4


6 июня в России и во всём мире отмечается День русского языка. Но почему я пишу сюда об этом? Просто напомнить,что это за праздник такой? Напомнить,что это День рождения Пушкина? Ну,да. Но на этом этот пост не закончится. Я хочу написать историю девочки,которой русский язык открыл дорогу...в школу. История происходила не в России, не в СНГ,а в далёкой Македонии. История не вычитана в газете и не выдумана мной. Это история моей бывшей одноклассницы, теперь близкой подруги,а если быть поточнее – это история её внучки. Грозданочка (так зовут девочку) особенная. Родилась она здоровой,в год говорила короткие предложения,в два знала счёт до 10 на македонском языке,а в три года пошёл откат... Ушли все речевые навыки,ушла в себя. Какая причина,генетика,прививка или сглаз какой-то, непонятно. Понятно одно, диагноз: синдром Хелера. Это когда здоровый ребёнок после трёх лет уходит в себя. При этом у девочки сохранился интерес,она по прежнему любила смотреть мультики. Смотрела она их на македонском языке,и если вдруг включалась серия, скажем на английском или французском,девочка заметно нервничала, приходилось переключать,но когда однажды включилась серия на русском, девочка не нервничала,и никто ничего не переключал. Видимо,она уловила суть слов, понимала речь,и это не удивительно: ведь два языка славянские. А если она смогла отреагировать на чужой,но похожий язык, это значит,что она отличает языки. С помощью усердного труда и благодаря неиссякаемой вере родных и специалистов , через несколько лет девочка всё-таки начала говорить короткие слова, но не предложения. В 2024 году ей уже было 9,она уже могла показать нужную цифру или букву пальцем, назвать её (на русском и македонском),вот только был нюанс: она не понимает отличие русского и македонского,и непонятно,в какой момент она на каком языке скажет слово. И вот,так получилось,что на одной из комиссий какая-то бестактная дама спросила "„Дали ова девојче разбира нешто? Интелектот ѝ е оштетен!“ (А эта девочка хоть что-то понимает?! У неё ж несохранный интеллек!"),и это при ней!!! На что Гроздана, показав на себя пальчиком, заявила:"Девочка!". НА РУССКОМ!!! Тут эта дама удивилась,что ребёнок знает русский и засомневалась в своём умозаключении про несохранный интеллект. В итоге девочка закончила первый класс. Да, программа упрощённая,да, скорее всего,эта девочка не сможет жить самостоятельно,но с помощью русского языка на той комиссии она доказала: синдром не отобрал у неё ум! Эта история вполне могла бы быть рассказом или сценарием фильма, если не была бы реальной.