Борис Черток. Выстрел о вселеннуюАкадемик Борис Евсеевич Черток - создатель отечественной школы управления космическими аппаратами. Секретный сотрудник засекреченной отрасли он вышел из тени, когда ему было уже за 80 лет.
Академик Борис Евсеевич Черток - создатель отечественной школы управления космическими аппаратами.
Вот уже более полувека движением почти всех отечественных кораблей, спутников, станций и на орбите и выше, в космической пустоте, - управляет конструкторская мысль Чертока. И все эти "полвека" Чертока знали "только в лицо". Секретный сотрудник засекреченной отрасли он вышел из тени, когда ему было уже за 80 лет. Он написал книгу "Ракету и люди" - четырехтомную энциклопедию о всех тайнах советской космонавтики - о том, как и кем она создавалась. Осведомленность автора и его феноменальная память поразили даже наших бывших соперников по космической гонке. НАСА переиздало четырехтомник на английском, и теперь "Ракеты и люди" - настольная книга специалистов Американского космического агентства.
Борису Чертоку – 97 лет, и он до сих пор работает. Читает лекции студентам. А в Ракетно-космической корпорации "Энергия", где до 80 лет он был заместителем всех главных и генеральных конструкторов – Черток теперь главный научный консультант по системам управления. На работу ездит за рулем – чем приводит в изумление сотрудников ГИБДД.
А начальство его побаивается. Соратник Королева, патриарх космонавтики Борис Черток не скрывает своего неудовольствия по поводу того, что Россия как ведущая космическая держава начинает сдавать свои позиции конкурентам.
История начиналась в Германии в зоне советской оккупации в учреждении со странным названием "Институт Ворон", по-немецки "Рабе". Осенью 1945 года руководитель "Рабе", переодетый в форму майора 33-летний инженер Борис Черток сказал начальнику институтской разведки, что ему нужен Вернер фон Браун – создатель первых в мире управляемых баллистических ракет ФАУ-2. По замыслу Гитлера в конце 1945 года ФАУ-2 должны были бомбить Лондон, а года через два - Нью-Йорк. И за фрагментами ракет, и за их разработчиком охотились англичане, американцы и русские. Только этот барон мог исчерпывающе объяснить, как работает так называемое оружие возмездия.
Борис Черток появился в особняке фон Брауна через несколько часов после исчезновения хозяина. Тогда и возникло решение украсть немца. Чтобы проникнуть в американскую зону, начальник разведки Василий Харчев угостил американский патруль настоящей московской водкой, подарил часы и сказал, что ищет друзей. Только к вечеру веселая компания оказалась в доме у американского коменданта. Дело ограничилось пьянкой. Комендант клялся, что отдал бы Василию фон Брауна, но пленными немцами ведала специальная комиссия. Потом разведчика снова посадили в джип и с ветерком довезли до дома.
Инженер Королев был доволен, что затея с фон Брауном не удалась. У будущего главного конструктора были свои планы. Все, что удалось тогда отыскать в Германии, в 1946 году привезли домой, в Советский Союз и попытались воспроизвести. Уже в октябре 1947 года сумели пустить первую баллистическую управляемую ракету дальнего действия. Ракета называлась "Р-1". Она стартовала с площадки спешно строившегося полигона Капустин Яр, и пролетела 270 километров.
Черток работал с Королевым. Он формулировал задачи для смежников, а потом их двигатели и приборы встраивал в систему управления королевской ракеты. Отвечал за все, что происходило с ракетой после команды "Ключ на старт". Когда из-за отказа в системе ракеты взрывались, Королев называл Чертока "заржавленным электриком".
2 февраля 1956 года ракета Р-5М пронесла через космос головную часть с атомным зарядом. Пролетела 1200 километров, достигла Аральских Каракумов и наземный ядерный взрыв ознаменовал в истории человечества начало ракетно-ядерной эры. За создание Р-5М всем главным конструкторам присвоили звание Героев Соцтруда. Бориса Чертока наградили Орденом Ленина. Дома в коммунальной квартире накрыли праздничный стол. После первого тоста сосед - парторг ЦК Евгений Щенников произнес фразу, которую потом еще долго цитировали: "Борис, зачем тебе атомная бомба, когда у тебя есть Екатерина Семеновна?"
Борису Чертоку шел 22 год, когда на него, комсорга одного из цехов московского авиазавода №22 написали донос. Сообщалось, что его мать в юности была членом меньшевистской партии. Правда, за 3 года до рождения сына из партии вышла и больше политикой не занималась. Было собрание, Бориса перевели в рядовые электрики и отправили на перевоспитание в женскую бригаду. Во время укладки кабеля в тесном фюзеляже самолета контрольному мастеру Кате Голубкиной показалось, что новенький дотронулся до нее не случайно, и она дала нахалу пощечину. Да такую, что нахал сразу понял: жить без этой зеленоглазой красавицы не сможет.
Соперниц Екатерина Семеновна не боялась – она их знала в лицо. Вернее, ее, Р-7, первую межконтинентальную ракету Р-7. Чертоку ракета казалась самым прекрасным творением во вселенной. Не стесняясь насмешек, в присутствии коллег он однажды назвал ее "Галатеей", мраморной богиней, в которую влюбился скульптор. Над "семеркой", межконтинентальной ракетой, которая могла донести бомбу до США, работали 4 года. Параллельно отрабатывалась идея вывода с ее помощью на орбиту первого искусственного спутника Земли.
После запуска спутника межконтинентальная ракета Р-7 из носителя термоядерного заряда превратилась в ракету-носитель для космических аппаратов. В зависимости от назначения ее называют Спутником, Востоком, Молнией, Союзом. Для Бориса Чертока она навсегда осталась "семеркой".
После полета спутника в сознание людей вошло понятие "космос". А перед конструкторами встала новая задача – надо было создавать систему управления для космических аппаратов. Черток предложил Королеву в ОКБ-1, школу, которая возьмет на себя всю ответственность за систему управления полетами все космических аппаратов.
Задача формулировалась жестко: сфотографировать то, чего еще никто не видел, обратную сторону Луны. Времени на спокойный поиск решения не было, Кремль торопил Королева, Королев конструкторов. К осени 1959 года станция для фотосъемок Луны была готова. Всего было совершено три полета: одна станция прошла мимо, одна попала в Луну, а третья сфотографировала обратную сторону Луны и передала изображение на Землю.
Мир ликовал. Но увидеть обратную сторону Луны оказалось легче, чем узнать имена советских конструкторов. И тогда один восхищенный французский винодел просто попросил передать засекреченным русским гениям тысячу бутылок шампанского.
Выпили за Марс. Начиналась работа над программой межпланетных полетов. В конструкторских бюро шутили, что Хрущеву надо срочно на Марс. Идея "Вперед на Марс" из политической стала национальной. Все пели "Мужики, ищите Аэлиту, Аэлита – лучшая из баб". Неизвестно, читали ли "Аэлиту" американцы, но они не торопились. На подготовку марсианской программы у них отводились годы, а у нас месяцы. Однако, начальству казалось, что мы медлим.
Члены государственной комиссии повадились приходить в монтажный комплекс по ночам, хотели убедиться, что никто не спит. Торопились, нервничали. Наконец, состоялся пуск, потом другой. Обе ракеты сгорели в атмосфере. Председателем аварийной комиссии Королев назначил Чертока.
Астрономическое окно на Марс закрылось. Потом после таких же неудачных стартов закрылось окно на Венеру. Первый советский космический аппарат совершил посадку на Венеру в 1967 году, на Марс – в 1971 году. Это была уже эпоха пилотируемых полетов. За полет первого человека создатели космического корабля "Восток" были представлены к высоким правительственным наградам. Борис Черток стал героем Соцтруда.
Надвигался очередной юбилей Октябрьской революции, и подарком к празднику должна была стать стыковка космических кораблей "Союз-1" и "Союз-2". Однако, подарка не получилось. Сразу после старта "Союза-1" стало понятно, что стыковка невозможна из-за серьезных конструкторских ошибок. Стали сводить корабль с орбиты, но спастись космонавту не удалось. Командир корабля Владимир Комаров погиб во время посадки из-за отказа парашютной системы.
Космонавты Волков, Пацаев и Добровольский тоже погибли из-за политических амбиций. Двухместный "Союз" соревновался с трехместным американским "Аполлоном", экипаж полетел без скафандров.
После смерти Королева Борис Черток поочередно становился заместителем сменявших друг друга главных и генеральных конструкторов Василия Мишина, Валентина Глушко и Юрия Семенова. Основной задачей Мишина как наследника Королева, безусловно, была высадка на Луну. Программа "Н1-Л3". В США на решение такой же задачи бросили старого знакомого Бориса Чертока бывшего пленного немца фон Брауна. В отсутствие Королева тот сразу стал фаворитом лунной гонки.
Самую большую проблему для ракеты "Н-1" создавали двигатели, все испытания заканчивались взрывами. Надо было придумать систему, которая чувствовала бы назревающий взрыв и за доли секунды до него могла выключить двигатель. Это была задача для смежников. Была создана система "КОРД", но она не успела себя проявить. 20 июля 1969 года в разгар споров на очередном заседании аварийной комиссии по "Н-1" пришло сообщение: "Американцы на Луне". Программу "Н-1" закрыли, Черток сохранял невозмутимость.
Американцы совершили еще 5 экспедиций на Луну, а потом потеряли к ней интерес. Советский Союз сосредоточился на создании орбитальных станций, и эта программа стала международной и живет по сей день. За стыковки с ДОСами, долговременными орбитальными станциями "Салют" отвечал коллектив Бориса Чертока. Проект считался надежным, но экспедиции на орбиту и удачные, и неудачные всегда проходили с большими рисками. Стыковка со станцией "Салют-3" вообще могла закончиться гибелью космонавтов. Вскоре "Салют-3" свели с орбиты и утопили в Тихом океане. На заседании аварийной комиссии, как водится, наказали виноватых.
Команда Чертока в то время уже размышляла над новой идеей, организацией международных спасательных операций в космосе. Было предложено простое и остроумное решение: заменить стыковочную систему, известную в народе под названием "папа-мама" на универсальный андрогенный узел.
Этот узел сделал возможной стыковку прежде несовместимых систем – не только технических, но и социальных. В июле 1975 года на околоземной орбите вплотную подошли друг к другу 2 многотонные массы – советский корабль "Союз" и американский "Аполлон". Правда, из-за ухудшения отношений между двумя сверхдержавами следующая стыковка состоялась только через 20 лет, когда шаттл "Атлантис" сблизился со знаменитой советской станцией "Мир".
Первый базовый блок станции "Мир" был запущен в феврале 1986 года, от Чертока потребовали гарантий, что система управления позволит станции продержаться на орбите 3 года. "МИР" продержался в 5 раз дольше. Станция "МИР" удержалась на орбите и сохранила работоспособность, когда в 1997 году ее протаранил грузовой корабль "Прогресс". Но не выдержала другой катастрофы – распада Советского Союза. Космическую отрасль перестали финансировать, и под давлением правительства Совет главных конструкторов принял решение о ликвидации станции. "МИР" затопили в ночь на 23 марта 2001 года.
В 2004 году у академика Бориса Евсеевича Чертока умерла жена, с которой они прожили вместе 71 год. Но Екатерина Семеновна дала мужу возможность прожить новую жизнь, сделала неизвестного засекреченного конструктора Бориса Чертока знаменитым. Она заставила своего 80-летнего супруга написать книгу воспоминаний об их молодости, о ракетах и людях, о тех, кто ушел. Черток никого и ничего не забыл. Выяснилось, что этот молчаливый и чрезвычайно занятой сотрудник секретного предприятия всю свою жизнь вел дневники.
Вскоре книгу предложили переиздать на английском, и Черток в сопровождении молоденькой переводчицы отправился за океан. Сотрудники NASA решили произвести впечатление на патриарха советской космонавтики, и перестарались. 92-летнего русского дедушку в аэропорту встречала юная красотка, она катила перед собой инвалидную коляску. Мистер Черток вздрогнул как от удара, надменно выпрямился и сказал переводчице: "Лена, дайте ваши сумки", а потом легким шагом направился вон.
В США Борис Черток дал несколько пресс-конференций, подписал контракт на издание книги на английском и с чувством хорошо поработавшего человека отправился в аэропорт. Инвалидную коляску сконфуженные хозяева уже не предлагали. Так для Бориса Чертока закончилась "холодная война" и наступили горячие дни славы. Где бы он ни появился, выстраивается очередь за автографом.
В котором бы часу академик не лег, утром едет на работу в подмосковный город Королев. В ракетной корпорации "Энергия" Борис Евсеевич – главный консультант по системам управления. Обычно, когда его машина не на ремонте, водит сам. В последние годы у академика появилось простительное развлечение. Ему нравится производить впечатление своими паспортными данными.
Впрочем, у всех, кто знаком с академиком Чертоком, самое большое удивление вызывает не его возраст, а то, что этот почти столетний человек, по-настоящему молод и по-настоящему интересен молодым.
Первый канал.