Лакония. «Помощь не оказывать» - история приказа.

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Rsaratov
19.05.2022 - 13:54
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.03.15
Сообщений: 1218
55
Почти «Титаник» …

Большая военная простыня с фото

13 фот

Вторая мировая война отмечена рядом инцидентов с подлодками, которые стали причиной гибели большого количества военнопленных.

Случай с британским транспортом «Лакония» является известнейшим из них благодаря большому количеству погибших, львиную долю которых составили итальянские военнопленные.

Об этом судне сейчас и пойдёт речь.

«Лакония» унесла бы и больше жизней, если бы не совместная спасательная операция немецких, французских и итальянских кораблей.

Великобритания и США же не сделали толком ничего, чтобы уменьшить количество жертв этой трагедии.

На фото собственно герой (или героиня) поста.

Лакония. «Помощь не оказывать» - история приказа.
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Rsaratov
19.05.2022 - 13:54
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.03.15
Сообщений: 1218
Лето 1942 года было для германских кригсмарине на редкость урожайным.

Противолодочная оборона союзников в Атлантике была дезорганизована; акваторию вод, прилегающих к побережью США, командиры подводных лодок небезосновательно считали чуть ли не заповедными охотничьими угодьями.

Районы оперирования подопечных адмирала Дёница все расширялись. Удачное возвращение 28 лодок, действовавших в Южной Атлантике, а также растущее количество подводных танкеров побудило немецкое командование продолжить патрулирование этого района в течение второй половины лета и начала осени.


Лакония. «Помощь не оказывать» - история приказа.
 
[^]
Rsaratov
19.05.2022 - 13:55
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.03.15
Сообщений: 1218
Британское транспортное судно «Лакония» (Laconia) не было новым кораблем. К моменту описываемых событий оно находилось в эксплуатации уже двадцать лет.

Лайнер вступил в строй в 1922 году, будучи построенным на знаменитой верфи «Кунард Лайн», настойчивого конкурента «Уайт Стар Лайн», хозяина злополучного «Титаника».

«Лакония» не относилась к «флагманам» пассажирского флота, которые гонялись за обладание «голубой ленты Атлантики». Имея водоизмещение 19695 тонн, лайнер до войны работал на линиях в Северной Атлантике. Пассажирская вместимость корабля достигала 1580 человек.

С началом Второй мировой войны «Лаконию», как и многие другие лайнеры, переоборудовали в войсковой транспорт. В новом качестве она могла бы принять до 6 тыс. человек.

12 августа 1942 года «Лакония» вышла из Суэца в Великобританию в обход Африки. Это была вынужденная необходимость: переход через Средиземное море был признан категорически небезопасным.

На борту лайнера находилось 2789 человек.
Из них 136 человек экипажа, 80 гражданских пассажиров, среди которых были женщины и дети, 268 британских военных, 1800 итальянских пленных и 160 польских солдат, исполняющих роль тюремщиков.


Лакония. «Помощь не оказывать» - история приказа.
 
[^]
Rsaratov
19.05.2022 - 13:55
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.03.15
Сообщений: 1218
После получения ценных сведений о системе морской обороны и судоходных маршрутах у Кейптауна штаб немецких подводных сил разработал план операции по нападению на судоходство союзников у берегов Южной Африки.

Получив «добро» от командования кригсмарине, которое видело в операции большие перспективы, Карл Дёниц приступил к её реализации.

Для набега было выделено восемь субмарин, сведённых в две группы: группа «Айсбэр» (Eisbär — «полярный медведь») состояла из четырёх лодок типа IXC, а четыре подводных крейсера типа IXD2 составляли вторую, безымянную группу.

Одной из лодок группы «Айсбэр» была U 156 корветтен-капитана Вернера Хартенштайна (Werner Hartenstein), которая вышла из Франции вечером 20 августа 1942 года.


Хартенштейн на палубе U156


Лакония. «Помощь не оказывать» - история приказа.
 
[^]
Rsaratov
19.05.2022 - 13:56
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.03.15
Сообщений: 1218
12 сентября в 11 часов 37 минут, когда лодка шла в надводном положении, один из впередсмотрящих доложил, что видит справа дым.

Хартенштейн немедленно приказал увеличить скорость до 16 узлов.
U156 уверенно сокращала дистанцию.

К 15 часам немцы поняли, что имеют дело с большим грузопассажирским судном.

U156 постепенно сокращала дистанцию. Хартенштейн, дождавшись темноты, принял решение атаковать противника из позиционного положения.

В 22 часа 03 минуты (по немецкому времени) был произведен пуск двух торпед из носовых торпедных аппаратов.

В 22.07 было отмечено сначала одно попадание, затем второе. Как оказалось позднее, торпеды поразили трюмы №4 и №2, где содержались пленные итальянцы.

Корабль потерял ход и начал крениться. Жертва начала активно передавать в эфир свои координаты, сигнал о появлении подводной лодки и сообщение о том, что лайнер «Лакония» торпедирован.

20 тысяч тонн британского лайнера вкупе с 6-тысячным «Кланом Маквиртером» с учетом предыдущих побед доводили общий счет Хартенштейна до 100 тыс. тонн – тогда он мог бы претендовать на получение Рыцарского креста.


Лакония. «Помощь не оказывать» - история приказа.
 
[^]
Rsaratov
19.05.2022 - 13:57
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.03.15
Сообщений: 1218
Слева командир U 156 Вернер Хартенштайн вошёл в историю Второй мировой как один из самых «гуманных» подводников.

Этот фотопортрет был сделан после возвращения U 156 из похода, в котором она участвовала в спасательной операции людей с «Лаконии».

Вернувшегося Хартенштайна Дёниц наградил Рыцарским крестом. Справа U 156 возвращается из похода, июль 1942 года.

Десяток автомобильных шин и камер к ним были выловлены из воды в качестве трофея после торпедирования 17 мая британского парохода «Баррдейл»


Лакония. «Помощь не оказывать» - история приказа.
 
[^]
Rsaratov
19.05.2022 - 13:58
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.03.15
Сообщений: 1218
В 23:23 транспорт затонул.

Дальнейшие события идут вразрез с представлениями, сформированными пропагандой союзников о немецких подводниках, — U 156 не ушла с места событий, и её экипаж начал вылавливать людей из воды.

13 сентября в 01:25 в штаб подводных сил была отправлена радиограмма:

«От Хартенштайна: потопил британское судно «Лакония» в квадрате FF 7721, курс 310°. К сожалению, с 1500 итальянскими пленными. К этому моменту 90 человек поднято на борт. Топлива 157 тонн, 19 торпед, пассат 3 балла, жду приказаний».

Ответ от Дёница пришёл в 03:45. Из него следовало, что U 156 идут на помощь все лодки группы «Айсбэр», включая танкер, а также U 506 капитан-лейтенанта Эриха Вюрдемана (Erich Würdemann) и U 507 корветтен-капитана Харро Шахта (Harro Schacht).

Командующий пытался импровизировать, составив план, согласно которому семь его субмарин доставили бы выживших с «Лаконии» в вишистский Кот-д'Ивуар, находившийся в 600 милях от места трагедии.


Лакония. «Помощь не оказывать» - история приказа.
 
[^]
Rsaratov
19.05.2022 - 13:59
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.03.15
Сообщений: 1218
Немцы начали лихорадочно думать, что же делать с таким количеством людей в открытом океане во время боевых действий...

Первоначальный план спасения заключался в высадке всех спасенных восемью субмаринами (включая U156) в порту Баргенвилля (Берег Слоновой Кости), подконтрольном правительству Виши.

Между немецкими инстанциями – штабом Дёница под Парижем и ОКМ Редера в Берлине – начинается активный обмен депешами с общим подтекстом «Что делать?» и «Что скажет фюрер?».

Сам Гитлер после получения сведений о потоплении «Лаконии» впал в традиционную для спорных ситуаций ярость и потребовал скорейшей подготовки удара по району Кейптауна, важнейшего транспортного узла союзников в Южной Африке – положение итало-немецкого корпуса «Африка» вызывало все большие опасения, в Египте постоянно разгружались все новые конвои. Фюрер считал, что спасательную операцию необходимо свернуть.

Однако пока «наверху» решали, как поступить дальше, Хартенштайн сделал новый ход.

В 04:37 он радировал в штаб обстановку, сообщая о подборе 193 человек, включая 21 англичанина, и о том, что «сотни людей в воде цепляются за обломки и держатся на плаву только благодаря спасательным жилетам». Командир U 156 предложил объявить район катастрофы свободным от военных действий.

Не дождавшись ответа, Хартенштайн в 06:00 отправил открытым текстом следующее сообщение на английском языке, продублировав его через 10 минут:

«Если какой-нибудь корабль поможет терпящей бедствие команде «Лаконии», я не буду атаковать его, если я сам не буду атакован кораблём или ВВС. Я подобрал 193 человека. 4°52' юж. широты, 11°26' зап. долготы. Немецкая субмарина».

Спасшиеся с «Лаконии» на фото


Лакония. «Помощь не оказывать» - история приказа.
 
[^]
Rsaratov
19.05.2022 - 14:01
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.03.15
Сообщений: 1218
Британская радиостанция во Фритауне приняла это сообщение, но посчитала его вражеской уловкой.

U156 тем временем все более стала напоминать нечто среднее между Ноевым ковчегом и утиной стаей.

Хартенштейн распределил людей из перегруженных шлюпок на менее загруженные. Оказывал помощь всем – и итальянцам, и англичанам. Делился корабельными запасами. Шлюпки, во избежание опрокидывания или рассеивания по воде, были взяты на буксир или пришвартованы к борту субмарины.

Весь день 14 сентября Хартенштейн занимался своими подопечными, одновременно принимая ворох инструкций по радио от Дёница.

Шел уже второй день после потопления «Лаконии», а союзники не предпринимали сколько-нибудь заметных действий для спасения выживших.

15 сентября к месту событий подошли, наконец, еще две подводные лодки – U506 (Вюрдеманн) и U507 (Шахт). Часть спасенных была распределена на вновь прибывшие субмарины.


Лакония. «Помощь не оказывать» - история приказа.
 
[^]
Rsaratov
19.05.2022 - 14:02
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.03.15
Сообщений: 1218
16 сентября к немецким подводным лодкам присоединилась итальянская крейсерская субмарина «Каппеллини» (Марко Реведин).

Этим же утром B-24 «Либерейтор», пилотируемый Джеймсом Д. Харденом, взлетел с острова Вознесения, груженный обычными и глубинными бомбами.

В 9.30, спустя два с половиной часа, Харден заметил U156.

С лодки самолет был опознан и, по приказу Хартенштейна, на ней был поднят самодельный флаг с красным крестом размером 6×6 футов.

Немцы пытались также связаться при помощи световых огней, но тщетно.

Американец, держась на безопасном расстоянии, связался с базой и запросил инструкций. Ничего не зная об инициативах Хартенштейна и подозревая, для чего тут находятся четыре лодки Оси, командир эскадрильи Роберт Ричардсон коротко приказал: «Топи их всех».

Харден, описав круг, вернулся к U156 и зашел для атаки. Бомболюки «Либерейтора» открылись, и в первом заходе он сбросил три бомбы. Две легли слишком далеко, а третья взорвалась за кормой подводной лодки, перевернув одну спасательную шлюпку.

Затем американцы, сделав несколько пробных заходов, сбросили еще две бомбы, одна из которых уже непосредственно повредила U156. Лодка дала течь, из поврежденных аккумуляторных батарей начал выделяться газ.

Хартенштейн приказал всем находящимся на борту спасенным прыгать за борт, а команде надеть спасательные жилеты. Он трижды послал сигнал бедствия на трех разных волнах. К счастью для немцев, повреждения оказались не смертельными, поступление воды вскоре удалось остановить, количество газа, выделившегося из батарей, было незначительным.

Когда об атаке лодки, находящейся под флагом Красного Креста, доложили Дёницу, тот пришел в ярость и приказал Хартенштейну больше не участвовать в спасении.


Лакония. «Помощь не оказывать» - история приказа.
 
[^]
Rsaratov
19.05.2022 - 14:04
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.03.15
Сообщений: 1218
В этот же день, 17 сентября, к месту гибели «Лаконии» наконец прибыли три французских корабля, которые начали подбирать людей, проведших уже пять дней на шлюпках, в воде и на подводных лодках.

Крейсер «Глуар» и два сторожевых корабля приняли с немецких и итальянской подводных лодок спасенных.

Две шлюпки с «Лаконии» с двадцатью человеками достигли африканского континента самостоятельно.

Из 2700 человек, находившихся на английском лайнере, приблизительно 1600 погибли в катастрофе, в том числе почти тысяча из 1800 итальянских военнопленных.

Все, кто был вывезен на «Глуаре» в Касабланку, были интернированы французами.

U156 продолжила свою боевую карьеру, Хартенштейн все-таки, несмотря на выговор за «Лаконию», был удостоен Рыцарского креста.
8 марта 1943 года U156 погибла со всем экипажем восточней острова Барбадос.

К концу спасательной операции адмирал Дёниц был чрезвычайно раздражен.
Желая подчеркнуть эти свои мысли в более категоричной форме, вечером 17 сентября немецкий командующий подводными лодками издал так называемый приказ «Тритон ноль», получивший во флоте известность как «Приказ о «Лаконии».

Основная суть его сводилась к запрету командирам подводных лодок оказывать какую-либо помощь людям с тонущих судов.


В 1946 году на Нюрнбергском процессе, где гросс-адмирал Дёниц проходил как подсудимый, обвинитель от Британии пытался охарактеризовать «приказ о «Лаконии» как зверский и бесчеловечный.

Но защита адмирала привела в качестве примера жестокости и бесчеловечности именно действия союзной авиации, совершившей бомбардировку немецких кораблей, находящихся под флагом Красного Креста, которые осуществляли спасательную операцию.

Окончательно обвинение по данному пункту похоронил вызванный в качестве свидетеля американский адмирал Ч. Нимитц. Он со спокойствием заявил, что ни одна американская лодка не стала бы заниматься подобными спасательными действиями, и что он удивлен усердием немцев в данной ситуации.




Лакония. «Помощь не оказывать» - история приказа.
 
[^]
Rsaratov
19.05.2022 - 14:04
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.03.15
Сообщений: 1218
Выжившие с «Лаконии» на палубе U 507

Лакония. «Помощь не оказывать» - история приказа.
 
[^]
Rsaratov
19.05.2022 - 14:05
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.03.15
Сообщений: 1218
Случай «Лаконии» является иллюстрацией того, каким опасным делом в условиях морской войны была транспортировка пленных морем.

Однако эти инциденты не были исключением из правил, так как вслед за ними произошло ещё несколько подобных катастроф, умноживших жертвы среди военнопленных.

Женевская конвенция 1929 года не оговаривала условия морской транспортировки, поэтому воюющие стороны не запрашивали коридор для безопасного прохода судов и вообще не уведомляли друг друга о таких перевозках, пуская суда с пленными в одиночное плавание.

В описанном случая и никто не заботился о безопасности пленных.

Это касалось и других стран-участниц Второй мировой войны.

Лишь в 1949 году в Женевской конвенции об обращении с военнопленными появилась статья №46, оговаривавшая безопасность их транспортировки морем, которая была куплена ценой жизни тысяч людей со статусом «военнопленный».

Всё…


Лакония. «Помощь не оказывать» - история приказа.
 
[^]
Nunataaq
19.05.2022 - 14:10
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.10.18
Сообщений: 3224
Благодарю, хороший, добротный материал.
 
[^]
Проказник
19.05.2022 - 14:13
16
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 21.01.11
Сообщений: 769
"и 160 польских солдат, исполняющих роль тюремщиков."

Пшеки везде найдут любимую работу-)

 
[^]
YankeeZephyr
19.05.2022 - 14:15
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 1.07.14
Сообщений: 1182
Америка (Ч. Нимитц) в своем репертуаре -Спасение утопающих — дело рук самих утопающих.

Это сообщение отредактировал YankeeZephyr - 19.05.2022 - 14:16
 
[^]
Адмиралец
19.05.2022 - 14:23
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.03.20
Сообщений: 6370
Цитата (YankeeZephyr @ 19.05.2022 - 14:15)
Америка (Ч. Нимитц) в своем репертуаре -Спасение утопающих — дело рук самих утопающих.

Что Дёниц, что Нимиц (без "т" пишется), оба апологеты "неограниченной подводной войны" - "Топи их всех!"©.
Это часть командиров, пытались подражать "рыцарству" Лотара фон Арно де ла Перьера, как в этом случае, остальные не заморачивались...
 
[^]
БелыйМедведь
19.05.2022 - 15:40
-2
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 28.01.09
Сообщений: 547
Жаль, что амеры такие хуевые бомберы. Нужно было топить всех фашистких ублюдков.
 
[^]
noa3
19.05.2022 - 16:46
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.03.11
Сообщений: 3540
Спасибо ТС за интересный рассказ. Так то Вернер Хартенштайн - достойный враг , для которого слово честь - не пустой звук.
 
[^]
esaulZ
19.05.2022 - 18:03
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.08
Сообщений: 2896
Цитата (noa3 @ 19.05.2022 - 22:46)
Спасибо ТС за интересный рассказ. Так то Вернер Хартенштайн - достойный враг , для которого слово честь - не пустой звук.

Они спасали англичан и своих союзников - итальяшек.

Будь на месте Лаконии советское судно -100% никто бы никого не спасал.

Так что честь для тех, кто по его мнению был её достоин, не более. Поэтому для меня он обычный нацистской враг, а ты восторгайся, если хочешь.
 
[^]
ДухГришкиР
19.05.2022 - 18:23
-1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.04.17
Сообщений: 2796
Цитата (Проказник @ 19.05.2022 - 14:13)
"и 160 польских солдат, исполняющих роль тюремщиков."

Пшеки везде найдут любимую работу-)

Как на аватаре сралин/совок-гулаг, так в профиле ссыкливо возраст не поставлен)

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
ДухГришкиР
19.05.2022 - 18:26
-1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.04.17
Сообщений: 2796
А в 45 году немчура блеяла, мы о газовых камерах ни сном, ни духом.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
ДухГришкиР
19.05.2022 - 18:27
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.04.17
Сообщений: 2796
И японцы туда же, нас атомными бомбами за что? Нанкинскую резню ведь журналюги придумали.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 3031
0 Пользователей:
[ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх