Вспоминаем Jawa – малоизвестные факты о самых популярных в СССР мотоциклах

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
gizphone
21.07.2023 - 10:47
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
135
Когда-то только при одном слове «Ява» сердца подростков начинали учащенно биться в груди. Мотоциклы из Чехословакии можно было по праву называть советскими, ведь их большая часть шла на экспорт именно в СССР.

via

Вспоминаем Jawa – малоизвестные факты о самых популярных в СССР мотоциклах
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
gizphone
21.07.2023 - 10:47
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Сначала оригинальные, потом похожие на модели Иж, Jawa всегда отличались неизменным качеством сборки и надежностью. Конечно, по сравнению с современными мотоциклами «Ява» требует периодического внимания, но в советскую эпоху она считалась лучшей. Не зря мототуристы старались приобрести именно этот байк.

Кстати, записей с последующими открытками по почте на покупку Jawa в СССР не было. Но мотоциклы никогда не застаивались. Желающие приобрести их сутками дежурили возле крупных магазинов, некоторые колесили по всему Советскому Союзу.
 
[^]
gizphone
21.07.2023 - 10:47
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Такие двухтактные Jawa выпускают в Чехии до сих пор.

Вспоминаем Jawa – малоизвестные факты о самых популярных в СССР мотоциклах
 
[^]
gizphone
21.07.2023 - 10:48
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Неожиданно, но «урвать» Jawa можно было и в сельских «универмагах». Деревенские не так жаловали мотоциклы из Чехословакии, как городские. Дело не в том, что они им не нравились, просто местные исходили из доступности запчастей.

Это в городе их можно было приобрести, чаще всего у перекупщиков. В магазинах детали тоже имелись, но часто не те, что нужно. Опытные мотоциклисты закупались впрок. А вот в деревне с этим были проблемы.

Сегодня мы расскажем интересные факты из истории бренда Jawa. Возможно, фанаты этих мотоциклов большинство из них знают. Но всем в любом случае будет приятно вспомнить юность и запах двухтактного выхлопа от настоящей иномарки.
 
[^]
gizphone
21.07.2023 - 10:48
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Первый массовый «иностранец»

Поставки мотоциклов Jawa в СССР официально начались в 1962 году. Модели из Чехословакии и до этого попадали в руки советских граждан, но эпизодически, в порядке частной инициативы.
 
[^]
gizphone
21.07.2023 - 10:48
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Это редкая Jawa 500 OHC.

Вспоминаем Jawa – малоизвестные факты о самых популярных в СССР мотоциклах
 
[^]
gizphone
21.07.2023 - 10:48
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
А вообще, ЧССР еще в 1948 году стала участницей Совета экономической взаимопомощи. Соответственно Советский Союз обязался покупать местную продукцию и поддерживать производителей.

Поэтому мотоциклы Jawa и CZ начали поставлять в СССР массово, хотя модели являлись прямыми конкурентами Иж. С другой стороны, мотопроизводство всей Чехословакии было в рамках огромного Советского Союза слишком незначительным.

Но любители двухколесной техники приняли «Яву» с восторгом. А как же – это была единственная массовая иномарка, пускай и из братской социалистической страны.
 
[^]
gizphone
21.07.2023 - 10:48
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Именно такие «Явы» появились в СССР массово.

Вспоминаем Jawa – малоизвестные факты о самых популярных в СССР мотоциклах
 
[^]
gizphone
21.07.2023 - 10:48
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Кстати, Jawa не имеет ничего общего с одноименным островом. Бренд так назвал основатель – Франтишек Янечек, совместив начало своей фамилии с немецкой фирмой Wanderer. Ведь первые мотоциклы «Ява» были собраны на оборудовании и по лицензии германской компании.

Jawa, к слову, появились в 1929 году. К сожалению для производителя, спросом они не пользовались. На это был ряд причин:

- Высокая цена
- Неизвестность бренда
- Наличие на рынке более популярных моделей, тех же Wanderer

Все Jawa, которые появлялись в СССР, казались верхом совершенства как внешне, так и технически. Хотя, уже ближе к концу 70-х, чешские мотоциклы устарели. Виновен в этом косвенно Советский Союз. Ведь он забирал большую часть продукции и требовал еще. Смысл проводить глобальную модернизацию, если байки и так разбирают?
 
[^]
gizphone
21.07.2023 - 10:49
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Вопреки проблемам

Мало кто в России знает, что «Ява» могла сгинуть в горниле Второй Мировой войны. В 1938 году Чехию захватила Германия. Мотоциклы выпускать запретили, а завод приспособили для сборки и ремонта военной техники.
 
[^]
gizphone
21.07.2023 - 10:49
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Самая популярная модель чешского бренда в СССР.

Вспоминаем Jawa – малоизвестные факты о самых популярных в СССР мотоциклах
 
[^]
gizphone
21.07.2023 - 10:49
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Но инженеры и руководство предприятия не отчаялись. Они тайно начали разрабатывать новые модели мотоциклов и даже успели подготовить до 1 000 сборочных комплектов, спрятанных от немцев.

Надо сказать, что Jawa 250, прозванная «Перак», то есть, «пружинящей», оказалась успешной. На это косвенно намекает золотая медаль, полученная в 1946 году на Парижском автосалоне.
 
[^]
gizphone
21.07.2023 - 10:49
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Мировая известность и разнообразие цветов

Мотоциклы из Чехословакии продавались более чем в сотне стран мира. Основные рынки для бренда:

- СССР
- Турция
- Индия
- Египет

Интересно, что в последних трех странах Jawa так полюбились местному населению, что там наладили их лицензионный выпуск. Кстати, это спасло чешский бренд уже в XXI веке. Именно индусы выкупили разорившуюся компанию. Почти все современные модели «Ява» выпускаются в этой стране.
 
[^]
gizphone
21.07.2023 - 10:50
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Последней Jawa для СССР стала модель 638.

Вспоминаем Jawa – малоизвестные факты о самых популярных в СССР мотоциклах
 
[^]
gizphone
21.07.2023 - 10:50
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Для советского человека мотоцикл «Ява», вне зависимости от версии, обязательно ассоциировался сначала с вишневым, а потом с ярко-красным цветом. Других мотоциклов чехи почему-то к нам не поставляли.

Но разноцветные Jawa существовали. Они шли на рынки капиталистических стран. Местные разборчивые покупатели требовали хоть какого-то разнообразия.

Кстати, когда двухтактные мотоциклы «правили балом» на мировой арене, Jawa блистала в спорте. Специально для соревнований выпускались кроссовые, шоссейно-кольцевые и даже «ледовые» модели. Многие ведущие спортсмены побеждали на «Явах», навсегда вписав этот бренд в историю.
 
[^]
gizphone
21.07.2023 - 10:50
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Инновации в производстве

В конце 80-х мотоциклы Jawa нравились только советским любителям двухколесной техники. Для Европы, а тем более, США, они давно к тому времени устарели. Двухтактные двигатели нещадно дымили, вызывая ужас у защитников экологии. В те годы такими моторами оснащали только скутеры.
 
[^]
gizphone
21.07.2023 - 10:50
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Jawa и Иж для сравнения.

Вспоминаем Jawa – малоизвестные факты о самых популярных в СССР мотоциклах
 
[^]
gizphone
21.07.2023 - 10:50
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
А ведь до того, как «Явы» начали поставлять в СССР, мотоциклы из Чехии считались если не лучшими, то современными и инновационными. Например, «Старушка», она же «Вишневка», для некоторых стран оснащалась автоматическим сцеплением без рычага.

Эта система была запатентована, что не помешало знаменитой Honda ее скопировать и внедрить на своих мотоциклах. Впрочем, японцев за это наказали через суд – заставив платить неустойку, а потом и сбор с каждого выпущенного байка.

Для ряда стран выпускали модификацию Jawa Oilmaster. Этот байк оснащался системой раздельной смазки – как на ранних Иж Планета Спорт. Двухтактный двигатель данной версии работал на смеси масла с бензином. Но смазку не нужно было заливать в топливный бак. Конструкторы предусмотрели для этого отдельную емкость.
 
[^]
gizphone
21.07.2023 - 10:51
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Такие мотоциклы выполняли роль семейных автомобилей.

Вспоминаем Jawa – малоизвестные факты о самых популярных в СССР мотоциклах
 
[^]
gizphone
21.07.2023 - 10:51
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Советские мотоциклисты такой роскоши не видели. К нам поставляли самые дешевые модификации, без всяких «наворотов». Объяснение тому простое – цена. Jawa стоили и так дороже, чем «одноклассники» Иж. Видимо, в Министерстве торговли СССР решили, что такие мотоциклы никто брать не захочет.

Хотя, в небольших количествах такие «Явы» однозначно бы раскупали. Видимо, советская экономика просто не могла допустить разницы в ценах между «Ява» и Иж. При этом чешские мотоциклы все равно бы покупали.

Интересно, но та же Jawa 250 «Старушка» в Европе позорно провалилась. В Советском Союзе тоже предпочитали более мощную модификацию, но за неимением выбора, разбирали и «Чекушки».
 
[^]
gizphone
21.07.2023 - 10:51
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Любовь «киношников»

В СССР «Явы» считались самыми «пижонскими» мотоциклами. Поэтому их покупала «золотая молодежь», обеспеченные родителями хулиганы и прочие «сочувствующие». Да и вообще, парень на Jawa однозначно мог рассчитывать на большее внимание к своей персоне, как в мужской, так и женской компании.
 
[^]
gizphone
21.07.2023 - 10:51
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Современная Jawa 300 CL.

Вспоминаем Jawa – малоизвестные факты о самых популярных в СССР мотоциклах
 
[^]
gizphone
21.07.2023 - 10:51
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Ничего удивительного, что советские режиссеры выбрали «крутой» байк средством передвижения бесшабашных, чаще всего, отрицательных героев. Самым популярным мотоциклистом советского кинематографа однозначно признавали Николая Караченцова в роли бандита Урри.

А еще «в народе» считается, что на «Яве» ездил знаменитый Виктор Цой. На самом деле, у певца даже прав не было на мотоцикл.

Сейчас некогда популярный бренд Jawa растерял славу. Но мотоциклы до сих пор выпускаются. Производитель нашел свою нишу в классе ретро. В первую очередь, благодаря деньгам индийских владельцев.
 
[^]
gizphone
21.07.2023 - 10:51
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Всё, спасибо за внимание! agree.gif beer.gif
 
[^]
Альварес
21.07.2023 - 10:53
17
Статус: Offline


Augie Morosco

Регистрация: 12.10.20
Сообщений: 10794
Традиционно
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 19015
0 Пользователей:
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх