Анатолий Крупнов родился 24 марта 1965 года в Москве, жил с родителями на Проспекте Мира, дом 180. Параллельно с учебой в средней школе занимался легкой атлетикой и учился в музыкальной школе по классу скрипки. Самостоятельно научился играть на гитаре и участвовал в ансамбле «Сверчки» при Доме пионеров.
По окончании школы поступил в МАДИ, который не окончил, решив посвятить свою жизнь музыке. В это время Крупнов приступил к освоению бас-гитары, которая затем навсегда становится его основным инструментом. Тогда он слушал Deep Purple, Nazareth, AC/DC, Queen, Genesis, Yes, Jethro Tull и другие популярные рок-группы 1970-х годов, оказавшие заметное влияние на его ранние песни. Но самой любимой группой, как он говорил, была Motörhead.
В конце 1984 года Крупнов начал играть в джаз-рок-группе «Проспект», в составе которой писал свои первые авторские рок-композиции. Постепенно раскрывающиеся лидерские качества Крупнова привели к тому, что на базе «Проспекта» он создал новый коллектив, ориентированный на набирающую моду «тяжелую» музыкальную стилистику — группу «Чёрный обелиск».
В августе 1988 года, после двух лет игры в основанном им же коллективе «Черный обелиск», Анатолий Крупнов перешёл на контрактную работу в один из наиболее профессиональных российских «тяжелых» составов — трио «Shah». Свой первый концерт в составе «Shah» Крупнов сыграл 3 августа 1988 года на Малой спортивной арене «Лужников», а затем отправился с группой на гастроли в Венгрию.
Поскольку скоростная музыка «Shah» требовала принципиально иного «запаса прочности», Анатолий Крупнов оставил функции фронтмена и автора песен, более серьёзно осваивая бас-гитару и оттачивая техническое мастерство. Совмещая интенсивные репетиции с каждодневными многочасовыми занятиями на инструменте, Крупнов в кратчайший период совершил серьезный качественный скачок в игре — за три месяца он поднял свои исполнительские навыки басиста на принципиально иной уровень.
Несмотря на все предыдущие достижения и найденный новый оригинальный саунд «Черного обелиска», Крупнов решил не останавливаться в своих музыкальных исканиях. Осенью 1993 года он присоединился к проекту Гарика Сукачева, получившему позже название «Неприкасаемые». Этот коллектив, первоначально собранный лишь для трех концертов в Калининграде (запись с которых была выпущена на CD в 1995 под названием «Между водой и огнем»), получил в итоге мощное развитие — в немалой степени благодаря сильному промоушену и «звездному» составу, собранному Сукачевым.
Отодвинув деятельность «Черного обелиска» на второй план, Анатолий Крупнов переключился на активную работу с «Неприкасаемыми», с которыми в итоге записал два ставших «классическими» альбома: «Брёл, брёл, брёл» (1994) и «Неприкасаемые, часть 2» (1995). Сотрудничество Крупнова с «Неприкасаемыми» продлилось до второй половины 1996 года.
В 1994 году у Анатолия Крупнова зародилась идея создания акустического сольного альбома вне рамок музыкальной стилистики «Черного обелиска». Проект получил рабочее название «Крупский и компания» и приступил к репетициям нового материала. Весной 1995 года была произведена студийная запись, однако Крупнов остался недоволен качеством музыкальной реализации и принял решение отложить работу в сторону (идею сольного альбома он воплотил позже с другими музыкантами в проекте под названием «Крупский сотоварищи»).
Осенью 1993 года Крупнов работал с группой «ДДТ» над песнями для альбома «Это всё…». Он получил предложение стать бас-гитаристом и аранжировщиком «ДДТ», приезжал на репетиции в Санкт-Петербург и делал аранжировки четырёх песен: «Духи», «Белая река», «Глазища», «Российское танго». Однако в итоге Крупнов принял решение остаться в Москве, уделяя внимание своим собственным проектам.
10 апреля 1995 года Крупнов записал акапельную обработку песни «Плещут холодные волны». В 1996 году сделал аранжировку и пишет партию бас-гитары для варианта песни «И кто его знает» в исполнении Людмилы Гурченко. Обе эти композиции появились на CD-сборнике «Митьковские песни» 1996 года.
В мае 1996 года совместно с музыкантами трио «Черный обелиск» и вокалистом группы «Ван Моо» Сергеем Савиным Крупнов записал рэп-фанк-композицию «Белый танец», в которой сочетал на бас-гитаре технические приемы слэп и тэппинг. В это же время делал набросок песни «Холодные дни», к участию в которой планировал привлечь певицу Алену Свиридову.
Осенью 1996 года Крупнов сыграл несколько концертов с группой «Воскресение», замещая на бас-гитаре Евгения Маргулиса.
Также в 1996 году Крупнов объявил о том, что пишет книгу «Записки пожилого мальчика».
В 1995 году Анатолий Крупнов играл в спектакле по пьесе «Контрабас» Патрика Зюскинда в театре им. Рубена Симонова. В качестве киноактера снялся в двух художественных фильмах: «Научная секция пилотов» (1996, режиссёр Андрей И) и «Право на выбор» (2000, режиссёр Евгений Митрофанов). Снимался в видеоклипах Гарика Сукачёва «За окошком месяц май» и групп «Колибри» «Волна» (1995) и «Квартал» «На последнем этаже» (1998).
Имел проблемы с алкоголем, злоупотреблял психотропными веществами. В 1996 году, полностью пройдя реабилитационный курс лечения от наркотической зависимости, Крупнов начал вести антинаркотическую радиопередачу на М-Радио.
После смерти Крупнова вышел его сольный, записанный в 1996 году, альбом «Крупский сотоварищи» «Чужие песни и несколько своих» — проект, который Крупнов первоначально пытался реализовать под рабочим названием «Крупский и компания». Диск состоит из акустических переработок нескольких песен, исполнявшихся Крупновым ещё в группе «Черный обелиск» («Я остаюсь», «Игрок», «Про любовь», «Аве, Цезарь», «Пельменная»), кавер-версий западных исполнителей («Dance Me To The End Of Love» Леонарда Коэна и «Soli» Адриано Челентано), обработок песен Александра Мирзаяна («Долго будем ожидать» и «Танго»), а также двух ранее неизвестных композиций «Вальс» и «Дорожная».
В 2000 году, спустя три года после смерти Крупнова, вышел двойной памятный CD «Анатолий Крупнов / Postальбом», дописанный музыкантами последнего состава «Черного обелиска» Дмитрием Варшавчиком и Александром Митрофановым. Первый диск представлял собой песни, которые Крупнов так или иначе, но успел записать. Второй содержал написанные, но незаписанные им композиции, спетые его товарищами: Гариком Сукачевым («Неприкасаемые»), Юрием Шевчуком (ДДТ), Александром Ф. Скляром («Ва-Банкъ»), Константином Кинчевым («Алиса»), Сергеем Савиным (Ван Моо), Жаном Сагадеевым («E.S.T.») и Павлом Фроловым («Ночные волки»).
В честь его выхода альбома 30 марта 2000 года в СК «Олимпийский» при полном зале состоялся «Postконцерт Анатолия Крупнова» — мероприятие с участием групп «Сплин», «Zdob Si Zdub», «Чайф», «Ва-Банкъ», «ДДТ», «Неприкасаемые» и др. Все музыканты в этот день исполняли со сцены песни Анатолия Крупнова.
С 1983 по 1991 год Анатолий Крупнов был женат на Марии Крупновой (Хелминской), с которой они познакомились 13 марта 1983 года в кафе «Марика» на Петровке, а поженились в день рождения Крупнова, 24 марта 1984 года в ЗАГСе района ВДНХ. В браке у них родились двое сыновей: Владимир (1985) и Петр (1990). Владимир окончил Российский университет дружбы народов по специальности «Лингвист», с 2013 по 2017 год работал на должности третьего секретаря посольства России в Италии. В 2017 году занял должность помощника главы Чувашии. С 2018 по 2020 год работал в представительстве итальянской строительной компании IRD Engineering s.r.l. В 2021 году основал и возглавил московское архитектурно-градостроительное бюро White Stones.
В период с 1991 по 1997 год жил с Алиной Волокитиной. Волокитина впервые увидела Крупнова на сцене на фестивале «Монстры рока» в «Крыльях Советов», когда он играл в составе группы «Шах». Потом их познакомила Анна Глинская, на тот момент бывшая замужем за Боровом («Коррозия Металла»). Крупнов и Волокитина жили на съемных квартирах.
Младшая сестра Крупнова, Наталья, проживает в Нидерландах.
В декабре 1996 года коллектив «Черный обелиск» в составе трио приступил к записи нового альбома, одним из рабочих вариантов названия которого был «Три товарища» (отсыл к книге Эриха-Марии Ремарка). Однако 27 февраля 1997 года на музыкальной студии «Турне» Анатолий Крупнов скончался от сердечного приступа, не дожив меньше месяца до 32-летия.
Последней видеосъемкой Анатолия Крупнова и группы «Черный обелиск» является выступление в телепередаче «Добрый вечер с Игорем Угольниковым», посвященной проекту «Странные скачки» памяти Владимира Высоцкого. Эфир программы состоялся 24 февраля 1997 года: на этой съемке группа исполнила песню «Жираф». Последнее телеинтервью Крупнова — передача «Акулы пера», записанная 9 февраля 1997 года и вышедшая в эфир уже после его смерти.
Анатолий Крупнов похоронен на Введенском кладбище Москвы (25 участок).
Это сообщение отредактировал Кажись - 27.02.2025 - 14:53