31


В России хотят вернуть из советских времен принудительное распределение для выпускников медвузов. Будущим педагогам приготовиться
Введение обязательной трехгодичной отработки в государственных медицинских учреждениях для студентов медвузов у самих будущих врачей вызывает вопросы — а не стоит ли выбрать другую профессию. Государственная дума утвердила в первом чтении законопроект о возвращении к советской системе распределения. «Фонтанка» со специалистами и студентами оценила его прогнозы на жизнь.
Старшее поколение врачей, как правило, старо/нововведение поддерживает: мол, мы тоже отрабатывали свои три года по распределению. Не добавляя при этом, что петербуржцы, например, направленные в глубинку, если и уезжали, то после отработки возвращались. А иногородние правдами и неправдами старались остаться по окончании вуза в Петербурге. Важно и то, что распределение было у выпускников всех вузов без исключения — хоть сетуй, хоть плачь, а закон был один для всех. Теперь же эту систему предлагают ввести только для медиков. Планировать жизнь минимум на пять лет вперед мало кто способен, и даже те, кто хотел стать врачом «по зову сердца», могут задуматься — а не выбрать ли другой вуз? Педагогический не предлагать — если обязательную отработку протестируют на медиках, педагоги первые в очереди на аналогичные меры.
Как сказал в разговоре с «Фонтанкой» доктор медицинских наук, проректор по учебной работе ПСПбГМУ имени И. И. Павлова Андрей Яременко: «Больше всего я боюсь, что создание каких-то сложных условий, как и любая система запретов и ограничений, резко оттолкнет молодого человека 16-17 лет от получения высшего медицинского образования и среднего профессионального. В первую очередь уменьшится приток способных абитуриентов. С другой стороны, действительно, сейчас в медвузы часто поступают те, кто считает, что учиться там престижно, а работать по специальности — вовсе не обязательно. Особенно осознание необязательности приходит после того, как они побывают на практике в своих будущих местах работы».
Основные изменения для выпускников медвузов
Если не вдаваться в механизм реализации новых норм, то в соответствии с проектом закона об обязательной отработке, выпускник (платник, целевик или «свободный бюджетник») обязан:
1. Заключить целевой договор с конкретным заказчиком — регионом, медорганизацией или государственным ведомством. Законодатели еще не пришли к единому мнению, на каком курсе это нужно сделать.
2. После окончания вуза он должен отработать три года в соответствии с условиями своего договора в государственной клинике или в коммерческой — участвующей в программе Государственных гарантий оказания бесплатной медпомощи.
3. В течение трех лет работать под руководством опытных наставников, чтобы овладеть практическими навыками. По истечении этого срока пройти аккредитацию, подтверждающую квалификацию и готовность к самостоятельной работе. Если вчерашний выпускник работал без наставника или наставничество длилось меньше трех лет, оно должно быть продолжено до достижения трехлетнего срока в целом.
4. Число мест в ординатуре по конкретным специальностям будет определять Минздрав, чтобы «узкие» специалисты готовились с учетом потребностей регионов. Поступить в ординатуру можно будет после обязательной отработки.
5. За нарушение условий целевого договора или за отказ от трехлетнего срока отработки в госмедучреждении выпускник должен будет компенсировать все средства, потраченные государством на его обучение, в сумму входит и стипендия. Плюс предусмотрен штраф в двукратном размере от этой суммы. Такие же санкции предусмотрены для заказчика, если он нарушил договор целевого обучения.
Студенты — против
Предполагается, что изменения в главный закон страны о здравоохранении (№ 323-ФЗ) о трехлетней отработке должны вступить в силу с момента принятия законопроекта, а значит, не затронут тех, кто поступил в вуз до введения этой нормы. Но это не точно, потому что в законопроекте такой оговорки нет, сказано лишь, что он вступает в силу в марте 2026 года.
Студенты переполошились, а к ним с разъяснениями поспешили преподаватели, рассказала студентка одного из петербургских медвузов «Фонтанке». Они аргументируют необходимость трехлетней отработки после вуза тем, что медицинское образование считается одним из самых дорогих в мире, и Россия — не исключение. И государство хочет деньги, вложенные в образование врачей, вернуть в виде специалистов. А именно — участковых терапевтов и педиатров, которых особенно не хватает на рынке труда.
«Почему студенты недовольны? Для начала — потому что отработки хотят ввести для всех. Не только для абитуриентов, которые хотя бы знают, на каких условиях они поступают, но и для тех, кто поступил пять лет назад и у кого уже были, мягко скажем, другие планы», — рассказывают студенты.
Главный вопрос от иногородних студентов к будущим отработкам — смогут ли они сами выбирать организацию, где проведут три года жизни после выпуска из вуза?
«Допустим, в моем вузе бюджетники — это в основном приезжие, не петербуржцы. Поступали ради того, чтобы жить здесь, и вот им говорят, что придется вернуться домой минимум на три года. Я умирала за учебниками при подготовке к ЕГЭ, чтобы уехать из своего города, и мне сейчас говорят, что меня отправят обратно», — поделилась студентка выпускного курса петербургского медвуза.
Специалисты от законопроекта тоже не в восторге. На regulation.gov.ru, где обсуждался проект закона, и в соцсетях новые нормы откровенно захейтили: общий смысл высказываний — вряд ли появится много желающих стать медиками после введения изменений. Свои претензии высказывали и депутаты Государственной думы во время обсуждения. Но по данным председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергея Кабышева, на которого ссылается Медвестник, на законопроект поступило 17 положительных отзывов от законодательных органов субъектов РФ и 50 положительных отзывов от высших должностных лиц регионов.
Интернатура возвращается
Но, как говорится, есть и хорошее. Профессор Андрей Яременко называет ярко положительной норму законопроекта о возвращении принятой во всем мире идеи сопровождения врача на начальных периодах его профессиональной жизни более опытным сотрудником. Эта норма у нас тоже была и называлась «интернатура» — ее отменили в 2016 году.
«Трехгодичная интернатура — решение положительное, — говорит Андрей Яременко. — Мы знаем, что идет смена поколений, для последних характерен инфантилизм. Сегодня для молодого врача переход от университетского образования к практической деятельности очень травматичен. А работа под руководством опытного доктора решает две проблемы, в первую очередь — кадровую, потому что врач учится и работает. Во вторую — проблему объективизации. Мы не знаем, сколько реально выпускников работают по специальности, потому что после вуза многие устраиваются на должности среднего медперсонала, просто потому что им страшно. Скажем, дипломированный врач-стоматолог, окончив вуз, в течение нескольких лет работает ассистентом, чтобы учиться. В реестре специалистов его нет — система не видит этого врача, потому что он, по сути, — медсестра. А по новым правилам будет работать врачом в присутствии наставника, система будет видеть более объективную статистику устройства выпускников по специальности по окончании вуза».
Только вот механизм этого самого наставничества вызывает огромное количество вопросов. В нашей системе здравоохранения, чтобы достичь размера заработной платы уровня, обозначенного в майских указах, медики работают на 1,2 — 2 ставки. Со свободным временем у них, мягко говоря, напряженно. Если перевести их на одну ставку, а освобожденные ставки займут молодые специалисты, как это будет компенсироваться наставникам? Как снизится «пропускная способность» клиники, если опытные сотрудники сократят время своего приема? Говоря дежурным языком, непродуманное введение этой системы угрожает перегрузкой персонала и ухудшением доступности помощи — для пациентов она станет еще более дефицитной, чем есть.
А что с юридической ответственностью?
Аккредитованный молодой специалист будет значиться лечащим врачом, а кто будет нести ответственность за принятие решений, качество медпомощи и причиненный вред здоровью в случае ее некачественного оказания? В 323-м федеральном законе четко определено понятие «лечащий врач». Разделения ответственности с наставником нет. Если ответственность возложат на молодого доктора, зачем ему наставник? А если — на наставника, зачем ему молодой доктор?
Идея наставничества очень важна, считает Яременко, но сейчас совершенно непонятно, как она сможет реализоваться в жизни. Он говорит, что обсуждать принятый в первом чтении закон бессмысленно, надо дождаться второго чтения.
И целевики останутся без ординатуры…
По новому проекту сохраняется деление на платников, свободных бюджетников и целевиков.
Механизм целевого приема уже сегодня практически совершенен, считают специалисты, все участники договорных отношений понимают меру ответственности и наказания, которые следуют за нарушениями. И этот уже сложившийся механизм будет не совершенствоваться, а разрушаться. Например, потому что сейчас целевой студент может получить направление в целевую ординатуру сразу после окончания вуза по договору со своим заказчиком. В новых правилах вообще непонятно, что с ординатурой будет происходить. Исходя из текста законопроекта, возможности поступить в нее сразу после вуза будут лишены все — и целевые, и платные, и так называемые свободные бюджетные студенты — будущая элита системы, самые способные, лучшие из лучших, поступившие с самыми высокими баллами.
Эти опасения разделяют студенты, которые планируют остаться в медицине: «В мои планы не входило работать на участке. Я не вижу себя представителем первичного звена. Я хотела, как и многие, пойти в ординатуру и уже рассматривала вариант платного обучения, — рассказывает студентка. — Теперь мне нужно сначала отработать специалитет и потом поступать в ординатуру или можно наоборот? И могу ли я пройти отработку по полученной в ординатуре специальности? Против последнего варианта я ничего не имею. Но будет очень интересно, если я получу специальность, отучусь два года за приличные деньги, потому что поступить в ординатуру на бюджет очень непросто, и со всеми своими знаниями пойду работать участковым терапевтом».
… и платники, и бюжетники
А какие обязательства будет нести медицинская организация перед нецелевыми студентами — платниками и теми, кто прошел по конкурсу на бюджет? Их нет. Если в целевом договоре есть обязательства принимающей стороны, в том числе социальные — заработная плата, предоставление жилья и так далее, то платник или бюджетник должен сам найти себе рабочее место, где ему еще и наставника должны дать.
А что будет, если он не сможет трудоустроиться? Значит ли это, что он не выполнил обязательную отработку? Предложений на рекрутинговых сайтах для выпускников на свободном рынке не видно. А если и появляются, то это что-то вроде вакансии участкового терапевта в поликлинике Вологодской области на зарплату в 30 тысяч. Для выпускника она будет еще меньше. Где и на что он будет жить, если работодатель не обязан предоставить ничего, кроме рабочего места? Надеяться на то, что региональные власти возьмут на себя заботу о молодых специалистах, наивно — где-то возьмут, где-то не захотят, а где-то просто не могут, потому что нет денег на поддержку штанов выпускника вуза.
Выпускница школы Елена призналась «Фонтанке», что теперь сомневается, стоит ли ей «поступать на врача». В прием 2025 года на бюджет она не прошла — решила уделить еще год подготовке: «Я осознанно не пошла на целевое и отложила свое обучение на год, чтобы после выпуска не быть кому-то обязанной. А теперь я сильно сомневаюсь, надо ли оно мне вообще — есть время подумать над сменой специальности», — призналась она.
За женитьбу или беременность до истечения трехлетней отработки — штраф?
Среди опрошенных «Фонтанкой» студентов, были и те, кто пошел в медицинский вуз под давлением родителей, а также те, кто к концу обучения поняли, что не справляются с нагрузкой и работа врача им просто не подходит. «Решил доучиться — пятый курс, осталось немного потерпеть, — говорит старшекурсник. — Хотели бы люди, которые активно выступают за обязательные отработки, чтобы их ребенка лечил специалист, который не очень-то усердно учился, дотянул и получил диплом из принципа — в медицине работать не планировал?»
А те, кто учился по целевому направлению, дают свою оценку обязательной отработке. Выпускница медвуза Анастасия рассказывает: «Я бы могла поступить на бюджет, на целевом настояли родители, которые решили подсуетиться заранее, чтобы я точно прошла в вуз. В итоге мои результаты ЕГЭ оказались на 17 баллов выше проходного по общему конкурсу. Ординатуру мне не согласовали — могу пойти в нее, только когда отработаю три года. Мне осталось еще два, а сил и желания работать в медицине уже нет. Пациенты хамят, старшие коллеги ни во что не ставят. Уволиться не могу, денег оплачивать штрафы у меня нет. Тем временем мои однокурсники поступили в ординатуру или уже пошли работать терапевтами, но в больницы получше и с зарплатами повыше».
