36


Предисловие — Александр III как любой здесь нормальный мужик думал что проживёт более 80 лет и увидит своих правнуков только в 49 лет внезапно умер (упс), и не успел подготовить наследника (по своей методике «заботливого отца», хотя эту методику будет исполнять любой здесь нормальный мужик при деньгах). Николай II как любой нормальный парень выросший у богатых родителей не знал нужды, не принимал решений, не накапливал трудный жизненный опыт а беспрекословно слушался папеньку и маменьку. Короче рафинированный мальчик к 27 годам, и уже здесь можно будет понять из психологии, что без руководства старших промотает наследство. Так и получилось что к 50 годам без нужных навыков промотал РОССИЮ.
Далее по пунктам.
Николай Александрович (будущий Николай II) формально не занимал высоких государственных постов при жизни отца (до 26 лет) не учился думать самостоятельно и приобретать жизненный опыт, но проходил системную «подготовку» под строгим контролем отца Александра III.
Вот ключевые аспекты его деятельности в этот период:
Военная служба и чёткое исполнение команд:
С 1887 года Николай служил в лейб-гвардии Преображенском полку, где последовательно занимал должности от младшего офицера до командира роты (1892). В 1891 году он возглавил батальон в лейб-гвардии Гусарском полку, получив звание полковника.
Александр III требовал от сына соблюдения армейской дисциплины без скидок на статус наследника. Например, Николай участвовал в лагерных сборах, ночных маневрах и даже в нарядах наравне с другими офицерами.
Наблюдение работы госорганов:
С 1889 года Николай присутствовал на заседаниях Государственного совета и Комитета министров, но без права голоса. Его роль сводилась к наблюдению и изучению процедур.
В 1890–1891 годах он временно возглавлял Комитет по строительству Транссибирской магистрали, курируя организационные вопросы, но без принятия стратегических решений (номинальный управляющий).
Дипломатические миссии или тур поездки и посещение родственников за рубежом:
В 1890–1891 годах совершил 9-месячное кругосветное путешествие, посетив Грецию, Египет, Индию, Японию и Дальний Восток. В Японии пережил покушение (полицейский Цуда Сандзо нанес ему удар саблей по голове), после чего визит был прерван.
В Австро-Венгрии и Германии представлял Россию на маневрах союзных армий (1889–1890), укрепляя отношения с монархами Европы (Ездил к родственникам...).
📚 Образование и подготовка до 27 лет (1895 год)
Николай получил разностороннее образование, спланированное лично Александром III. Программа включала:
Домашнее обучение (1877–1888):
Преподаватели:
Историю читал В.О. Ключевский,
право — К.П. Победоносцев,
экономику — Н.Х. Бунге,
военное дело — генерал М.И. Драгомиров.
Предметы: Политическая экономия, юриспруденция, военная стратегия, четыре иностранных языка (английский, французский, немецкий, датский). Особое внимание уделялось русской истории и православному богословию.
Практические поверхностные знания:
Экономика: Стажировался в Министерстве финансов под руководством С.Ю. Витте, изучая бюджетную систему и налоговую политику.
Судебная система: Посещал заседания Сената и уголовные процессы в Петербурге для понимания судопроизводства.
Ограничения со стороны Александра III:
Император запретил сыну поступать в университет, считая либеральную профессуру "рассадником крамолы". (Отучил думать своими мозгами, натыкаться на грабли, разбираться в людях и т.п…..)
До 23 лет Николай не имел доступа к секретным документам по внешней политике и армии. Допуск к ним он получил лишь в 1891 году.
⚖️ Критика подготовки
Историки отмечают недостаток политического опыта, самостоятельности и т.п.:
Николай не занимал должностей, требующих принятия самостоятельных решений. Например, в Госсовете его мнение не запрашивали даже формально.
Александр III не допускал сына к обсуждению будущих ключевых реформ (например, введения золотого рубля в 1897 г.-денежной реформы Витте), сосредоточив его на военной карьере. (Наверно хотел его видеть генералом, исполнителем в генеральном штабе при нём)
После смерти отца (20 октября 1894 г.) 26-летний Николай признавался в дневнике: "Я не готов быть царем. Я даже не знаю, как разговаривать с министрами".(Как вам такой трусливый самодержец?)
💎 Заключение по абзацу
До 26 лет Николай II был ориентирован на военную службу и ознакомительные роли в госаппарате. Его подготовка, хотя и всесторонняя, не сформировала навыков управления в кризисных ситуациях и понимания человеческой психики, что позже сказалось на принятии решений в годы революций и войны. Александр III, уделяя внимание дисциплине и теоретическим знаниям, не смог и не успел передать опыт реального управления империей. Хотя он мог его видеть только исполнителем при себе Александре III.
-------- РОССИЯ и кризис 1917 года.
Роль Николая II в кризисе, приведшем к революции 1917 года, стала предметом глубокого анализа историков. Хотя не все события зависели лично от царя, но и от его бездействия усугубляли системные проблемы.
Вот ключевые ошибки, признанные даже современниками-монархистами:
🔥 1. Неспособность к реформам ("заморозка" политической системы)
Отказ от ограничения самодержавия:
В 1905 г., после революции и Манифеста 17 октября, Николай II мог трансформировать империю в конституционную монархию.
Вместо этого он испугался:
Распустил I и II Государственные думы (1906–1907), где требовали аграрной реформы;
Изменил избирательный закон, заискивая в пользу дворянства, лишив голоса рабочих и крестьян.
Итог: Законодательная власть стала декоративной, а недовольство накапливалось
(П. Столыпин: «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия» — но реформы саботировались нерешительным царем Николаем II и жадными придворными).
⚔️ 2. Роковые военные решения
Командование армией в 1915 г.:
Не имея военного образования, Николай II лично возглавил войска, передав управление жене императрице Александре Фёдоровне и её любимцу, спасителю Распутину.
Результат:
Хаос в тылу (министры менялись по прихоти Распутина, например, за 2 года — 4 председателя Совета министров);
Снарядный голод на фронте, деморализация и бегство армии.
Игнорирование предупреждений:
В 1916 г. члены Госдумы (включая монархиста В. Шульгина) умоляли царя удалить Распутина и создать "правительство доверия". Царь Николай II, назвал их речи «вздором».
👑 3. Отрыв от реальности и доверие к Распутину
Мистификация власти: Вера в то, что Распутин — "Божий человек", спасающий
наследника Алексея, привела к: Контролю "старца" над кадровыми назначениями (епископы, министры);
Скандалам, дискредитирующим монархию (например, министр внутренних дел А. Протопопов, считавшийся ставленником Распутина, страдал психическим расстройством).
Письмо великого князя Николая Михайловича (1916):
«Все слои населения сознают необходимость борьбы с тёмными силами, ведущими Россию к погибели... Ваше Величество, спасите Россию!»
Ответ царя: «Никому не дано право заниматься убийством... Я удивлен вашим тоном».
🌾 4. Игнорирование аграрного вопроса
К 1917 г. 85% крестьян жили в общине с нищенскими наделами самых худших земель. Столыпинская реформа, призванная создать класс собственников, была заблокирована:
Дворяне-землевладельцы (включая родственников царя) саботировали передел земли;
Сам Николай II называл реформу «насилием над крестьянской волей» считая что крестьяне должны были жить лучше а получилось то что получилось….
Итог: К 1917 г. в деревне назревал бунт. Лозунг «Землю — крестьянам!» стал одним из главных в революции.
⛪ 5. Конфликт с Церковью и обществом
Контроль над Синодом: Назначение обер-прокуроров (например, В. Саблера), лояльных лишь двору, а не Церкви. Голод и неравенство в церкви. Ужесточение контроля церковью за крестьянами и т.п.
Письмо 22-х священников (1905):
«Необходимо отделить Церковь от государства... император не может быть главой Церкви».
Реакция царя: авторы лишены сана.
1917 г.: При известии об отречении 50 летнего Николая II , большинство епископов даже не встали на защиту монархии.
💎 Заключение: Трагедия личности в кризисе системы царской РОССИИ.
Историк С. Ольденбург лично не знавший Романовых (был ещё молод в 1917) но симпатизировавший им, писал оправдывая их 1939-49 году из за границы: «Он мог бы стать идеальным царем в XVII веке, но в XX его добродетели обернулись катастрофой». Николай II искренне любил Россию (что спорно, он просто не знал что делать и плыл по течению) , но: Не понимал глубины кризиса из за нехватки опыта .
Дневник Николая II от 2 марта 1917 г. - «Кругом измена, трусость и обман».
Но не было в нём покаяние царя Николая II, в собственных ошибках, - безграмотный человек не понимает что он безграмотен даже в 50 лет, только его поступки говорят о кризисе.
В итоге:
Жертвовал реформами ради сохранения архаичной власти;
Доверил РОССИЮ людям, уничтожившим её авторитет.
Революция 1917 г. стала итогом не только его личных ошибок, но и краха всей модели "самодержавия-православия-народности РОССИИ", которая к XX веку превратилась в фикцию. Хотя тут можно поспорить, так как всё зависит только от сильной личности умелого правителя а не системы. - Талант правителя определяют - гордость подданных за свою страну, верность друзей и зависть врагов (талант это умение всё организовать и предвидеть на несколько шагов вперёд, как в шахматах).
Крах России стал новым началом развития империи…..
Это сообщение отредактировал Константин70 - 4.07.2025 - 12:32