Почему суда не делают из нержавеющей стали, чтобы изначально избежать проблем с коррозией

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (10) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
sanek566
18.01.2023 - 20:20
Статус: Offline


УЛукоморья

Регистрация: 17.08.14
Сообщений: 4006
191
Ржавчина — это намного более серьезная проблема, чем может показаться на первый взгляд. Ущерб, который наносит коррозия металлов, составляет в развитых странах от 2 до 4% ВНП. При этом каждый год общая масса вышедших из строя по причине коррозии конструкций, деталей и оборудования составляет от 10 до 20 % мирового производства стали.

Коррозии наиболее подвержены те объекты, что регулярно контактируют с водой, например, корпуса судов. Казалось бы, решить эту проблему можно было бы при помощи нержавеющей стали, однако она крайне редко применяется при строительстве корпусов кораблей. Получается, что у нержавейки есть какие-то серьезные недостатки, но какие именно? Давайте разбираться.

Размещено через приложение ЯПлакалъ

Почему суда не делают из нержавеющей стали, чтобы изначально избежать проблем с коррозией
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
sanek566
18.01.2023 - 20:21
Статус: Offline


УЛукоморья

Регистрация: 17.08.14
Сообщений: 4006
Сталь, которая (не) ржавеет
Нержавеющая сталь — это целое семейством сплавов, основу которых составляет железо и как минимум 11% хрома.В состав некоторых видов нержавейки входят кремний, титан, ниобий, никель, алюминий, селен, молибден, азот и другие элементы.

Независимо от сплава, нержавеющая сталь при определенных условиях будет ржаветь. Изначально на поверхности металла образуется тонкая оксидная пленка (преимущественно окись хрома), которая защищает его от дальнейшей коррозии. Очень важно, чтобы защитная пленка сохраняла свою целостность, не имела пор или трещин, иначе поврежденные участки начнут ржаветь. Для образования или восстановления оксидной пленки необходим кислород, его очень много в воздухе и недостаточно много в воде. Зато в морской воде содержится соль, которая служит катализатором коррозии.

Таким образом малейшее повреждение поверхности, которое неизбежно возникнет как результат естественного износа, даст старт коррозионным процессам у вроде бы "нержавеющей" стали. В частности, в подводной части наружной обшивки кораблей часто возникают трещины — это следствие усталости металла, который долгое время находится под воздействием вибраций. Конечно, нержавейка даже в таких условиях сможет дольше противостоять коррозии, чем обычная конструкционная сталь (если последняя ничем не защищена), но есть ещё несколько "но".

Размещено через приложение ЯПлакалъ

Почему суда не делают из нержавеющей стали, чтобы изначально избежать проблем с коррозией
 
[^]
sanek566
18.01.2023 - 20:22
Статус: Offline


УЛукоморья

Регистрация: 17.08.14
Сообщений: 4006
Сложности в работе

Построить корпус судна из нержавеющей стали намного сложнее, нежели из обычной стали. Нержавейка становится очень твердой и одновременно хрупкой при повторяющихся нагрузках. Из-за этого сверление нержавеющей стали должно выполняться медленно, под давлением и таким образом, чтобы режущая кромка сверла действительно аккуратно "срезала" металл.

Любое избыточное трение или отсутствие давления при сверлении приведет к потемнению стали, и она затвердеет до такой степени, что станет местами тверже, чем стандартное сверло из быстрорежущей стали. Про этот нюанс можно забыть, если использовать кобальтовые сверла, но последние в несколько раз дороже.

С нержавейкой существует также отдельная проблема с коррозионной стойкостью сварных швов из-за пористости. Впрочем, проблемы возникают не только при сварке: деформация крепежных элементов из нержавейки (особенно болтовых соединений) — не такое уж редкое явление.

Размещено через приложение ЯПлакалъ

Почему суда не делают из нержавеющей стали, чтобы изначально избежать проблем с коррозией
 
[^]
sanek566
18.01.2023 - 20:23
Статус: Offline


УЛукоморья

Регистрация: 17.08.14
Сообщений: 4006
Цена вопроса
Работы с нержавеющей сталью обходятся дороже, но что там со стоимостью самого материала? AISI 304 — это самая распространенная и одна из наиболее доступных марок нержавеющей стали в мире. Стоимость холоднокатаного листа AISI 304 находится в диапазоне от 300 до 400 рублей за кг. В то же время холоднокатаные листы стали без антикоррозионных свойств обходятся примерно в 65...70 руб. за кг.


Получается, что нержавейка обходится ~ в 5 раз дороже. Разумеется, эта разница сильно скажется на конечной стоимости корабля, ведь согласно исследованиям затраты на оплату труда и материалы составляют примерно 70% от общих затрат на судостроение. 30% от этого приходится на сталь, и это сопоставимо со стоимостью главного судового двигателя.

Размещено через приложение ЯПлакалъ

Почему суда не делают из нержавеющей стали, чтобы изначально избежать проблем с коррозией
 
[^]
sanek566
18.01.2023 - 20:23
Статус: Offline


УЛукоморья

Регистрация: 17.08.14
Сообщений: 4006
Существующие суда

Да, несмотря на всё вышесказанное, всё-таки нашлись умельцы, которые в 2014 году решили строить суда из нержавеющей стали. Правда это вовсе не океанские лайнеры или нефтяные танкеры, а яхты для состоятельных господ и патрульные катера. Речь о шведской компании Stainless Steel Yachts.

Они использовали дорогую дуплексную нержавеющую сталь марок Super-Duplex 2507 и Hyper-Duplex 3207, чтобы обеспечить лучшие антикоррозионные свойства в условиях постоянного контакта с морской водой, чем у той же AISI 304, но всё равно столкнулись со множеством сложностей в процессе сборки. Их яхты оказались слишком дорогими по меркам класса, в итоге после нескольких лет миллионных убытков компания объявила о банкротстве в марте 2022 года.


Размещено через приложение ЯПлакалъ

Почему суда не делают из нержавеющей стали, чтобы изначально избежать проблем с коррозией
 
[^]
sanek566
18.01.2023 - 20:24
Статус: Offline


УЛукоморья

Регистрация: 17.08.14
Сообщений: 4006
Вывод
Хотя судно с корпусом из нержавеющей стали позволяет тратить меньше времени и денег на обслуживание, но сложность работы и высокая цена даже сравнительно доступных марок нержавеющей стали делает её применение нецелесообразным. В целом обычную сталь не так уж и сложно защитить от ржавчины. Эпоксидная грунтовка, смазка, обслуживание в сухом доке раз в ~ 5 лет, электрохимическая защита в виде расходуемых анодов из цинка или алюминия — всё это позволяет стальным панелям служить по 25 - 30 лет. К этому времени судно обычно устаревает морально и технически, и судовладельцу становится выгоднее приобрести новый корабль, а не использовать старый.

Размещено через приложение ЯПлакалъ

Почему суда не делают из нержавеющей стали, чтобы изначально избежать проблем с коррозией
 
[^]
MENishe
18.01.2023 - 20:24
37
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 15.12.19
Сообщений: 187
Ценник из нержавейки будет запредельный! При этом суда более 20-30 лет не эксплуатируются, с учетом развития технологий проще строить новые из стали:)

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Basilio7223
18.01.2023 - 20:26
17
Статус: Offline


Хуй забей

Регистрация: 20.12.14
Сообщений: 2117
Потому что дорогонах, как пять тысяч Делореанов!
 
[^]
dimzik
18.01.2023 - 20:27
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.11.20
Сообщений: 1743
Морская вода - очень тяжёлая штука. Везде разный состав и температура. Про любую сталь можно и не думать.
 
[^]
FootWoot
18.01.2023 - 20:27
189
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.11.13
Сообщений: 5062
Да издали бы уже закон о запрете ржавчины, и нет проблем.
 
[^]
Dimka45
18.01.2023 - 20:27
14
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 27.07.13
Сообщений: 273
По моему на стальных судах катодную защиту применяют (или как она там правильно называется)
 
[^]
WhiskIn
18.01.2023 - 20:28
29
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.07.14
Сообщений: 10361
Цитата
Давайте разбираться.

Стопудово с яндекс.дзена утащил
P.S. Хотя нет
https://www.ixbt.com/live/offtopic/pochemu-...chey-stali.html
Но ТС же считает ниже своего достоинства указывать источник.

Это сообщение отредактировал WhiskIn - 18.01.2023 - 20:30
 
[^]
allanon
18.01.2023 - 20:28
31
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 10.02.11
Сообщений: 736
Цитата (MENishe @ 18.01.2023 - 20:24)
Ценник из нержавейки будет запредельный! При этом суда более 20-30 лет не эксплуатируются, с учетом развития технологий проще строить новые из стали:)

Ну как не эксплуатируются? Даже столетние вполне себе плавают: просто обновляют начинку со временем.
 
[^]
bishop66
18.01.2023 - 20:28
22
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 12.03.15
Сообщений: 4203
Из дерева делайте
Оно не ржавеет

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
SL0N
18.01.2023 - 20:29
8
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 18.10.13
Сообщений: 242
Пр. 20, тип Ленин. Два дизель-электрохода постройки завода "Красное Сормово" 1958 года, если не ошибаюсь.
Корпуса из нержавейки.
 
[^]
ksup
18.01.2023 - 20:29
3
Статус: Online


Хохмач

Регистрация: 15.12.15
Сообщений: 630
Делориан из нержавейки машины хуярил потому что думал сэкономить на покраске и покрасочном оборудовании-хуй там плавал
Как он рассчитывал этот проект и думал что это будет топчик при минимальных затратах-загадка прям

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
guderian
18.01.2023 - 20:30
195
Статус: Offline


Весельчак У

Регистрация: 21.09.10
Сообщений: 1312
Ещё как делают


Размещено через приложение ЯПлакалъ

Почему суда не делают из нержавеющей стали, чтобы изначально избежать проблем с коррозией
 
[^]
забор
18.01.2023 - 20:30
11
Статус: Offline


сам по себе

Регистрация: 30.06.14
Сообщений: 5958
Раньше парусники днища медными листами обивали и плавали.
Тоже нержавейка.
 
[^]
Потрошилла
18.01.2023 - 20:31
8
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 4.09.15
Сообщений: 699
Цитата (Basilio7223 @ 18.01.2023 - 20:26)
Потому что дорогонах, как пять тысяч Делореанов!

как подлодка из титана
 
[^]
WhiskIn
18.01.2023 - 20:31
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.07.14
Сообщений: 10361
Цитата (bishop66 @ 18.01.2023 - 20:28)
Из дерева делайте
Оно не ржавеет

И не гниёт?
 
[^]
JamSoot
18.01.2023 - 20:32
8
Статус: Offline


Зрянепиздун

Регистрация: 7.04.10
Сообщений: 3375
Цитата (MENishe @ 18.01.2023 - 20:24)
Ценник из нержавейки будет запредельный! При этом суда более 20-30 лет не эксплуатируются, с учетом развития технологий проще строить новые из стали:)

да похуй! главное-грамотный пиар и будет очередь. еще и коллекционеры будут охотиться

Почему суда не делают из нержавеющей стали, чтобы изначально избежать проблем с коррозией
 
[^]
Swan120
18.01.2023 - 20:34
41
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 17.01.14
Сообщений: 1078
Из бетона, дешево и сердито, для судов определенного класса.
 
[^]
XDB
18.01.2023 - 20:35
12
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 3.02.14
Сообщений: 461
нержавейку и варить ебалово
 
[^]
Шушпан2580
18.01.2023 - 20:36
11
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.11.18
Сообщений: 2353
Цитата (sanek566 @ 18.01.2023 - 20:21)
Изначально на поверхности металла образуется тонкая оксидная пленка (преимущественно окись хрома), которая защищает его от дальнейшей коррозии. Очень важно, чтобы защитная пленка сохраняла свою целостность, не имела пор или трещин, иначе поврежденные участки начнут ржаветь. Для образования или восстановления оксидной пленки необходим кислород, его очень много в воздухе и недостаточно много в воде.

Что за ебанина?
Хром в любой окисляющей среде даст пленку. Там много не надо.
Вопрос в цене - нахера корпус парахода, который только по материалу будет стоить от 5р дороже + еще раза в 3-5 будет стоить сборка самого парахода + еще такое количество нержи надо вообще то произвести, а перед этим - кучу добавок добыть. А проходит этот корпус те же 25-30 лет - ни усталость металла, ни моральное устаревание узлов/агрегатов никто не отменял.
 
[^]
XDB
18.01.2023 - 20:36
30
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 3.02.14
Сообщений: 461
Цитата (Swan120 @ 18.01.2023 - 20:34)
Из бетона, дешево и сердито, для судов определенного класса.

собсно, делали из бетона корабли
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 63791
0 Пользователей:
Страницы: (10) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх