На те же грабли в воздухе. Две катастрофы Ил-76 под Ленинаканом

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
amv32
9.01.2025 - 14:41
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
154
7 декабря 1988 года в Спитаке (Армянская ССР) произошло мощнейшее землетрясение магнитудой 11,2 балла по 12-балльной шкале. Разрушив город Спитак и 58 прилегающих сел, сейсмическая волна частично повредила города Ленинакан, Степанаван, Кировакан и ещё более 300 населенных пунктов.

© Расследование авиакатастроф via

Это сообщение отредактировал amv32 - 9.01.2025 - 14:44

На те же грабли в воздухе. Две катастрофы Ил-76 под Ленинаканом
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
amv32
9.01.2025 - 14:42
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
В район бедствия сразу начала поступать гуманитарная помощь со всего Советского Союза, а также из 111 стран мира. Использовались все способы ее доставки, в том числе и воздушным транспортом.

Привлекалась авиация всех ведомств. Летали и военные, и гражданские, и борта иностранных государств. В небе над чудом уцелевшей взлетно-посадочной полосой аэродрома Ленинакан (Гюмри) становилось тесно.

Всего через четыре дня после трагедии, 11 декабря 1988 года, Ил-76М из состава воздушно-транспортного полка Министерства обороны, базировавшийся в Паневежисе (Литовская СССР), выполнял очередной рейс. Он доставлял из Баку в Ленинакан технику полка гражданской обороны и военнослужащих, призванных из запаса для участия в работах по ликвидации последствий землетрясения в Армении. Всего на борту находились 69 пассажиров.

Пилотировал Ил-76 экипаж из 9 человек. Сразу после землетрясения их подняли по тревоге и направили в Армению. До описываемого дня они были максимально задействованы для доставки спасателей и грузов. Многочисленные короткие перелеты и отсутствие нормального отдыха сказывались на летчиках. Но военные выполняли приказ, и измотанный экипаж продолжал полеты.

Аэропорт Ленинакан находится высоко в горах. Его превышение над уровнем моря составляет 1524 метра. Соответственно, атмосферное давление на этом уровне примерно на 100 миллиметров ртутного столба ниже, чем обычное на уровне моря (760 мм). Как увидим в дальнейшем, данное обстоятельство сыграло решающую роль в тех роковых событиях.
 
[^]
amv32
9.01.2025 - 14:42
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
Ил-76 в аэропорту Гюмри

На те же грабли в воздухе. Две катастрофы Ил-76 под Ленинаканом
 
[^]
amv32
9.01.2025 - 14:42
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
Этой ночью высота облачности в Ленинакане составляла 3000 метров, а видимость 5 километров. Осложняло выполнение полетов то обстоятельство, что в этом районе не было света из-за землетрясения. На земле не было видно ни огонька. Соответственно в ночное время экипаж не мог визуально ориентироваться по наземным ориентирам.

При подлете к Ленинакану экипаж связался с диспетчером. Радиосвязь вел помощник командира корабля (так в военной авиации называют второго пилота). Диспетчер разрешил снижение с высоты 3000 метров до 1100. И передал атмосферное давление: 634 миллиметра ртутного столба. Помощник подтвердил давление 634 мм диспетчеру, но экипажу это давление не доложил.

Командир корабля был занят подготовкой к сложной ночной посадке, поэтому точную цифру в радиообмене пропустил. Привыкший, что первая цифра значения давления на равнинных аэродромах всегда «7», он выдал экипажу команду:

«давление 734, снижаемся 1100 метров».

После этого он установил на высотомере ошибочное давление 734 мм. Таким образом, хотя приборы в кабине показывали безопасную высоту полета, реально самолет летел почти на 1000 метров ниже!

Вскоре сработала сигнализация опасного сближения с землей. Но уставший экипаж не обратил на нее внимания. Ему хотелось скорее завершить полет. Во время снижения до 1100 метров, при показаниях высотомера 1425 метров, произошло столкновение самолёта со склоном горы. Ил-76 полностью разрушился.

В катастрофе выжил только один из пассажиров, так как он спал в груженном матрасами кузове перевозимого автомобиля КамАЗ. Все остальные 77 человек погибли. Это была крупнейшая авиакатастрофа в истории Армении.
 
[^]
amv32
9.01.2025 - 14:42
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
Погрузка на Ил-76

На те же грабли в воздухе. Две катастрофы Ил-76 под Ленинаканом
 
[^]
amv32
9.01.2025 - 14:42
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
Катастрофа расследовалась военными следователями. Военные в то время неохотно делились информацией с гражданскими. Тем более, если она может показать ведомство в неприглядном свете. Возможно поэтому точные обстоятельства и причины катастрофы не были доведены до специалистов гражданской авиации. И это привело к еще одной трагедии

Почти год спустя, 20 октября 1989 года, был запланирован очередной гуманитарный рейс из Ульяновска в Ленинакан. Ил-76ТД должен был доставить в пострадавшие районы стройматериалы и прочий груз — всего более 37 тонн.

На борту находились 15 человек: высокопрофессиональный экипаж, а также ульяновские строители. Самолет принадлежал Ульяновскому центру гражданской авиации, который занимался обучением и переучиванием на Ил-76 авиаторов со всех концов СССР. Поэтому в составе экипажа было 5 инструкторов, 2 пилота-стажера и один стажер-штурман.
 
[^]
amv32
9.01.2025 - 14:43
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
Ил-76

На те же грабли в воздухе. Две катастрофы Ил-76 под Ленинаканом
 
[^]
amv32
9.01.2025 - 14:43
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
Около 22 часов московского времени самолёт, выпущенный в 1982 г., налетавший на момент события всего 2054 часа, произвел взлёт из Ульяновска и направился к аэродрому назначения. В Ленинакане в это время погода была спокойной: тихий ветер, видимость более 5 километров, температура +4 °С, горы закрыты облаками.

До момента выхода на связь с диспетчером Ленинакана полёт проходил в штатном режиме. Далее диспетчер сообщил экипажу давление аэродрома, равное 636 миллиметрам ртутного столба.

Экипаж, также привыкший что первая цифра значений давлений в равнинных аэродромах - «7», ошибочно установил на задатчике высотомера давление 736 мм. Как и в прошлый раз ошибка в 100 мм давала завышение показаний высотомера на 1100 метров.
 
[^]
amv32
9.01.2025 - 14:43
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
Кабина Ил-76

На те же грабли в воздухе. Две катастрофы Ил-76 под Ленинаканом
 
[^]
amv32
9.01.2025 - 14:43
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
Получив разрешение диспетчера занимать высоту 800 метров, экипаж снижался с вертикальной скоростью около 10 м/с. В 01:29 местного времени воздушное судно фактически находилось на высоте 270 метров (при показаниях неправильно установленного высотомера 1370 метров!!!) и на удалении 18 километров от аэропорта, когда на борту сработала сигнализация опасного сближения с землёй.

Несмотря на это, и несмотря на предупреждение от диспетчера, который заподозрил неладное, экипаж продолжил снижение, ответив, что давление 636 мм установлено. В 01:30 бортинженер, распознав наконец ошибку, заорал:

«У нас давление 736! 736 давление!»

В этот момент экипаж прямо перед собой увидел склон горы. Но что-либо предпринимать было уже поздно. В 01:30:14 самолёт столкнулся с горой, полностью разрушился и сгорел.

Члены комиссии по расследованию катастрофы определили непосредственную причину практически сразу, как только обнаружили высотомеры с неправильно выставленным давлением. Задачей комиссии было определить, почему опытный экипаж установил на обоих высотомерах ошибочное значение.

Вскоре выяснилось, что экипаж, хоть и был опытным, но не имел практической подготовки к полётам на высокогорные аэродромы. Кроме того, взаимодействие в экипаже было нарушено. Также негативную роль сыграла царившая в те годы политика замалчивания фактов катастроф, в результате чего экипаж не имел информации об аналогичной катастрофе с военным бортом. Причин ее он не знал, и, соответственно, не был предупрежден.

Таким образом отсутствие взаимодействия между гражданскими и военными стало причиной трагедии с абсолютно идентичными причинами и обстоятельствами. Которую в целом можно было предотвратить.
 
[^]
amv32
9.01.2025 - 14:44
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
Всё, спасибо за внимание! agree.gif beer.gif
 
[^]
amv32
9.01.2025 - 14:44
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
P.S. Ещё одна сегодняшняя тема:

2000 пусков Р-7. История одной легенды
https://www.yaplakal.com/forum3/topic2877752.html
 
[^]
Sj3
9.01.2025 - 14:49
36
Статус: Offline


Нешутник

Регистрация: 16.11.24
Сообщений: 327
как может высокопрофессиональный экипаж творить такую хуйню. Или крестик, или трусы...

Это сообщение отредактировал Sj3 - 9.01.2025 - 14:50
 
[^]
amv32
9.01.2025 - 14:51
54
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
Цитата (Sj3 @ 9.01.2025 - 14:49)
как может высокопрофессиональный экипаж творить такую хуйню. Или крестик, или трусы...

А описания практически всех авиакатастроф начинается со слов про опытных пилотов, налетавших куеву тучу часов...
 
[^]
grekmex
9.01.2025 - 14:55
34
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.02.16
Сообщений: 7150
Цитата (Sj3 @ 09.01.2025 - 14:49)
как может высокопрофессиональный экипаж творить такую хуйню. Или крестик, или трусы...

Когда высотой занимался, практически каждый опытный альп говорил одно и тоже.
-как только к тебе придет понимание что ты стал охуенным спецом, что ты все знаешь и умеешь, уходи с высоты.
(Кстати этот вывод подтвердился спустя пару лет, когда ребятишки отработавшие на верёвках чуть больше полугода, по глупому упали и поломались.
Спецы мать их)

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
severniyuser2
9.01.2025 - 14:56
49
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.01.11
Сообщений: 3227
90-е годы, в германии на каждой сраной яхте по 1-2 gps, советская авиация летает по огонькам, потому что "а вдруг война и все спутники собьют". Так нам на ВП рассказывали, в ликбезе.
Как их могут сбить правда никто даже МО не знал, но на всякий случай с флажков и фонариков на спутники не переходили.
За что другие платили своими ненужными, для государства , жизнями.
Про радиовысотометры, которым на западе скоро 100 лет будет даже говорить не стоит.
О ахуенейшей надёжности техники говорит также отношение пилотов о сигнале сближения с землёй - они его не воспринимали потому что хуйня жила своей, внутренней жизнью?

Это сообщение отредактировал severniyuser2 - 9.01.2025 - 15:03
 
[^]
Обермародео
9.01.2025 - 15:03
22
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 29.06.21
Сообщений: 520
Цитата (amv32 @ 9.01.2025 - 16:51)
Цитата (Sj3 @ 9.01.2025 - 14:49)
как может высокопрофессиональный экипаж творить такую хуйню. Или крестик, или трусы...

А описания практически всех авиакатастроф начинается со слов про опытных пилотов, налетавших куеву тучу часов...

У нас в промальпенизме как раз новички не гибли, и не калечились... Всегда ломались ребята, отмахавшие не один километр на веревке. Потому что самоуверенные, и страх потерявшие. Сам пара раз выходил с доской на рабочей нитке, не застраховавшись на грузовой, но миновало, успевал на карнице руки не разжать
 
[^]
Андрюхатлт
9.01.2025 - 15:49
13
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.09.16
Сообщений: 1631
Цитата (Обермародео @ 09.01.2025 - 15:03)
У нас в промальпенизме как раз новички не гибли, и не калечились... Всегда ломались ребята, отмахавшие не один километр на веревке. Потому что самоуверенные, и страх потерявшие. Сам пара раз выходил с доской на рабочей нитке, не застраховавшись на грузовой, но миновало, успевал на карнице руки не разжать

Ну так альпинисты бывают либо старые, либо смелые.
Старых смелых не бывает

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Бокин
9.01.2025 - 15:52
53
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 5900
Цитата (Sj3 @ 9.01.2025 - 14:49)
как может высокопрофессиональный экипаж творить такую хуйню. Или крестик, или трусы...

Ошибка в установке давления на высотомере на 10 мм. рт. ст. - хоть и нечастое явление, но характерное.
Аналогично - при считывании высоты с высотомера ошибка в 1000 м. Характерно для высотомеров типа ВД-20.
Могу добавить - метео даёт давление аэродрома с ошибкой в 10 мм. рт. ст. меня так однажды подставили. Причем в СМУ, на посадку заходил Ан-22.
Уже на пробеге мне так спокойно говорит:
- Расписка, с давлением повнимательнее
Сразу доходит в чем дело:
- Сколько ошибка?
- Минус 110 метров
Как раз те самые 10 мм рт ст.

Это лишнее подтверждение старой русской пословицы "И на старуху бывает проруха".

Добавлю по авиационному обеспечению Армении после землетрясения.
В Армении керосина практически не было, борты с минимальным остатком взлетали и садились в Моздоке, Будённовске (гражданские в том числе).
В Моздоке больше всего, начали использовать нерабочие уже лет 30 МРД, 3 и 4 РД.

