198


Здравствуйте, товарищи!
Знаю, что многие из вас трудятся или трудились на предприятиях нашей большой Родины, у меня к вам несколько вопросов, от чего появились, напишу ниже.
1. Какой процент коллектива в котором вы трудитесь, составляют люди в возрасте от 55 лет?
2. Кто заменит этих людей?
3. Реально ли их заменить «специалистами» из Средней Азии?
4. Готовы ли вы обучать таких специалистов и останетесь ли работать на предприятие, когда их станет больше, чем славян?
А теперь предыстория. Ютуб в раздаче выдал видео озаглавленное как «Вымирающая профессия РАБОТНИК ЗАВОДА», не рекламирую, но для понимания ситуации важно. Если кратко, молодой бизнесмен, открыл производство, резка металла, гибка, сварка, в общем заготовительный и сварочный участок. Производство находится в Подмосковье, бетонный ангар, видимо раньше был большой гараж. Удобств нет, туалет пластиковый, как на массовых гуляниях, душа нет, СИЗ не выдаётся, формы нет, вентиляция только в виде имитации, зимой холодно, летом жарко. При этом деньги на новые станки за десятки миллионов находятся. И вот в этом ролике человек сокрушается, дескать не найти людей, готовых учиться и работать. Русские конечно приходят, но чего-то не перенимают знания и уходят. Раньше набирали специалистов, дорогих, богато им платили, но они тоже не держатся. В итоге приходит к выводу, что будущее за кадрами из Средней Азии. Мой ответ, сформированный личным опытом, был следующий:
«Улыбнули рассуждения о кадрах)) Много лет на производстве, в частности занимаюсь под-готовкой людей по одной из редких, наукоёмких специальностей, ну и разумеется сам ручками шевелю. По опыту, если вы хотите получить качественного специалиста, к нему мало приставить наставника, который сам что-то умеет. Тут несколько составляющих успеха:
1. Умение наставника передавать знания. Он может прекрасно варить, быть отличным ЧПУшником, превосходно шлифовать. Но передавать знания это несколько другое умение, редко когда сочетающееся с хорошим швом или качественной полировкой.
2. Но вот счастье, специалист умеет передавать знания, педагог от Бога. Но как часто бывает, ему навязывают молодого, иди и обучи его. При этом не снимается текущих задач, не доплачивается существенных денег (хотя бы 30-50К) за работу с молодёжью. Возникает мысль: а зачем мне все эти головняки? Пусть сидит, смотрит, как я варю. Научится - хорошо, нет дак нет.
3. Видя такой подход молодой понимает, что ничего не понимает и у него просто начинают опускаться руки. У многих раз не получается, второй не получается, видно что человек старается, но чуть не хватает опыта, каких-то навыков. Они в будущем придут и он станет спецом, но в конкретно этот момент, его надо поддержать, чисто на уровне психологии дать толчок к дальнейшему развитию. Не мотивированный/ педагогически слабый наставник этим заниматься не станет, а зачастую ещё и пошутит не к месту, дескать туповат ты парень, руки под другое заточены.
4. Ещё что очень часто встречается в рабочей среде, человек годами варит, но теорию своего дела не знает совсем. Вроде и швы хорошие, всё качественно, а когда спросишь у него почему это так, а это эдак, жмёт плечами, вари и всё. И таким часто дают учеников, швы же хорошие! Любая рабочая специальность держится на теоретической базе. Вот когда эта база есть, то и ошибок сильно меньше, лучше понимание происходящего. Как следствие - выше запросы.
5. И так, мы медленно дошли до найма специалистов за "большие ЗП". Тут бы узнать, почему решили, что человек специалист? Только потому что работал много лет, но это не показа-тель. В чём сварка хороша, приходит человек, даёте ему электроды и просите заварить непо-воротную трубу, если без включений и пор заварит, значит умеет, значит специалист. Другой вопрос, что специалистам у вас делать не чего, они все на высоких, действительно высоких ЗП сидят и варят ответственные конструкции под рентген. Но мы снова сделаем допущение, что действительно хороший сварщик, решил поработать в гаражном производстве, в диких условиях, за средненькую ЗП, жизнь так сложилась, что поделать. Ему же у вас будет элементарно не интересно, задачи не его уровня. Если по началу он будет стараться, то спустя короткий срок ему будет скучно, не интересно всё это, вызова нет, удовольствие от труда отсутствует.
6. Опять же упоминался наставник, как отдельный человек не занятый непосредственным выполнением работ. Значит часть ЗП учащихся уходит на его содержание. И он актуален лишь тогда, когда есть всё новые и новые ученики. Как следствие, у него нет задачи вырастить специалиста (а он не два месяца формируется, а лет 5), ему нужны всё новые и новые люди, для оправдания своей деятельности. Но допустим, он задался целью, работает на результат. А вы, в свою очередь, подгоняете ему трудовые ресурсы из Азии. У вас проблемы с обучением людей из одной с вами культурной среды, людей знающих русский язык, в том числе сложную терминологию. А тут встаёт задача научить человека из аула, который на нашем то не говорит. Задача становится в разы сложнее, но с ней справляетесь успешнее?) Чую там дело не в сложности обучения наших, а в запросах нормальных условий обучения и труда, что обеспечить вы не можете.
7. Следующий шаг - специалисты из Азии. Опущу рассуждения на тему "Не покупай у сами знаете кого", тут не про то. Вам самим-то не страшно, доверять дорогущие станки, за адские миллионы, людям без образования, без каких-то обязательств, которые сегодня есть, а завтра уже не будет, причём уйдут вместе с оборудованием? Второй вопрос, как к этому относятся славяне, что работают у вас? Я бы например не смог работать, понимая что на мою работу нанимают гастеров, ведь следующий шаг снижение уже моей ЗП. Да и само по себе коробило бы такое отношение руководства.
Вместо итогов. У вас специалистов нет, не потому что они к вам не идут. Они вам просто не нужны ибо дороги и требовательны к условиям. Вы это понимаете, но признавать не хотите. Хотя честнее было бы самим себе и аудитории сказать, у нас такое производство, где хватит умений вчерашних строителей и дворников. И всё у нас заточено под этих "строителей и дворников", уровень ЗП, условия труда, скорее всего отношение к людям как источнику до-хода и не более того. Хапнуть, выжать из них по максимуму, а завтра будем дальше думать. На мой взгляд, вы идёте не туда.
З.Ы. Ещё реплику упустил, что "человек может и умеет варить, да шлифовать не может". Как же у меня горит от такого подхода. Вы разнорабочего ищите или сварщика? А как работа кончается, наверное ему предлагаете поехать огород перекапать. Специалист занимается чем-то одним, иначе это уже разнорабочий высокой квалификации и там оплата труда формируется совсем иначе. А не так, что за одну ЗП умелец на все руки.»
Спустя день раздумий, решил узнать обстановку на предприятиях по стране, как у вас? Да и послушать мнение, куда мы движемся, и что нас дальше ждёт. Хочется верить, что технологический рывок, что останется на каждом предприятие 2-3 узких спеца, работающих за высокую зарплату, а всё остальное роботы будут делать, которых эти спецы будут настраивать. Но видя происходящее вокруг, понимаю, что равшаны дешевле роботов.
Это сообщение отредактировал кпд - 11.07.2023 - 10:46