились вице-адмирал Махмуд-паша и прибывшие на совещание офицеры флота, а также учёные Академии. В 10 часов 10 минут раздается оглушительный взрыв. Верхняя палуба с орудиями и такелажем взлетает в воздух на 8 метров. Корпус раскалывается пополам и полыхает в течении 7 минут, после чего корабль тонет.
Потери от этой катастрофы: вице-адмирал Махмуд паша; заместитель паши; шесть капитанов, включая командира «Нейри Шевкет»; 21 старший офицер; 30 младших офицеров; 25 мичманов; 25 ученых Академии; 640 матросов и морских пехотинцев; 70 ремонтных рабочих; 45 портовых рабочих; 75 матросов с других кораблей; 50 посетителей; 14 пассажиров лодок находившихся недалеко от корабля; и один итальянский брокер. Всего более 1000 погибших. Около 200 человек были ранены.
Удар ощущался по всему городу. В пригородах Кассира Паша, Джубали и Фанар не осталось ни одного целого окна; и даже в Пере, которая находится на значительном расстоянии, стекла были разбиты, и эффект был подобен толчку землетрясения. Прибывший на место проишествия великий адмирал Сулейман-паша, был настолько потрясён произошедшим, что несколько раз терял сознание.
Был это несчастный случай или диверсия балканских повстанцев завербованных Иваном Липранди, так и осталось неизвестным.
Но катастрофа была удачным событием для России, на фоне назревающей Крымской войны.