Было очень много нарушений по превышению "Стартового времени" (это типа максимальная продолжительность рабочего дня экипажа".

Профилакторий (типа гостинница для перелетающих экипажей) постоянно занят, но экипажи соглашались ночевать хоть на борту.
Некоторые экипажи были практически неработоспособны, но их всё равно выпихивали работать на землетрясение.
Так что неудивительно что опытные экипажи совершают такие тупые ошибки. Это аналогично потере работоспособности за рулём.
 
[^]
Бокин
9.01.2025 - 16:01
37
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 5900
grekmex
Цитата
-как только к тебе придет понимание что ты стал охуенным спецом, что ты все знаешь и умеешь, уходи с высоты.


При обучении курсантов в лётном училище бывало аналогичное.

Курсант в возрасте 19 лет вылетает самостоятельно на реактивном самолёте (Л-29/39), и при самостоятельном налёте 30-40 часов начинает себя считать непревзойдённым асом, по разному выражается, некоторые начинают считать себя умнее старых инструкторов, научивших летать не один десяток пацанов.
Называлось это явление "Пёрья выросли".
И вот их надо было выдирать, кого-то отстраняли от полётов с последующей сдачей зачётов, я отделался хозработами (яму выкопать и закопать).
Полное понимание происходило позже, бывало что и не у всех.
Были и трагические финалы.
 
[^]
акуб
9.01.2025 - 16:02
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.01.16
Сообщений: 1847
Цитата
Могу добавить - метео даёт давление аэродрома с ошибкой в 10 мм. рт. ст.

Какой кувалдой они меряют, если барометрические высотомеры дают ошибку в 1,5 мм максимум?
 
[^]
Бокин
9.01.2025 - 16:09
30
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 5900
Добавлю из рассказов экипажей тех-же самых Ил-76.

В Армению возили практически всё, даже дрова (На Ил-76 получается около 40 т).
И вот борт после разгрузки в Ленинакане садится на заправку и ночёвку у нас в Моздоке.
Пришли на КДП. Рассказывают.
Садятся в Ленинакане, заруливают куда получится.
Не успели охладить двигатели и выключится как к борту уже подходят:
- Что привёз?
- Дрова
- Ну тогда жди когда разгрузят.
Простояв несколько часов и не дождавшись разгрузки силами экипажа почти всю ночь разгружают самолёт.
А если на борту гуманитарка или ещё что-то материальное (за исключением строительной техники) - находятся и люди и транспорт.
А гуманитарка часто всплывает на стихийных рунках вдоль дорог.

Были случаи когда через неделю-две экипаж начинают таскать на допросы - кому передан груз?
 
[^]
Бокин
9.01.2025 - 16:11
14
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 5900
Цитата (акуб @ 9.01.2025 - 16:02)
Цитата
Могу добавить - метео даёт давление аэродрома с ошибкой в 10 мм. рт. ст.

Какой кувалдой они меряют, если барометрические высотомеры дают ошибку в 1,5 мм максимум?

Ртутно-чашечный барометр, шкала у которого почему-то в милибарах, ошибаются и при "снятии" показаний, и в пересчёте из милибар в миллиметры.

Потом вытребовали себе на КДП обычный ВД-20, использовали в качестве барометра. Стрелки высотомера ставим на "0", в окошке видим давление, ошибку метео видно сразу.

Это сообщение отредактировал Бокин - 9.01.2025 - 16:14
 
[^]
Garret
9.01.2025 - 16:18
32
Статус: Offline


Орк

Регистрация: 14.01.12
Сообщений: 3254
Цитата
(Литовская СССР)

Уже начинают забывать значение Аббревиатуры "СССР"?
Первая "С" - Союз. Потому "Литовская ССР" или "Украинская ССР" и "ЛССР" или "УССР" соответственно.
 
[^]
Garret
9.01.2025 - 16:21
17
Статус: Offline


Орк

Регистрация: 14.01.12
Сообщений: 3254
Цитата
Привыкший, что первая цифра значения давления на равнинных аэродромах всегда «7», он выдал экипажу команду:

«давление 734, снижаемся 1100 метров».

Наверное, половина пиздецов происходит от того, что делается многое по привычке, а не так как положено.
У нас как то на одном перекрестке поменяли направление главной дороги и такой пиздец начался и хотя знак перевесили и даже таблички поставили предупреждающие о смене приоритетов, но большинство ехало как привыкло
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 27640
0 Пользователей:
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх