Американская пропаганда не упустила удобного случая хотя бы частично смыть позорное пятно Пёрл-Харбора при помощи захваченной японской подводной лодки. Во время Второй мировой войны эта субмарина неоднократно «гастролировала» по Соединенным Штатам, разжигая патриотизм и тем самым помогая в продаже населению военных облигаций.
Внутри гавани…Одной из двух карликовых субмарин, успешно проникших в гавань Пёрл-Харбора, стала лодка лейтенанта Иваса Наодзи и унтер-офицера Сасаки Наохару (с лодки-носителя І-22). Когда в 07:55 начался первый налёт японской авиации, лейтенант Иваса приступил к маневрированию и в 08:36 атаковал американскую базу гидросамолётов «Кёртисс», моряки которой в это время вели огонь по японским самолётам.
Выпущенная лодкой торпеда прошла мимо, зато американские моряки заметили перископ и тут же открыли по нему огонь. В 08:40 японская лодка из-за полученных повреждений или ошибки экипажа неожиданно всплыла примерно в 700 метрах от гидроавиатранспорта и тут же погрузилась вновь.
В некоторых источниках утверждается, что два снаряда с «Кёртисс» поразили лодку, но документальных подтверждений этому нет. В любом случае, японцы уже подписали себе смертный приговор – их заметил спешащий к выходу из гавани эсминец «Монагхэн».
Лейтенант Иваса также обнаружил приближающегося врага, развернулся и выпустил по эсминцу вторую (последнюю) торпеду. Она прошла мимо, примерно в 45 метрах по правому борту «Монагхэна». Спустя несколько мгновений, в 08:43, эсминец протаранил лодку, после чего добил её сбросом двух глубинных бомб. Из-за мелководья гавани, прогремевшие взрывы подняли корму эсминца из воды. Он потерял управление и врезался в баржу, отделавшись незначительными повреждениями.
Позже, во время строительства новых причальных сооружений для подводных лодок на базе Пёрл-Харбор, погибшую лодку лейтенанта Иваса вместе с грунтом использовали в качестве материала для одного из молов. В 1952 году остов субмарины обнаружили вновь, но к тому времени кислота из аккумуляторных батарей так сильно повредила лодку, что возиться с «японкой» не стали и «перезахоронили» в том же месте. При этом останки экипажа так и остались внутри лодки.
Наибольший интерес историков вызывает судьба мини-субмарины мичмана Ёкояма Масахару и унтер-офицера Уэда Тэдзи с лодки-носителя I-16. Согласно официальным исследованиям, лодке удалось проникнуть в гавань, но она не смогла поразить какие-либо цели, после чего бесследно исчезла, а её экипаж погиб.
В 2007 году морской историк и бывший подводник ВМС США Паркс Стефенсон решил разрешить загадку этой лодки. К тому времени была известна судьба и обнаружены остовы четырёх из пяти мини-субмарин, участвующих в атаке Пёрл-Харбора.
Но куда исчезла пятая?
Прежде всего удалось обнаружить, что уже после налёта, а именно в ночь на 8 декабря, якобы пропавшая без вести мини-субмарина мичмана Ёкояма отправила две радиограммы, которые приняла подводная лодка-носитель I-16. В 00:41 8 декабря Ёкояма радировал об успехе воздушной атаки на Пёрл-Харбор и повреждении американских линкоров. Спустя 10 минут от него поступила ещё одна радиограмма:
«Невозможно ориентироваться».Это ясно говорило о том, что лодка Ёкояма не погибла 7 декабря, а нашла спокойное место, залегла на дне до ночи, прежде чем всплыть на поверхность и отправить обе радиограммы.
Но где же это спокойное место?
Внимание Стефенсона привлекла бухта Уэст-Лох – западная бухта базы Пёрл-Харбор, расположенная прямо напротив стоянки линкоров. Это было идеальным местом для укрытия, и лодку следовало искать именно там. Однако никаких следов «японки» обнаружить не удалось.
Уэст-Лох известен катастрофой, которая произошла здесь 21 мая 1944 года и была засекречена вплоть до 1960 года. В тот майский день в бухте стояли 29 десантных кораблей LST, которые готовились к операции «Форейджер» – атаке ВМФ США на захваченные японцами Марианские острова. Некоторые из этих кораблей были загружены боеприпасами и топливом.
Экипажи активно готовились к выходу в море, и ничто не предвещало беды, пока в 15:08 на LST-353, стоявшем у одной из пристаней в бухте, не прогремел взрыв. Огонь быстро охватил несколько соседних кораблей. Звучали всё новые и новые взрывы, и командование базы поначалу решило, что это очередная атака японцев либо неожиданное землетрясение.
Разобравшись, что происходит, командиры уводили свои не пострадавшие корабли из гавани, спасая их от загоревшейся разлитой в воде нефти. Последний взрыв прогремел в 22:30, но пожары на некоторых кораблях продолжались вплоть до следующего дня.
В результате происшествия затонуло шесть десантных кораблей, погибло 392 моряка и морских пехотинца. Пострадало 20 зданий, 17 единиц техники и восемь 155-мм орудий. Расследование пришло к выводу, что причиной инцидента могло стать неосторожное обращение персонала с боеприпасами либо воспламенение паров бензина.
В течение нескольких недель после катастрофы все остовы кораблей были подняты, отбуксированы и затоплены в 3 милях к югу от Гавайских островов (исключение составил выброшенный на берег десантный корабль LST-480). В 1992, 2000 и 2001 годах Гавайский институт проводил погружения в этом районе, и в 2009 году прислал Стефенсону сделанные тогда фотографии. На них были запечатлены обломки не только американских десантных кораблей, но и японской мини-субмарины!
Специалисты Гавайского института предположили, что это лодка, которая могла быть захвачена американцами в 1942 году на Гуадалканале или в другом месте, отбуксирована на Гавайи для исследований и позднее затоплена. Однако наличие характерного для первых лодок типа А сетепрорезателя на носовой части разрешило все сомнения – это была именно пропавшая без вести пятая мини-субмарина мичмана Ёкояма!
Картина стала более-менее ясна – дав ночью 8 декабря 1941 года радиограммы на I-16, экипаж затопил лодку в Уэст-Лох и позднее погиб (вероятно, покончил с собой). Остов лодки так и пролежал в бухте до мая 1944 года, когда его, разорванный на три части близкими взрывами десантных кораблей, не разобравшись, подняли вместе с другими обломками и затопили южнее Гавайских островов.
Так как оба торпедных аппарата лодки были пусты, оставалось выяснить, в кого мичман Ёкояма выпустил свои торпеды?
Здесь Стефенсону помогла рассекреченная фотография, сделанная японским самолетом во время атаки Пёрл-Харбора 7 декабря 1941 года. На ней видно, как сброшенные торпедоносцами торпеды устремляются к цели. Но один торпедный выстрел сделан из другой точки. Проследив траекторию движения торпеды, исследователи обнаружили характерные всплески на водной поверхности бухты. Такие возникают в момент пуска торпед с карликовой субмарины типа А.
Стало ясно, что мини-подлодка Ёкояма выпустила свои торпеды по стоящим напротив линкорам «Западная Вирджиния» и «Оклахома».
Выпущенная в линкор «Западная Вирджиния» торпеда в цель так и не попала и позднее была обнаружена неразорвавшейся – о ней упоминается в отчёте Конгрессу адмирала Честера В. Нимица в 1942 году.
А вот торпеда, выпущенная в линкор «Оклахома», с большой долей вероятности достигла цели, так как линкор получил настолько серьёзные повреждения, что не осел на дно, как другие, а перевернулся, похоронив в своих отсеках 429 офицеров и матросов.
Осенью 1943 года линкор подняли и обследовали. Оказалось, что полученные им повреждения подводной части были сильнее, чем могли нанести авиационные торпеды, сброшенные японскими самолётами. В то же время японские мини-субмарины использовали гораздо более мощные торпеды тип 97, жертвой которой и стал линкор, получивший в ходе атаки до восьми торпедных попаданий.
Подведём итогиИтак, официальная версия нападения японских мини-субмарин типа А на Пёрл-Харбор гласит: все лодки были потоплены, не добившись никаких успехов, их экипажи погибли, а один подводник попал в плен. Однако расследование судьбы каждой из пяти карликовых подводных лодок позволяет сделать несколько иные выводы.
Первое. Противолодочная оборона главной военно-морской базы Тихоокеанского флота США была организована плохо. Первым двум японским мини-субмаринам удалось проникнуть в базу, и лишь неосторожное использование перископов и необъяснимое всплытие на поверхность лодки младшего лейтенанта Хироо Акира позволило американцам наконец обнаружить подводную опасность и принять меры.
В результате всплывшая лодка младшего лейтенанта Хироо была потоплена, а лодка мичмана Харуно получила повреждения глубинными бомбами и была затоплена экипажем. Третью лодку младшего лейтенанта Сакамаки погубили технические проблемы и рифы.
Стоит отметить, что американцы быстро исправили дело. В ходе войны японские подводники не раз патрулировали воды вокруг Пёрл-Харбора, но так и не смогли нанести никакого урона кораблям, которые за годы войны сотнями приходили и уходили из военно-морской базы. Их немедленно обнаруживала авиация, затем в дело включались противолодочные корабли и подводные лодки, срывая все атаки и зачастую отправляя на дно подводных самураев.
Второе. Анализ фотографии атаки Пёрл-Харбора, а также повреждений поднятого со дна линкора «Оклахома» позволяют сделать вывод – японским подводникам в ходе атаки удалось потопить вышеназванный линкор. Или, по крайней мере, окончательно добить его своей торпедой – более мощной, чем имеющиеся на вооружении японской военно-морской авиации. А это значит, что в целом операцию стоит признать удавшейся – гибель американского линкора и более 400 членов экипажа с лихвой компенсируют потерю пяти мини-субмарин и 10 подводников.
Третье. Несмотря на мужество, решительность и готовность идти до конца, подготовка японских экипажей мини-субмарин оказалась не на высоте. Неосторожное и слишком частое использование перископа привлекло внимание врага уже на начальном этапе операции и сорвало внезапность атаки.
А из четырёх атакованных японскими подводниками в Пёрл-Харборе целей, три представляли собой очень крупные корабли и стояли неподвижно – линкоры «Оклахома» и «Западная Вирджиния», база гидросамолётов «Кёртисс». Но попадания японцам удалось добиться только в «Оклахому».
В Японии мужество и самопожертвование экипажей мини-субмарин оценили очень высоко – они стали национальными героями. Была выпущена открытка с изображением девяти героев Пёрл-Харбора, в их число не попал захваченный в плен и тем самым опозоривший себя и императорский флот – младший лейтенант Сакамаки Кацуо, который стал японским военнопленным № 1 в войне на Тихом океане.
Попасть в плен по японским традициям было несмываемым позором, поэтому Сакамаки уволили из рядов императорского флота и вычеркнули из списка героев-подводников Пёрл-Харбора. Очнувшись в госпитале, Сакамаки прекрасно понял своё положение (он остался в живых, попал в плен, да ещё и не уничтожил секретную подводную лодку) и попросил разрешения покончить с собой, на что получил отказ.
После окончания Второй мировой войны Сакамаки женился, работал в Toyota Motor Corporation, став в 1969 году президентом её бразильского филиала. В 1983 году он вернулся в Японию и продолжал работать в Toyota до выхода на пенсию в 1987 году. За исключением написания мемуаров, Сакамаки не любил вспоминать о войне и стал пацифистом.
Лишь в 1991 году он посетил историческую конференцию в Национальном музее войны на Тихом океане во Фредериксберге, штат Техас. Он не смог сдержать слёз, когда спустя 50 лет вновь увидел свою лодку, которая была выставлена в музее. Остаток своей жизни он провел в Японии до своей смерти в 1999 году (в возрасте 81 год).