Кстати, несмотря на недостатки конструкции история этой машины в 45-м не закончилась!
Разработанный в конце 1930-х годов, Nakajima Ki-43 Hayabusa (истребитель Type 1) имел относительно успешный послужной список во Второй китайско-японской войне после того, как был представлен в 1941 году. Японские 59-я и 64-я сэнтай (эскадрильи) были первыми двумя эскадрильями, получить новый истребитель Ki-43-I. Почти не встречая сопротивления со стороны ВВС Китайской Республики (ROCAF), Ki-43-I помог укрепить японское превосходство в воздухе над Китаем, французским Индокитаем, Малайей и некоторыми частями Индии до прибытия боевых самолетов союзников по ленд-лизу для Китая. За время службы Hayabusa в подразделения были переданы три основных варианта: Ki-43-I, Ki-43-II и Ki-43-III. Японцы также предоставили некоторые из этих вариантов Имперским ВВС Маньчжоу-Го в северо-восточном регионе Китая. С окончанием Второй китайско-японской войны запасы японского оборудования были выставлены на продажу между Советским Союзом, китайскими националистами и китайскими коммунистами. Националистические китайские силы повторно оккупировали Шанхай в конце 1945 года и захватили военные самолеты, ранее принадлежавшие японцам. Среди них были различные модели Hayabusa, которые использовались для оснащения 18-й и 19-й эскадрилий 6-й истребительной группы ROCAF. Эти Hayabusa были размещены в провинции Шаньдун в рамках подготовки к гражданской войне в Китае. В мае следующего года из-за нехватки запчастей и подходящей механики две эскадрильи были расформированы.
Коммунистические силы Китая ни в коем случае не бездействовали в течение первых нескольких послевоенных месяцев. Было захвачено бесчисленное количество орудий, а также значительное количество танков и самолетов. В октябре 1945 года китайские коммунистические силы захватили свои первые пять «Хаябус» во время освобождения Шэньяна во время Ляошэньской кампании от националистов. Эти пять захваченных националистов Hayabusa были моделями Ki-43-II, которые ранее принадлежали 4-му японскому учебному полку. Точные модели самолетов неизвестны. (Неизвестно, являются ли они вариантами ко, отсу, хей и т. Д.). Эти пять самолетов будут отправлены в недавно созданную Северо-восточную старую авиационную школу (东北老航校) после некоторого ремонта и ремонта. В декабре того же года два таких самолета отремонтировали и планировали переправить в Северо-восточное старое авиационное училище. Два японских пилота парома, теперь верные китайским коммунистам, вылетели из Фэнцзибао (奉集堡), чтобы вылететь в Тунхуа (通化), один из пунктов их назначения. Однако два Hayabusa и их пилоты так и не добрались до Тунхуа, и широко распространено мнение, что эти японские пилоты были незнакомы с географией и в конечном итоге заблудились. Это действительно возможно, но есть много других теорий. Вполне возможно, что самолеты пострадали от механической неисправности и разбились. Другая версия может заключаться в том, что пилоты были перехвачены самолетами ROCAF, но доказательств этому нет.
Остальные «Хаябусы» в конечном итоге были доставлены в Северо-восточное старое авиационное училище, где их использовали в качестве передовых тренажеров для пилотов-истребителей. В апреле 1948 года бойцы Северо-восточной старой школы авиации смогли захватить неопределенное количество истребителей «Хаябуса» в городском аэропорту Чаоян (朝阳镇), расположенном в Цзилине. За этим последовала еще одна неустановленная партия хаябусов, захваченных в аэропорту Сунцзя (孙家), расположенном недалеко от Харбина в провинции Хэйлунцзян, где-то в июне того же года. Было зарегистрировано, что четыре Hayabusa были отремонтированы школой с 1947 по 1948 год. Под руководством бывших японских и маньчжоу-го пилотов многие курсанты-коммунисты Китая вскоре смогли закончить полеты на двухместном учебно-тренировочном самолете Tachikawa Ki-55. летать в одиночку на Хаябусе.
В марте 1948 года несколько опытных пилотов и инструкторов были отозваны из школы, чтобы сформировать «боевое летное крыло» (战斗飞行大队). 1-я эскадрилья будет использовать бомбардировщики и транспортные самолеты, а 2-я эскадрилья - истребители. Среди них будет шесть моделей Ki-43-II. Целью этого соединения было сражаться с самолетами националистов, но это крыло никогда не участвовало в боевых действиях.
Предполагалось использовать «Хаябусу» на параде в честь создания Китайской Народной Республики 1 октября 1949 года, но этого не произошло. Несмотря на то, что кто-то может подумать, японские самолеты не участвовали в параде не из-за политических и расовых проблем, а скорее из-за опасений, что во время парада у них возникнут механические проблемы.
Китайские военнослужащие-коммунисты стоят перед захваченным Хаябусой. (Энциклопедия китайских самолетов: Том 2)
Таким образом, эти изношенные Хаябусы были остановлены. К ноябрю 1949 года в эксплуатации оставалось всего пять экземпляров Hayabusa. Эти последние пять истребителей использовались 7-й авиационной школой в качестве тренажеров и учебных пособий. К 1952 году все «Хаябусы» были окончательно выведены из эксплуатации. Сохранившихся образцов коммунистического китайского Хаябусы нет, но есть одна известная фотография коммунистического Хаябусы на вооружении.
Во второй половине дня 15 октября 1947 года четыре китайских националистических P-51D «Мустанг», принадлежащих аэродрому Шэньян Бейлин, взлетели в воздух под командованием Сюй Цзичжэня (徐吉骧), второго командира эскадрильи. Им было поручено патрулировать воздушное пространство Харбина (哈尔滨), Цзямусы (佳木斯) и китайско-советской границы. Пересекая горы возле Мишана (密 山), эскадрилья «Мустангов» заметила учебно-тренировочный самолет Tachikawa Ki-55 с коммунистической китайской маркировкой, принадлежащий Северо-восточной старой авиационной школе, готовящийся к посадке в соседнем аэропорту Танъюань (汤 原). Этот Ki-55 пилотировал Лу Липин (吕黎平) и неназванный японский инструктор. Сюй Цзичжэнь немедленно нырнул к тренеру и начал стрелять. Пострадал участок сразу за инструкторским отделением, в результате чего возник пожар. Наблюдая за атакой с земли, Фан Хуа (方华), ветеран-солдат-коммунист, вскарабкался на припаркованный поблизости Nakajima Ki-43-II Hayabusa и взлетел. К несчастью для него, «Хаябуса» не был заряжен боеприпасами, поэтому он не смог атаковать «Мустанги». Однако ему удалось увести «Мустанги» с аэродрома и уклоняться от их выстрелов, пока у них не кончились боеприпасы. Эта неудачная стычка была первым опытом ведения боевых действий воздух-воздух у китайцев-коммунистов.
Согласно многим западным источникам, коммунистические силы Китая эксплуатировали всего пять «Хаябус». Однако это неверно. Автор считает, что причина, по которой в этих источниках упоминается только пять захваченных моделей, связана с ошибками перевода или просто с игнорированием фактов. Наиболее вероятная причина неправильного представления, вероятно, связана с двумя фактами:
К концу Ляошэньской кампании китайские коммунисты захватили пять моделей.
К моменту официального создания НОАК на вооружении все еще находилось пять моделей.
Однако эти западные источники могли упустить из виду тот факт, что две из первых пяти захваченных моделей разбились во время перегонки в декабре 1945 года. Таким образом, в рабочем состоянии остались только три модели.
Тем не менее, обычно упускают из виду тот факт, что Северо-восточная старая авиационная школа смогла захватить неопределенное количество Hayabusa в городском аэропорту Чаоян (朝阳镇), расположенном в Цзилине, где-то в апреле 1946 года. Еще одна неустановленная партия Hayabusa также была захвачена в Суньцзя. (孙家) Аэропорт, расположенный недалеко от Харбина в провинции Хэйлунцзян, июнь. Из-за неуказанного количества хаябусов, захваченных в этих двух местах, это только усложняет определение того, сколько хаябусов действительно было захвачено и эксплуатировалось. Но при инвентаризации, проведенной в апреле 1948 года, во 2-й эскадрилье числилось в общей сложности шесть «Хаябус». Согласно этой записи, это должно означать, что на этих двух аэродромах было захвачено три или более Hayabusa. Это должно составить в общей сложности восемь или более Hayabusa с учетом двух разбившихся. В заключение автор считает, что в общей сложности было захвачено восемь или более Hayabusa, которые до некоторой степени эксплуатировались коммунистическими китайскими силами до вывода всех моделей из эксплуатации в 1952 году.