72


"Во время работы во Франции он узнал, что ему присвоили звание Народного артиста СССР – это был последний список, а его фамилия этот список замыкала. Отреагировал на эту новость он с присущей иронией: "Начали Станиславским, а кем закончили...". Не укладывается в голове" – вспоминал один из близких друзей Олега Янковского.
Вернувшись в 1992 году из Парижа в Москву, Янковский впадает в отчаяние. Актер вспоминал: "Тогда наш кинематограф рухнул, вот и уехал в Париж на некоторое время. Когда вернулся, просто ахнул. Я как будто попал на другую планету. Какие-то барахолки в центре Москвы – у Большого театра, Детского мира – люди, торгующие шмотьем, на фоне уже появляющейся роскоши. Я даже из машины не стал выходить. Не хотел. Просто не хотел. Смотрел по сторонам и думал: "Господи, что стало с моей Родиной?" Мыслей об эмиграции не было, но постоянно думал, кому тут нужны актеры".
Хорошие актеры действительно никому были не нужны. Зато нужны были деньги, проекты, с которых "рубили кассу". Производство низкопробных фильмов стало конвейерным. Янковский вспоминал: "Тогда никто ни о каком творчестве не думал. Все хотели быстро заработать... и много. Талантливых актеров убирали. Стали клепать столько фильмов, что в какой-то момент мы перегнали даже Индию. Знаете, я был "отравлен" хорошим кино. Поэтому не мог сниматься в этом барахле. Благо вопрос денег тогда для меня не стоял. Были театральные постановки в Европе. Если бы совсем безвыходная ситуация была, то гордыню бы свою убрал. Когда тот период закончился, снялся в нескольких картинах. Но удовлетворения от них я не получил. В советские годы все было иначе".