Другая собеседница себя в медицине нашла, но… «Мне с местом работы повезло — набралась опыта, в этой же больнице планирую оставаться в ближайшие пару лет, — рассказывает выпускница Мария. — Я выбрала возможность учиться по целевому, меня никто не принуждал. А будущих выпускников мне жалко. За время обучения взгляды могут измениться, может, студент вообще поймет, что медицина — это не его. Или выпускник встретит в столице любовь, а их распределят в разные концы страны. Так можно возненавидеть профессию или передумать поступать».
Передумать можно, но легко ли — ведь компенсация средств, потраченных государством на обучение, плюс штраф в двойном размере от суммы компенсации может достигать астрономических сумм — до 10 и более миллионов рублей. Считайте сами.
По данным портала «Табитуриент», очная форма обучения одного студента в год по направлению «Лечебное дело» в 2025 году обходилась государству в среднем по стране в 314, 5 тысячи рублей. При этом в Петербурге цены держатся на средних уровнях: в НМИЦ им. В. А. Алмазова — 620 тысяч рублей, СПбГПМУ — 415 тысяч рублей, ПСПбГМУ — 379,5 тысячи рублей, СПбГУ — 372 тысячи рублей, в СЗГМУ им. Мечникова — 240 тысяч рублей. Москва рулит — в МГМУ им. Сеченова сумма достигла 1 225 000 рублей, РНИМУ им. Пирогова — 800 тысяч рублей в год. Но даже если посчитать «неустойку» за несоблюдение договора «в среднем», то это почти пять миллионов рублей. А причин для несоблюдения может быть сколько угодно — замужество/женитьба и выезд в другой регион или за границу, потребность близкого родственника в постоянном уходе… В конце концов, студент на третьем курсе может решить, что выбрал не ту профессию — в 17 лет ошибиться легко — и будет платить штраф за неоконченное высшее? А что с теми «целевиками», кого преподаватели называют «плохими абитуриентами»? Им говорят, что они никогда не станут хорошими врачами, и рано или поздно отчисляют.
Получается, при отказе от отработки застрахованы только те, кто идет учиться платно, — ни штрафы, ни возврат государству средств им не грозит.
Качели — вверх, качели — вниз
О нехватке врачей и медсестер в амбулаторном звене говорят десятилетиями.
Ситуация годами выглядит, как качели, — ввели в 2007 году дополнительные выплаты сотрудникам фельдшерских пунктов и скорой помощи, участковым терапевтам, педиатрам и медсестрам в амбулаторном звене — дефицит кадров в поликлиниках пропал. Обесценились с годами эти допы, — текучка началась снова. После 2012 года начали наращивать зарплаты по майским президентским указам до двойного по региону, ремонтировать и переоборудовать клиники, — даже из частных медики начали уходить в государственные медучреждения. 10 лет назад закончилась программа модернизации здравоохранения, оборудование устаревает — его плановая замена движется медленно, зарплаты, особенно в регионах, до двукратного размера по региону дотягивают в основном в отчетах, а нагрузка выросла колоссально. И снова в амбулаторном звене (в регионах — и в стационарах) — дефицит кадров.
Студенты негодуют: «Они говорят, что медработников не хватает, и при этом делают все, чтобы их стало еще меньше. Не повышают зарплаты, не вводят льготы, а заставляют всех бюджетников отрабатывать учебу. Простите, а деньги, потраченные на репетиторов, чтобы поступить на бюджет, нам тогда как возместить должны?»
Специалисты же призывают: давайте дождемся второго чтения и посмотрим на доработанный законопроект. Разговоры о распределении и отработке длятся уже второе десятилетие, законодательных инициатив было много, но ни одна так и не была принята. Прежде всего, потому что это нарушение прав человека и нарушение 37-й статьи Конституции Российской Федерации, в которой сказано: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».
Справка: По данным Минздрава в госмедучреждения отрасли ежегодно не идут работать около 35% выпускников вузов и 40% — дипломированных специалистов со средним медицинским образованием. Плюс часть обучавшихся по целевым направлениям продлевают договоры с заказчиками и продолжают учебу — в ординатуре. При этом в системе государственного здравоохранения по состоянию на 2023 год дефицит медработников среднего звена составлял 63 тысячи, врачей — 29 тысяч.
https://www.fontanka.ru/2025/10/13/76071764