Тайны «Полюса»

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
gizphone
26.05.2021 - 15:58
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
239
15 мая 1987 года с космодрома Байконур впервые стартовала сверхтяжёлая ракета-носитель «Энергия». Она вывела на орбиту беспилотную станцию, получившую открытое название «Полюс». О назначении этого аппарата сообщалось скупо, любые технические подробности оставались секретными, и только через много лет общественность узнала, что в тот день была предпринята попытка отправить в космос прототип боевого лазерного комплекса — одного из элементов советской программы «звёздных войн».

Будет много букв и картинки.
Не моё, via.

Тайны «Полюса»
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
gizphone
26.05.2021 - 15:58
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Боевой груз

17 февраля 1976 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР №132-51, которым определялась постройка многоразовой космической транспортной системы по аналогии с американским проектом «Спейс Шаттл» (Space Shuttle). Головным предприятием, которому поручалась реализация масштабной программы, стало Научно-производственное объединение (НПО) «Энергия», которым в то время руководил знаменитый конструктор Валентин Петрович Глушко.

Принципиальным отличием советского варианта многоразовой системы от американского было введение в схему запуска одноразовой сверхтяжёлой ракеты-носителя «Энергия» (11К25). Её наличие делало всю систему более дорогостоящей (по крайней мере, на начальном этапе развёртывания и эксплуатации), но при этом расширяло возможности применения за счёт запуска различных космических аппаратов в грузовых транспортных контейнерах. Борис Иванович Губанов, главный конструктор ракеты, писал в мемуарах:

«Выработалось направление разработок ракет-носителей грузового варианта «Буран-Т» <…>, где вместо орбитального корабля [«Буран»] на те же связи навешивался грузовой контейнер, в котором размещался полезный груз. Масса полезного груза и приведённой части массы контейнера, то есть масса, отделяемая в конце участка, составляла 102 т. При этом структура ракетного пакета не отличалась от штатного варианта. Эта схема в наименовании приобрела дополнительный индекс — Т, то есть транспортный вариант, который позволял выводить на геостационарную орбиту аппараты массой до 18 т, к Луне — 32 т, к Марсу и Венере — около 28 т. <…>

При планировании структуры ракеты, отправляемой в первый полёт, довлела настойчивая мысль: что программа полёта, а вслед за этим состав ракеты должны быть упрощены. Подсказывала логика экспериментальной отработки сложных технических систем, то есть поэтапный, с последовательным усложнением от этапа к этапу, подход к решению целевой задачи. Несложные выкладки на основе принципа наименьшего ущерба говорили за упрощённую нагрузку для первого полёта.

Был разработан макет. Он представлял из себя цилиндр с оживальной носовой частью диаметром 4 м и длиной около 25 м. По внешним габаритам он был аналогом будущего грузового отсека [корабля «Буран»]. Макет был выполнен из толстолистовой стали. Внутренние переборки дополняли и набирали вес. Внутри макета — пустота. По программе полёта он должен был приводниться вместе со второй ступенью «Энергии» в акватории Тихого океана.

Однако наше мнение не сходилось с планами руководства министерства [общего машиностроения] и Генерального конструктора В.П. Глушко. Они считали, что пуск следует завершить полётом реального или полуреального космического объекта».
 
[^]
gizphone
26.05.2021 - 15:58
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Транспортировка ракеты-носителя «Энергия» (стендовое изделие №5С) на Универсальный комплекс стенд-старт космодрома Байконур для проведения огневых испытаний центрального блока; апрель 1986 года

Тайны «Полюса»
 
[^]
gizphone
26.05.2021 - 15:59
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Установка ракеты-носителя «Энергия» (стендовое изделие №5С) на Универсальный комплекс стенд-старт космодрома Байконур для проведения огневых испытаний центрального блока; апрель 1986 года

Тайны «Полюса»
 
[^]
gizphone
26.05.2021 - 15:59
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
В то же самое время в НПО «Энергия» шли работы над проектами боевых космических комплексов. Исходя из оценок грузоподъёмности перспективных ракет-носителей, в качестве основы для конструирования специалисты выбрали долговременную орбитальную станцию ДОС-7К («Салют»). Наибольшее развитие получили комплексы «Скиф» (17Ф19), вооружённый лазером, и «Каскад» (17Ф111), снабжённый системой запуска небольших ракет.

Разумеется, далеко не все элементы боевых аппаратов создавались в НПО «Энергия». Например, лазером для «Скифа» занимались сотрудники НПО «Астрофизика», а ракетное вооружение для «Каскада» проектировали в Конструкторском бюро точного машиностроения (КБточмаш) под руководством Александра Эммануиловича Нудельмана.

На этапе испытаний комплексы планировалось выводить на орбиту ракетами «Протон-К» (8К82К), а позже — орбитальными крылатыми кораблями «Буран» (11Ф35). Для увеличения срока боевого дежурства каждый из аппаратов можно было дозаправлять опять же с помощью «Буранов». Кроме того, предусматривалась возможность посещения комплексов экипажем из двух человек сроком до семи суток на кораблях типа «Союз».
 
[^]
gizphone
26.05.2021 - 15:59
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
​Боевые космические аппараты «Скиф» (сверху) и «Каскад» (снизу), которые проектировались в качестве полезной нагрузки для ракетно-космической системы «Энергия-Буран»: 1 — базовый блок, 2 — ракетный комплекс «космос-космос», 3 — лазерный комплекс. РКК «Энергия»

Тайны «Полюса»
 
[^]
gizphone
26.05.2021 - 16:00
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Лазерный «Скиф»

В 1981 году, из-за высокой загруженности НПО «Энергия», Валентин Глушко передал работы над созданием базовой платформы боевых комплексов в Конструкторское бюро «Салют», руководимое Дмитрием Алексеевичем Полухиным. Изготавливать их должен был Машиностроительный завод имени М.В. Хруничева, во главе которого стоял Анатолий Иванович Киселёв; там были собраны все советские орбитальные станции «Салют» и «Алмаз», а также Транспортные корабли снабжения (ТКС).

Сначала работы над комплексами продвигались медленно, потому что НПО «Астрофизика» никак не могло «вписать» своё лазерное «орудие» в заданные массы и энергетику. В августе 1983 года они даже приостановились после того, как Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Владимирович Андропов заявил о прекращении в одностороннем порядке испытаний средств противокосмической обороны. Но советское руководство должно было как-то отреагировать на Стратегическую оборонную инициативу (Strategic Defense Initiative, SDI), объявленную американским президентом Рональдом Рейганом, и в начале 1984 года создание комплексов не только возобновили, но и ускорили.

В то время появился промежуточный вариант космического аппарата с готовой лазерной установкой мощностью 1 МВт, построенной специалистами Института атомной энергии имени И.В. Курчатова. Газодинамический лазер, работавший на углекислом газе, прошёл успешные испытания на самолёте Ил-76МД с бортовым номером СССР-86879, и теоретически ничто не мешало отправить его на орбиту, чтобы убедиться в работоспособности выбранной схемы.
 
[^]
gizphone
26.05.2021 - 16:00
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Самолёт-лаборатория Ил-76МД (Ил-76ЛЛ, А-60, №86879), созданный для испытаний лазерной установки мегаваттного класса на аэродроме Таганрог-Южный; май 2011 года

Тайны «Полюса»
 
[^]
gizphone
26.05.2021 - 16:00
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
27 августа 1984 года министр общего машиностроения Олег Дмитриевич Бакланов подписал приказ №343/0180 о создании «демонстрационного» орбитального комплекса «Скиф-Д» (17Ф19Д); головным предприятием было определено бюро «Салют». Развитие работ подкреплялось приказом №168 от 12 мая 1985 года, а затем и постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №135-45 от 27 января 1986 года, которое определяло крайний срок запуска комплекса на орбиту — второй квартал 1987 года.

«Скиф-Д» был, прежде всего, экспериментальным аппаратом, на котором собирались отрабатывать сам лазер в условиях космоса и некоторые штатные системы будущих комплексов: разделения и ориентации, управления и электропитания. Для испытаний лазера на «Скифе-Д» предполагали установить специальные мишени, имитирующие вражеские ракеты, боеголовки и спутники.

Чтобы ускорить работы, специалисты бюро «Салют» активно использовали существующий задел. Конструктивно «Скиф-Д» состоял из двух частей: функционально-служебного блока (ФСБ) и целевого модуля (ЦМ). ФСБ, разработанный на базе функционально-грузового блока (11Ф77) корабля ТКС (11Ф72), использовался для доразгона комплекса после отделения от ракеты, добавляя необходимые 60 м/с.

Также в ФСБ располагались основные служебные системы аппарата; для их энергопитания устанавливались солнечные батареи. Целевой модуль не имел прототипа и состоял из трёх отсеков: отсека рабочих тел (ОРТ), отсека энергообеспечения (ОЭ) и отсека специальной аппаратуры (ОСА). В первом должны были находиться баллоны с углекислым газом для питания лазера; во втором — пара электрических турбогенераторов (ЭТГ) мощностью 1,2 МВт каждый; в третьем устанавливался сам боевой лазер, оснащённый системой наведения и удержания (СНУ). Для облегчения наведения на цель было решено сделать головную часть ОСА поворотной относительно всего остального аппарата. В двух боковых блоках ОСА собирались разместить мишени. Габариты «Скифа-Д»: длина — 37 м, максимальный диаметр — 4,1 м, масса — 95 т.
 
[^]
gizphone
26.05.2021 - 16:01
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Боевой орбитальный комплекс «Скиф» в космосе. Рисунок М. Сычёва

Тайны «Полюса»
 
[^]
gizphone
26.05.2021 - 16:01
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
При реализации проекта создатели «Скифа-Д» столкнулись с рядом технических проблем. Прежде всего, не было ясности по вопросу, запустится ли лазер в условиях вакуума и невесомости. Чтобы разобраться с ним, на Машиностроительном заводе имени М.В. Хруничева было решено создать специальный испытательный стенд. Он занял огромную площадь и включал в себя четыре двадцатиметровые цилиндрические башни вакуумирования, две десятиметровые шаровые ёмкости для хранения криогенных компонентов и разветвлённую сеть трубопроводов большого диаметра.

Много сомнений вызывала и газодинамика мегаваттного лазера. Исходящая из него струя создавала сильный возмущающий момент. В качестве решения было предложено ввести в конструкцию систему безмоментного выхлопа (СБВ): трубопровод, прозванный за специфический внешний вид «штанами», тянулся от лазера в энергетический отсек, где был установлен специальный выхлопной патрубок с газовыми рулями для компенсации момента. Очень сложной получилась и система управления движением «Скифа-Д», ведь ей приходилось производить нацеливание поворотной головной части и всего аппарата на цель, одновременно компенсируя возмущения от работы турбогенераторов и выхлопа газов из лазера.

Ещё в 1985 году стало ясно, что потребуется как минимум один испытательный запуск комплекса для отработки только вспомогательных систем. Поэтому решили, что «Скиф-Д1» (№18101) будет выведен на орбиту без лазера, а если всё пройдёт хорошо, в космос отправится «Скиф-Д2» (№18301), снаряжённый «спецоборудованием».

Позже в бюро «Салют» планировали построить аппарат «Скиф-Стилет» (17Ф19С), что было утверждено приказом министра общего машиностроения №515 от 15 декабря 1986 года. На этом комплексе собирались разместить блок оборудования «Стилет» (1К11), разработанный в НПО «Астрофизика». Он представлял собой «десятиствольную» установку инфракрасных лазеров, работающих на длине волны 1,06 нм и предназначенных для вывода из строя оптических устройств.

В дальнейшем специалисты предполагали разработать целое семейство аппаратов с лазерами различных классов для противокосмической обороны. Обсуждалась также идея создания тяжёлого унифицированного комплекса «Скиф-У» (17Ф19У) под ракету «Энергия».
 
[^]
gizphone
26.05.2021 - 16:01
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Технологический макет орбитального комплекса «Скиф-Д» (электрический аналог №82401) в цехе Машиностроительного завода имени М.В. Хруничева

Тайны «Полюса»
 
[^]
gizphone
26.05.2021 - 16:02
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Габаритный «Полюс»

В начале 1984 года главный конструктор по ракете «Энергия» Борис Иванович Губанов предложил переделать стендовое изделие №6С в лётный вариант, тем самым приблизив эксплуатацию многоразовой космической транспортной системы на год. После обсуждения в верхах пробный запуск был одобрен, и ракете присвоили №6СЛ (то есть стендово-лётная).

Надо сказать, что Универсальный комплекс стенд-старт (УКСС) на 250-й площадке космодрома Байконур, где проходили огневые испытания экспериментальных прототипов «Энергии», не предназначался для пусков. Но коллектив Губанова гарантировал, что ракете достаточно отработать хотя бы полминуты штатно для выхода всех бортовых систем и двигателей на режим полёта, поэтому она точно уйдёт со старта.

К тому времени ни «Скиф-Д», ни корабль «Буран» ещё не были готовы. Поскольку главной задачей пуска определили испытание самой ракеты, то разумнее всего было бы запустить простейший габаритно-весовой макет, заполненный песком. Однако руководство загорелось идеей получить научный результат. Юрий Петрович Корнилов, ведущий конструктор КБ «Салют», свидетельствовал:

«По сложившейся в нашей космической отрасли практике новый КА [космический аппарат] обычно разрабатывался, испытывался и изготавливался по меньшей мере пять лет. Но сейчас предстояло найти совершенно новый подход. Решили максимально активно использовать готовые отсеки, приборы, оборудование, уже испытанные механизмы и узлы, чертежи с других «изделий» (так в военной и космической промышленности по традиции называют конечный продукт производства).

Машиностроительный завод им. Хруничева, которому была поручена сборка «Полюса», немедленно начал подготовку производства. Но этих усилий явно не хватило бы, не подкрепись они энергичными действиями руководства — каждый четверг на заводе проходили оперативные совещания, проводимые министром О.Д. [Олегом Дмитриевичем] Баклановым или его заместителем О.Н. [Олегом Николаевичем] Шишкиным. На этих оперативках «трамбовались» нерасторопные или же в чём-то несогласные руководители предприятий-смежников и обсуждалась, если требовалось, необходимая помощь.

Никакие причины, и даже то, что почти тем же составом исполнителей одновременно велась грандиозная работа по созданию «Бурана», как правило, в расчёт не принимались. Всё было подчинено выдерживанию заданных сверху сроков — яркий пример административно-командных методов руководства: «волевая» идея, «волевое» исполнение этой идеи, «волевые» сроки и — «денег не жалеть!»

В июле 1986 года все отсеки, в том числе и заново спроектированные и изготовленные, уже находились на Байконуре».


Срок активного существования полезной нагрузки «Энергии» на орбите министерство определило в один месяц, что требовало наличия на выводимом комплексе функционального оборудования. Бюро «Салют» не оставалось ничего другого, как устанавливать на макет все готовые к тому моменту системы штатного «Скифа-Д». На свет появился проект аппарата «Скиф-ДМ» (17Ф19ДМ, то есть демонстрационный макетный), позднее получивший открытое название «Полюс». Внешне он мало отличался от «Скифа-Д1», но был лишён поворотной головной части отсека специальной аппаратуры. Понятно, что боевого лазера на нём не стояло — впрочем, как и турбогенераторов, обеспечивающих выстрел. За счёт этого габариты нового «изделия» получились несколько меньше: длина — 36,9 м, максимальный диаметр — 4,1 м, масса — 77 т вместе с головным обтекателем. Комплексу, включавшему ракету «Энергия» №6СЛ и аппарат «Скиф-ДМ» №18201, присвоили обозначение 14А02.
 
