Оружие
Но вообще эти подводные лодки на заре их создания были самыми опасными в мире. Субмарины этого проекта могли нести 20 ракет и могли провести пуск всего боекомплекта одним залпом с минимальным интервалом. Этого достаточно, чтобы уничтожить половину любого континента. Основным типом вооружения ракетоносца являлись твердотопливные баллистические ракеты Р-39, которые имеют разделяющуюся на 10 боеголовок боевую часть с индивидуальным наведением, каждая по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте, дальность полета ракет — 8300 км. Запуск ракет можно осуществить из надводного и подводного положения, в случае запуска из подводного положения глубина погружения составляет до 55 метров, ограничения по погодным условиям для запуска ракет нет.
Почему и как утилизируют
Главная причина списания подлодок проекта 941 УМ «Акула» — отсутствие для них твердотопливных баллистических ракет Р-39. Их производство после распада СССР осталось на Украине, и их нечем заменить. Последние запуски ракет этого типа состоялись в октябре и декабре 2003 года, их выполнили корабли ТК-17 «Архангельск» и ТК-208 «Дмитрий Донской». На этом запас имевшихся ракет был исчерпан, что оказало самое серьезное влияние на дальнейшую судьбу их носителей. «Акулам» долго искали применение, предлагалось из них сделать танкеры, транспортные суда и т. д. Тем не менее ни одно их таких предложений не вышло из стадии обсуждений и, соответственно, не было реализовано. В настоящее время стоимость эксплуатации этих тяжелых крейсеров очень высока, постоянно требуется дорогостоящий капитальный ремонт, много воздуха высокого давления, электричества, обслуживание реакторов и горюче-смазочных материалов. Кроме того, для субмарины таких внушительных габаритов требуются специальные пирсы.
Утилизизация подводных лодок, которые оснащены атомным оборудованием, является дорогостоящим и непростым делом. Подлодку с атомным реактором прежде всего отвозят в особый док, где производят выгрузку ядерного топлива, которое в контейнерах отправляют на заводы, перерабатывающие использованное топливо. Далее снимается блок реакторного отсека и отправляется на длительное хранение. Дальше запускается процесс разборки конструкций, который может длиться на протяжении многих лет.
Бывший командир подводной лодки К-241 Северного флота, герой Российской Федерации контр-адмирал Всеволод Хмыров считает, что АПЛ «Дмитрий Донской» полностью исчерпала свой ресурс и будет утилизирована.
«Эта подлодка была модернизирована более 20 лет назад, на сегодняшний день она исчерпала запрос прочности, дальнейшая модернизация не имеет смысла ни военного, ни экономического. В настоящее время дешевле и эффективнее построить новую субмарину, сопоставимую по возможностям, чем поддерживать эту в боеготовом состоянии. Теперь предстоит сложный и длительный процесс утилизации, для этого придется выполнить в первую очередь сложные технологические работы по деактивации реактора».