Рекомендую все же почитать книжку Уланова и Шеина. У меня она в бумаге есть с автографом Буркатовского.
http://www.e-reading.club/book.php?book=1004303Итак, на 1 июня 1941 г. в Красной Армии числилось на вооружении 25 932 танка, САУ и танкеток — всего-всего, включая в это число даже переделанные в тягачи танкетки Т-27. Из них 13 981 танк находился в западных округах, а остальные занимались своими бронетанковыми делами на всей остальной территории СССР от Владивостока до Кушки.
У Германии к 22 июня имелось 5154 танка (плюс 377 штурмовых орудий StuG.III), из которых 3658 (плюс 252 штурмовых орудия) находилось на границе СССР. Впрочем, остальные немецкие танки тоже не маялись от безделья — они гоняли по Африке англичан или просто катались взад-вперед вдоль Ла-Манша, чтобы у Черчилля случайно не возникло намерений высадиться во Франции раньше 44-го.
Казалось бы, все просто. Но…
«Приказами КО № 12–16 1940 года и Наставлением по учету и отчетности в Красной Армии предусматривалось деление всего имущества по качественному состоянию на следующие категории:
1-я категория — новое, не бывшее в эксплуатации, отвечающее требованиям технических условий и вполне годное к использованию по прямому назначению.
2-я категория — бывшее (находящееся) в эксплуатации, вполне исправное и годное к использованию по прямому назначению. Сюда же относится имущество, требующее войскового ремонта (текущий ремонт).
3-я категория — требующее ремонта в окружных мастерских (средний ремонт).
4-я категория — требующее ремонта в центральных мастерских и на заводах (капитальный ремонт)»[32].
Стоит сразу отметить, что аналогов 3-й и 4-й категории в немецких списках попросту нет — в немецкой системе учета танки, отправленные на заводы для ремонта или модернизации, не числились на балансах частей. Потому, включая эти категории в сравнение, мы ставим друг напротив друга исправную и боеготовую «единичку» и отправленный еще в далеком 1940-г. на ремонт на Кировский завод Т-28, который завод вот уж три месяца ищет — и никак не может найти ни в собранном виде, ни в разобранном, ни и ломе и мусоре. И одних таких танков, которые на бумаге есть, а фактически переданы в ремонт на заводы промышленности, в одних только западных приграничных округах числилось около шестисот — 603 штуки, если и Ленинградский военный округ учесть.
Впрочем, даже с вычетом их цифра внушительна — в западных округах готовы встретить врага 2145 линейных танков первой категории и 7900 — второй.
Однако плавная проблема нас еще ждет впереди.
Давайте еще раз:
2-я категория — бывшее (находящееся) в эксплуатации, вполне исправное и годное к использованию по прямому назначению. Сюда же относится имущество, требующее войскового ремонта (текущий ремонт).
Обычно танки, проходившие по этой категории, зачисляют в боеготовые «всем скопом». Только вот правильно ли это?
Вторая категория учета — это совсем не простая категория. Она очень интересна. Нет, не так — она очень-очень-очень интересна.
Как пример второй категории, комиссия ГАБТУ отмечала в конце марта 1941 г. в ходе формирования и боевой подготовки 20-й танковой дивизии 9-го мехкорпуса, : «В 39-м танковом полку танки получены после капитального ремонта от рембаз и зачислены в учебно-боевой парк. Танки не укомплектованы инструментом, принадлежностями и ЗИПом… В полку совершенно отсутствуют самые необходимые запчасти, что не позволяет исправить мелкие повреждения. Отсутствие запасных предохранителей приводит к попыткам установки „жучков“. На 25 % танков гусеницы сильно изношены и требуют замены». Причем подобное положение дел было более правилом, нежели уродливым исключением из него: «Имеющиеся в полку боевые машины отнесены к учебно-боевому парку и получены в большинстве случаев после капитального ремонта от ремонтных баз. Машины не укомплектованы инструментом, принадлежностями и возимыми запчастями… До 30 % наличного парка машин требует смены траков гусениц. Четыре танка имеют поломки, но не могут быть восстановлены из-за отсутствия запчастей. Один аварийный танк требует смены кривошипа ленивца, средствами полка восстановлен быть не может» — это про 58-й танковый полк 131-й мотострелковой дивизии 9-го мехкорпуса Киевского особого военного округа. «Состояние материальной части самое неудовлетворительное. Из имеющихся машин 20 % отработали по 100 моточасов, 10 % по 50 моточасов. Ходовая часть у всех машин совершенно изношена… Зап. частей никаких нет. Ремонтной базы совершенно нет». — а это 37-я легкотанковая бригада все того же Киевского особого военного округа.
В итоге с началом войны в парках оставляли 10–25 % танков старых типов. А сколько машин с изношенными гусеницами и агрегатами вышло из строя во время маршей и осталось на обочинах дорог, так и не вступив в бой?
Это сообщение отредактировал Valdark - 2.06.2016 - 13:05