Тепловозы, которые сами создавали себе топливо: забытый эксперимент СССР

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Raziel
7.09.2025 - 23:19
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.09.09
Сообщений: 2468
156
История советского железнодорожного транспорта полна удивительных экспериментов, некоторые из которых сегодня звучат почти фантастично. Одним из самых необычных проектов стали газогенераторные тепловозы — локомотивы, которые могли превращать обычные дрова в горючее прямо во время движения.

Казалось бы, перед нами идеальное решение: доступное топливо, автономность и технологическая находка. Однако вскоре эти тепловозы исчезли с железных дорог СССР, оставив после себя лишь редкие воспоминания и фотографии.

Тепловозы, которые сами создавали себе топливо: забытый эксперимент СССР
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Raziel
7.09.2025 - 23:20
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.09.09
Сообщений: 2468
Почему понадобились газогенераторные тепловозы

Идея появилась в послевоенные годы, когда страна остро нуждалась в транспорте и дешёвом топливе. Нефтепродукты были в дефиците, а развивающаяся экономика требовала всё больше локомотивов. Решение казалось простым: если дизель дорого, то можно использовать древесину, которой в СССР было в избытке.

Газогенераторные установки уже применялись на автомобилях и тракторах. Логично было попробовать адаптировать эту технологию и для тепловозов.

Тепловозы, которые сами создавали себе топливо: забытый эксперимент СССР
 
[^]
Raziel
7.09.2025 - 23:20
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.09.09
Сообщений: 2468
Как это работало

Принцип был достаточно прост. В специальной установке дрова сгорали в условиях недостатка кислорода, образуя древесный газ — смесь окиси углерода, водорода и метана. Этот газ подавался в двигатель внутреннего сгорания, заменяя традиционное дизельное топливо.

Таким образом, тепловоз фактически «варил» себе топливо на ходу: машинисты загружали древесину в газогенератор, а дальше установка обеспечивала движение состава.

Это сообщение отредактировал Raziel - 7.09.2025 - 23:21

Тепловозы, которые сами создавали себе топливо: забытый эксперимент СССР
 
[^]
Raziel
7.09.2025 - 23:22
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.09.09
Сообщений: 2468
Первые испытания

Первые опытные модели показали, что система действительно работает. Локомотивы могли тянуть составы на значительные расстояния, а затраты на топливо оказывались минимальными. В условиях, когда каждый литр дизеля был на счету, такая технология выглядела спасением.

Однако вскоре начали проявляться и проблемы. Газогенераторные установки были громоздкими, требовали постоянного обслуживания, а их эффективность зависела от качества древесины. Кроме того, мощность таких тепловозов была заметно ниже, чем у дизельных аналогов.

Тепловозы, которые сами создавали себе топливо: забытый эксперимент СССР
 
[^]
Raziel
7.09.2025 - 23:23
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.09.09
Сообщений: 2468
Трудности эксплуатации

Работа с газогенераторными тепловозами превращалась в настоящий подвиг. Машинисты должны были не только управлять локомотивом, но и следить за горением дров, чистить установки от сажи и постоянно подбрасывать топливо.

При этом запас хода был ограничен: древесного газа хватало ненадолго, и приходилось часто пополнять запасы. Всё это делало эксплуатацию таких машин крайне неудобной, особенно на больших магистралях.

Тепловозы, которые сами создавали себе топливо: забытый эксперимент СССР
 
[^]
Raziel
7.09.2025 - 23:24
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.09.09
Сообщений: 2468
Почему проект закрыли

Несмотря на первоначальный энтузиазм, газогенераторные тепловозы так и не стали массовым явлением. С развитием нефтяной промышленности СССР дефицит топлива постепенно исчез, и дизельные локомотивы вновь доказали свою эффективность.

К середине 1950-х годов стало ясно: будущее за дизелем и электротягой. Газогенераторные машины остались в истории как интересный, но тупиковый эксперимент.

Тепловозы, которые сами создавали себе топливо: забытый эксперимент СССР
 
[^]
Raziel
7.09.2025 - 23:25
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.09.09
Сообщений: 2468
Наследие и уроки

Сегодня газогенераторные тепловозы вспоминают как пример инженерного поиска и смелых решений в условиях ограниченных ресурсов. Они показывают, что даже в трудные времена советские инженеры не боялись экспериментировать и искать альтернативы.

И хотя эти локомотивы не прижились, сама идея оказалась на удивление живучей: принципы газогенерации и сегодня используются в некоторых энергоустановках, а разговоры о «зелёной энергетике» и альтернативном топливе возвращают нас к тем смелым экспериментам прошлого.

Тепловозы, которые сами создавали себе топливо: забытый эксперимент СССР
 
[^]
Raziel
7.09.2025 - 23:27
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.09.09
Сообщений: 2468
Заключение

Газогенераторные тепловозы СССР стали символом эпохи поиска нестандартных решений. Они показали, что иногда даже самые необычные идеи могут найти воплощение в металле и выйти на железные дороги. Пусть они и не выдержали проверку временем, память об этих уникальных машинах напоминает нам: прогресс невозможен без экспериментов.


Всё. Источник
 
[^]
korzkorz
7.09.2025 - 23:27
51
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.07.19
Сообщений: 1068
При мне, 40 лет, еще трактора были на газ генах, в лесозаготовке, и вместо подшипников деревянные втулки, которые надо шприцевать

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Rider82
7.09.2025 - 23:27
16
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 10.03.14
Сообщений: 657
Цитата
Газогенераторные машины остались в истории как интересный, но тупиковый эксперимент.


Это скорее называется - На безрыбье и раком свистнешь.
 
[^]
sicklatex
7.09.2025 - 23:30
15
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 19.04.25
Сообщений: 16
интересно, 27 лет в кабине, а про такие чудо-тепловозы, впервые слышу!
кто такую систему хитрую придумал?
 
[^]
АндрейНовакА
7.09.2025 - 23:30
9
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 5.04.19
Сообщений: 3423
идиотское решение. ведь уже были обычные паровозы. еще после экспериментов с тракторами, было известно, что идея тупиковая. телега специально высушенных, и уложенных дров- и поездка в несколько десятков километров. далее- опять дрова забрасывать. ну и смысл?
 
[^]
Raziel
7.09.2025 - 23:31
14
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.09.09
Сообщений: 2468
Цитата (scorpion1945 @ 7.09.2025 - 23:26)
Вариантов топлива-множество. Но пока узкие круги держат лапу на газе и нефти-хрен дадут развивать технологии. Если кто помнит- Тесла помер странной смертью...

Ай молодец, поломал чутка :))

Тесла умер в номере отеля, где жил долгое время. Горничная обнаружила что он всё. Ничего странного.
 
[^]
СаперИванови
7.09.2025 - 23:32
7
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 19.03.19
Сообщений: 188
За паровозами будущее! Не зря стоят на консервации. Осталось научить как пользоваться.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Арба
7.09.2025 - 23:34
48
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 5.11.24
Сообщений: 231
Цитата
Если кто помнит- Тесла помер странной смертью...

Смерть в возрасте 86 лет от коронарного тромбоза, странная?

Ебануться...

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
judex26
7.09.2025 - 23:38
14
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 15.12.24
Сообщений: 125
В условиях роста цен на бензин, статья про езду на дровах становится актуальной.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Арба
7.09.2025 - 23:39
13
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 5.11.24
Сообщений: 231
Цитата
В условиях роста цен на бензин, статья про езду на дровах становится актуальной.

Ага.
Актуальной....Особенно в свете статей УК за сбор валежника

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
korzkorz
7.09.2025 - 23:42
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.07.19
Сообщений: 1068
Цитата (СаперИванови @ 07.09.2025 - 23:32)
За паровозами будущее! Не зря стоят на консервации. Осталось научить как пользоваться.

Их 3 дня не глушат, если ехать надо

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
qaws134
7.09.2025 - 23:43
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.04.14
Сообщений: 1379
Цитата (Арба @ 7.09.2025 - 23:34)
Цитата
Если кто помнит- Тесла помер странной смертью...

Смерть в возрасте 86 лет от коронарного тромбоза, странная?

Ебануться...

Тут на днях про 150 лет говорили..
ХЗ правда или нет, но выход пенсию до 120-130 поднимут, к гадалке не ходи..
 
[^]
qaws134
7.09.2025 - 23:44
13
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.04.14
Сообщений: 1379
Цитата (korzkorz @ 7.09.2025 - 23:42)
Цитата (СаперИванови @ 07.09.2025 - 23:32)
За паровозами будущее! Не зря стоят на консервации. Осталось научить как пользоваться.

Их 3 дня не глушат, если ехать надо

А если глушат - сутки заводят.. Была тут видео инструкция к паровозу..
 
[^]
qaws134
7.09.2025 - 23:45
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.04.14
Сообщений: 1379
Цитата (judex26 @ 7.09.2025 - 23:38)
В условиях роста цен на бензин, статья про езду на дровах становится актуальной.

На валежнике dont.gif
Дрова нынче дороги..
 
[^]
slawomir
7.09.2025 - 23:49
1
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 17.03.09
Сообщений: 10632
Врезать газоген в топку паровоза не вариант?
 
[^]
slawomir
7.09.2025 - 23:54
3
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 17.03.09
Сообщений: 10632
Цитата (АндрейНовакА @ 8.09.2025 - 03:30)
идиотское решение. ведь уже были обычные паровозы. еще после экспериментов с тракторами, было известно, что идея тупиковая. телега специально высушенных, и уложенных дров- и поездка в несколько десятков километров. далее- опять дрова забрасывать. ну и смысл?

Серый уголь, которого куча вполне подойдёт для синтеза
 
[^]
bestofgood
8.09.2025 - 00:01
18
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 1.08.09
Сообщений: 705
Цитата (АндрейНовакА @ 7.09.2025 - 23:30)
идиотское решение. ведь уже были обычные паровозы. еще после экспериментов с тракторами, было известно, что идея тупиковая. телега специально высушенных, и уложенных дров- и поездка в несколько десятков километров. далее- опять дрова забрасывать. ну и смысл?

Если посмотреть с точки зрения экономии ресурсов, кпд паровоза крайне низок. Кпд газогенератора куда выше. Возможно поэтому и делали этот эксперимент.
 
[^]
paha178
8.09.2025 - 00:25
16
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 22.04.13
Сообщений: 911
Вчера были в музее РЖД. Питер.
Ооочень крутой музей , жаль локация на улице была на реконструкции

Размещено через приложение ЯПлакалъ

Тепловозы, которые сами создавали себе топливо: забытый эксперимент СССР
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 22591
0 Пользователей:
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх