Что вы знаете о дифференциале?

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Pun1sher1
1.08.2024 - 16:52
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 19.05.15
Сообщений: 138
157
Статья честно украдена из журнала За рулем.

Все о дифференциалах: крутящий момент истины
Может ли крутиться колесо, если крутящий момент на нем равен нулю? И куда вообще девается этот момент по дороге от маховика двигателя к колесам?

Что вы знаете о дифференциале?
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Pun1sher1
1.08.2024 - 16:53
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 19.05.15
Сообщений: 138
Мы перестали спорить в курилках на технические темы. А жаль. Какой нормальный мужик откажется побазарить о том, как распределяется по колесам крутящий момент мотора? Или хотя бы постоять рядом, храня молчанье в важном споре. Не сериалы же нам обсуждать!

Про мощности и скорости спорить неинтересно, а вот момент – дело другое! Разброд мнений здесь гарантирован. По секрету скажем, что даже «доценты с кандидатами» сгоряча давали противоположные ответы на простые, казалось бы, вопросы. В итоге истину удалось постичь только после длительной дискуссии с представителями заводов ГАЗ и УАЗ и нескольких профильных вузов, а также в результате консультаций с зарубежными коллегами.

Предлагаем всем желающим попытаться найти правильные ответы в предложенных нами ситуациях. А предварительно перечислим условия, которые следует учитывать при выборе правильного варианта.

Во всех ситуациях условно считаем, что трение и прочие потери отсутствуют как класс. Нагрузки на колеса – одинаковые. Продольная и поперечная развесовки – равномерные. Условия сцепления шин с покрытием – одинаковые, если иное не оговорено. Все дифференциалы – симметричного типа. Момент, передаваемый двигателем на конкретный дифференциал, условно принимаем за 100%.

Что вы знаете о дифференциале?
 
[^]
Pun1sher1
1.08.2024 - 16:55
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 19.05.15
Сообщений: 138
ВОПРОС № 1


Автомобиль сел на брюхо и беспомощно крутит ведущими колесами в воздухе. Чему при этом приблизительно равен момент на маховике двигателя?

А – нулю

Б – зависит от оборотов

В – заявленной паспортной величине

Г – зависит от включенной передачи

Правильный ответ: А

Тем, кому непонятен ответ, поясняем: момента без сопротивления не бывает! Представьте себе электрическую розетку, рядом с которой стоит неподключенный утюг. Напряжение в розетке есть, но отдаваемый ток – нулевой. Так и здесь: двигатель не совершает никакой полезной работы, колеса не встречают сопротивления, а потому и момент отсутствует.

* Если это понятно, то даем задание более сложное – уже с участием дифференциала. Тем, кто подзабыл, что это такое, рекомендуем заглянуть в подсказку ниже.

Что вы знаете о дифференциале?
 
[^]
Pun1sher1
1.08.2024 - 16:57
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 19.05.15
Сообщений: 138
C чем его едят


Дифференциал (от лат. differentia – разность, различие) – механизм, обеспечивающий вращение ведущих колес с разными скоростями (например, в повороте). Реальные условия движения автомобиля обусловливают разницу в угловых скоростях его колес. Почему? Потому, что они проходят пути разной длины (в повороте или по неровностям) и радиусы качения также различны. Поэтому ведущие колеса работают с участием межколесных и межосевых дифференциалов – чтобы не возникал так называемый паразитный (тормозящий) крутящий момент на одном из колес, как это бывает на поворотной оси телеги с цельной осью. Дифференциал, распределяющий крутящий момент между выходными валами поровну, называют симметричным.

Что вы знаете о дифференциале?
 
[^]
Pun1sher1
1.08.2024 - 16:58
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 19.05.15
Сообщений: 138
ВОПРОС № 2
Автомобиль ВАЗ‑2107 едет по кругу на четвертой передаче. Как приблизительно распределены моменты на его задних колесах?


А – поровну

Б – обратно пропорционально частоте вращения каждого из колес

В – в зависимости от силы сцепления с дорогой и от нагрузок

Г – прямо пропорционально частоте вращения каждого из колес

Правильный ответ: А

Моменты распределены поровну: по-другому симметричный дифференциал просто не умеет себя вести. Напоминаем, что трение и прочие потери мы условились не учитывать

*Если и это понятно, то усложняем вопросы.

Что вы знаете о дифференциале?
 
[^]
Pun1sher1
1.08.2024 - 17:00
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 19.05.15
Сообщений: 138
ВОПРОС № 3
У ВАЗ‑2107 при включенной передаче одно ведущее колесо вывешено в воздухе. Как приблизительно распределены моменты на задних колесах, если принять момент, поступающий от двигателя, за 100%?


А – 100% на вращающемся колесе и 0% на неподвижном

Б – на обоих колесах момент равен нулю

В – в зависимости от сцепления неподвижного колеса с дорогой

Г – пропорционально оборотам двигателя

Правильный ответ: Б

Почему нулю, если колесо крутится? Дело в том, что полезной работы двигатель не совершает. Висящее колесо не испытывает сопротивления, а потому и момент на нем нулевой. На неподвижном колесе, само собой, момент также равен нулю.

*Теперь переходим к полноприводным автомобилям: здесь к межколесным дифференциалам добавлен межосевой.

Что вы знаете о дифференциале?
 
[^]
Pun1sher1
1.08.2024 - 17:01
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 19.05.15
Сообщений: 138
ВОПРОС № 4
Chevrolet Niva едет по кругу на четвертой передаче. Включена блокировка межосевого дифференциала. Каково приблизительное соотношение моментов на всех колесах, если принять момент, поступающий от двигателя, за 100%?


А – по 25% на каждом

Б – по 50% на каждом

В – пропорционально оборотам двигателя

Г – на колесах каждой оси моменты делятся поровну, а распределение по осям – в зависимости от нагрузок и сил сцепления

Правильный ответ: Г

Межколесные дифференциалы на каждой из осей делят моменты поровну, как и в предыдущих примерах. Если бы межосевой дифференциал оставался свободным, каждому колесу досталось бы по 25% крутящего момента. Но водитель его заблокировал, а потому распределение между осями стало зависеть от конкретной дорожной ситуации. В пределе (колеса одной из осей стоят на сухом асфальте, а колеса другой – на гладком льду) практически весь момент реализуется на асфальте.

*А теперь предположим, что мы немножко застряли.

Что вы знаете о дифференциале?
 
[^]
Pun1sher1
1.08.2024 - 17:02
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 19.05.15
Сообщений: 138
ВОПРОС № 5
У вседорожника Chevrolet Niva при включенной передаче одно ведущее колесо вывешено в воздухе. Водитель заблокировал межосевой дифференциал. Как приблизительно распределены моменты на всех четырех колесах?


А – на вывешенном колесе 0%, на втором колесе той же оси 0%; на другой оси моменты на каждом из колес равны половине момента, поступающего на ее дифференциал от двигателя

Б – на вывешенном колесе 0%, на остальных – по 33,3% момента, поступающего от двигателя

В – на всех колесах по 25% момента, поступающего от двигателя

Г – в зависимости от нагрузок и сил сцепления

Правильный ответ: А

Висящее в воздухе колесо не работает – следовательно, момент на нем нулевой. То же относится к другому колесу на этой оси: незаблокированный межколесный дифференциал обеспечил равенство. А вот другая ось работает в штатном режиме. И ненулевые моменты на ее колесах при свободном межколесном дифференциале равны между собой.

*Теперь попробуем заблокировать межколесный дифференциал!

Что вы знаете о дифференциале?
 
[^]
Pun1sher1
1.08.2024 - 17:04
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 19.05.15
Сообщений: 138
ВОПРОС № 6
Полноприводный вседорожник едет по кругу на четвертой передаче. Включена блокировка заднего дифференциала. Межосевой дифференциал не заблокирован. Каково приблизительное соотношение моментов на колесах?


А – на каждом по 25% момента, поступающего к межосевому дифференциалу от двигателя

Б – на каждом по 50% момента, поступающего от двигателя

В – зависит от оборотов мотора

Г – на передних колесах по 25%. Остальные 50% распределяются между задними колесами пропорционально нагрузке на них и силам сцепления.

Правильный ответ: Г

Благодаря работающему межосевому дифференциалу задний мост получает столько же ньютон-метров, сколько и передний. Но реальное соотношение моментов на его колесах уже зависит от конкретной дорожной ситуации, поскольку блокированный межколесный дифференциал ничего не выравнивает. Если одно из колес зависнет в воздухе, то всё достанется второму колесу, а если сцепление одинаковое, то и дележ будет равным. Поэтому соотношение моментов определяется нагрузками и силами сцепления. ;

*Попытаемся застрять еще раз.

Что вы знаете о дифференциале?
 
[^]
Pun1sher1
1.08.2024 - 17:05
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 19.05.15
Сообщений: 138
ВОПРОС № 7
У полноприводного вседорожника при включенной передаче одно заднее колесо вывешено в воздухе. Включена блокировка заднего дифференциала. Межосевой дифференциал не заблокирован. Каково примерное соотношение моментов на колесах, если условно принять момент, поступающий от двигателя, за 100%?


А – 100% на колесе, касающемся земли, 0% на вывешенном и по 25% на передних колесах

Б – 50% и 50%

В – 25% и 25%

Г – 50% на колесе, касающемся земли, 0% на вывешенном и по 25% на передних колесах

Правильный ответ: Г

Межосевой дифференциал поделил моменты между осями поровну. Висящее колесо не испытывает сопротивления, а потому его момент равен нулю. За него отдувается другое колесо на этой оси, толкающее машину, – и весь передающийся назад крутящий момент (50% общего) достается именно второму колесу.

*Напоследок напомним основные принципы, которые помогут разобраться в моментах, осях и дифференциалах.

Там, где нет сопротивления, момент всегда равен нулю.
Заблокированный межколесный дифференциал фактически превращает ось автомобиля в аналог колесной пары железнодорожного вагона. Но даже при этом момент на вывешенном колесе равен нулю.
На вывешенном колесе момент равен нулю независимо от того, блокирован дифференциал или нет.
Симметричный дифференциал всегда выравнивает моменты: межосевой – на осях, межколесный – на колесах.
Всем удачи на дорогах – без зависших колес и нулевых моментов!

Что вы знаете о дифференциале?
 
[^]
Pun1sher1
1.08.2024 - 17:06
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 19.05.15
Сообщений: 138
Как работает дифференциал
Дифференциал состоит из корпуса (1), шестерен-сателлитов (2) и полуосевых шестерен (3). Корпус обычно совмещен с ведомой шестерней главной передачи (4). Шестерни-сателлиты играют роль планетарного механизма и соединяют полуосевые шестерни с корпусом дифференциала. Полуосевые (солнечные) шестерни соединены с ведущими колесами через полуоси.

Ведомая шестерня главной передачи вращает корпус с сателлитами, который в свою очередь вращает шестерни полуосей. Когда автомобиль движется идеально прямо, сателлиты неподвижны относительно своих осей. Но как только движение становится неравномерным (например, при повороте), сателлиты начинают собственные фуэте, ускоряя одну полуось и замедляя другую.

Если сцепление колес с покрытием разное, то крутящий момент, реализуемый на скользком покрытии, ограничен коэффициентом сцепления шины с дорогой. Чем меньше сопротивление, тем ниже момент на этом колесе. Но таким же становится момент и на другом колесе той же оси. А вот если заблокировать дифференциал, то дележка моментов между колесами происходит в соответствии с силами их сопротивлений (или сцеплений) с дорогой.

В так называемых дифференциалах повышенного трения сателлиты изначально лишены возможности вращаться свободно. Это сделано как раз для того, чтобы при вывешивании или проскальзывании одного колеса машина беспомощно не застревала. Если с обычным дифференциалом в таких случаях моменты на колесах падают до нуля, то его «коллега» с повышенным трением оставляет им запас, равный заложенному в него моменту трения! Получается эдакий облегченный вариант полной блокировки, помогающий выбраться из неприятных ситуаций, если это позволяет сила трения на колесе с лучшим сцеплением.

Что вы знаете о дифференциале?
 
[^]
Modigar
1.08.2024 - 17:06
24
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.07.11
Сообщений: 5311
Вот скажи мне американец ©
Если на заднеприводной машине одно колесо висит в воздухе, то ручник поможет съехать?
 
[^]
lektor1052
1.08.2024 - 17:08
24
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 29.11.20
Сообщений: 104
Вот так приходишь подеградировать, а уходишь слегка поумневшим. Диссонанс, блин.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Pun1sher1
1.08.2024 - 17:08
9
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 19.05.15
Сообщений: 138
Спасибо за внимание! посчитал эту статью интересной, решил поделиться.

Одно замечание по моему мнению автор мог бы обозначить реализованный момент и не реализованный для упрощения понимания.

Я закончил
 
[^]
vanonik
1.08.2024 - 17:09
45
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.05.12
Сообщений: 4773
Вот валит, гад! Ни на один вопрос не ответил
ЗЫ. Добавлю видос для тех, кто в буквы не умеет )))


Это сообщение отредактировал vanonik - 1.08.2024 - 17:13
 
[^]
Pun1sher1
1.08.2024 - 17:11
1
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 19.05.15
Сообщений: 138
Цитата
Вот валит, гад! Ни на один вопрос не ответил



Ты молодой, еще научишься
 
[^]
MadScientist
1.08.2024 - 17:12
15
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 13.03.13
Сообщений: 785
Если быть точнее, то при вывешенном колесе моноприводного автомобиля без блокировок момент на двигателе равен моменту сопротивления трения в трансмиссии. И да, я не зануда. rolleyes.gif
 
[^]
Klientt
1.08.2024 - 17:12
-5
Статус: Offline


С вами говорит телевизор

Регистрация: 21.06.13
Сообщений: 17948
Цитата (Pun1sher1 @ 1.08.2024 - 16:00)
ВОПРОС № 3
У ВАЗ‑2107 при включенной передаче одно ведущее колесо вывешено в воздухе. Как приблизительно распределены моменты на задних колесах, если принять момент, поступающий от двигателя, за 100%?
...
Правильный ответ: Б

Почему нулю, если колесо крутится? Дело в том, что полезной работы двигатель не совершает. Висящее колесо не испытывает сопротивления, а потому и момент на нем нулевой. На неподвижном колесе, само собой, момент также равен нулю.

Где в условии задачи сказано, что второе ведущее колесо неподвижно?
 
[^]
vanonik
1.08.2024 - 17:15
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.05.12
Сообщений: 4773
Цитата (Klientt @ 1.08.2024 - 17:12)
Цитата (Pun1sher1 @ 1.08.2024 - 16:00)
ВОПРОС № 3
У ВАЗ‑2107 при включенной передаче одно ведущее колесо вывешено в воздухе. Как приблизительно распределены моменты на задних колесах, если принять момент, поступающий от двигателя, за 100%?
...
Правильный ответ: Б

Почему нулю, если колесо крутится? Дело в том, что полезной работы двигатель не совершает. Висящее колесо не испытывает сопротивления, а потому и момент на нем нулевой. На неподвижном колесе, само собой, момент также равен нулю.

Где в условии задачи сказано, что второе ведущее колесо неподвижно?

А оно и не будет двигаться, если второе колесо вывешено и нет межколесной блокировки
ЗЫ. ТС, я сдал теорию? Ну хоть на троечку? pray.gif

Это сообщение отредактировал vanonik - 1.08.2024 - 17:19
 
[^]
Pun1sher1
1.08.2024 - 17:15
1
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 19.05.15
Сообщений: 138
Цитата
Где в условии задачи сказано, что второе ведущее колесо неподвижно?



Прошу вас выключить режим душнилы и посмотреть на иллюстрацию. Зеленым цветом обозначено колесо которое имеет контакт с поверхностью.
 
[^]
Forwarder
1.08.2024 - 17:15
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 18.11.11
Сообщений: 1130
Я - радиоинженер! А вы мне теорию машин и механизмов (тут моя могила - ТММ) впариваете.
Тоже могу рассказать как дырки и электроны в p-n переходе ползают.
 
[^]
vanonik
1.08.2024 - 17:16
12
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.05.12
Сообщений: 4773
Цитата (Forwarder @ 1.08.2024 - 17:15)
Я - радиоинженер! А вы мне теорию машин и механизмов (тут моя могила - ТММ) впариваете.
Тоже могу рассказать как дырки и электроны в p-n переходе ползают.

Ой, про дырки - тут всегда любимая тема ))))
 
[^]
ХулиПедрович
1.08.2024 - 17:20
-6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.10.16
Сообщений: 4695
Цитата (Modigar @ 1.08.2024 - 17:06)
Вот скажи мне американец ©
Если на заднеприводной машине одно колесо висит в воздухе, то ручник поможет съехать?

Нет.
 
[^]
Kazbekdriver
1.08.2024 - 17:23
4
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 7.10.12
Сообщений: 435
вот отсюда начинайте




Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Pun1sher1
1.08.2024 - 17:24
7
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 19.05.15
Сообщений: 138
Цитата
Если быть точнее, то при вывешенном колесе моноприводного автомобиля без блокировок момент на двигателе равен моменту сопротивления трения в трансмиссии. И да, я не зануда.



Ты зануда, в начале статьи эти силы были приняты за ноль, если читал

Это сообщение отредактировал Pun1sher1 - 1.08.2024 - 17:26
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 33679
0 Пользователей:
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх