Прям круче он не был... Ню-ню.
Не умаляя заслуг "челноков". А это 135 полётов, из них 133 успешных.
Система Спейс-Шаттл. Стартовая масса 2045 тонн, расчётно способна была вывести на низкую опорную орбиту максимально 24,4 тонны, вернуть на Землю 14,4 тонны. В реальности всеми "челноками" было выведено в космос порядка 10 тонн полезных грузов в среднем за полёт. Данные по возвращённому полезному грузу в свободном доступе отсутствуют.
По возвращении на Землю главные двигатели требовали процедуры демонтажа и длительных затрат времени на сервис. Турбонасосные агрегаты двигателей требовали полной их переборки и ремонта после совершения каждого полета в космос. Плитки теплозащиты являлись уникальными – в каждое гнездо монтировалась своя плитка. Всего же их было 35 тысяч.
В итоге вместо ожидаемого срока, который предварительно оценивался в две недели между стартами, шаттлы на деле могли готовиться к запуску в космос многие месяцы. До катастрофы «Челленджер» рекорд между полетами составлял 50 дней ("Атлантис" осенью 1985 года), после катастрофы – 88 дней. За все время эксплуатации "челноки" запускались в среднем 4,5 раза в год, тогда как минимально допустимая экономически обоснованная цифра запусков составляла 28 стартов в год.
Система Энергия-Буран. Плохая ракета "сжирающая все плюсы многоразовости" при стартовой массе 2400 тонн выводила на низкую опорную орбиту 100 тонн
любого груза. Вместе с Бураном весившим 105 тонн могла вывести на НОО 30 тонн. Буран рассчитывался доставлять на Землю 20 тонн.
Почему то при сравнении полезной нагрузки, ещё часто забывают о географическом положении стартовых комплексов.
Сами "челноки" STS садились как планирующий утюг, за счёт скорости удерживаясь от падения, без шансов на сколь-нибудь серьёзные маневры. Без шанса второй попытки. Системы спасения отсутствовали.
Буран садился "по самолётному". Со всеми вытекающими из этого плюсами. Мог в любой момент после старта отстыковаться от носителя, была реализована система катапультных кресел К-36РБ, автоматическая система управления на всех этапах полёта (ручное управление было дополнительно установлено по настоянию пилотов).
Круче он не был?