Honda VTEC: изящное решение без потери мощности

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (8) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
mrzorg
17.12.2022 - 08:06
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 50713
122
Аббревиатура VTEC полностью расшифровывается следующим образом — Variable Valve Timing and Lift Electronic Control. В переводе на русский язык означает «электронная система управления временем открытия и высотой подъема клапанов» или, если говорить языком специалистов, электронная система регулировки фаз газораспределения. Этот механизм предназначен для того, чтобы оптимизировать прохождение воздушно-топливной смеси в камеры сгорания.

9 фото

Двигатель внутреннего сгорания преобразует химическую энергию, накопленную в топливе, в тепловую. Такое преобразование происходит во время сгорания горючей смеси. При этом возрастает температура и давление в цилиндре. Под давлением поршни двигателя опускаются вниз и, толкая коленчатый вал, приводят его в движение. Так химическая энергия преобразуется в механическое движение. Механическая сила определяется величиной крутящего момента.

Способность двигателя поддерживать некоторую величину крутящего момента при некотором числе оборотов в минуту определяется как мощность. Мощность определяет, какую работу может производить двигатель. Весь процесс, осуществляемый двигателем внутреннего сгорания, не эффективен на 100%. На самом деле всего около 30% энергии, содержащейся в топливе, преобразуются в механическую энергию.

Теоретическая физика говорит о том, что при данном КПД для достижения высокой отдачи от мотора необходимо использовать больше топлива: в результате существенно возрастет мощность. Очевидно, что в этом случае нужно использовать двигатель с огромным рабочим объемом и поступиться принципами экономичности.

Другой метод диктует необходимость предварительно сжимать топливную смесь посредством турбины и затем сжигать ее в цилиндрах небольшого размера. Однако и в этом случае расход топлива будет пугающим. В свое время концерн Honda пошел по иному пути, начав исследования с целью оптимизации работы двигателя внутреннего сгорания. В результате появилась технология VTEC, наделяющая мотор отменной экономичностью на низких оборотах и высокой мощностью при его «раскручивании».

Honda VTEC: изящное решение без потери мощности
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
mrzorg
17.12.2022 - 08:07
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 50713
Два алгоритма

Если сравнить скоростные характеристики различных двигателей, то нетрудно заметить, что у одних максимум крутящего момента достигается на низких оборотах (в диапазоне 1800-3000 об/мин), у других — на более высоких (в диапазоне 3000-4500 об/мин). Оказывается, есть зависимость между тем, каким образом на распределительном валу установлены кулачки, открывающие клапаны, и тем, какую мощность развивает мотор на различных оборотах коленчатого вала.

Чтобы понять, чем это вызвано, представьте себе двигатель, работающий крайне медленно. Например, при 10-20 оборотах в минуту рабочий цикл в одном цилиндре занимает 1 секунду. При опускании поршня впускной клапан открывается, позволяя горючей смеси наполнить цилиндр, и закрывается, когда поршень достигает нижней мертвой точки. После завершения цикла сгорания поршень начнет движение вверх.

При этом откроется выпускной клапан, позволив отработавшим газам покинуть рабочий объем цилиндра и закроется, когда поршень достигнет верхней мертвой точки. Такой алгоритм был бы идеален, если бы мотор работал на минимуме оборотов. Однако в реальной жизни двигатель куда энергичней.

С ростом ритма работы мотора описанный алгоритм просто не выдерживает критики. Если число оборотов коленвала достигает 4000 в минуту, клапаны открываются и закрываются 2000 раз ежеминутно, или 30-40 раз каждую секунду.

На такой скорости поршню чрезвычайно сложно всосать в цилиндр необходимый объем горючей смеси. То есть в результате впускного сопротивления возникают насосные потери, и это главная причина, по которой уменьшается эффективность работы двигателя. Для облегчения участи мотора при работе на больших оборотах приходится, например, шире открывать впускной клапан.

Разумеется, это упрощенное описание работы, но оно дает общее представление. Однако на малых оборотах такой алгоритм не годится: настройка распредвала «на скорость» лишь увеличит расход топлива. Следовательно, для лучшей эффективности нужно сочетать оба алгоритма работы, которые воплощены в механизме VTEC.

Появившись в 1989 году, система VTEC дважды модернизировалась, и сегодня мы имеем дело с ее третьей серией. Система VTEC использует возможности электроники и механики и позволяет двигателю эффективно распоряжаться возможностями сразу двух распредвалов, или, в упрощенных версиях, одного.

Контролируя число оборотов и диапазоны работы силового агрегата, его компьютер может активизировать дополнительные кулачки с тем, чтобы подобрать наилучший режим работы.

Honda VTEC: изящное решение без потери мощности
 
[^]
mrzorg
17.12.2022 - 08:08
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 50713
DOHC VTEC

В 1989 году на внутренний японский рынок поступили две модификации Honda Integra — RSi и XSi, использовавшие первый двигатель с системой DOHC VTEC. Ее силовой агрегат модели B16A при объеме 1,6 литра достигал мощности в 160 л.с., но при этом отличался хорошей тягой на низах, топливной экономичностью и экологической чистотой.

Поклонники марки Honda до сих пор помнят и ценят этот великолепный мотор, тем более что его многократно усовершенствованный вариант и по сей день используется на моделях Civic.

Двигатель с системой DOHC VTEC имеет два pаспpедвала (один для впускных, другой для выпускных клапанов) и 4 клапана на цилиндр. Для каждой пары клапанов предусмотрена особая конструкция — группа из трех кулачков. Следовательно, если мы имеем дело с 4-цилиндровым 16-клапанным мотором с двумя распредвалами, то таких групп будет 8. Каждая группа занимается отдельной парой клапанов. Два кулачка расположены на внешних сторонах группы и отвечают за действие клапанов на низких оборотах, а средний подключается на высоких оборотах. Внешние кулачки непосредственно контактируют с клапанами: опускают их при помощи коромысел (рокеров). Отдельный средний кулачок до поры до времени вращается и вхолостую нажимает на свое коромысло, которое активируется при достижении определенного высокого числа оборотов коленвала. В дальнейшем эта центральная часть отвечает за открытие и закрытие клапанов, хотя и действует как специальный промежуточный механизм.

Honda VTEC: изящное решение без потери мощности
 
[^]
mrzorg
17.12.2022 - 08:08
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 50713
Когда двигатель работает на малом ходу, пары впускных и выпускных клапанов открываются соответствующими кулачками. Их форма, как и у большинства аналогичных моторов, выполнена в виде эллипса. Однако эти кулачки способны обеспечивать лишь экономичный режим работы двигателя и только на малых оборотах.

При достижении высокой скорости вращения распредвала задействуется специальный механизм. «Незанятый» до этого работой средний кулачок вращался и без какого-либо эффекта нажимал на среднее коромысло, никак не связанное с клапанами. Однако во всех трех коромыслах предусмотрены отверстия, в которые под высоким давлением масла загоняется металлический пруток.

Таким образом, группа жестко фиксируется и в дальнейшем работает как одно целое. Тут в работу вступает отдыхавший до этого средний кулачок. Он имеет более продолговатую форму и поэтому при его нажатии все три коромысла, а значит и клапана, опускаются гораздо ниже и на больший промежуток времени остаются открытыми.

В этом случае двигатель может «дышать» свободнее, развивать и поддерживать высокий крутящий момент и хорошую мощность.

Honda VTEC: изящное решение без потери мощности
 
[^]
mrzorg
17.12.2022 - 08:08
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 50713
SOHC VTEC

После успеха системы DOHC VTEC компания Honda с еще большим рвением подошла к развитию и использованию своей новации. Моторы с VTEC проявили себя как надежные и экономичные, стали реальной альтернативой увеличению рабочего объема или использованию турбин. Поэтому несколько позднее была представлена система SOHC VTEC.

Подобно своему «коллеге» DOHC новинка также предназначалась для оптимизации работы двигателя в разных режимах. Но из-за простоты своей конструкции и более скромных показателей мощности двигатели с SOHC VTEC выпускались меньшими объемами.

Одним из первых двигателей, использующих упрощенную систему, стал обновленный агрегат D15B, выдававший 130 л.с. при объеме в 1,5 л. Этот мотор с 1991 устанавливался года на Honda Civic.

В моторе SOHC предусмотрен один-единственный распредвал на весь блок цилиндров. Поэтому кулачки впускных и выпускных клапанов располагаются на одной оси. Однако здесь также предусмотрены группы-тройки, в каждой из которых есть один специальный центральный кулачок. Простота конструкции заключается в том, что в двух режимах — для низких и для высоких оборотов — могут работать только впускные клапана.

Промежуточный механизм с дополнительным кулачком и коромыслом также как и в случае с DOHC VTEC перехватывает на себя открытие и закрытие впускных клапанов, в то время как выпускные всегда работают в постоянном режиме.

Может создаться впечатление, что SOHC VTEC в чем-то хуже, чем DOHC VTEC. Однако это не так: эта система имеет ряд преимуществ, среди которых простота конструкции, компактность двигателя за счет его незначительной ширины, меньший вес.

Кроме того SOHC VTEC возможно вполне легко использовать на двигателях пpедыдущего поколения, тем самым модернизируя их. В итоге силовые агрегаты с SOHC VTEC достигают тех же результатов, пусть и не столь ярких и удивительных.

Honda VTEC: изящное решение без потери мощности
 
[^]
mrzorg
17.12.2022 - 08:09
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 50713
SOHC VTEC-E

Если назначение описанных выше систем VTEC состоит в сочетании максимальной мощности на предельных оборотах и довольно уверенной, но экономичной работе на «низах», то VTEC-E призвана помочь двигателю в достижении предельной экономии.

Но прежде чем рассмотреть очередное изобретение Honda необходимо разобраться с теорией. Известно, что топливо предварительно смешивается с воздухом и затем воспламеняется в цилиндрах (есть еще иной вариант — непосредственный впрыск, при котором воздух и топливо поступают в цилиндры отдельно).

На мощность двигателя также влияет и то, насколько однородна такая смесь. Дело в том, что на малых оборотах невысокая скорость потока при всасывании препятствует смешению топлива и воздуха. В результате на холостом ходу двигатель может работать неуверенно. Чтобы предотвратить это, в цилиндры поступает обогащенная топливом смесь, что сказывается на экономичности. Система VTEC-E способна обеспечить уверенную работу двигателя на малых оборотах на обедненной топливом горючей смеси. При этом также достигается существенная экономия.

В отличие от других механизмов, в системе VTEC-E нет никаких дополнительных кулачков. Так как эта технология нацелена на снижение потребления топлива на малых оборотах, то и затрагивает она действие впускных клапанов. VTEC-E применяется только в SOHC-двигателях (с одним распредвалом) с четырьмя клапанами на цилиндp из-за его «склонности» к низкому расходу топлива.

В отличие от других VTEC-моторов, где кулачки имеют приблизительно одинаковый профиль, в силовых агрегатах с VTEC-E используются две конфигурации. Таким образом, впускные клапана приводятся в движение кулачками различной формы. Профиль одного из них имеет традиционную форму, а другой практически круглый — слегка овальный. Поэтому один из клапанов опускается в нормальном режиме, а другой едва приоткрывается. Горючая смесь проходит через нормальный клапан легко, а через приоткрытый — весьма скудно.

Из-за несимметричности потоков поступающей смеси в цилиндре возникают причудливые завихpения, в которых воздух и топливо смешиваются должным образом. В результате двигатель может pаботать на бедной смеси. С увеличением оборотов концентрация топлива растет, но режим, при котором реально работает лишь один клапан, становится помехой. Поэтому, приблизительно при достижении 2500 об/мин коромысла замыкаются и приводятся в движение нормальным кулачком. Замыкание происходит точно так же как и в других системах VTEC.

Систему VTEC-E часто незаслуженно считают изобретением, нацеленным исключительно на экономию. Тем не менее, по сравнению с простыми моторами, агрегаты с таким механизмом не только экономичнее, но и мощнее. За экономию отвечает первый режим, в котором работает один клапан, а за показатели мощности — «чистокровный» VTEC, подразумевающий широкое открытие впускных клапанов.

Если сравнить два аналогичных мотора, один из которых оборудован механизмом VTEC-E, то простой агрегат окажется на 6-9% слабее и прожорливей.

Honda VTEC: изящное решение без потери мощности
 
[^]
mrzorg
17.12.2022 - 08:10
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 50713
Трехрежимный SOHC VTEC

Этот механизм представляет собой объединение системы SOHC VTEC и SOHC VTEC-E. В отличие от всех описанных выше систем эта имеет не два режима работы, а три. В зоне низких оборотов система обеспечивает экономичный режим работы двигателя на обедненной топливовоздушной смеси (как VTEC-E). В этом случае используется только один из впускных клапанов. На средних оборотах в работу включается второй клапан, но фазы газораспределения и высота подъема клапанов не изменяются.

Двигатель в этом случае реализует высокий крутящий момент. На режиме высоких оборотов оба клапана управляются одним центральным кулачком, отвечающим за снятие с двигателя максимальной мощности. Эта система достаточно универсальна. Так, например, двигатель объемом 1,5 литра с таким газораспределительным механизмом проявляет неплохую удельную мощность: 86 л.с. на 1 л. рабочего объема.

Одновременно с этим, если двигатель работает в первом, экономичном 12-клапанном режиме, расход при движении с постоянной скоростью 60 км/ч на автомобиле Honda Civic составляет около 3,5 л на 100 км.

Honda VTEC: изящное решение без потери мощности
 
[^]
mrzorg
17.12.2022 - 08:10
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 50713
i-VTEC

Буква «i» в названии означает intelligent, то есть «умный». Прежние версии VTEC способны регулировать степень открытия клапанов лишь в 2-3 режимах. Конструкция нового газораспределительного механизма i-VTEC предполагает использование помимо основной системы VTEC дополнительную систему VTC (Variable Timing Control), непрерывно регулирующую момент начала открытия впускных клапанов.

Открытие впускных клапанов задается в зависимости от нагрузки двигателя и регулируется посредством изменения угла установки впускного распределительного вала относительно выпускного. В двигателях с i-VTEC распредвал крепится к приводному шкиву через специальную гайку-шестерню, которая способная «доворачивать» его на угол до 600.

Применение системы VTC на ряду с VTEC позволяет эффективнее наполнять цилиндры двигателя топливо-воздушной смесью, а также улучшить полноту ее сгорания. Использование механизма i-VTEC позволяет достичь приемистости эквивалентной двигателям с рабочим объемом 2 литра, при этом топливная экономичность даже лучше чем у 1,6 литрового двигателя.

Honda VTEC: изящное решение без потери мощности
 
[^]
mrzorg
17.12.2022 - 08:10
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 50713
Семейство газораспределительных механизмов VTEC не представляет собой ничего волшебного, но дает просто поразительный эффект. Моторы Honda прямо-таки умеют подстраиваться под нагрузку, предоставляя удивительную мощность при скромном рабочем объеме. И в то же время на холостом и малом ходах японские моторы поражают выдающейся экономичностью. Вполне возможно, что следующим этапом в развитии систем VTEC станет механизм с отдельными соленоидами на каждый клапан, что позволит с хирургической точностью регулировать открытие клапанов.

Источник

Honda VTEC: изящное решение без потери мощности
 
[^]
Bobochka
17.12.2022 - 08:13
35
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.03.16
Сообщений: 2026
На первой фотке моё пихло: VTEC 2,4 литра. А так у мну вторая Хонда. Могу сказать: клёвые тачки и надёжные.
 
[^]
mrzorg
17.12.2022 - 08:15
14
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 50713
А ещё, у Хонды хитрые коробки-гибриды (e-CVT) - лучшее из мира ДВС, помноженное на электронную смекалку в купе с батареей.

 
[^]
Dinozauer
17.12.2022 - 08:15 [ показать ]
-52
mrzorg
17.12.2022 - 08:18
97
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 50713
Цитата (Dinozauer @ 17.12.2022 - 07:15)
Красивое, но дядя Вася из гаражей не сможет это чудо за чекушку с помощью лома кувалды и матери чьей-то починить, так что на*уй надо© deg.gif

Если их правильно обслуживать, то эти моторы отходят временной промежуток от рождения дяди васи и до его кончины за бутылкой в гараже. cool.gif
 
[^]
Жангиз
17.12.2022 - 08:18
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.10.17
Сообщений: 1499
"Вполне возможно, что следующим этапом в развитии систем VTEC станет механизм с отдельными соленоидами на каждый клапан, что позволит с хирургической точностью регулировать открытие клапанов."
Резонно.
Вот только усложнение агрегата будет не очень хорошим следствием.
ИМХО.
Плюсую за тему.
 
[^]
мокряк
17.12.2022 - 08:18
18
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 10.02.19
Сообщений: 669
Была хонда ЦРВ 2014 год,2 литра,снимаю крышку клапанов для замены прокладки,и удивляюсь,что зазоры клапанов регулируются коромыслами как на ваз 2106.
 
[^]
Hiki
17.12.2022 - 08:23
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.07.15
Сообщений: 4517
В махинаторах Эдд Чана про этот двигатель рассказывал.
 
[^]
mrzorg
17.12.2022 - 08:24
3
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 50713
Цитата (Жангиз @ 17.12.2022 - 07:18)
"Вполне возможно, что следующим этапом в развитии систем VTEC станет механизм с отдельными соленоидами на каждый клапан, что позволит с хирургической точностью регулировать открытие клапанов."
Резонно.
Вот только усложнение агрегата будет не очень хорошим следствием.
ИМХО.
Плюсую за тему.

Хонда стремительно на гибриды переходит, там мотр работает в качестве генератора (упрощённо). Поэтому, супер-точные и менее надёжные ДВС им уже без надобности, как мне кажется.
 
[^]
Гексоген
17.12.2022 - 08:25
22
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.11.17
Сообщений: 5128
" Предварительно сжимать топливную смесь посредством турбины" Это шо за грамотей писал?

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
IСанчесI
17.12.2022 - 08:30
17
Статус: Online


переподпереподвыподверт

Регистрация: 13.07.12
Сообщений: 13913
все это хуета. потому как будущее двс за электроклапанами- без ремней, шестерён, коромыслел, компенсаторов и валов. отсутствие потерь на все это, компактнейшие размеры ГБЦ- супер экономичеость... тем более такие движки уже есть. вопрос в том почему не массовые??? не думаю что сильно дороже. просто тупо не хотят производить.


Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Жангиз
17.12.2022 - 08:32
10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.10.17
Сообщений: 1499
Цитата (mrzorg @ 17.12.2022 - 08:24)
Цитата (Жангиз @ 17.12.2022 - 07:18)
"Вполне возможно, что следующим этапом в развитии систем VTEC станет механизм с отдельными соленоидами на каждый клапан, что позволит с хирургической точностью регулировать открытие клапанов."
Резонно.
Вот только усложнение агрегата будет не очень хорошим следствием.
ИМХО.
Плюсую за тему.

Хонда стремительно на гибриды переходит, там мотр работает в качестве генератора (упрощённо). Поэтому, супер-точные и менее надёжные ДВС им уже без надобности, как мне кажется.

Я, как человек, имеющий отношение к электрике, выражу моё личное мнение, что батареи, их нынешняя химия-большое зло.
Переработка и утилизация имеются в виду.
 
[^]
miha2187
17.12.2022 - 08:32 [ показать ]
-27
zed24rus
17.12.2022 - 08:32
3
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 7.12.22
Сообщений: 152
Автор, вы это сами писали, или собрали из нескольких статей?

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
mrzorg
17.12.2022 - 08:33
-1
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 50713
Цитата (IСанчесI @ 17.12.2022 - 07:30)
все это хуета. потому как будущее двс за электроклапанами- без ремней, шестерён, коромыслел, компенсаторов и валов. отсутствие потерь на все это, компактнейшие размеры ГБЦ- супер экономичеость... тем более такие движки уже есть. вопрос в том почему не массовые??? не думаю что сильно дороже. просто тупо не хотят производить.

Может, проблема в надёжности? Хотя, если ресурс у поршенвой группы заложен на 100 тыс. км и у поддона и нет сливной горловины ... gigi.gif
 
[^]
HDaуж
17.12.2022 - 08:33
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 21.10.20
Сообщений: 1090
Цитата (mrzorg @ 17.12.2022 - 10:18)
Если их

вот, и топливо... /но это совсем другая история/...
 
[^]
mrzorg
17.12.2022 - 08:34
1
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 50713
Цитата (zed24rus @ 17.12.2022 - 07:32)
Автор, вы это сами писали, или собрали из нескольких статей?

Автор: Евгений Дударев

(это не я ... lol.gif )
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 37576
0 Пользователей:
Страницы: (8) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх