5 страшных трагедий, которые скрывали в СССР

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (14) « Первая ... 5 6 [7] 8 9 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Andreus21
2.02.2017 - 19:33
17
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 22.01.13
Сообщений: 23
Эльбарусовская трагедия.
55 лет назад в деревне Эльбарусово Мариинско-Посадского района произошла страшная трагедия и по сей день, вызывающая у матерей и отцов наплыв горечи от невосполнимой утрат
В тот день 5 ноября 1961 года у всех в школе было приподнятое настроение, какое обычно бывает перед каникулами. Учащиеся младших классов готовились к утреннику в честь праздника Октября, старшеклассники – к вечеру отдыха. Раздвинутая перегородка между двумя классами – и образовался большой зал, вдоль стен и окон были расставлены парты.
Начался праздничный концерт… В соседнем с залом кабинете учитель физики вместе двумя старшеклассниками готовился к показу кинофильма. В результате нарушения правил пожарной безопасности и неосторожного обращения с бензином при подготовке электродвижка к эксплуатации произошла вспышка и разлив бензина на пол. Огненный ручей стал растекаться по всему кабинету вышел в коридор. Концерт был в самом разгаре: на сцене мальчики исполняли ''матросский танец''.
Вдруг за стеной раздался взрыв. Огненный смерч, которому в коридоре было уже тесно, с гулом ворвался в зал. Горели стены, потолок. Дети задыхались. Вырваться наружу удалось только тем, кто был сильнее и старше.
106 детей и 4 учителя сгорели в этот роковой день, среди них 20 дошкольников и 24 ребенка в возрасте 7 лет. И помочь им не сумел никто.
Обезумевшие от горя и ужаса отцы и матери на пепелище искали тела своих детей. Узнавали их по остаткам одежды, обуви, частей тела. Более 100 семей пострадали в этой трагедии, 80 из них потеряли своих близких, в трех семьях сгорели по четыре ребенка, в двух – по три.
А те, кто вышел из огня живым, страдали от грезивших смертью ожогов, 22 ребенка были отправлены на лечение в московскую клинику им. Вишневского, некоторые из них находились там более года. Вместе с врачами и медицинскими сестрами за ними ухаживали и посланцы деревни.
На Ильмекасинском кладбище находится большой отгороженный участок – это братская могила. Здесь на огромной белой стене висит напоминающая школьную доску черная металлическая плита, на которой краской написано: ЗДЕСЬ ПОХОРОНЕНЫ ТРАГИЧЕСКИ ПОГИБШИЕ В ДЕРЕВНЕ ЭЛЬБАРУСОВО 5 НОЯБРЯ 1961 ГОДА.
12 ноября 1994 года на том месте, где стояла сгоревшая школа, был при- народно открыт памятник погибшим на пожаре по проекту скульптура Владимира Нагорного. Композиционный стержень памятника составляет высокая призматическая стела, облицованная мраморными плитами благородного серо- белого цвета. Сверху усеченная под открытым углом, она стала выразительным фоном для объемной детской фигуры из меди, устремленной ввысь. Это символ прерванной мечты о будущем выражают пластические мотивы, введенные автором в противовес заданному ''движению'' – запрокинутая голова ребенка со страданием на лице, мощные, ''ползущие'' по горизонтали пламяподобные массы из той же меди. Поднимаясь вверх и выходя за пределы стрелы, пламя приобретает знакомые всем очертания символа вечного огня. Над огнем – ''летящие '' ласточки. По – народному поверью, они олицетворяют души ушедших из жизни.


http://elbshkola.narod.ru/1961.htm

Это сообщение отредактировал Andreus21 - 2.02.2017 - 19:37
 
[^]
rtr
2.02.2017 - 19:33
-3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 13.06.16
Сообщений: 3607
Цитата (DTrump @ 2.02.2017 - 19:29)
Про Новочеркасск уже говорили?

А что "Новочеркасск" ?,
 
[^]
ValdemaS
2.02.2017 - 19:34
6
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 28.11.13
Сообщений: 369
Цитата (Cheveek @ 2.02.2017 - 17:17)
а сколько их таких трагедий так и осталось засекреченными...

Вот ещё было засекречено:
Обрушение моста на станции Пушкино (Московская область).
(Википедия)


О катастрофе.
К моменту происшествия подземного перехода под железнодорожными путями на станции Пушкино ещё не существовало, и возможность безопасного пересечения путей для пешеходов обеспечивал единственный пешеходный мост через пути. Этот мост был сооружен в 1920-х годах и с тех пор ремонтировался только один раз — а именно в начале 1930-х годов, в ходе электрификации Ярославского направления. В 1970-х годах он уже требовал срочного капитального ремонта, о чём начальник станции несколько раз безуспешно докладывал руководству, в том числе примерно за три месяца до катастрофы. Кроме того, в то время на станции не существовало боковой платформы, примыкающей непосредственно к привокзальной площади, и чтобы попасть из города на любую из трех платформ, нужно было переходить через мост над путями.
17 августа 1977 года около 11 часов утра у одной из платформ стоял курсировавший по маршруту Москва—Пушкино электропоезд, который по расписанию должен был в ближайшее время отправиться в Москву. Немногим ранее к соседней платформе должен был прибыть поезд из Загорска, который тоже следовал до Москвы. Но так как прибытие этого поезда задерживалось и было непонятно, который из поездов в итоге отправится раньше, многие пассажиры стояли на платформах и непосредственно на пешеходном мосту, чтобы успеть на загорскую электричку, в случае если она все же опередит пушкинскую. Вскоре по громкой связи действительно было объявлено о прибытии поезда Загорск—Москва, и большое количество пассажиров потянулось на мост, чтобы перейти на нужную платформу. Но как раз за считанные минуты до этого на станцию прибыл ещё и обратный электропоезд из Москвы, и за счет вышедших из него пассажиров на мосту уже находилось значительное количество людей. Когда поезд из Загорска стал приближаться к станции, на мосту образовалась давка, в результате чего одна из опор не выдержала нагрузки и обрушилась; проходившая по ней часть пролёта моста в считанные секунды критически накренилась, оборвала протянутую ниже контактную сеть электропоездов и рухнула вниз вместе с большой частью находившихся на мосту людей. Несмотря на то, что высота падения не превышала десяти метров, было большое количество погибших и травмированных: многие упали прямо под колеса прибывающего и не успевшего затормозить загорского поезда, некоторые погибли от поражения электрическим током от контактной сети или были прибиты падающими вслед за ними развалинами и людьми. В итоге, по официальным данным, погибли более 20 человек, ещё более сотни получили ранения и увечья. О происшествии в официальной прессе сообщено не было. Точное число жертв и их имена до сих пор неизвестны. Мемориальная доска в память о погибших так и не была установлена.
Разрушенный мост был заменен на новый в течение ближайших месяцев, однако уже в 1978—1979 годах на станции Пушкино был построен подземный переход, соединяющий все три посадочные платформы, и пешеходный мост окончательно разобрали. В те же годы, во избежание повторения пушкинской трагедии, подземные переходы под путями вместо пешеходных мостов были устроены и на ряде других станций Ярославского направления (Клязьма, Тарасовская, Челюскинская, Строитель).

Всем доставленным в больницы района за счет железной дороги выдали продуктовые наборы, была организована выдача денег: раненым полагалось по 150 рублей, на каждого погибшего родственникам выдавали по 200 рублей[1]. Нуждающихся в течение несколько лет направляли на лечение в ведомственный железнодорожный санаторий, лечили в основном тех, у кого оказался поврежденным позвоночник.

Это сообщение отредактировал ValdemaS - 2.02.2017 - 19:36
 
[^]
зудука
2.02.2017 - 19:36
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.06.11
Сообщений: 14399
Цитата (StormSli @ 2.02.2017 - 19:28)
Железнодорожная катастрофа под Уфой — крупнейшая в истории России и СССР (если не считать крушение на станции Верещёвка в 1944 году, про которое доступны лишь отрывочные сведения) железнодорожная катастрофа, произошедшая 4 июня (3 июня по московскому времени) 1989 года в Иглинском районе Башкирской АССР в 11 км от города Аша (Челябинская область) на перегоне Аша — Улу-Теляк. В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов № 211 «Новосибирск — Адлер» и № 212 «Адлер — Новосибирск» произошёл мощный взрыв облака лёгких углеводородов, образовавшегося в результате аварии на проходящем рядом трубопроводе «Сибирь — Урал — Поволжье». Погибли 575 человек[1] (по другим данным 645[2]), 181 из них — дети, ранены более 600.


Все в перестройку уже произошло, но узнал к катастрофе только в 90х...

Ну это ты как то пропустил просто. Газеты отрапортовали на следующий день. Было интервью с машинистом, который вывозил пострадавших на электровозе (!). Разгонял в горку, по инерции доезжал до места крушения и скатывался потом обратно до места, где уцелела контактная сеть.
 
[^]
kirschrot
2.02.2017 - 19:37
0
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 30.06.16
Сообщений: 610
Спасибо, очень лаконично и информативно
 
[^]
KuPCaHbI4
2.02.2017 - 19:37
0
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 3.06.14
Сообщений: 56
Да... помнить надо и пухом им земля... политика бля(
 
[^]
irishkaiv
2.02.2017 - 19:41
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.04.13
Сообщений: 6093
А как же расстрел бастующих в Новочеркасске?
 
[^]
jkl2002
2.02.2017 - 19:41
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 1.08.13
Сообщений: 7754
Цитата
Сейчас освещение трагических событий превратилось в какое-то изуверство.

Какая система, такие и новости.
 
[^]
Richi
2.02.2017 - 19:43
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.03.10
Сообщений: 3034
Цитата (megajaba @ 2.02.2017 - 17:16)
Цитата (AndreBarta @ 2.02.2017 - 17:01)
хотелось бы отметить , что дом после этого не обрушился как в Нью-Йорке

... а самым нашим вумным хотелось бы напомнить, что масса боинга больше кукурузника примерно в 90 раз, а масса топлива в нём больше примерно в 200-250раз, скорость больше примерно в 5 раз.

хоть я и не являюсь верующим в пездецки-аллахакбаровский сценарий тарана башен-близнецов, вы всё же должны понимать разницу масштабов тарана и пожара исходя из этих цифЫр.

Но паспорта террористов не сгорели? pray.gif Хуле,made in Krypton. alik.gif
 
[^]
ekama1
2.02.2017 - 19:44
0
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 17.03.15
Сообщений: 184
В начале 80-х в Новгороде пассажирский самолёт (типа як-40) врезался в
жилой пятиэтажный дом.Это всё что я помню(по слухам).
 
[^]
xx22xx
2.02.2017 - 19:45
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 13.06.14
Сообщений: 5130
Цитата (зудука @ 2.02.2017 - 18:31)
Цитата (WT2008 @ 2.02.2017 - 17:52)
Про аварию теплохода на Дону в 80-е годы писали?
Он в мост своим верхом врезался, надстройки срезало...

На Волге. Ульяновск. Т/х Александр Суворов.
Писали. В "Правде", "Труде", "Комсомолке".
Сообщение размером с два спичечных коробка в правом нижнем углу страницы. Сообщение и соболезнования от властей.

Слышал от очевидцев, кто на борту расследовал, одних только золотых украшений с трупов более 2 кг собрали. Погибших было не одна сотня человек.
 
[^]
Witaly
2.02.2017 - 19:46
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.03.13
Сообщений: 6466
Трагедия в Сокольниках

Смерть за жвачку: трагедия в ДС «Сокольники» в 1975 году
В 1975 году в Москве произошел один из самых вопиющих случаев массовой давки на хоккейном матче за всю историю Советского Союза. Футбольные и хоккейные фанаты нередко устраивают бесчинства на стадионах из-за проигрыша любимой команды, но на этот раз столпотворение произошло из-за обычной жевательной резинки.

Хроника событий

10 марта во Дворце спорта, расположенном в Сокольниках, играли товарищеский матч две юношеские команды: советская сборная и канадская «Бэрри Кап» (Онтарио). Канадские хоккеисты должны были провести несколько игр, в том числе со «Спартаком» и «Крыльями Советов». Спонсорами «Бэрри Кап» была компания по производству известной жвачки «Wrigley».

В контракте с командой было указано одно условие, которое юные хоккеисты должны были неукоснительно выполнять: каждый спортсмен получал огромную коробку жвачки (15 кг), после чего должен был бесплатно раздать все брикетики резинки желающим. В Советском Союзе, где граждане годами не видели нормальных товаров, эти простые подарки стали причиной ужасающей трагедии.

Советские школьники неистово охотились за импортным «лакомством» и зачастую просто выпрашивали его у первых встречных иностранцев. Канадские подростки, заметив, какое волшебное действие оказывает обычная жевательная резинка на пионеров, начали просто разбрасывать ее прямо перед матчем. Драки, которые после этого случались в рядах зрителей, гости снимали на камеру.

Перед печально известным матчем 10 марта все московские школьники уже знали, что канадские спортсмены будут разбрасывать «Wrigley» перед игрой. Стадионы были забиты детьми, ожидающими раздачи вожделенных подарков. Канадские хоккеисты даже во время игры оборачивались к трибунам и пригоршнями кидали малышне и подросткам жевательную резинку.

Городские власти предусмотрительно поставили наряды милиции и даже солдат, чтобы советские пионеры не позорили честь страны. Но все это оказалось бесполезным. Юные зрители все равно то и дело бросались подбирать жвачку. Как только матч закончился, они дружно устремились к выходу. Целью толпы подростков был автобус, который увозил канадских спортсменов в гостиницу (перед отправкой мальчишки могли еще подарить несколько жевательных резинок).

Последствия давки

На стадионе тогда присутствовало 4500 зрителей, основную часть которых составляли подростки. Поначалу матч проходил спокойно, поэтому администрация Дворца спорта преспокойно покинула собрание, решив, что ничего страшного уже не случится. На посту остались только дежурный администратор и пьяный электрик. Как только прозвучал финальный сигнал, юные зрители бросились к выходу, сметая все на своем пути.

Во всех проходах образовалось такое столпотворение, что задние ряды буквально сметали передние и шли по их телам. Многие подростки и взрослые были так прижаты к балконам и ограждениям, что начинали задыхаться. В этой трагедии лишился жизни 21 человек, из них 13 — дети до 16 лет. 25 зрителей получили тяжелые увечья.

Обо всем случившемся советские СМИ, как всегда бывало в таких случаях, умолчали. Но по городу поползли слухи с обсуждением всех подробностей трагедии. Канадская команда продолжила свое турне, а администратора Дворца спорта, который лично нес ответственность за случившееся, приговорили к трем годам заключения. На такие же сроки были осуждены его зам, а также начальники РУВД и 70-ого отделения милиции. Спустя несколько месяцев все они были помилованы.

Болельщики «Спартака» провели свое независимое расследование и пришли к выводу: администрация «Сокольников» сознательно допустила эту трагедию, чтобы она послужила уроком тому, кто клянчит у иностранцев и позорит Советский Союз перед всем миром.

Единственным реальным достижением после всего случившегося стала полная реконструкция Дворца спорта, где были расширены проходы и предусмотрены другие меры безопасности. Также в стране было налажено производство первой советской жвачки. Только в 2013-ом в Сокольниках появилась памятная табличка, посвященная жертвам трагедии 1975 года.
 
[^]
jcancer
2.02.2017 - 19:48
3
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 9.01.15
Сообщений: 157
Вспышка сибирской язвы в Свердловске в 1979 г.

Отправлено с мобильного клиента YAPik+
 
[^]
varela99915
2.02.2017 - 19:50
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.03.14
Сообщений: 1137
Про падение спортивного самолёта в толпу 9го мая в Нижнем Тагиле уже говорили? Не в курсе было это здесь или нет, НО, я вырос там и об этом случае слышал лишь со слов родителей.
 
[^]
Raumer
2.02.2017 - 19:51
4
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 28.03.13
Сообщений: 686
Цитата (StormSli @ 2.02.2017 - 19:28)
Железнодорожная катастрофа под Уфой — крупнейшая в истории России и СССР (если не считать крушение на станции Верещёвка в 1944 году, про которое доступны лишь отрывочные сведения) железнодорожная катастрофа, произошедшая 4 июня (3 июня по московскому времени) 1989 года в Иглинском районе Башкирской АССР в 11 км от города Аша (Челябинская область) на перегоне Аша — Улу-Теляк. В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов № 211 «Новосибирск — Адлер» и № 212 «Адлер — Новосибирск» произошёл мощный взрыв облака лёгких углеводородов, образовавшегося в результате аварии на проходящем рядом трубопроводе «Сибирь — Урал — Поволжье». Погибли 575 человек[1] (по другим данным 645[2]), 181 из них — дети, ранены более 600.


Все в перестройку уже произошло, но узнал к катастрофе только в 90х...

Да бросьте, про это информация была сразу же. В том числе и про отправку туда медиков и т.д. На следующий день, помню, была статья в газете про отправку туда самолета Ан-12 со Ржевки (был тогда такой аэродром в Ленинграде) с бригадой медиков.
 
[^]
зудука
2.02.2017 - 19:53
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.06.11
Сообщений: 14399
Цитата (xx22xx @ 2.02.2017 - 19:45)
Цитата (зудука @ 2.02.2017 - 18:31)
Цитата (WT2008 @ 2.02.2017 - 17:52)
Про аварию теплохода на Дону в 80-е годы писали?
Он в мост своим верхом врезался, надстройки срезало...

На Волге. Ульяновск. Т/х Александр Суворов.
Писали. В "Правде", "Труде", "Комсомолке".
Сообщение размером с два спичечных коробка в правом нижнем углу страницы. Сообщение и соболезнования от властей.

Слышал от очевидцев, кто на борту расследовал, одних только золотых украшений с трупов более 2 кг собрали. Погибших было не одна сотня человек.

Один из участников круиза - батин коллега по работе. Отец был профсоюзом большого подразделения завода (более 2000 человек) и этому человеку бесплатную путевку выдал. По словам выжившего. "Да не пошли мы в кино. Решили вмазать "по чуть чуть" и идти посмотреть с верхней палубы на город на берегу. Только разлили и толчок".
 
[^]
dilest
2.02.2017 - 19:54
1
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 6.05.14
Сообщений: 761
Еще помню предмет был в институте, основы безопасности чего-то там и радиационной безопасности. Преподаватель ликвидатор ЧАЭС, рассказывал про испытания ядерной бомбы, точно не помню 50-60 годах, там еще куча народу облучилось, военные и мирные. Рассекретили только уже в 90-х, но им уже рассказывали про эти учения и при ликвидации. Нужно будет погуглить.
 
[^]
Raumer
2.02.2017 - 19:54
1
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 28.03.13
Сообщений: 686
Цитата (DTrump @ 2.02.2017 - 19:29)
Про Новочеркасск уже говорили?

А что, Новочеркасск каким то боком был катастрофой? Такие вещи вообще то стараются замалчивать во всех государствах, и "самое дерьмократическое" - не исключение.
 
[^]
Denver01
2.02.2017 - 19:54
0
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 22.04.13
Сообщений: 637
Цитата (presents @ 2.02.2017 - 19:07)
Вроде ТС пишет об самых секретных утаивавших от народа долгое время тайнах без подробностях. а тут почти все известно. например Авиакатастрофа когда столкнулись 2самолета ту 134 ,в одном из которых летала команда   Ташкентского Пахтакора в 1979 года. (По числу жертв эта авиакатастрофа в истории Ту-134 занимает первое место в истории СССР и Украины среди столкновений в воздухе)

Ну извини скрыть про народ и про команду которая у всех на виду это две разные вещи. Да и слухи всякие ходили про тот случай со столкновениями вплоть до того что в тот момент в небе находился самолёт Брежнева и якобы те самолёты в одном из которых находился Пахтакор военные по какой то причине сбили . Эту байку активно муссировали в 90-е годы.

Это сообщение отредактировал Denver01 - 2.02.2017 - 19:59
 
[^]
agoragoran
2.02.2017 - 19:54
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.11.14
Сообщений: 4060
Цитата
В начале 80-х в Новгороде пассажирский самолёт (типа як-40) врезался в
жилой пятиэтажный дом.Это всё что я помню(по слухам).


Ну почему же по слухам.

Да было такое, В. Новгород. При заходе на посадку Як-40 в условиях ограниченной видимости (туман) потерял ориентировку и врезался в 5 этажный дом.
Никто это не скрывал.
В.Новгород, пр. К.Маркса, если, что.
 
[^]
civicman
2.02.2017 - 19:57
0
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 19.11.09
Сообщений: 3700
Цитата (GONSCHEG @ 2.02.2017 - 17:29)
Историю про Новосибирский самолет мне батя ещё в начале 90х рассказывал. Пилот - его бывший одноклассник.
ХЗ, как на самом деле было, но батя говорит, что тот на тёщу охотился, якобы она в семейную жизнь настойчиво лезла.

ЗЫ: лови петрушку, автор)

А вот адрес бы дома еще узнать? Я впервые про этот случай узнал

Отправлено с мобильного клиента YAPik+
 
[^]
maklaud282
2.02.2017 - 19:57
-3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 18.09.12
Сообщений: 1512
А про самолет, упавший на детсад в Калининградской области, забыли?
 
[^]
Witaly
2.02.2017 - 20:00
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.03.13
Сообщений: 6466
Луковое озеро

http://harmfulgrumpy.livejournal.com/648373.html

Советское Сямозеро под грифом «Секретно»: как утонул пионеротряд из 26 детей

После трагедии на Сямозере в Карелии, где погибли 14 детей, многие вспомнили советские времена: уж тогда-то в летних лагерях был порядок. Но в Советском Союзе в 1960 году случилось ЧП еще большего масштаба: на Луковом озере в Подмосковье утонули 26 ребят, отдыхавшие в лагере машиностроительного завода. И двое взрослых.Этот кошмарный случай попал под гриф «Совершенно секретно». Нам удалось найти людей, которые помнят те давние события.

Луковое озеро находится в Ногинском районе. На карте оно выглядит очень скромно, особенно если сравнивать с карельским Сямозером: такой маленький синий бублик, максимальная ширина не превышает 200 метров. Необычная кольцеобразная конфигурация Лукового получилась благодаря острову посередине акватории, который соединен с материком мостом-перешейком. Как раз на этом острове и построили пионерский лагерь, где произошла трагедия.

Хозяином детского оздоровительного учреждения под названием «Луковое озеро» был металлургический завод из города Электростали, расположенный километрах в 20, — крупное предприятие, выполнявшее заказы для «оборонки», для атомной промышленности... Так что контингентом летних лагерных смен были дети заводчан-металлургов.
Отыскать какие-то официальные документы, относящиеся к происшествию на Луковом озере, автор этих строк пока не смог. Кроме того, сейчас, 56 лет спустя, в памяти старожилов Электростали и соседних с озером деревень Горки, Жилино некоторые подробности уже стерлись. Однако все-таки удалось собрать воедино разрозненные факты и выстроить цепочку событий более чем полувековой давности.

Самодельный катамаран
Черный день для обитателей «Лукового озера» наступил в июне 1960 года.
Администрация пионерлагеря, расположенного на острове, в качестве одного из развлечений для своих малолетних робинзонов предусмотрела регулярное катание на лодках.
«Вон там, в паре сотен метров от моста, соединяющего остров с большой землей, находился старый причал, — показал мне рукой на противоположный берег пожилой местный житель, пришедший к водоему искупаться. — Это строение я хорошо помню, а старшие рассказывали, что во время, которым вы интересуетесь, у причала пришвартованы были несколько лодок.
Пионеров группами приводили туда, рассаживали по суденышкам, и под присмотром вожатых и воспитателей они отправлялись бороздить озеро. Младших катали на моторе: лодка перемещалась при помощи подвесного движка, которым управлял специально предусмотренный для этого сотрудник лагеря — моторист».
Неизвестно, кто конкретно предложил схему: большие группы юных пионеров катали сразу на двух лодках, но при наличии лишь одного моториста.
Вот что вспоминает житель Электростали Тимофей Шарамов:
«Я, будучи пионером, неоднократно отдыхал в «Луковом озере», в последний раз — в 1959 году. А позднее, когда после срочной службы в армии пришел на завод «Электросталь», довелось поработать в этом лагере пионервожатым. Поэтому знаю некоторые подробности случившегося.
В пионерлагере для прогулок по озеру имелись самодельные катамараны — две лодки, соединенные между собой досками, и на одной из них установлен мотор.
Количество посадочных мест было ограничено по технике безопасности, и отряд катался в несколько приемов — моторист и сопровождающие должны были это правило строго соблюдать. Они же следили во время катания, чтобы никто из ребят не пытался дотянуться руками до воды (хотя это было легко сделать из-за низкой осадки лодок), за подобное нарушение дисциплины провинившегося могли наказать: лишить купания.

Тонул младший, 8-й отряд — ребята в возрасте 9–10 лет. Как потом рассказывали, ребятня шла с прогулки вокруг озера по противоположному от лагеря берегу. Малыши уже изрядно устали, а до моста оставалось пройти еще метров 900.
И в это время воспитательница, которая вела детей, увидела неподалеку лагерный катамаран: оказывается, моторист опробовал двигатель после ремонта. Женщина стала уговаривать перевезти отряд прямо в лагерь через озерную протоку, и моторист в конце концов согласился, хотя не имел права. Детей было слишком много, и в итоге получился перегруз, лодки осели в воду очень сильно...»
Вероятно, обоих взрослых, сопровождавших детскую группу в этой водной поездке, успокаивало то, что погода стояла тихая, никакого ветра... Увы, в ход событий вмешалась пустяковая на первый взгляд случайность. Когда катамаран уже удалился на несколько десятков метров от берега озера, вдруг заглох подвесной движок.
«Случайно толкнул девочку»
По поводу дальнейшего мне довелось услышать версию, согласно которой, пока моторист возился с двигателем, пытаясь его завести, ребятня, до того сидевшая спокойно на своих местах, от нечего делать стала шалить.
Дети начали брызгаться друг на друга водой, толкаться. Кто-то, вскочив с лодочной банки, потерял равновесие и упал в воду. Другие, конечно, инстинктивно кинулись к этому борту — смотреть, помогать. Перегруженная лодка накренилась, черпнула бортом и пошла на дно, увлекая за собой и второе суденышко. В считаные секунды почти три десятка ребятишек и двое взрослых оказались в воде...
Иную картину обрисовал ветеран завода «Электросталь» Анатолий Арзамасцев, семья которого была знакома с некоторыми из тех, кто имел прямое отношение к этому трагическому происшествию:
«Да, в лагере был катамаран, я и сам на нем плавал, когда семиклассником последний раз отдыхал в «Луковом озере» за год до этой трагедии.
Вообще в лагере его начальник Иван Степанович Зубов — бывший военный — установил очень строгую дисциплину. Просто так, без разрешения старших, пионерам даже к воде приближаться было запрещено! Катание устраивали для разных отрядов по установленному графику. Каждая такая водная прогулка длилась 40–45 минут...
В тот раз мотор на катамаране заглох, когда судно находилось в 25–30 метрах от берега. Моторист стал его заводить при помощи специального шнура. Однако шнур неожиданно сорвался, и при этом моторист, непроизвольно махнув рукой, толкнул сидящую рядом с ним девочку — дочь той самой воспитательницы, которая привела этот отряд. От толчка ребенок свалился в воду.
Мать сразу же кинулась спасать ее и прыгнула за борт. Среди остальных малышей началась паника, а моторист не сумел справиться с ситуацией. В итоге все оказались в воде...»
Тимофей Шарамов: «В бытность мою пионервожатым в этом лагере я познакомился с Тамарой Ивановной, которая в 1960 году там воспитателем работала. Она рассказывала, что увидели трагедию дети, которые дежурили на острове. Когда подбежали к берегу напротив — глядь, а на воде только панамки плавают! Нескольких ребят все-таки спасли, в этом участвовал и Генка, сын начальника лагеря...»

Анатолий Арзамасцев: «Спасать тонущих пытались сотрудники лагеря и ребята из старших отрядов. Об этом я узнал в свое время из рассказов одного из них — Геннадия Москалева, которому удалось помочь добраться до берега кому-то из мальчишек (вроде бы потом родители этого малыша даже подарили старшекласснику часы в знак благодарности)».
В деревне Горки корреспонденту «МК» подсказали, где найти свидетеля трагического происшествия — Леонида Белоусова. К сожалению, сейчас состояние здоровья пожилого мужчины не позволяет ему общаться с посторонними людьми, однако удалось записать его воспоминания со слов дочери.
«Мой отец отправился тогда на Луковое озеро порыбачить, — рассказывает Таисия Леонидовна. — Он сидел на берегу с удочкой и видел, как плыли эти лодки, услышал, что там вдруг замолк мотор. После этого лодки остановились посреди плеса, а потом... Отец рассказывал, что даже не сразу понял, что случилось. А поняв, быстро разделся и кинулся в воду — спасать барахтающихся людей. Ему удалось вытащить на берег одну девочку. Другим помочь уже не успел — буквально в считаные минуты все было кончено: на поверхности воды никого из тонувших не осталось... Даже спустя годы отец очень досадовал, что, как нарочно, в тот момент на озере рыбачил только он один, а ведь обычно на берегу сидели несколько человек с удочками. В этом случае удалось бы спасти больше детей!».
«Дети вцепились во взрослых мертвой хваткой»
О случившемся ЧП из пионерлагеря позвонили в город. Вскоре к Луковому озеру приехали милиция, «скорая»...
Сарафанное радио быстро разнесло весть о трагедии на «Луковке» по соседним деревням. «Я как раз со смены на фабрике домой возвращалась, — вспоминает одна из жительниц Горок, которой тогда было 19 лет. — Гляжу, а в деревне все наши куда-то по дороге торопятся: «Там дети утонули!» Меня знакомый парень, проезжавший мимо, на багажник велосипеда посадил, и так мы до озера добрались. К тому времени уже стемнело, и ничего толком увидеть было невозможно.

Только заметила, что у воды какие-то прожектора или фары автомобильные светят и люди суетятся, а ближе к самому месту нас уже не пустили».
Из расположенной неподалеку воинской части быстро направили подразделение солдат, которые оцепили подступы к берегу. Позже для участия в поисковых работах прислали на озеро несколько водолазов. «Они долго работали, чтобы найти всех, — рассказывает один из старожилов, — глубина озера в некоторых местах достигает 12–15 метров, да еще водоросли густые...» По мере того, как поднимали со дна тела утонувших, картина происшествия становилась еще более ужасной.
Количество утонувших во время этой водной катастрофы оказалось очень велико — двое взрослых и 26 детей. «Среди них оказалась и Танечка, младшая сестра моего знакомого Виктора Мазаева», — уточнил Анатолий Арзамасцев. Главная причина столь большого количества жертв при кораблекрушении, произошедшем буквально в трех десятках метров от берега, — почти никто из ребятишек не умел плавать, а их сопровождающие помочь оказались бессильны.
«Когда нашли моториста и воспитательницу, стало понятно, почему они не спаслись или не помогли спастись кому-то из детворы, — рассказывают старожилы. — Тела этих двоих взрослых были буквально увешаны вцепившимися в них мертвой хваткой детишками. Видимо, в панике малыши старались ухватиться за надежную опору, но в итоге своим весом утянули этих двух людей на дно. Между прочим, дочка той воспитательницы тоже погибла».
«Эту женщину звали Мария Антоновна Зиновьева, — вспоминает Тамара Арзамасцева. — Я ее хорошо помню: она преподавала нам, учащимся электростальской школы №13, русский язык и литературу. Тогда многие учителя летом подрабатывали, устраиваясь воспитателями в пионерлагеря. Зиновьевой было в момент трагедии около 35 лет.
Она сама родом из соседнего Павловского Посада и, помню, рассказывала, что училась в школе вместе со знаменитым артистом Вячеславом Тихоновым... После ее гибели довелось слышать: при расследовании этого ЧП судебные медики выяснили, что Мария Антоновна была беременна. Получается, Луковое озеро в тот день забрало не 28, а 29 человеческих жизней».
И все-таки выжившие были. Кроме девочки, спасенной Леонидом Белоусовым, добрались до берега еще двое мальчишек (удалось узнать, что одного из них звали Володя Батюхнов). Скорее всего, они лучше своих товарищей могли держаться на воде и при этом быстро сообразили, как доплыть до спасительного берега.

Увы, судя по рассказам старожилов, еще несколько ребят-пловцов не смогли в этой критической ситуации сориентироваться. Они впали в панику и плыли куда глаза глядят — не к берегу, а вдоль него. Но запас сил ребячьих невелик — в итоге тела этих малышей водолазы обнаружили на дне в некотором отдалении от всех остальных утонувших.
«Даже в деревне было слышно, как кричали матери»
Конечно, страшное известие о случившемся на Луковом озере быстро дошло до заводчан в Электростали. Родители, чьи дети отдыхали в этом пионерлагере, ринулись туда из города — на автобусах, на попутных машинах, на мотоциклах и велосипедах...
«Даже у нас в деревне слышно было, как кричали женщины, как выли, отчаявшись найти своих сыновей и дочерей живыми...» — рассказывают бабушки в Горках.
А вот какое воспоминание оставил в Сети Сергей Лебедев, который, судя по его пояснениям, тогда как раз отдыхал в этом пионерлагере: «На следующий день уже рано утром начали приезжать наши родители, и хотя на воротах лагеря был вывешен список погибших, но родители не верили ему и, пока не удавалось увидеть своих детей целыми и невредимыми, не уезжали».

ЧП на Луковом озере стало трагедией для всей Электростали. В те годы это был закрытый город, большая часть жителей которого работала на машиностроительном заводе. Здесь все друг друга знали, и потому беда, пришедшая разом в десятки семей, не оставила равнодушными их сослуживцев и соседей.
Через несколько дней после трагедии состоялись похороны жертв Лукового озера. Утонувших ребят провожал весь город. Многих из них похоронили рядом друг с другом на старом электростальском кладбище, там образовалась целая аллея погибших детей, найти которую теперь непросто: многие участки закрытого ныне погоста сильно заросли.
Конечно, требовалось найти и наказать виновных. Оба сотрудника лагеря, непосредственно отвечавшие за жизни детей в этом водном рейде, погибли, и потому вся тяжесть обвинений легла на начальника лагеря.
К слову сказать, самого Ивана Зубова в тот трагический момент на острове не было: судя по рассказам, он — вот ведь жуткая ирония судьбы! — как раз уехал в инстанции, чтобы решить вопрос о приобретении нового плавсредства для катания пионеров взамен старого катамарана. Видимо, эта конструкция с подвесным мотором стала уже не слишком надежной.
Судя по рассказу Шарамова, незадолго до трагедии начальник лагеря вообще запретил катать детей на этих спаренных лодках. Этот приказ во время суда над Зубовым даже посчитали смягчающим обстоятельством. В итоге начальник «Лукового озера» получил только 3 года тюрьмы. Однако оправиться от гибели детей Иван Степанович так и не смог. Буквально через пару лет после освобождения он умер.
Страшное происшествие на подмосковном озере, да еще связанное с «оборонным» заводом в закрытом городе, сразу засекретили. (Что не помешало, однако, радиостанции «Голос Америки» оперативно сообщить о нем в выпуске новостей: «Именно от этого вражьего голоса некоторые наши жители и узнали о трагедии»). Все документы по расследованию спрятаны от посторонних глаз под грифом «секретно».

В самом пионерлагере вскоре произошло обновление флота: для катания по «Луковке» закупили внушительных размеров прогулочный катер под названием «Орленок» (впрочем, он недолго плавал по озеру и был затем поставлен на прикол на берегу). И сам пионерлагерь тоже стал называться «Орленком» — наверное, переименовали, чтобы совсем отмежеваться от той трагедии.
Однако ее последствия оставили зарубку на многие десятилетия, в течение которых детский городок на острове не раз еще менял своих начальников и свои названия. «Я работала там в начале 1990-х, — рассказывает одна из жительниц Горок. — История с гибелью детей на озере даже тогда была в лагере под запретом. О ней если и вспоминали, то вскользь, шепотом... И до сих пор всякие «водные процедуры» вроде катания по воде в этом детском учреждении запрещены, — даже пристань там есть, а лодок нет».[right]

5 страшных трагедий, которые скрывали в СССР
 
[^]
стармех
2.02.2017 - 20:01
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.05.15
Сообщений: 1955
Цитата (StormSli @ 2.02.2017 - 19:28)
Железнодорожная катастрофа под Уфой — крупнейшая в истории России и СССР (если не считать крушение на станции Верещёвка в 1944 году, про которое доступны лишь отрывочные сведения) железнодорожная катастрофа, произошедшая 4 июня (3 июня по московскому времени) 1989 года в Иглинском районе Башкирской АССР в 11 км от города Аша (Челябинская область) на перегоне Аша — Улу-Теляк. В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов № 211 «Новосибирск — Адлер» и № 212 «Адлер — Новосибирск» произошёл мощный взрыв облака лёгких углеводородов, образовавшегося в результате аварии на проходящем рядом трубопроводе «Сибирь — Урал — Поволжье». Погибли 575 человек[1] (по другим данным 645[2]), 181 из них — дети, ранены более 600.


Все в перестройку уже произошло, но узнал к катастрофе только в 90х...

Я был на месте катастрофы через два дня. Нас, студентов, возили на прочёсывание местности, для поиска погибших. Про эту катастрофу никто не умалчивал. А вот про ядерный взрыв на "Маяке" я узнал только приехав сюда жить!

Это сообщение отредактировал стармех - 2.02.2017 - 20:03
 
[^]
figitive
2.02.2017 - 20:03
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.04.13
Сообщений: 1114
ТС про Байконур написал, а про похожую трагедию 18 марта 1980 года на космодроме Плесецк не написал. Там тоже погибло около 40 человек и тоже не афишировали.

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Катас

Это сообщение отредактировал figitive - 2.02.2017 - 20:04
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 218930
0 Пользователей:
Страницы: (14) « Первая ... 5 6 [7] 8 9 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх