Авиакатастрофа ТУ-104 с командованием ТОФ СССР - авиационная катастрофа, которая произошла на военном аэродроме в Ленинградской области, около города Пушкин, 7 февраля 1981 года. В результате крушения самолета Ту-104 погибли 50 человек, из них 16 адмиралов и генералов и 11 капитанов первого ранга Тихоокеанского флота СССР (ТОФ). В результате этой авиакатастрофы ТОФ на время остался практически без руководства.
Авиакатастрофа ТУ-104 с командованием ТОФ СССР (1981)
самолет модели Ту-104А, схожий с разбившимся
Общие сведения
7 февраля 1981 года
Крушение при взлёте
Ошибки экипажа, перегрузка самолёта
вблизи военного аэродрома Пушкин
50 чел. Погибшие
Общие сведения
Ту-104А
Аэродром Пушкин Союз Советских Социалистических Республик
Пункт вылета
Аэродром Кневичи Союз Советских Социалистических Республик
Пункт назначения
СССР-42332
Бортовой номер
1956 год
Дата выпуска
Инюшин А.И.
Командир воздушного судна
44
Пассажиры
6
Экипаж
События до авиакатастрофы
В начале февраля 1981 года в Военно-морской академии в Ленинграде назначили оперативно-мобилизационный сбор руководящего состава всех флотов ВМФ. Возглавлял это мероприятие главком ВМФ адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков. Высшее руководство флотов принимало участие в командно-штабных учениях без привлечения реальных сил.
30 января 1981 года на военном аэродроме в городе Пушкин, Ленинградская область, приземлился самолет Ту-104 отряда управления 593-го отдельного транспортного авиационного полка 25-й морской ракетной авиационной дивизии ВВС ТОФ СССР (место дислокации - аэродром «Кневичи», г. Владивосток), на котором на учения прибыл весь высший командный состав ТОФ. Учения проходили в течении недели, по итогам которой С.Г. Горшков назвал действия командования ТОФ лучшими. На следующий день высшее командования флотов ВМФ СССР, участвовавшее в учениях, должно было отбыть обратно, к местам дислокации флотов.
Авиакатастрофа
Военный аэродром г.Пушкин, наши дни. На фотографии отмечено место крушения. Фото Д. Кузнецов
В 16 часов 7 февраля 1981 года командир Ту-104 ТОФ СССР Инюшин А.И. подтвердил готовность начать взлет и совершить беспосадочный перелет до Владивостока, в связи с чем самолет был заправлен топливом максимально полно. При выполнении взлёта Ту-104 произвел отрыв от взлетно-посадочной полосы с большим углом атаки. Достигнув высоты в 50 метров, самолет стал кренится на правое крыло и спустя несколько секунд ушел в сваливание, ударился о землю и взорвался.
« Набрав скорость и не доходя примерно одну треть до конца взлетной полосы, самолет начал взлетать, но на высоте всего около 50 метров почему-то сразу накренился на правое крыло.
Один из очевидцев трагедии В. Гамага - старший офицер оперативного управления штаба ТОФ »
Практически все, находившиеся на самолете, погибли в момент взрыва. Старшего лейтенанта техника Зубарева выкинуло через носовой фонарь во время удара самолета о землю, но по дороге в больницу он скончался от полученных травм.
По официальной версии, при размещении груза и пассажиров в салоне, а также при расчете предельно допустимого веса груза, экипажем были допущены ошибки, что повлекло к смещению центровки до запредельно задней, что, в свою очередь, привело к выходу самолета на закритический угол атаки сразу после отрыва, потере устойчивости и невозможности управления самолетом. Также одним из факторов, повлиявшим на произошедшее, было выполнение отрыва самолёта на скорости, меньше расчётной на 25 км/ч, в результате чего перегруженный самолет не смог обеспечить необходимую подъемную силу.
Сразу после катастрофы, очевидцы, наблюдавшие за взлетом, указывали, что выпуск закрылков был произведен не симметрично, и именно это стало причиной катастрофы. Официальное расследование эту версию не подтверждает.
По некоторым версиям, одной из причин катастрофы стала перегрузка самолета, в том числе и топливом. Именно по этой причине взлет был произведен на скорости менее расчетной, так как экипаж был просто не в состоянии разогнать перегруженный самолет до расчетной скорости отрыва. Официальное расследование эту версию так же не подтверждает.
Последствия
Фото вырезки газеты «Красная звезда» от 10 февраля 1981 года.
Сразу после катастрофы информация о происшествии была засекречена. Единственное упоминание о крушении Ту-104 с командованием ТОФ было опубликовано в газете «Красная звезда», официальном печатном органе вооруженных сил СССР:
« 7 февраля 1981 года при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота. Министерство обороны СССР и Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота выражают глубокое соболезнование родным и близким погибших товарищей
газета "Красная звезда", выпуск 10 февраля 1981 года. »
Авиакатастрофа Ту-104 под Пушкиным стала крупнейшей авиакатастрофой, в которой погибло высшее командование вооруженных сил СССР. Гибель командования ТОФ фактически оставила флот без руководства. Сразу после катастрофы Тихоокеанский флот был приведен в состояние полной боевой готовности, так как первоочередной версией катастрофы был террористический акт, но, в последствии, данная версия не нашла подтверждения. По итогам катастрофы командир 25-й морской ракетной авиационной дивизии, к ведению которой принадлежал Ту-104, полковник А. И. Яковлев был снят с должности. Хотя самолеты Ту-104 не использовались в гражданской авиации с 1979 года, их эксплуатировали в ВВС. После катастрофы под Пушкино Ту-104 перестал эксплуатироваться и в вооруженных силах СССР - все самолеты были списаны.
Не тот борт, но такой же
Это сообщение отредактировал ZmeyUA - 2.02.2017 - 20:32