Елена Саблина обратилась с прошением к Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу, прося защиты «против нарушения христианских канонов изъятием органов для трансплантации без согласия родственников».
«Меня как православного человека возмущают такие действия врачей, которых прикрывает их интерпретация закона о трансплантации, согласно которой, если человек не написал заявление при жизни, что он отказывается быть донором, то он автоматически им становится, как только попал в больницу в состоянии предсмертия. Я за донорство и спасение жизней, но не в нарушение чувств верующих. Изъятие органов без согласия нарушает христианские каноны и жестоко и бесчеловечно бьет по чувствам родственников.
Принудительное донорство в секрете от родственников негативно сказывается на трансплантологии, так как убивает веру во врачей, уменьшает количество доноров и шансы реципиентов на получение донорского органа и выживание».
Как Церковь относится к этому вопросу?
Еще в 2000 году в принятых «Основах социальной концепции» Русской Православной Церкви было сказано, что использование органов человека без его согласия – это нарушение человеческой свободы.
В 2013 году, когда в РФ обсуждался новый законопроект о донорстве органов, Русская Православная Церковь еще раз выразила свое отношение к изъятию органов: «Православная Церковь не поддерживает так называемую презумпцию согласия на посмертное изъятие органов, которая закреплена как в действующем законе, так и в представленном законопроекте, — говорилось в заявлении Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата. — Господь создал человека свободным. И в таких вопросах, как изъятие органов после смерти, эта свобода нарушаться не может. Принцип жертвы не должен быть принудительным. Любовь, а в жертве и заключается настоящая любовь, может быть только свободной».
А вот добровольное желание человека стать донором Церковь считает настоящим христианским поступком. «Донорские органы, изъятые у умерших, могут спасти жизни других людей. Особенно острая необходимость в органах для пересадки наблюдается в нашей стране. Поэтому мы обращаемся ко всем неравнодушным людям с просьбой выразить свое согласие на посмертное изъятие органов для пересадки», — говорилось в упомянутом документе.
Но,с точки зрения Церкви, все же более правильный законодательный подход к изъятию органов – презумпция несогласия на посмертное изъятие органов, то есть обязательное испрашивание согласия человека или его близких: «Такой подход в наибольшей степени защищает интересы и здоровье потенциальных доноров органов, а также способствует развитию сознательности и солидарности гражданского общества».
Римско-католическая церковь, в свою очередь, также считает, что донорство в трансплантологии – это акт милосердия и нравственный долг, и призывает верующих завещать свои органы после смерти для трансплантации. Но, опять же, на это должно быть личное согласие каждого человека.
Протестанты не препятствуют переливанию крови и трансплантации органов, если по медицинским показаниям больной в этом нуждается. А продажа органов – аморальна.
В буддизме пересадка органов считается возможной только от живого донора. Причем орган передается больному только в дар.
В иудаизме к телу человека относятся с почитанием даже после смерти. И использовать органы для трансплантации можно только, если на это было соизволение самого человека. Пересадка органов допускается в случае, если речь идет о спасении человеческой жизни. А ортодоксы могут отказаться от пересадки органов или переливания крови, если процедура не будет освящена раввином.
Ислам признает трансплантологию, но не везде. В некоторых арабских странах это запрещено.
Есть ли выход, или Эффект Грина
«Да, можно запретить СМИ «нагнетать страх у населения», а обществу – распространять «страшилки» про врачей, – говорит Антон Бурков. – Но это не решит проблему. Заявления в правоохранительные органы и суды с жалобами о незаконном изъятии органов будут продолжать поступать. Второй способ изменения ситуации – изменить систему получения согласия».
С 1967 года, когда впервые в мире была сделана операция по пересадке сердца (ее провел южноафриканский хирург Кристиан Барнард, ученик выдающегося советского ученого Владимира Демихова), трансплантология серьезно продвинулась вперед. В те годы после пересадки печени реципиенты не жили дольше года. Сейчас же люди с пересаженными органами могут продолжать полноценно жить, а число пересадок различных органов уже превышает 40 тысяч в год. Статистика отмечает, что для того, чтобы вовремя спасать жизни людей, нужно иметь 30-40 доноров органов в год на 1 млн человек. Только Испания и Кипр достигли этих цифр. В этом, считают врачи, большое значение сыграла и пропаганда донорства в обществе, в том числе, с помощью церкви, объяснявшей верующим благородные цели этого направление медицины.
Одна из ярких международных акций, привлекающая внимание общества к трансплантации, — Всемирные трансплантационные спортивные игры. Их участники – люди, пережившие пересадку органов, они демонстрируют полную свою реабилитацию и обретение «новой жизни». Впервые Игры прошли в 1978 году в английском Портсмуте, в них участвовали 99 человек. А сейчас на Игры съезжаются участники из 55 стран мира, и они соревнуются в 46 видах спорта. И это действует.
Когда Игры проводились в Манчестере, зрителями стали 160 миллионов человек, а после мероприятия в Великобритании больше чем на 30 процентов возросло количество доноров органов. Правда, Россия принимала участие в Играх лишь однажды: почему-то наше государство не очень заботится о том, чтобы больше говорить о нужности трансплантации и пытаться примирить общество и каждого его гражданина в отдельности с этой проблемой.
И действительно, личный пример тоже важен. Всемирно известный случай – история юного американца Николаса Грина. В 1994 году 7-летний Николас подвергся в Италии нападению грабителей, впал в кому, и умер. Безутешные родители мальчика дали согласие на то, чтобы его органы были использованы для лечения семи тяжелобольных итальянских малышей. Этот родительский подвиг вызвал воодушевление в обществе. В результате количество трансплантаций в Италии взлетело втрое, а страна вышла на второе место в Европе.
Подобная реакция общества получила название «эффект Грина». А имя Николаса Грина сейчас присвоено многим госпиталям, школам, улицам, паркам в Италии.
Возможно, именно открытая информация о том, что их родной человек умирает, но он может спасти нескольких человек, фактически подарив им вторую жизнь, подтолкнет их к тому, чтобы дать согласие на использование его органов после смерти – и тогда подобных «эффектов Грина» будет все больше.
Однако новый закон о донорстве органов, который должен заработать в России с 2016 года, оставляет принцип презумпции согласия в действии. Будет лишь создана база данных, которая должна облегчить врачам работу. База будет собирать информацию о гражданах, которые отказываются от донорства органов. Правда, таким отказникам нужно будет помнить, что в случае, если они сами вдруг будут нуждаться в трансплантации, им в этом будет отказано. тут много
https://www.miloserdie.ru/article/delo-alin...nym-neschastem/ Это сообщение отредактировал homoludens - 10.03.2016 - 00:28