[^]
gizphone
26.05.2021 - 16:02
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
​Изображение общего вида раннего варианта орбитального комплекса «Скиф-ДМ» («Полюс»). Иллюстрация из журнала «Земля и Вселенная» (1992)

Тайны «Полюса»
 
[^]
gizphone
26.05.2021 - 16:02
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Компоновочная схема орбитального комплекса «Скиф-ДМ» («Полюс»)

Тайны «Полюса»
 
[^]
gizphone
26.05.2021 - 16:03
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Юрий Корнилов рассказывал:

«В принципе, для корабля таких размеров были найдены достойные задачи, особенно учитывая короткое время для их формирования и выполнения. Основой для их выбора служил сам предлагаемый цикл существования «Полюса» как космического аппарата, включающий в себя три основных этапа: выведение ракетой-носителем (активный участок), доразгон до орбитальной скорости после разделения с ней и орбитальный полёт.

«Задачей №1» стала проверка принципов создания космического аппарата 100-тонного класса, выводимого РН «Энергия» (т. е. с асимметричным расположением), ведь в дальнейшем предполагалась разработка новой долговременной орбитальной станции «Мир-2» с использованием таких модулей.

Планировалась и отработка перспективных систем, в том числе стыковки. Для этого «Полюс» оснащался аппаратурой, регистрирующей параметры относительного движения на конечном участке сближения и работающей в радио- и оптическом диапазоне, а отработку измерительной аппаратуры предполагалось вести, отстреливая с борта отражатели (так называемые «мишени») двух типов — надувные шары и уголковые отражатели, размещавшиеся в двух боковых блоках КА [космического аппарата]. Эту работу предполагалось выполнить на орбите.

Наконец, планировалось проведение самых разнообразных геофизических экспериментов на всех этапах полёта ракетно-космического комплекса. Наблюдения за ходом экспериментов должны были проводиться как с наземных, так и с летающих и плавучих пунктов.

Основная научная задача — изучение взаимодействия искусственных газовых и плазменных образований с ионосферной плазмой. (Подобные исследования в США начали проводить ещё в 70-х гг.) «Полюс» оснащался большим количеством (420 кг) газовой смеси ксенона с криптоном (42 баллона, каждый ёмкостью 36 л) и системой выпуска его в ионосферу. Установили и три плазмогенератора бария для изучения механизма передачи импульса от облака к ионосферной плазме».


Универсальный комплекс стенд-старт (17П31) тоже требовал доработки. Если бы вместо «Скифа-ДМ» использовали «песочный» макет с габаритами, не превышающими корабль «Буран», то старт ракеты №6СЛ стал бы возможен в ноябре 1986 года, но запуск более сложного «изделия» мог быть реализован не ранее второго квартала 1987 года. Основной объём работ, которые предстояло выполнить, включал модернизацию пускового устройства и заправочно-дренажной мачты, установку устройства подвода коммуникаций и внесение изменений в башню обслуживания.
 
[^]
gizphone
26.05.2021 - 16:03
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
​Модель ракетно-космического комплекса «Энергия-Скиф-ДМ» (разработка Н. Назаренко и Ю. Кульчицкого)

Тайны «Полюса»
 
[^]
gizphone
26.05.2021 - 16:03
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Тем временем на чёрном корпусе космического аппарата появились две белые надписи: «Полюс» и «Мир-2». Первая была сделана на целевом модуле ещё в цеху Машиностроительного завода имени М.В. Хруничева — перед отправкой на Байконур.

Вторую нанесли после прибытия на космодром в связи с тем, что в НПО «Энергия» велось проектирование перспективной пилотируемой орбитальной станции большой размерности 180ГК («Мир-2»), а бюро «Салют» располагало своими предложениями по этой теме и таким способом «прорекламировало» их.

Впрочем, обоснование для руководства было предложено довольно солидное: в случае успешного запуска в печати следовало опубликовать снимки ракеты со «Скифом» так, чтобы была видна только надпись «Мир-2», — тогда можно было бы объявить, что в ходе полёта отрабатывается прототип модуля будущей орбитальной станции.

В начале февраля 1987 года «Скиф-ДМ» привезли в здание Монтажно-заправочного комплекса (11П593) на площадке 112А. Там он был состыкован с ракетой-носителем «Энергия», а 11 февраля всю сборку 14А02 вывезли на стенд-старт, где она и простояла до середины мая, проходя многочисленные «совместные» испытания и став привычной деталью байконурского пейзажа.

Всё время «Скиф-ДМ» был полностью заправлен топливом (несимметричным диметилгидразином и азотным тетраоксидом), надут сжатыми газами и снаряжён бортовыми источниками энергопитания. Ему пришлось перенести самые экстремальные климатические условия: температуру от −27 до +30°C, вьюгу, мокрый снег, дождь, туман и пыльные бури. Но аппарат выстоял, оставаясь работоспособным.
 
[^]
gizphone
26.05.2021 - 16:04
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Погрузка ракетно-космического комплекса «Энергия-Скиф-ДМ» на транспортно-установочный агрегат в Монтажно-заправочном комплексе; февраль 1987 года.

Тайны «Полюса»
 
[^]
gizphone
26.05.2021 - 16:04
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
​Погрузка ракетно-космического комплекса «Энергия-Скиф-ДМ» на транспортно-установочный агрегат в Монтажно-заправочном комплексе; февраль 1987 года.

Тайны «Полюса»
 
[^]
gizphone
26.05.2021 - 16:04
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Ракетно-космический комплекс «Энергия-Скиф-ДМ» на транспортно-установочном агрегате по пути на Универсальный комплекс стенд-старт; февраль 1987 года.

Тайны «Полюса»
 
[^]
gizphone
26.05.2021 - 16:05
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Старт был намечен на начало мая, однако реальная дата больше не зависела от техники. На Байконуре ожидали Михаила Сергеевича Горбачёва, Генерального секретаря ЦК КПСС.

Главным пунктом его визита должен был стать как раз осмотр ракетно-космического комплекса «Энергия-Скиф-ДМ». При этом носитель и аппарат предписывалось держать в состоянии двухсуточной готовности, чтобы, если возникнет необходимость, провести пуск при высоком госте.

Интересно, что политика Горбачёва оказывала заметное влияние на программу полёта «Скифа-ДМ» в сторону сокращения. Новый лидер государства целенаправленно использовал тезис о «мирном» космосе и неоднократно публично критиковал рейгановские планы «звёздных войн». Юрий Корнилов рассказывал:

«Опасаясь скомпрометировать миротворческие заявления руководства страны, отменили всю программу научно-исследовательских работ на орбите на борту КА «Полюс» — при желании её вполне можно было бы трактовать как попытку создать оружие в космосе…»

Госкомиссия по пуску «Скифа-ДМ» распорядилась убрать из плана полёта отстрелы мишеней, выброс ксенон-криптоновой газовой смеси, проверку бортовой радиолокационной станции, испытания системы наведения и удержания.

От длинного перечня остались лишь десять «безобидных» экспериментов: четыре военно-прикладных и шесть геофизических. Эксперименты ВП1 и ВП2 были посвящены отработке выведения крупногабаритного аппарата по «безконтейнерной» схеме и исследованию сопутствующих условий.

Суть ВП3 сводилась к проверке принципов построения сверхтяжёлого космического комплекса. В эксперименте ВП11 планировалось отработать технологию орбитального полёта. Геофизические эксперименты «Мираж» должны были определить влияние продуктов сгорания на верхние слои атмосферы: «Мираж-1» (А1) предполагали провести до высоты 120 км, «Мираж-2» (А2) — на высотах от 120 до 280 км при доразгоне, «Мираж-3» (А3) — на высотах от 280 до 0 км при сходе с орбиты.

Геофизический эксперимент ГФ-1/1 состоял в генерации искусственных волн верхней атмосферы, ГФ-1/2 — в создании искусственного «динамо-эффекта» в ионосфере, ГФ-1/3 — в провоцировании крупномасштабных ионообразований: «дыр» и «дактов».
 
[^]
gizphone
26.05.2021 - 16:05
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
​Универсальный комплекс стенд-старт с установленной ракетой-носителем «Энергия» и её полезной нагрузкой «Скиф-ДМ» («Полюс»); май 1987 года.

Тайны «Полюса»
 
[^]
gizphone
26.05.2021 - 16:06
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
11 мая генсек наконец-то прилетел на космодром, а на следующий день отправился знакомиться с образцами космической техники. Борис Губанов писал в мемуарах:

«На стенд-старт Горбачёв приехал утром 12 мая. Весь состав руководителей страны перемещался по космодрому на автобусах, которые использовались для перевозки космонавтов. Докладывать по нашей мощной ракете было поручено мне. <…> Выйдя из автобуса, поздоровавшись с встречающими, Горбачёв сказал, обращаясь ко мне: «Политбюро не разрешит вам пуск этой ракеты…» Ошарашенный этим, я не стал уточнять или пытаться понять причину такого сформировавшегося у него решения.

Заявление от имени верховного органа было, видимо, заранее обсуждено. Видимо, были и какие-то доводы. Не было смысла начинать знакомство с этой выстраданной техникой со споров и доказательств правоты. Это произошло как-то быстро, и значение его слов осозналось позже. Поэтому я сразу приступил к докладу о ракете — габариты, масса, назначение систем, особенности, водород, криогенная температура, газовый лоток, мощность двигателей, сравнимая с Красноярской гидроэлектростанцией, расход воды на охлаждение лотка, равный секундному расходу водоподачи Москве…

Слушали внимательно, по ходу задавали вопросы. Поразила температура газового потока работающих двигателей. Обходили большой толпой ракету по часовой стрелке. Примерно на четверти окружности Горбачёв задумался и сказал: «Надо обсудить…» Через полкруга: «Давайте серьёзно подумаем…» <…>

Далее прошли практически все пролёты, показали всё и на выходе из зала на некоторое время остановились, подводя итоги. Горбачёв благодарил ракетчиков за работу, обещал принять «правильное решение». Я предложил: «Михаил Сергеевич, мы находимся в двухсуточной готовности — приглашаем Вас присутствовать на пуске. Понимаем, что Ваше время чрезвычайно уплотнено, но пуск-то почти эпохальный — впервые в нашей стране стартует ракета такого рода». «Если бы я был Генеральным секретарем, я бы остался на пуск», — пошутил я, подталкивая к ответу. «Потому ты и не Генеральный секретарь, а главный конструктор», — прервал вольные разговоры [член Политбюро ЦК КПСС] Лев Николаевич Зайков. Все засмеялись. <…>

Вся кавалькада высоких гостей направилась к орбитальному кораблю, а затем на обед. Во время обеда, просто и немногословно, было дано разрешение на пуск. Политбюро дало разрешение. Мы немедленно среагировали и передали команду: «Пуск назначен на 15 мая». <…>

На заседании во Дворце офицеров Байконура 14 мая Горбачев сказал: «Знакомство с вашими делами имеет и ещё одно огромное значение. Я бы сказал, значение большого политического смысла. <…> Перестройка породила новые надежды. Перестройка — это предложение ко всем без исключения лучше работать и общими усилиями сделать жизнь советских людей ещё лучше. Перестройка нацелена на решение задач в интересах человека и главное средство достижения этих целей — сам человек… Мы не намерены ослаблять наши усилия и терять авангардных позиций в освоении космоса… Наш курс на мирный космос. <…> Наши интересы тут совпадают с интересами американского народа и других народов мира. Они не совпадают с интересами тех, кто делает бизнес на гонке вооружений, хочет добиться через космос военного превосходства. <…> Мы категорически против переноса гонки вооружений в космос».

Последний тезис Горбачёва отвечал нам на все вопросы относительно нашего будущего».


В тот же день генсек улетел с Байконура. До старта «Энергии» со «Скифом-ДМ» оставались сутки. Однако независимо от результатов пуска судьба боевых орбитальных комплексов была предрешена.
 
[^]
gizphone
26.05.2021 - 16:06
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
​Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачёв (третий справа) во время визита на космодром Байконур, слева от него даёт пояснения главный конструктор Б.И. Губанов; 12 мая 1987 года.

Тайны «Полюса»
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 34130
0 Пользователей:
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх