136


Всех, в первую очередь, поздравляю с Днём Победы. И автомобиль сегодня будет, по такому случаю, всем хорошо известный, но от того не менее интересный и примечательный. Пару слов о нём всё же скажу.
Попытки создать универсальный лёгкий армейский внедорожник, разумеется, предпринимались и ранее, но именно Виллис стал первым по-настоящему удачным и массовым прародителем целого класса, вдохновителем и образцом для подражания для многих и многих.
В США программа разработки стандартизованной линейки армейских автомобилей велась аж с начала 1920-х, но, в основном, теоретически. Несмотря на массу разработанных прототипов, к 1940 году армия США продолжала использовать обычные гражданские грузовики, слегка приспособленные под военные нужды. В Германии этим вопросом занялись позже, в 1933-34, но при этом не теоретизировали, а имели уже к 1939 вполне чёткую систему стандартных типов автомобилей. Более того, грузовики и вовсе допускались к серийному производству только с одобрения Вермахта, как пригодные к использованию в военных целях.
С лёгкими автомобилями всё было немного сложнее. Пытались, например, приспособить обычные серийные легковые машины без полного привода, в лучшем случае устанавливая внедорожную резину и упрощённые кузова. В Германии, помимо этого, строили трёхосные автомобили, а также чрезмерно усложнённые полноприводные и полноуправляемые машины, опять же, на базе серийных. Во Франции были интересные разработки компании Laffly, в США использовали наборы Marmon-Herrington для переделки обычных пикапов в полноприводные, но всё это было полумерами, и к 1940 в США сформировали требования и объявили конкурс на создание специального лёгкого армейского внедорожника.
Внезапно, большого энтузиазма у производителей эта инициатива не вызвала, в срок и вовсе успела предоставить проект лишь небольшая компания Bantam. Чуть позже подтянулись Willys-Overland с эскизами и Ford.
Прототип Bantam был весьма многообещающим, но крохотная фирма не потянула бы необходимые военным объёмы. По условиям же конкурса вся документация становилась собственностью МО США, и ею щедро поделились с конкурентами. История длинная, немного запутанная и не без судебных разбирательств, но так или иначе - а после испытаний опытных партий победителем среди Bantam BRC-40, Ford GP и Willys MA стал последний. И, в слегка доработанном виде он же и стал стандартным армейским "джипом" армии США.
Willys, кстати, тоже не осилил производство в нужных объёмах, и часть заказа была отдана компании Ford. Серийные автомобили Willys MB и Ford GPW (General Purpose type Willys) отличались лишь незначительными технологическими нюансами.
Всего за время войны было изготовлено 361,339 автомобилей Willys MB и 277,896 Ford GPW, плюс несколько тысяч Willys MA, Ford GP и Bantam BRC. Из них примерно 50 тысяч было отправлено по программе ленд-лиза в СССР, в том числе и большинство "нестандартных" предсерийных MA и BRC.
Ну а у нас -
20 фото вполне серийного Willys MB, выпущенного в 1943 году. Спасибо Bonham's.