Почему же дороги ремонтируют и строят летом? И как построить настоящую дорогу?

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (7) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
IR145
11.07.2023 - 08:30
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 5.04.12
Сообщений: 7075
154
Меня часто задевает своеобразное мнение – «мы знаем лучше», но мы этого не делали.

И, конечно же, в таких случаях, основой написания является, зачастую, годный пост, но глупый (а для тех, кто в жару херачит под раскалённым солнцем – вообще не смешной). В данном случае – Шыдевр про дорожников.

Как же строятся НАСТОЯЩИЕ дороги? (Здесь и далее – рассказ о том, что я видел, что слышал, общаясь с указанными далее людьми, когда работал в дорожном строительстве в фирме, которая делала настоящие дороги, как раз эти командировки были мной описаны в посте про среднюю скорость).

Я сейчас буду использовать опыт строительства, точнее, реконструкции, дороги в ЦФО. Севера и прочее – это другая тема, там всё НАМНОГО сложнее.

Итак.

Что делает дорогу качественной? Во-первых, грамотный технолог. Который знает всю поднаготную. Во-вторых – грамотный управленец. В-третьих – грамотные рабочие. В-четвёртых – хорошая дорожная техника. Это не только катки, грейдеры, асфальтоукладчики, это ещё и бульдозеры, экскаваторы и прочая техника. (И не обойдём стороной геодезистов, те ещё ребята.)

Голова уже обычно кругом идёт. Но дальше вступает в действие контрольная лаборатория качества. И это – далеко не один человек, хотя руководитель данной службы – один из многих, кто должен быть лучшим.

Представим «простой» вариант. Вам надо реконструировать 50 км дороги. Федерального значения, способную на пропуск фуры с максимально допустимой массой в 28 тонн для.трёхосных седельных. Вы считаете, что именно такие будут там ездить? Как бы не так. Трёхосные с Тонаром спокойно фигачат по таким дорогам под нагрузкой в 50-60 тонн. А гарантия – она и есть гарантия.

Что надо делать? Технолог ответит. Строить с «запасом». Иначе с гарантией проблем будет больше, чем само строительство.

Окей. Начинаем с первого шага. Реконструкция.

Сначала надо построить объездные пути участка, который надо снести (напоминаю про бульдозеры и экскаваторы).

Если Вы думаете, что бульдозер – это такая херня, чтобы всё сравнять с землёй – я вас немного огорошу. Бульдозер применяется равно и для того, чтобы при поставке стройматериалов – песок, камень, создать гору высотой метров 25 и более (9-ти этажный дом) из этих материалов. Чтобы сократить площадь размещения. Иногда бульдозерам приходится идти под углом в 45 и более градусов, таща на отвале нагрузку. Там, где я работал, с такой задачей справлялись только мощные Komatsu.

Окей. Мы преодолели первую сложность. Сравняли дорогу с землёй. Какой следующий шаг?

Далее, надо возвести «подушку». Начальное основание делают из глины. Но. Не каждая глина подойдёт. Здесь вступает в действие та самая лаборатория качества, которая изучает состав глины. Глина поставляется не «абы как», а из конкретного карьера. Где она соответствует нужным параметрам.

Итак. Глина найдена. Возводим первоначальную подушку. И тут опа. Точнее, жопа. Глина, хоть какая, но переувлажниться от ливня – вполне сможет. Лаборатория качества заказчика (если он – не дебил, или ему пофиг) – это сразу обнаружит. Ну и собственная тоже. Что делать? Ну да. Возвращаемся назад, и срываем эту часть. Под ноль. Чтобы, снова возвести. (Зимой такое сделать?)

Окей. Возвели глиняную подушку (хорошо, успели между дождями). Дальше надо что? Возвести песчаную часть подушки. Этакий «демпфер». Песок, как и глина – тоже карьерный. Ни в коем случае не речной. Но и не каждый карьер подходит.

Прошёл дождь. Опа. Песок переувлажнился. Да что ж такое. Снимаем песок, отсыпаем заново. И хорошо, если лаборатория качества говорит – песок воду впитал, до глины вода не добралась. На нашем опыте – 10 км отсыпанной песком подушки пришлось срывать «под ноль» вместе с глиной, не успели песок отсыпать до нужной высоты.

Опять успели. Теперь наступает шаг отсыпки гравийной части основания.

Вообще, на дорогах федерального значения использовать известняк нельзя. Это делали раньше с помощью гранита (но у него есть проблемы), потом перешли на доломит.

Если подрядчик – нормальный, он не станет разбавлять доломит известняком. Увы, но многие основания дорог, которые я видел – примерно на 10-15% имеют в составе известняк. Так нельзя. Но мы – о качественной дороге.

Итак. Укладываем доломит. Тут нужны опытные грейдеристы, хороший грейдер, ну и вообще.

Фракция камня (размер) – имеет значение. На нормальных дорогах доломит дробится на АБЗ (Асфальто-бетонном заводе, чаще передвижном) на разные фракции. Сначала – грубая (максимальный размер), потом более мелкая. Слоёв может быть несколько, но не менее 2-х.

Опа. Опять прошёл дождь. Да что ж за херня-то такая? Но если фракции камня выбраны правильно, переувлажнения подушки из песка, тем более – глины, не произойдёт. Уфф. Отпустило. Но дождь переждать надо. И потом дождаться, пока всё просохнет.

Далее начинаем укладывать саму асфальто-бетонную смесь. Это смесь битума и камня.

Камень уже известен. Доломит. Что может пойти не так? Может.

В нашем случае, небезызвестная компания на букву «Л» вместо стандартного битума, на этапе укладки 3-го слоя АБС вместо битума поставила «воду». Т.е., жидкий битум. Такой использовать нельзя. Наша лаборатория быстро среагировала, гендиру пришлось срочно искать нового поставщика. А это – простите, везут по Ж/Д контейнерами (бочками).

Что касается слоев. Нормальная дорога строится из 3-х слоёв асфальта толщиной не менее 10 см на каждый. Первый – самый грубый, второй – выравнивающий (фракция большего дробления, меньше камень), 3-й – полотно (самая мелкая фракция).

И, не дай бог, опять пойдет дождь. (Да задолбал уже этот грёбаный дождь).

В итоге, дорога построена по всем правилам. Сколько она продержится? Те 50 км, что мы построили, продержались 12 лет до первого ремонта при гарантии 7 лет.

А вот теперь всё банально. Во-первых, строить дороги летом – единственный способ это сделать.

Во-вторых – качество дороги зависит от многих факторов. И, зачастую, от сознательности подрядчика/заказчика.

Но при этом, единственный сезон, при котором, если и подрядчик, и заказчик – настроены на результат, в любом случае – это лето.

В остальном, давно хотел написать, как строятся дороги, которые выдержат даже перегруз (в нашем случае заложенный запас прочности был примерно с расчётом на 100 тонн, это зависит от технолога, хотя по ТЗ было указано 25 тонн на 3-осник, 4-хкратное перекрытие ТЗ).

ЗЫ. Если кто-то скажет, что колея – это асфальт – нет. Это переувлажнённая подушка, либо неправильный состав глины/песка, либо гравийной части именно подушки (неоднократно наблюдал укладку песчаной основы речным песком). За колею отвечает именно подушка. А если во фракцию доломита на этапе АБС добавить даже 10% известняка – в этой точке из-за переходов минус/плюс температуры и влажности, известняк начнёт разрушаться. Появятся локальные выбоины. Которые потом будут латать и латать (это стандартное «оправдание» - мол, у нас, частые переходы плюс/минус. Доломиту и граниту это не страшно. Известняку – даже очень, что, как бы, намекает). А если подушку отсыпали с добавлением в гравийный слой известняка – пиши «пропало». Иначе, чем срыть эту подушку и отсыпать заново, хоть сколько асфальт перекладывай, не выйдет

ЗЗЫ. Хотя, бывает, что кладут болт и на битум, тогда он изо всех щелей вылезает наружу под давлением и нагревом, там другой характер колеи – битумные выступы. Что тоже, как бы, намекает, на чём именно «сэкономили». Хотя в таком случае, как правило, и подушка будет «так себе».

Поэтому в СССР многие дороги «выстаивали». Отсыпали часть подушки. Годик подождут. Потом ещё часть. И т.д. Есть у меня пример – дорогу строили 10 лет(!). Каждый слой выдерживали. Дорога продержалась 20 лет. И до сих пор стоит. Разве что асфальт переложили. Сейчас, конечно, так сделать нереально, но можно. И нужно. Вот только мало кто захочет так делать. Я не про время. Вполне можно уложиться и в один сезон. Но принципы – те же самые. Каждый слой дороги должен быть уложен по нормативам. Тогда и дороги будут хорошие.

Ну и последнее. Через три года после строительства того участка, мой приятель проехался по нему. На вопрос – «И как она?», ответил – «гладкая, как столешница». Было приятно осознавать, что приложил к этому руку.

Почему же дороги ремонтируют и строят летом? И как построить настоящую дорогу?
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
YaChelovek
11.07.2023 - 08:32
108
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 27.02.16
Сообщений: 358
Мне кажется, дороги строят не летом, а когда хотят спиздить

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Bashorc
11.07.2023 - 08:33
12
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.05.15
Сообщений: 9906
Все понятно. Дорожники хорошие, просто им с народом не повезло, который по их дорогам ездит.
А не ездили бы - дороги бы не ломались. Ну если асфальт дождем не смоет, то точно бы не ломались
Цитата
Поэтому в СССР многие дороги «выстаивали». Отсыпали часть подушки. Годик подождут. Потом ещё часть. И т.д. Есть у меня пример – дорогу строили 10 лет(!). Каждый слой выдерживали. Дорога продержалась 20 лет.

А что делать людям эти 10 лет? - Каким людям? gigi.gif

Это сообщение отредактировал Bashorc - 11.07.2023 - 08:34
 
[^]
sega89
11.07.2023 - 08:35
48
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 3.05.14
Сообщений: 103
Дороги делают так, чтобы через год опять её делать. Бюджет же надо осваивать.....
 
[^]
Щпрот
11.07.2023 - 08:36
-3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.09.17
Сообщений: 3753
Почему не делают настоящие автомобили, а приклеивают только шильдик, почему?
Почему так дохуя, что можно засрать этим весь пост, а ответ прост.
Да потому блядь, всё потому самому.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Vlrix
11.07.2023 - 08:36 [ показать ]
-15
ничего
11.07.2023 - 08:38
-3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 12.02.16
Сообщений: 8491
Ладна, чо, не буду портить асфальт.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Alexandr58
11.07.2023 - 08:39
68
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 19.03.19
Сообщений: 268
ТС, такое ощущение, что вышенаписавшие комментаторы - долбоебы, которым лишь бы насрать в комментах.
 
[^]
6yLOVEka
11.07.2023 - 08:39
11
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 27.04.11
Сообщений: 777
Зачем делать НАСТОЯЩУЮ дорогу, если через пару лет можно ещё попросить денег на ремонт той-же НАСТОЯЩЕЙ дороги.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
ПРИМа25
11.07.2023 - 08:39
1
Статус: Offline


Дед-пердед

Регистрация: 27.05.13
Сообщений: 17266
В Новосибирске помню стройбат и зимой асфальт укладывал. Прямо на снег.

Это сообщение отредактировал ПРИМа25 - 11.07.2023 - 08:40
 
[^]
Yorolgooy
11.07.2023 - 08:40
7
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 5.12.13
Сообщений: 364
Собственно, ничего нового - если хочешь хороший долговечный результат, просто сделай все правильно.

Вывод - в дорожном строительстве, как и в любой другой сфере деятельности, под контролем государства, процветает коррупция и воровство.
 
[^]
Arsan
11.07.2023 - 08:40
22
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.08.15
Сообщений: 1168
Со срыванием глиняно-песчаной подушкииз за того что дождь прошел вы конечно фантазер, батенька. Остальное даже читать не стал, такие фантазии.
Кроме укладки асфальта все прекрасно делается с температурой поверхности выше +5.
А вот как раз именно асфальт хорошо укладывать от 10 до 25 градусов. И это не температуры воздуха, а температуры почвы, подушки. Чтобы он нормально встал и не был пластилином от перегрева. Видел я этих мамкиных укладчиков. Воздух +35, земля под 60, а эти катают.
 
[^]
Татарин848
11.07.2023 - 08:41
-2
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 28.09.14
Сообщений: 49




Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
romamajestik
11.07.2023 - 08:41
8
Статус: Online


Приколист

Регистрация: 20.06.20
Сообщений: 222
нужны исследования грунта, геодезия, грамотная (дорогостоящая) подготовка основания дороги - а не просто слой асфальта сняли - новый налепили - как результат, на год и хватает, а дальше по кругу и все при деле

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Lyapin
11.07.2023 - 08:41
8
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 30.08.08
Сообщений: 334
Кольцевую в Питере каждое лето ремонтируют. Причём на одном и том же участке. Вроде и подушки нет, чтоб накосячить, один хрен разваливается.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Bob54
11.07.2023 - 08:42
5
Статус: Offline


Дуболом

Регистрация: 27.08.16
Сообщений: 529
Только дорогу сделали, а они сразу ездить по ней стали... Дороги не для езды, а для эстетики...
 
[^]
GREENkaR
11.07.2023 - 08:42
13
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 22.09.21
Сообщений: 206
это все конечно очень правильно в теории. но у нас никто так не строит. срезали верхний слой вместе с колеёй, все бросили, уехали, знаков не поставили... 2 недели ни слуху ни духу... потом пердячим паром круглосуточно асфальтоукладывают, создавая по утрам дичайшие пробки... кладут 2 слоя, проходит месяц и стыки уже есть... за все время этого мегаремонта было 2 дождичка...
 
[^]
AntonioKiev
11.07.2023 - 08:43
4
Статус: Offline


Киевлянин

Регистрация: 22.12.17
Сообщений: 14542
Настоящие дороги не нужны и даже вредны - по ним НАТО сможет проникнуть куда угодно. А так - застрянет.
 
[^]
lofasup
11.07.2023 - 08:44
7
Статус: Offline


Уставший

Регистрация: 27.09.22
Сообщений: 1305
Когда мимо нашего хутора в начале 80-х вдруг быстро построили двухполюсную бетонку, я прокатился на велике по ней до конца и оказалось что она упирается в военный аэродром..
Пошло 35 лет. Дорога как новая. кроме тех участков где гусеничные трактора заезжали с фермы или с поля. Что бы убрать разрушающееся щели некоторые участки покрыли асфальтом.
Это я к тому что в СССР умели строить нормальные дороги и даже бетонки, но чаще только для Столиц или для военных ( ракетовоз должен быстро добраться до стартовой площадки или аэродрома)
Но меня поразило что для создания швов в бетонной дороге использовали порезанные вручную конвейерные ленты.
Специальное оборудование для укладки бетона за рубежом купили, а расходники для правильной укладки бетонной смеси - нет.

Это сообщение отредактировал lofasup - 11.07.2023 - 08:48
 
[^]
smashSR
11.07.2023 - 08:45
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.02.09
Сообщений: 18737
видел как в башкирии при строительстве дороги какую то еще сетку укладывали.... эт армирование такое?
 
[^]
Nifnif1974
11.07.2023 - 08:46
1
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 25.02.15
Сообщений: 315
давай про вторую беду России...smile.gif
 
[^]
501ver
11.07.2023 - 08:46
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.01.18
Сообщений: 4429
А я вспоминаю участок дороги Мариинск- Томск. Вернее ее кемеровский участок. Ходит слух, что эта дорога спецом такая разъебанная, чтоб фуры не ехали через Томск. Ибо тогда деньги за Платон достанутся другой области.
 
[^]
maxilon
11.07.2023 - 08:47
-1
Статус: Offline


Пессимист

Регистрация: 3.09.15
Сообщений: 20370
Жалуется? А нахуй сам встал на пешеходном переходе? Вот и тем кто дороги делает на всех похуй. (это я про певца из ролик про дороги)

Это сообщение отредактировал maxilon - 11.07.2023 - 08:47
 
[^]
Лицеист
11.07.2023 - 08:47
11
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 16.06.15
Сообщений: 451


Размещено через приложение ЯПлакалъ

Почему же дороги ремонтируют и строят летом? И как построить настоящую дорогу?
 
[^]
Prigs
11.07.2023 - 08:48
17
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 30.05.11
Сообщений: 133
Цитата (IR145 @ 11.07.2023 - 08:30)
На нашем опыте – 10 км отсыпанной песком подушки пришлось срывать «под ноль» вместе с глиной, не успели песок отсыпать до нужной высоты.

ваш опыт не подсказал вам укладывать слои определёнными участками?) Вы шли 10км и шли бы дальше, надеясь что не будет дождя?) Что за бред)
Как и ещё многое в этом посте..
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 23522
0 Пользователей:
Страницы: (7) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх