И в Штатах было полно спекуляций по этому поводу:
28 января 1986 года, через семьдесят три секунды полета космического челнока "Челленджер", корабль развалился на части, погибли семь астронавтов на борту. Видеозаписи, опубликованные впоследствии НАСА, показали, что за несколько секунд до катастрофы можно было увидеть необычный столб огня и дыма, извергающийся из нижней секции правой твердотопливной ракеты шаттла. Обычно предполагалось (и НАСА мало что сделало, чтобы опровергнуть это мнение), что все на борту погибли в момент взрыва внешнего бака.
Позже НАСА признало, что, вероятно, по крайней мере трое членов экипажа на борту оставались в сознании после взрыва и, возможно, даже в течение нескольких минут, которые потребовались для того, чтобы отсек экипажа шаттла упал в Атлантический океан. Агентство держало в строжайшей тайне вопросы, связанные с трагедией "Челленджера", активно борясь в судах с запросами СМИ о предоставлении доступа к фотографиям обломков, деталям расчетов с семьями экипажей или отчетам о вскрытии, и это нежелание делиться информацией, вероятно, убедило некоторых в том, что было много что скрывать.
Такая обстановка порождает собственные слухи, и репортер Miami Herald Деннис Э. Пауэлл написал, что экипаж, вероятно, был жив и находился в сознании, пока отсек экипажа шаттла не погрузился в Атлантический океан:
Когда шаттл развалился на части, давление в отсеке экипажа не упало, по крайней мере, не сразу. Был неприятный толчок — "Довольно хороший пинок под зад", как описывает это один исследователь, — но он был не настолько сильным, чтобы нанести травму. Вероятно, это объясняло "о-о-о", которое было последним словом, услышанным на магнитофоне кабины экипажа, который будет найден со дна океана два месяца спустя. Почувствовав толчок, четверо астронавтов на летной палубе увидели яркую вспышку и облако пара. Свет погас. Интерком отключился. После нескольких вдохов семь астронавтов перестали получать кислород в свои шлемы.
Кто-то, по-видимому, астронавт Рональд МакНейр, наклонился вперед и включил аварийный аппарат подачи воздуха пилота шаттла Майкла Смита. Аппарат подачи воздуха командира Фрэнсиса Скоби был в труднодоступном месте. Он не был активирован. Тем не менее, если бы в отсеке экипажа было быстрое снижение давления воздуха, Скоби нужно было бы только поднять маску, чтобы иметь возможность дышать. Были включены два других аппарата. Трое других так и не были найдены.
Хотя шаттл разлетелся на куски, отсек экипажа остался цел. По словам следователей, он стабилизировался в положении носом вниз в течение 10-20 секунд. Даже если бы давление в отсеке постепенно снижалось, те, кто находился на летной палубе, наверняка оставались бы в сознании достаточно долго, чтобы мельком увидеть мчащуюся к ним зелено-коричневую Атлантику. Если он терял давление очень медленно или оставался неповрежденным до тех пор, пока не попал в воду, они были в сознании и осознавали всю дорогу вниз.
На самом деле, так и не было найдено четких доказательств того, что в кабине экипажа вообще произошла разгерметизация. Конечно, не было внезапной, катастрофической потери воздуха такого типа, который вырубил бы астронавтов в течение нескольких секунд. Такое событие привело бы к тому, что пол средней палубы прогнулся бы вверх; этого просто не произошло.
Предполагаемая стенограмма последних ужасающих моментов экипажа "Челленджера" циркулировала в Интернете в течение многих лет, предположительно взятая из "секретной записи", просочившейся из НАСА:
Секретная запись НАСА показывает, что экипаж шаттла "Челленджер" не только пережил взрыв, который разорвал судно на части; они кричали, плакали, проклинали и молились в течение трех адских минут, прежде чем врезались в Атлантику и погибли 28 января 1986 года.
Говорят, что запись начинается с испуганного крика члена экипажа: "Что случилось? Что произошло? О Боже, нет!" Раздаются крики и проклятия – несколько членов экипажа начинают плакать, а затем другие прощаются со своими семьями.
Через две минуты сорок пять секунд запись заканчивается. Именно тогда отсек экипажа шаттла, который остался неповрежденным после взрыва судна над Атлантикой, упал в океан со скоростью более 200 миль в час, мгновенно убив экипаж.
"Прикрыть? Конечно, это было сокрытие", - заявил Роберт Хотц, член президентской комиссии, расследовавшей катастрофу. "НАСА не может смириться с тем фактом, что они поставили этих астронавтов в ситуацию, когда у них не было достаточного оборудования для выживания. НАСА наплевать на все, кроме как прикрыть свою задницу ", - сказал он.
Официальный отчет, опубликованный НАСА, заканчивается словами пилота шаттла Майкла Смита: "Ого!" Некоторые сотрудники НАСА, очевидно, слышали больше – гораздо больше. И они предоставили остальную часть отчета, основанного на том, что они обсуждали в НАСА за последние пять лет. У астронавтов было время, и они поняли, что что-то происходит после того, как шаттл разрушился.
"У всех астронавтов шаттла есть личные магнитофоны, и кассета, о которой идет речь, по-видимому, принадлежала Кристе (Маколифф), которая была восстановлена после катастрофы шаттла", - сказал Хотц. Джарвис сидел рядом с ней, и когда он понял, что происходит, он сказал: "Дай мне свою руку".
"НАСА настаивает, что на пленке ничего подобного нет, но они говорят о записи миссии, а не о Кристе. Значит, они не лгут, но и не говорят всей правды".
Журналист, имеющий тесные связи с НАСА, был еще более категоричен: "Ходят упорные слухи, начиная с катастрофы, что эта запись абсолютно леденящая кровь".
Следующая расшифровка начинается через две секунды после окончания официальной версии НАСА, когда пилот Майкл Смит говорит: "О-о!" Время с момента взлета указано в минутах и секундах и является приблизительным. Пол говорящего обозначается буквой М или Ж.
T+1:15 (M) Что произошло? Что произошло? О Боже, нет – нет!
T +1:17 (Ж) О, дорогой Боже.
T + 1:18 (М) Включите свой воздушный аппарат! Включите эфир…
T+1:20 (М) Не могу дышать… задыхаясь…
T+1:21 (М) Поднимите забрало!
Т+1:22 (М/Ж) (Крики.) Жарко. (Рыдания.) Я не могу. Не говори мне… Боже! Сделай это ... сейчас…
T +1:24 (M) Я сказал им… Я сказал им… Черт возьми! Резник не…
T+1:27 (М) Успокойся! Движение (неразборчиво)…
T+1:28 (Ж) Не дай мне так умереть. Не сейчас. Не здесь…
Т+1:31 (М) Ваша рука ... нет… Я (продолжительное искажение, помехи)
T +1:36 (Ж) Я ... теряю сознание ...…
T +1:37 (M) Мы еще не мертвы.
T+1:40 (М) Если ты когда-нибудь хотел (неразборчиво), чтобы я сотворил чудо… (неразборчиво)… (крики)
T+1:41 (M) Она ... она... (искажает) ... черт!
T+1:50 (М) Не могу дышать…
T+1:51 (М/Ж) (крики) Иисус Христос! Нет!
T+1:54 (M) Она отключилась.
T+1:55 (М) Повезло… (неразборчиво).
Т+1:56 (М) Боже. Вода… мы мертвы! (крики)
T+2:00 (Ж) Прощай (всхлипывает)… Я люблю тебя, я люблю тебя…
T +2:03 (M) Расслабьтесь… расслабьтесь…
T + 2:07 (M) Это будет похоже на посадку на воду…
T + 2:09 (M) Правильно, думайте позитивно.
T+2:11 (М) Садимся на воду…
T+2:14 (M) Ни за что!
T+2:17 (М) Дай мне свою руку…
T+2:19 (M) Ты там не спишь? Я... я…
T+2:29 (М) Отче наш… (неразборчиво)…
T+2:42 (М)...да святится имя Твое... (неразборчиво).
T+2:57 (M) Ты... там?
T +2:58 (М) Господь - мой пастырь, я буду… не хочу. Он заставляет меня лежать на зеленых пастбищах… хотя я иду по долине смертной тени, я не убоюсь зла… Я буду жить в доме…
T+3:15 до конца. Нет. Помехи, тишина.
Однако эта "расшифровка" появилась в статье, опубликованной в февральском выпуске Weekly World News за 1991 год, таблоида, известного тем, что создает вымышленные новостные сюжеты и липовые сенсации. Такой расшифровки никогда не было, и не было известно, что экипаж "Челленджера" носил личные магнитофоны. Более того, личные самописцы не зафиксировали бы комментарии членов экипажа на разных палубах, как заставила бы нас поверить поддельная стенограмма.
Не все на борту погибли в ту же секунду, когда взорвался внешний бак; это известно. Полное понимание того, что именно произошло в этой каюте после взрыва, остается недостижимым, поскольку последствия крушения, а также шесть недель, проведенных в море с обломками и телами, не позволили точно определить, когда и как все на борту погибли. (Шесть недель в морской воде также испортили бы все неэкранированные аудиокассеты, которые чудесным образом пережили взрыв и крушение.)
Если бы в кабине немедленно произошло разгерметизация, экипаж прожил бы от 6 до 15 секунд после взрыва; если нет, они могли бы выжить в течение полных двух минут и сорока пяти секунд, которые потребовались кабине, чтобы упасть на 65 000 футов обратно на Землю. Они, безусловно, не могли пережить сокрушительное столкновение со скоростью 207 миль в час с водами у побережья Флориды, что опровергает более дикие версии слухов о "выживших астронавтах", которые заставляли их оставаться в живых в течение нескольких часов (и даже дней) под водой, ожидая спасателей, которые не смогли добраться до них вовремя.
Возможно, лучший ключ к разгадке тайны того, как долго выживал обреченный экипаж, заключается в том, что НАСА узнало, изучив четыре аварийных баллона, извлеченных из обломков. Три из них были активированы вручную, что продемонстрировало, что по крайней мере часть экипажа поняла, что что-то пошло не так, и предприняла шаги, чтобы спастись. Однако четвертый неактивированный баллон ещё больше указывает на то, что, скорее всего, осознание обстоятельств и потеря сознания произошли примерно в одно и то же время.
К такому выводу пришел доктор Джозеф Кервин, директор отдела биологических наук Космического центра Джонсона в Хьюстоне. Его отчет за июль 1986 года был основан на официальном исследовании обломков отсека экипажа, аудиозаписей и других данных, записанных на шаттле, останков астронавтов и фотографий капсулы, когда она упала после взрыва шаттла.
В отчете доктор Кервин сказал: "Причина смерти астронавтов "Челленджера" не может быть установлена однозначно, силы, которым подвергся экипаж во время разрушения орбитального аппарата, вероятно, были недостаточными, чтобы вызвать смерть или серьезные травмы, и экипаж, возможно, но не наверняка, потерял сознание в последующие секунды разрушения корабля из-за потери давления в модуле экипажа в полете ".
Другими словами, они вполне могли прожить весь спуск по спирали и, возможно, даже были в полном сознании на протяжении всего этого адского спуска. Но даже если это так, эта сфабрикованная "стенограмма" не сохраняет их последние слова.
Брук Бинковски
Опубликовано 22 февраля 2001 года